Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект занятия  в старшей группе, направленного на продолжение изучения и углубление знаний дошкольников о мордовском фольклоре, способствует закреплению жанровых особенностей устного народного творчества и воспитанию чувства любви к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_mordovskim_folklorom.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ«Лямбирский детский сад № 3» Лямбирского района Республики Мордовия

конспект занятия «знакомство с мордовским фольклором»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории Синдянкина Н.А.

с. Лямбирь  2010

Задачи:

продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;

развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений;

воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;

развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;

обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе формировать доброе, высоконравственное отношение к окружающему миру.

Материал к занятию: изба, печка, дрова, лавочка, ведро с водой, ковш, макет солнца, корзина с овощами (картофель, тыква, капуста, редька, помидоры), ветка вербы, птичка из теста.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, снова на нашей мордовской земле наступила весна. Все рады приходу весны! Рады взрослые и дети! Рады звери и птицы! Давайте вспомним пословицы о весне.

Дети:

Весна красна цветами, осень – пирогами (Тундась мазы панчфса, сексень – серонь тяньфса).

Весна богата солнцем, осень – хлебом (Тундась козя синса, сексесь - кшиса).

Весенняя песня осенью завершается (Тундань морось сексенда аделяви).

Весной не посеешь – осенью себя проклянешь (Тунда а видят, сексенда эсь прят сюдат).

Весна красна цветами, лето – хлебами (Тундась мазы цеця куросо, кизесь - сюросо).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько мудрых пословиц вы назвали! Пословицы – это поучительные изречения. Не зря в народе говорят: «Сама пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро».

Воспитатель: Ой, ребята, пока мы с вами о весне пословицы вспоминали, погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка. Давайте его позовем!

Дети: 

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди, Получишь красного петушка!

(Чика, листь, листь,

Оев каша пенч максан,

Чика, листь, листь,

Якстеря атякш теть максан).

Воспитатель: Спасибо, ребята! Посмотрите, как солнышко засияло! Пора нам отправляться в гости к бабушке Груне. Она нас давно ждет.

(Дети проходят в музей «Мордовская изба»)

Бабушка Груня: Здравствуйте, ребятки! Проходите смелее, не стесняйтесь. Присаживайтесь! Я вас ждала. Все здесь прибрала, все дела переделала, за водой сходила, домашних животных накормила, в огороде грядки посадила. Хотите узнать, какой урожай я соберу осенью?

Дети: Да, хотим!

Бабушка Груня: Тогда слушайте мои загадки.

  1. У меня есть серая курица,

Несет яички в земляные гнезда (картофель).

(Монь ули серма саразом

Модань пизес альш)

  1. На грядке медвежьи головы

 Без глаз, без ушей (тыква).

(Пандя лангсо овтонь прят,

Сельмевтеме, пилевтеме).

             3. Сорок рубашек на ней,

Высокий корень под ней (капуста).    

              (Ниленьгемень палянзо,

              Серей корен алонзо).

  1. Дед в земле,

Борода на земле (редька).

(Атясь модасо,

Сакалонзо ушосо).

  1. На грядке кустик,

На каждой ветке красная девица (помидор).

(Пандя лангсо юриэ

Эрьва тарадсонзо якстере тейтерне).

 (Дети отгадывают загадки, бабушка Груня показывает овощи).

Бабушка Груня: Молодцы! Вы такие умненькие, все мои загадки отгадали. Ребята, хотите узнать, как встречали весну в старину?

Дети: Хотим!

Бабушка Груня: Тогда садитесь поудобнее и слушайте.

Ребята, наши предки считали, что весну на своих крыльях приносят птицы. Поэтому пекли из теста жаворонков, выходили в поле и зазывали домой перелетных птиц.

(Прослушивание песни «Птички, птички» («Нармонят, нармонят»)).

Бабушка Груня: Ребята, скажите, что возрождает все живое к жизни?  

Дети: Солнышко!

Бабушка Груня: Конечно, вы правы! Молодцы! Наши предки верили, что добрые силы природы услышат их и придут им в делах на помощь. Поэтому они поклонялись солнцу. На масленицу пекли круглые блины, похожие на солнце, водили хороводы, жгли круглые костры.

(Хоровод «Весенний день» («Тундонь чись»)).

Бабушка Груня: Еще у мордвы с давних времен особым уважением пользовалась, ребятки, верба.

(Показывает ветку вербы)

Бабушка Груня: Верба – это первое растение, которое сообщает нам о том, что скоро оживет природа, придет тепло. Также считалось, что верба имеет свойства придавать здоровье и жизненные силы. Людям и животным. У мордвы был обряд «Хлестанье вербой». Давайте и мы поиграем в игру «Вербань хлыст».

(Дети стоят в кругу, ведущий бегает с вербой в руках и дотрагивается до детей. Дети должны подпрыгивать, кто не успеет подпрыгнуть, тот водит).

Бабушка Груня: Мордовский народ сочинял не только потешки да песни, но и сказки. Какие мордовские сказки вы знаете?

Дети: «Девушка-береза», «Лыковый кошель», «Серебряный зубок», «Соленый мед».

Бабушка Груня: Молодцы! А сегодня я вам расскажу новую мордовскую сказку «Лиса и медведь», сказку про весну.

(Рассказывание сказки).

Бабушка Груня: О чем рассказывается в сказке?

Как сказка начинается?

Как сказка заканчивается?

Что больше всего вам понравилось в сказке?

Бабушка Груня: Ребята, как я рада, что вы пришли ко мне в гости! И за это я вас угощаю леденцами – петушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...

Мордовский фольклор детям

познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству,  развитие творческих сп...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...

Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"

quot;Знакомство с мордовским фольклором"...

Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»

Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...