Конспект НОД "Знакомство с мордовской народной игрушкой"
план-конспект занятия (средняя группа)

Федотова Раиса Михайловна

Конспект

итоговой  непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию (региональная модуль)

на тему: «Знакомство с мордовской народной игрушкой»

для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mordovskaya_igrushka.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

итоговой  непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию (региональная модуль)

на тему: «Знакомство с мордовской народной игрушкой»

для детей среднего дошкольного возраста

Разработчик :Федотова Раиса Михайловна

Цель: продолжать знакомить детей с историей развития народной игрушки.

Задачи:  

Обучающие: познакомить детей с разновидностями мордовской национальной игрушки. Учить различать в игрушках национальный колорит, расширять кругозор детей.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие и художественный вкус. Способствовать развитию интереса и познавательной  активности.

 Воспитывающие: воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой родине Мордовии, интерес к народной игрушке.

Предварительная работа: рассматривание  и обследование с детьми различных видов мордовских народных игрушек.

Заучивание потешек, прибауток, песенок.

Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских игрушек.

Словарная работа – «гончар», «глазурь», «текстиль».

Сюжетные и творческие игры детей с использованием мордовских народных игрушек: свистулек, матрёшек, кукол в национальных костюмах.

Методы и приемы:

Игровой: дидактическая игра «Угадайка».

Наглядный: рассматривание игрушек, сравнение, рассматривание иллюстраций.

Словесный: прибаутка «Хоть я мал как шишечка».

Материал и оборудование:   образцы мордовских народных игрушек, изготовленных из разных материалов (матрешки, куклы, свистульки, лошадки, Тавлинские сюжетные игрушки и т.д.). картинки и иллюстрации с изображением мордовских народных игрушек и народных мастеров, работающих над созданием игрушек.

Ход НОД:

Воспитатель:  Раз – два – три – четыре – пять!

        Становитесь вкруг опять.

        Я улыбнусь вам, а вы мне и друг-другу

        Мы спокойны и добры,

        Мы приветливы и здоровы!

        Сделайте глубокий вдох носом

        И вдохните в себя свежесть, доброту и красоту

        А выдохните через рот – обиды и огорчения.

Воспитатель: Эйкакшт, ютадо и озадо!

        Дети, проходите и садитесь!

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста и скажите, что у меня на столе?

Дети: (предполагаемый ответ) игрушки, горшок и т.д.

Воспитатель: Правильно вы сказали. А еще можно сказать, что это мордовские народные игрушки. Эти игрушки сделаны из разного материала.

Воспитатель показывает на свистульки, посуду, птиц, животных из глины.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети: Из глины (предполагаемый ответ)

Воспитатель: Что такое глина?    

Дети: Это природный материал.     

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: Глиняные.

Воспитатель: Молодцы! На территории Мордовии глиняную игрушку делали в русских сёлах, где занимались гончарством. Они, как правила, не расписывались, а просто покрывались  глазурью.

Воспитатель:  Давайте поиграем «Назовите игрушку».

Дети перечисляют названия с показом

Воспитатель: А вот эти игрушки (показывает на деревянные) сделаны мастерами Подлесной Тавлы.

Рассказ воспитателя: Тавлинская игрушка -это резная игрушка из неокрашенного дерева, изготавливаемая в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Центральное место в работах Тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни, присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов.

Воспитатель: А вот ещё одна разновидность деревянной игрушки - забавная птичка-свистулька, украшенная яркой росписью является музыкальной игрушкой.

Воспитатель: Для чего нужна такая игрушка? (Предполагаемые ответы: Чтобы она издавала свистящий звук; Чтобы играть на ней; Чтобы свистеть).

Задания:

Воспитатель:  Покажите деревянную птичку-свистульку.

Воспитатель:  Покажите, как она играет.

Воспитатель: (показывает на скалку) А это, что за игрушка?  

Дети: Скалка (лаужо)

Воспитатель: Паро (хорошо). А для чего она нужна?

Дети: Чтобы раскатывать тесто.

Воспитатель: А если эти игрушки из дерева, то как скажем одним словом?

Дети: Деревянные.

Воспитатель: Послушаем прибаутку «Хоть я мал как шишечка».

(Читает ребёнок, берет в руки скалку и шишечку)

Хоть я мал как шишечка,        Хоть вишкинян – шишкинян,        

Скалочкой побитый,        Лаужосо чавозян,

Как пойду я в баню                       Молиндерян мон баняв

Умоюсь и попарюсь,        Шляндерян, паряндерян,

Всех белее буду!        Весемеде ашо улян!

Когда встану на ступу        Кода стян човар лангс

Всех я выше буду!        Весемеде сэрей улян!

 Воспитатель: Давайте дети поиграем в игру «Тренер и дети».

Воспитатель: Мон тренеран.

А тынь?

Дети:  Эйкакшт.

Физкультминутка

Воспитатель: Отгадайте-ка мою загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружки.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Что такое матрешка?

Дети: Это игрушка.

Воспитатель: Почему матрешки одеты в мордовские костюмы?

Дети: Потому, что её сделали мордовские мастера.

Рассказ воспитателя: В 70-е годы в Мордовии были открыты цеха по росписи матрешек на деревообрабатывающих комбинатах в Ардатовском, Ромодановском, Краснослободском, Темниковском и Теньгушевском районах. Во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе. В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки- сувенира продолжается в авторском видении и исполнении.

Воспитатель: А у нас тоже есть девочки - матрешки. Сейчас они нам споют и спляшут.

                  «Мы мордовские матрешки»

Мы мордовские матрешки (кланяются)

Ладушки – ладушки (кружатся)

На ногах у нас сапожки (показывают на сапожки)

Ладушки – ладушки (кружатся)

Сарафаны наши белы (показывают на сарафан)

Ладушки – ладушки (кружатся)

В них мордовские узоры (показывают на узор)

Ладушки – ладушки (кружатся)

Мы кокошники надели (показывают на головной убор)

Ладушки – ладушки (кружатся)

И похожи словно сестры (переглядываются друг на друга)

Ладушки – ладушки (кружатся).

Воспитатель показывает на текстильные игрушки

Воспитатель: Кто из вас знает, что это за игрушки?

Дети: (предполагаемый ответ) эти игрушки сделаны из ткани, ниток и др.

Воспитатель: Это текстильные игрушки.

Воспитатель: Во что они одеты?

Дети: (предполагаемый ответ) в сарафаны, в мордовские платья и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята!

 Вам понравились игрушки?

Дети: Да, понравились.

Воспитатель: А еще что вам понравилось?

Дети: (предполагаемый ответ)

 - А мне понравилась матрешка;

 -  А мне понравилась свистулька;

 - А мне понравилась кукла из ткани.

Воспитатель: И мы знаем, что эти игрушки сделаны мастерами нашей Мордовии. Эти игрушки трех видов: глиняные, деревянные, текстильные.

Воспитатель: Умнички! Прявушкат!

Может быть кто-то из вас тоже станет мастером своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к беседе по патриотическому воспитанию "Саранск - столица Мордовии. Лямбирь", "Мордовская народная игрушка".

- Ребята, как вы думаете, что мы называем Родиной. (Ответы детей)-Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, ребята, родились и живём. Это наша малая родина – город Сара...

Конспект занятия по теме: "Мордовская народная игрушка".

Продолжать знакомить детей с мордовской народной игрушкой....

Консультация для родителей "История мордовской народной игрушки"

Игрушка народная — часть народной культуры....

Презентация " Мордовская народная игрушка"

Презентация предназначена для детей старшей и подготовительной к школе группы....

Развитие речи "Мордовская народная игрушка"

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – мордовской народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка...