знакомство с мордовским костюмом
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

знакомство с мордовским костюмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск

Департамент по социальной политике

Управление образования

МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»

Конспект занятия

в старшей группе на тему:

«Знакомство с мордовской одеждой»

(интеграция ОО «Познание», «Социализация»,

 «Коммуникация», «Здоровье»)

                                       

                                                                                               Подготовила:

                                                                                          Милкина М.В.

                                                                                  воспитатель высшей  кв.категории.

Саранск 2015 г.

Цель: Знакомство с мордовской национальной одеждой

Программное содержание: 
1. Познакомить детей с мордовской национальной одеждой. 
2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользование ими в речи. 
3. Обогащать и активизировать словарь детей (кямот, панар, нула, крганят).
4. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа.



Материал: 
Инсценирована выставка старинной одежды: панар – ожаки, нула, фарък, крганят; подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей одежду»: (карточки размера (30 на 40) на одной нарисован панар, на другой нула, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету панара и нулы); ленты атласные, бусины.

Предварительная работа: 
Чтение художественной литературы; посещение Краеведческого музея; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной мордовской одежде. 

Ход занятия: 

1 часть:

В: - Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости.  Они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся  с ними.

Р: - Здравствуйте!

В:- А теперь поздороваемся на мордовском языке.

Р:  - Шумбратада!

В: - Тячи минь мархтонт пофтама музеи, коса ванцасьс мокшень сядонголень щапнень. Но прежде чем повомс ареда  лятьфтасаськ кода лемоц республикать коса минь эрятама?

Р: -Минь эрятама Мордовияса.

В: -А кодо лемоц Мордовиять столицанц?

Р: - Мордовиять столицац городсь Саранск.

В: - А сейчас Маша прочитает для нас и для наших гостей стихотворение на мордовском языке

Стихотворение «Мокшень крайняй».

В:- Ребят, с  мордовским языком мы уже знакомы, я вас познакомлю с мордовской национальной одеждой.  И так,  сегодня я хочу пригласить вас в музей. А кто напомнит, что такое музей?

Р:- Для хранения вещей люди создали музей.

В:- Ребята, а вы знаете как нужно себя вести  в музее?

Р:- В музее нельзя толкаться, громко разговаривать, нельзя экспонаты трогать руками.

В:- Давайте пройдем с вами в первый зал, где представлена «Мокшанская женская праздничная одежда»

(Манекен с женской праздничной рубахой с надписью «Праздничная одежда»)

2 часть:

В:- Ребята, это мордовская праздничная женская рубаха.  А кто знает, как рубаха звучит по- мордовски?

Р:- По мордовски рубаха – это панар.

В:- Правильно, Маша. Рубаха по-мордовски называется панар. А эта рубаха называется панар-ожаки,  из-за вышивки рукавов. Такие рубахи одевали по праздникам. А на свадьбы девушки вышивали их сами.

На рубаху девушка завязывала фартук. Как по- мордовски называется фартук?

Р:-По мордовски фартук - фартък.

В:-Давайте и мы завяжем нашей мордовочке фартук. Дети, в народе говорят, что мордовочку сначала слышат, а потом видят. Как вы думаете, почему?

Р:- Так говорят из-за украшений,  которые она носит.

В:- А какие украшения знаете вы?

Р:- Бусы, колокольчики.

В:- Давайте оденем бусы нашей мордовочке. А как они называются по-мордовски?

Р: - По мордовски бусы – это кърганят.

В:- А вот колокольчики по- мордовски называются сёкт. Давайте с вами произнесём.

Р:- Сёкт.

В:- Дети, мордовские женщины всегда носили головной убор – платок. А по мордовски – это шамурвай. Давайте вместе скажем -  шамурвай.

Р:  - Шамурвай.

В: - На ноги мордовки надевали сапоги – кямот. Но в сапогах они ходили только по праздникам, а в такие дни носили лапти.

В:- Ксюша, скажи как звучит по- мордовски это слово.

Р: - По мордовски лапти - это карьхт.

В:- Правильно, карьхт.  Вот и нарядили мордовочку. Вот в таком наряде они ходили на праздники, и всегда пели и танцевали. Но пели они не только по праздникам, но и когда работали, отдыхали, вышивали…  А мордовские песни всегда отличались своей мелодичностью, певучестью. И как они исполнялись,   мы сейчас послушаем.  Давайте теперь  и мы с вами поиграем – отдохнем.

Физкультминутка.

Под мордовскую мелодию,  игра как с посохом, на ком музыка остановится, тот показывает элемент мордовского танца,  все остальные повторяют.

В: - Мы сейчас встанем в круг и будем передавать лапти (карьхт) друг другу под музыку, на ком остановится музыка, тот и показывает элемент мордовского танца.

В:-Ребята, наша экскурсия продолжается. Проходит во второй зал, где представлена «Повседневная женская одежда». В повседневную женскую одежду входили мордовское платье, фартук и платок. А кто скажет и покажет на манекене  - названия этих вещей  на мордовком языке?

Р: - Мордовка сначала одевала нулу, потом завязывала фартук и на голову  завязывала  руця.(ребенок показывает на маникене).

В:- Ребята, у нас в музее  случилась беда. Одежда старинная и со временем портится. Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете?  Панар-ожаки, фартук и нула износились.

В:- Задание: мальчики зашивают фартук, а девочки – панар и нулу. 


Дидактическая игра «Зашей одежду»


В:
- Встаньте около понравившегося элемента мордовской одежды и подберите правильную заплатку. Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки), чтобы подходили по форме, цвету одежды. И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки. 
В:- Дима, почему ты положил именно эту заплатку на дырочку?

Р:-Потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и фартук красный. 
В:- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Скажите, а какая одежда на мне, праздничная или повседневная?

Р: - На вас праздничная мордовская одежда.

В: - А как вы догадались?

Р: - Потому, что на вас панар-  ожаки, фартък, сёкт, крганят.

В:- Правильно. Дети, проходим в третий зал, где представлена «Мордовская мужская одежда». В старину мужчины наряжались в рубаху - панар с вышитым воротом. Ещё они подпоясывали его поясом. Одевали они льняные штаны и лапти.

В: - Ребята, на этом наша экскурсия в музей закончилась. Понравилось вам в музее? А теперь, давайте вернёмся снова в группу.


3 Часть: 
В:- Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу.
В: - Садитесь тихонечко на стульчики. Перед вами на столах лежит атласная лента и бусины. Нужно сделать украшение для мордовки, собрать бусы.

В: - У всех получили разные бусы. Молодцы! 
Возьмите свои работы домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили, что там видели.

Итог: 
- С чем мы познакомились?   
(Со старинным праздничным мордовским костюмом).
- Что нового узнали? 
- Какие новые слова?    
(панар – ожаки, сект, шамурвай).

В:- Пришло время прощаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями на мордовском языке.

Р:- Васедемазонк!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ"

Занятие предназначено для воспитателей логопедических групп....

Проект "Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.Нео...

Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...

Кукла в мордовском костюме

Мордовский костюм поможет ближе познакомиться с традициями и обычаями мордовского народа....

Конспект занятия "Мордовский костюм"

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Мордовский костюм"...

Волк в национальном мордовском костюме.

Вот такого волка мы совместно с родителями изготовили в предверии чемпионата по футболу....

Конспект образовательной деятельности В подготовительной группе на тему: «Знакомство с мордовским национальным костюмом» 2019г.

Уточнить знания детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Обратить внимание на национальный мордовский костюм, историю мордовского народного костюма, его особенности, разнообразия одеж...