Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия в старшей группе, направленного на продолжение изучения и углубление знаний дошкольников о мордовском фольклоре, способствует закреплению жанровых особенностей устного народного творчества и воспитанию чувства любви к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_mordovskim_folklorom.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ«Лямбирский детский сад № 3» Лямбирского района Республики Мордовия
конспект занятия «знакомство с мордовским фольклором»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории Синдянкина Н.А.
с. Лямбирь 2010
Задачи:
продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;
развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений;
воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;
формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;
развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;
обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе формировать доброе, высоконравственное отношение к окружающему миру.
Материал к занятию: изба, печка, дрова, лавочка, ведро с водой, ковш, макет солнца, корзина с овощами (картофель, тыква, капуста, редька, помидоры), ветка вербы, птичка из теста.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, снова на нашей мордовской земле наступила весна. Все рады приходу весны! Рады взрослые и дети! Рады звери и птицы! Давайте вспомним пословицы о весне.
Дети:
Весна красна цветами, осень – пирогами (Тундась мазы панчфса, сексень – серонь тяньфса).
Весна богата солнцем, осень – хлебом (Тундась козя синса, сексесь - кшиса).
Весенняя песня осенью завершается (Тундань морось сексенда аделяви).
Весной не посеешь – осенью себя проклянешь (Тунда а видят, сексенда эсь прят сюдат).
Весна красна цветами, лето – хлебами (Тундась мазы цеця куросо, кизесь - сюросо).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько мудрых пословиц вы назвали! Пословицы – это поучительные изречения. Не зря в народе говорят: «Сама пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро».
Воспитатель: Ой, ребята, пока мы с вами о весне пословицы вспоминали, погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка. Давайте его позовем!
Дети:
Солнышко, выйди, выйди,
Получишь ложку каши!
Солнышко, выйди, выйди, Получишь красного петушка!
(Чика, листь, листь,
Оев каша пенч максан,
Чика, листь, листь,
Якстеря атякш теть максан).
Воспитатель: Спасибо, ребята! Посмотрите, как солнышко засияло! Пора нам отправляться в гости к бабушке Груне. Она нас давно ждет.
(Дети проходят в музей «Мордовская изба»)
Бабушка Груня: Здравствуйте, ребятки! Проходите смелее, не стесняйтесь. Присаживайтесь! Я вас ждала. Все здесь прибрала, все дела переделала, за водой сходила, домашних животных накормила, в огороде грядки посадила. Хотите узнать, какой урожай я соберу осенью?
Дети: Да, хотим!
Бабушка Груня: Тогда слушайте мои загадки.
- У меня есть серая курица,
Несет яички в земляные гнезда (картофель).
(Монь ули серма саразом
Модань пизес альш)
- На грядке медвежьи головы
Без глаз, без ушей (тыква).
(Пандя лангсо овтонь прят,
Сельмевтеме, пилевтеме).
3. Сорок рубашек на ней,
Высокий корень под ней (капуста).
(Ниленьгемень палянзо,
Серей корен алонзо).
- Дед в земле,
Борода на земле (редька).
(Атясь модасо,
Сакалонзо ушосо).
- На грядке кустик,
На каждой ветке красная девица (помидор).
(Пандя лангсо юриэ
Эрьва тарадсонзо якстере тейтерне).
(Дети отгадывают загадки, бабушка Груня показывает овощи).
Бабушка Груня: Молодцы! Вы такие умненькие, все мои загадки отгадали. Ребята, хотите узнать, как встречали весну в старину?
Дети: Хотим!
Бабушка Груня: Тогда садитесь поудобнее и слушайте.
Ребята, наши предки считали, что весну на своих крыльях приносят птицы. Поэтому пекли из теста жаворонков, выходили в поле и зазывали домой перелетных птиц.
(Прослушивание песни «Птички, птички» («Нармонят, нармонят»)).
Бабушка Груня: Ребята, скажите, что возрождает все живое к жизни?
Дети: Солнышко!
Бабушка Груня: Конечно, вы правы! Молодцы! Наши предки верили, что добрые силы природы услышат их и придут им в делах на помощь. Поэтому они поклонялись солнцу. На масленицу пекли круглые блины, похожие на солнце, водили хороводы, жгли круглые костры.
(Хоровод «Весенний день» («Тундонь чись»)).
Бабушка Груня: Еще у мордвы с давних времен особым уважением пользовалась, ребятки, верба.
(Показывает ветку вербы)
Бабушка Груня: Верба – это первое растение, которое сообщает нам о том, что скоро оживет природа, придет тепло. Также считалось, что верба имеет свойства придавать здоровье и жизненные силы. Людям и животным. У мордвы был обряд «Хлестанье вербой». Давайте и мы поиграем в игру «Вербань хлыст».
(Дети стоят в кругу, ведущий бегает с вербой в руках и дотрагивается до детей. Дети должны подпрыгивать, кто не успеет подпрыгнуть, тот водит).
Бабушка Груня: Мордовский народ сочинял не только потешки да песни, но и сказки. Какие мордовские сказки вы знаете?
Дети: «Девушка-береза», «Лыковый кошель», «Серебряный зубок», «Соленый мед».
Бабушка Груня: Молодцы! А сегодня я вам расскажу новую мордовскую сказку «Лиса и медведь», сказку про весну.
(Рассказывание сказки).
Бабушка Груня: О чем рассказывается в сказке?
Как сказка начинается?
Как сказка заканчивается?
Что больше всего вам понравилось в сказке?
Бабушка Груня: Ребята, как я рада, что вы пришли ко мне в гости! И за это я вас угощаю леденцами – петушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное развлечение "Весемева - докат" (Молодцы - удальцы) подготовительная к школе группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
Конспект спортивного развлечения "Весемеа - докат" (Молодцы - удальцы)Программное содержание:1. Формирование двигательных навыков и умений2. Воспи...
Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...
Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...
Мордовский фольклор детям
познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству, развитие творческих сп...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...
Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"
quot;Знакомство с мордовским фольклором"...
Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»
Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...