Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
статья (старшая группа)
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnaya_mudrost_napominaet_nam.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
В сложной противоречивой ситуации сегодняшнего дня работа по духовно – патриотическому воспитанию детей становится одной из актуальных. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой.
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников).
Изучение регионального компонента проходит через ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением. Затрагивает все образовательные области познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; Познакомить с именами знаменитых земляков; Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях и традициях Волгоградской области; Сформировать знания о живой и неживой природе Волгоградской области; Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
Использование регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам). 2. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родной области: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы и т.д.)
3. Знакомство с областью входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своем родном городе способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как: «День города», «Музеи нашего города», «Народная культура и традиции». Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что я хотела донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
«Познавательное развитие» - знакомство с природой родного края осуществляется, на прогулках, во время наблюдений, была создана выставка фотографий «Достопримечательности города».
Речевое развитие – провожу беседы («Знаменитые земляки», «Сохрани природу родного края). Обогащаю представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов живущих на территории Волгоградской области.
«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей страны и поэтов Волгограда.
На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и посуды и утвари, овладевают умениями рисования орнаментов на силуэтах посуды, одежды.
«Социально – коммуникативное развитие» - знакомлю детей с элементарными сведениями о местонахождении города на карте России, достопримечательностями, символикой города - герб, флаг.
Даю первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов, говорю о национальной кухне, традиционной национальной одежде.
В работе использую мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Царицын - Сталинград - Волгоград», « Достопримечательности города Волгорада»).
Консультации для родителей «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»).
Региональный компонент: - дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными. - позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности; - дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...
Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Система работы в МК ДОУ детский сад №6 с.Грачевка...
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Доклад на районную августовскую конференцию...
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
ПЛАН Введение...
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом ...
ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.
ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...