Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
консультация по теме
внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внедрение НРК в образовательный процесс ДОУ | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение национально-регионального компонента
в воспитательно-образовательный процесс
дошкольного учреждения
Э.Р. Наурусова, зам. зав. по ВМР МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка» г. Салехард
В.А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
К началу XX века традиционная культура народностей Крайнего Севера была слабо изучена европейской академической наукой, особенности же традиционного художественного видения взрослых, а тем более детей, практически не изучены и не описаны искусствоведами и поныне.
В своей книге «Стать человеком» доктор педагогических наук В.А. Караковский, размышляя о процессе воспитания, вспоминает формулу известного французского педагога Селистена Фрэне, в которой последний дает понять, что меру воспитательного воздействия каждый педагог соотносит с конкретными условиями, образом жизни и гуманными отношениями.
Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Выявление специфики развития региона способствует решению не только важных общедидактических, но и частнодидактических принципов, в частности национально - регионального компонента.
Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. Достижение цели возможно через реализацию следующих задач:
- формирование определенного отношения ребенка к родному краю;
- знакомство с особенностями народно – прикладного искусства коренных народов Севера;
- формирование представлений о флоре и фауне родного края;
- формирование представлений о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле).
Реализация национально-регионального компонента отражается в образовательных областях:
Формы работы | Создание предметно-развивающего пространства | ||
условия учреждения | условия группы | ||
Физическая культура |
| изостудия «Живинка»; стенд «Мой ЯМАЛ»; театральная студия «Дюймовочка» | уголок «Северный край»; образцы народно-прикладного творчества; подборка методического и дидактического материала |
Безопасность |
| ||
Познание |
| ||
Социализация |
| ||
Труд |
| ||
Коммуникация |
| ||
Чтение художественной литературы |
| ||
Художественное творчество |
| ||
Музыка |
|
Задачи реализации национально – регионального компонента
Образовательная область | Задачи в разрезе возрастной группы |
Физическая культура | Средняя группа Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, энергично отталкиваться и приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед необходимые при проведении игр коренных народов Севера (прыжки через нарты и т.д.). Учить точному броску в движущуюся мишень для развития навыков «охотников», являющихся основными в национальных играх северного народа. Старшая группа Развивать волевые качества, присущие коренным народам Севера: выносливость, быстроту («Каюр и собаки»). Учить навыкам необходимым в играх, отражающих промыслы коренных народов (оленеводы, охотники), а именно: сохранять равновесие при приземлении, ходить скользящим шагом («Куропатки и охотники»). Подготовительная к школе группа Продолжать развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить набрасывать кольцо (обруч, веревочную петлю) для развития ловкости и глазомера, присущие героям национальных игр (оленеводы, охотники). Совершенствовать умение прыгать на двух ногах через несколько препятствий (нарты). Развивать мышечную силу рук, через использование игр, отражающих профессию рыбака. |
Социализация | Средняя группа Расширить знания детей о достопримечательностях родного города, учить замечать красоту его улиц, воспитывать чувство гордости за родной край. Приобщать детей к играм народов Севера. Пополнить и расширить знания детей о ЯНАО. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов Севера. Старшая группа Знать и владеть информацией о родном городе (в какой республике находится город, историю его создания), знать названия 3-4 улиц города, знать его достопримечательности (Музейный комплекс им Шимановского, Храм, Мечеть, памятник Первопроходцам, Ледовый дворец и др.). Уточнить и расширить знания детей о Ямало-Ненецком автономном округе. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Знать домашний адрес, телефон, уметь описать дорогу домой, знать значимые здания по дороге в детский сад (магазины, почта, парк, больница и т. д.). Подготовительная к школе группа Уточнить и расширить знания детей о Ямало-Ненецком автономном округе, городе. Сформировать определенное отношение ребенка к родному краю; конкретные яркие представления активного отношения к окружающей жизни. Развивать искренние чувства любви к родным местам. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
Познание | Средняя группа Познакомить с особенностями природы Севера (ранний приход осени, долгая снежная, морозная зима, поздняя весна, короткое лето).Расширять представления о растительности родного края: грибы, ягоды. Дать представление об олене (внешний вид, польза человеку). Дать элементарные представления об образе жизни и быте коренных народов Севера (чум, из чего сделан, об одежде коренных жителей, как и из чего она сшита). Старшая группа Расширить знания детей об особенностях природы севера. Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи (полярная ночь). Знать и различать явления природы: пурга, метель, северное сияние. Узнавать и называть растения лесотундры: кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина); деревья (ель, сосна, береза, осина); травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица); ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика); грибы (боровик, подберезовик, мухомор). Узнавать и называть животных, обитающих на Ямале: 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова полярная, куропатка, синица). Знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведи). Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы). Знать животных и растения Ямала занесенные в Красную книгу. Называть коренных народов Ямала (ненцы, ханты, селькупы). Формировать представления о быте и труде людей: охота, оленеводство, рыбный промысел. Знать природные богатства Севера: нефть, газ. Иметь представление о труде людей нашего города. Подготовительная к школе группа Знать и называть животных, обитающих на Ямале: звери (горностай, песец, тюлень, морж, бурундук); птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан); рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка). Различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам: деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза); кустарники (багульник, ива, карликовая береза); травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма); ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик, маховик). Иметь представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам. Знать и называть природные богатства Ямала и их значение в жизни людей. Иметь представления о труде людей по освоению Севера и истории Салехарда. |
