Конспект НОД "Знакомство с мордовской народной игрушкой"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект
итоговой непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию (региональная модуль)
на тему: «Знакомство с мордовской народной игрушкой»
для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mordovskaya_igrushka.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
итоговой непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию (региональная модуль)
на тему: «Знакомство с мордовской народной игрушкой»
для детей среднего дошкольного возраста
Разработчик :Федотова Раиса Михайловна
Цель: продолжать знакомить детей с историей развития народной игрушки.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с разновидностями мордовской национальной игрушки. Учить различать в игрушках национальный колорит, расширять кругозор детей.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие и художественный вкус. Способствовать развитию интереса и познавательной активности.
Воспитывающие: воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой родине Мордовии, интерес к народной игрушке.
Предварительная работа: рассматривание и обследование с детьми различных видов мордовских народных игрушек.
Заучивание потешек, прибауток, песенок.
Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских игрушек.
Словарная работа – «гончар», «глазурь», «текстиль».
Сюжетные и творческие игры детей с использованием мордовских народных игрушек: свистулек, матрёшек, кукол в национальных костюмах.
Методы и приемы:
Игровой: дидактическая игра «Угадайка».
Наглядный: рассматривание игрушек, сравнение, рассматривание иллюстраций.
Словесный: прибаутка «Хоть я мал как шишечка».
Материал и оборудование: образцы мордовских народных игрушек, изготовленных из разных материалов (матрешки, куклы, свистульки, лошадки, Тавлинские сюжетные игрушки и т.д.). картинки и иллюстрации с изображением мордовских народных игрушек и народных мастеров, работающих над созданием игрушек.
Ход НОД:
Воспитатель: Раз – два – три – четыре – пять!
Становитесь вкруг опять.
Я улыбнусь вам, а вы мне и друг-другу
Мы спокойны и добры,
Мы приветливы и здоровы!
Сделайте глубокий вдох носом
И вдохните в себя свежесть, доброту и красоту
А выдохните через рот – обиды и огорчения.
Воспитатель: Эйкакшт, ютадо и озадо!
Дети, проходите и садитесь!
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста и скажите, что у меня на столе?
Дети: (предполагаемый ответ) игрушки, горшок и т.д.
Воспитатель: Правильно вы сказали. А еще можно сказать, что это мордовские народные игрушки. Эти игрушки сделаны из разного материала.
Воспитатель показывает на свистульки, посуду, птиц, животных из глины.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
Дети: Из глины (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Что такое глина?
Дети: Это природный материал.
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Глиняные.
Воспитатель: Молодцы! На территории Мордовии глиняную игрушку делали в русских сёлах, где занимались гончарством. Они, как правила, не расписывались, а просто покрывались глазурью.
Воспитатель: Давайте поиграем «Назовите игрушку».
Дети перечисляют названия с показом
Воспитатель: А вот эти игрушки (показывает на деревянные) сделаны мастерами Подлесной Тавлы.
Рассказ воспитателя: Тавлинская игрушка -это резная игрушка из неокрашенного дерева, изготавливаемая в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Центральное место в работах Тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни, присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов.
Воспитатель: А вот ещё одна разновидность деревянной игрушки - забавная птичка-свистулька, украшенная яркой росписью является музыкальной игрушкой.
Воспитатель: Для чего нужна такая игрушка? (Предполагаемые ответы: Чтобы она издавала свистящий звук; Чтобы играть на ней; Чтобы свистеть).
Задания:
Воспитатель: Покажите деревянную птичку-свистульку.
Воспитатель: Покажите, как она играет.
Воспитатель: (показывает на скалку) А это, что за игрушка?
Дети: Скалка (лаужо)
Воспитатель: Паро (хорошо). А для чего она нужна?
Дети: Чтобы раскатывать тесто.
Воспитатель: А если эти игрушки из дерева, то как скажем одним словом?
Дети: Деревянные.