Музыка | Средняя группа Познакомить детей с музыкальным творчеством ханты и ненецкого народа, его колыбельными песнями, учить подпевать отдельные мотивы. Продолжить знакомство с музыкальными народными инструментами (бубен, колокольчик). Использовать их в музыкальных играх, в подыгрывании народной музыки (оркестр). Продолжить учить детей выразительно передавать в музыкально – ритмических движениях образы животных и птиц Ямала. Старшая группа Продолжать знакомить детей с творчеством народов севера, характером исполнения народных песен (от протяжного распева до ритмичной скороговорки). Сопровождать пение игрой на бубне. Обогащать музыкальными впечатлениями, слушая народную музыку и песни. Прививать уважение к традициям и обычаям коренных жителей Ямала. Подготовительная к школе группа Расширять знания детей о народной музыке коренных народов Ямала. Узнавать мелодии знакомых песен (колыбельная, бытовая). Знать и исполнять песни современных композиторов о северном крае. Изображать в музыкальных играх характерные движения: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы. Использовать народные игры в самостоятельной деятельности. |
Художественное творчество | Средняя группа Продолжать учить изображать элементы узоров, состоящих из квадратов и прямых линий (чум, головешки, оленья тропа), передавать в работе их колорит. Старшая группа Узнавать и называть орнаменты народов ханты и ненцы. Использовать орнаменты коренных народов Севера в украшении предметов быта (кисы, малица, ягушка). Знать орнаменты: «заячьи ушка», «оленьи рога», «мужская голова», «женская голова». Узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви. Подготовительная к школе группа Знать народные орнаменты, различать и называть их: «медвежьи ушка», «телячьи ножки», «волчий капкан». Использовать орнамент коренных народов Севера в украшении предметов быта, одежды, обуви: ягушка, кисы, сумочка и т.д. Уметь делать поделки из бересты, аппликацию из меха. |
Чтение художественной литературы | Средняя группа Учить правильно, воспринимать содержание ненецких сказок, сопереживать героям; учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из ненецких народных сказок, сопереживать героям; учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных ненецких сказок, развивать интерес к культуре коренных народов Севера; учить понимать содержание стихотворений ненецких авторов; значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Старшая группа Развивать способность детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения коренных народов Севера; формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей Ямала; познакомить детей с легендами Севера, дающих информацию о быте и труде коренных народов; формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству жителей Севера. Подготовительная к школе группа Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведения коренных народов Севера. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, драматизациях, (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умения интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы. Формировать необходимые моральные качества (гуманизм, честность, скромность, справедливость, трудолюбие, патриотизм, выраженные в традициях коренных народов Севера. Формировать устойчивый интерес к устному творчеству жителей Ямала. |
Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих округ. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.
Литература
- Барков А. «Кто на Севере живет».
- Болобан М.. «Ознакомление дошкольников с традициями народов Севера». Ж. « Дошкольное воспитание» №12, 1989г.
- Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: «Академия развития», «Академия К0», 1999.
- Комитет по культуре Администрации Пуровского района ЯНАО «Земля Пуровская» издат. « Кладезь». 1996.
- Костюченов В.Н. «В мире целебных растений» - Смоленское обл. книжное издательство «Смядынь», 1995.
- Миловский А.С. «Песнь жар-птицы»: Рассказы о народных праздниках. - М.:»Детская литература».,1987.
- Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. ООО «Миралл» Санкт-Петербург 2005г.
- Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста, Санкт - Петербург, «Просвещение», 1998 г.
- Преловский А. «Сибирские истоки». М.: Молодая гвардия. 1984.
- Сангин В. М. «Второе рождение»: Произведения зачинателей литератур народностей Севера и Дальнего Востока. М.: - Современник, 1983.
- Селезнева З.Л «Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера». Ж «Дошкольное воспитание»№8.
- Тишков В.А. «Народы России»: /энциклопедия/ - М.: Большая российская энциклопедия.
- Федорова Л. В. «Северные родники» /Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
- Шаламов М. Золотая чаша: Сказки - Пермь: Стрелец,1996.
- Шебеко. А. «Съедобные растения тундры» Полярный круг. Издательство «Мысль» 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе
В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....
Воспитание валеологической культуры дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс
Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии внешней среды. Её предметом является индивидуальное здоровье человека, его резе...
Презентация к консультации "Телесно - ориентированная терапия, как здоровьесберегающий компонент воспитательно - образовательного процесса".
Телесно ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста....
Модель работы по физической культуре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Представленная модель применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры, подскаже...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...