Воспитатель: Послушаем прибаутку «Хоть я мал как шишечка».
(Читает ребёнок, берет в руки скалку и шишечку)
Хоть я мал как шишечка, Хоть вишкинян – шишкинян,
Скалочкой побитый, Лаужосо чавозян,
Как пойду я в баню Молиндерян мон баняв
Умоюсь и попарюсь, Шляндерян, паряндерян,
Всех белее буду! Весемеде ашо улян!
Когда встану на ступу Кода стян човар лангс
Всех я выше буду! Весемеде сэрей улян!
Воспитатель: Давайте дети поиграем в игру «Тренер и дети».
Воспитатель: Мон тренеран.
А тынь?
Дети: Эйкакшт.
Физкультминутка
Воспитатель: Отгадайте-ка мою загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Что такое матрешка?
Дети: Это игрушка.
Воспитатель: Почему матрешки одеты в мордовские костюмы?
Дети: Потому, что её сделали мордовские мастера.
Рассказ воспитателя: В 70-е годы в Мордовии были открыты цеха по росписи матрешек на деревообрабатывающих комбинатах в Ардатовском, Ромодановском, Краснослободском, Темниковском и Теньгушевском районах. Во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе. В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки- сувенира продолжается в авторском видении и исполнении.
Воспитатель: А у нас тоже есть девочки - матрешки. Сейчас они нам споют и спляшут.
«Мы мордовские матрешки»
Мы мордовские матрешки (кланяются)
Ладушки – ладушки (кружатся)
На ногах у нас сапожки (показывают на сапожки)
Ладушки – ладушки (кружатся)
Сарафаны наши белы (показывают на сарафан)
Ладушки – ладушки (кружатся)
В них мордовские узоры (показывают на узор)
Ладушки – ладушки (кружатся)
Мы кокошники надели (показывают на головной убор)
Ладушки – ладушки (кружатся)
И похожи словно сестры (переглядываются друг на друга)
Ладушки – ладушки (кружатся).
Воспитатель показывает на текстильные игрушки
Воспитатель: Кто из вас знает, что это за игрушки?
Дети: (предполагаемый ответ) эти игрушки сделаны из ткани, ниток и др.
Воспитатель: Это текстильные игрушки.
Воспитатель: Во что они одеты?
Дети: (предполагаемый ответ) в сарафаны, в мордовские платья и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Вам понравились игрушки?
Дети: Да, понравились.
Воспитатель: А еще что вам понравилось?
Дети: (предполагаемый ответ)
- А мне понравилась матрешка;
- А мне понравилась свистулька;
- А мне понравилась кукла из ткани.
Воспитатель: И мы знаем, что эти игрушки сделаны мастерами нашей Мордовии. Эти игрушки трех видов: глиняные, деревянные, текстильные.
Воспитатель: Умнички! Прявушкат!
Может быть кто-то из вас тоже станет мастером своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к беседе по патриотическому воспитанию "Саранск - столица Мордовии. Лямбирь", "Мордовская народная игрушка".
- Ребята, как вы думаете, что мы называем Родиной. (Ответы детей)-Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, ребята, родились и живём. Это наша малая родина – город Сара...
Конспект занятия по теме: "Мордовская народная игрушка".
Продолжать знакомить детей с мордовской народной игрушкой....
Конспект НОД по лепке "Лепка мордовской народной игрушки "Конь""
Конспет НОД для детей старшей группы...
Консультация для родителей "История мордовской народной игрушки"
Игрушка народная — часть народной культуры....
Мастер-класс по изготовлению мордовской народной игрушки- куклы из ткани и бумаги.
Пошаговые рекомендации по изготовлению куклы....
Презентация " Мордовская народная игрушка"
Презентация предназначена для детей старшей и подготовительной к школе группы....
Развитие речи "Мордовская народная игрушка"
Продолжать знакомить детей с творением народных рук – мордовской народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка...