"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
проект на тему
«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы
«Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л.
Градусова) в проектной деятельности и интеграцию регионального
компонента во все образовательные области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.pptx | 1.95 МБ |
sistema_raboty_po_reg_komp.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Региональный компонент: «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В.А. Сухомлинский
Актуальность
Мониторинг уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста целевых ориентиров на этапе внедрения регионального компонента
Цель: внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи
Научно-методическая основа Проблемой научных исследований о культуре народа, национальной культуре и народной педагогики занимались
Направление работы по реализации программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом Южный Урал». Методическая работа с педагогами Работа с детьми Организация работы с родителями Обеспечение и развитие предметно-развивающей среды Взаимодействие с социо-культурными центрами
Целевые ориентиры воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях и средствах народной педагогики Показатели воспитания и развития детей на основе использования культурно-исторических традиций Показатели воспитания и развития детей на основе использования фольклора Показатели воспитания и развития детей на основе использования народного декоративно-прикладного искусства Целевые ориентиры развития детей на основе использования народных игр
Мониторинг уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста целевых ориентиров на этапе завершения реализации регионального компонента
Патриотические уголки
Проекты: Уральские горы, Челябинская область
Проекты: Мой город. Моя семья.
Проект: «Мое генеалогическое древо».
Проект: «Мое генеалогическое древо».
Проект: «Герб моей семьи».
Выставка рисунков «Достопримечательности Бакала».
Фестиваль-конкурс: «Уральские самоцветы».
Конкурс патриотической песни в рамках Муниципального проекта: «Детские сады где воспитывают патриотов».
Праздники»Лучше папы друга нет», «Мама милая моя»
Ярмарка.
Масленица.
«Осенний покров»
«Уральская кукла - берегиня ».
Картотеки: Народные башкирские подвижные игры; Хороводные игры; Альбомы: Улицы нашего города, Любимое блюдо моей семьи .
М ини-музей «Культура и традиции народов Южного Урала».
Мини-музей: «Военная техника»
Мини-музей «Посуда уральских мастеров».
Мини-музей: «Куклы в национальных костюмах Урала».
Взаимодействие с Дворцом культуры горняков.
Взаимодействие с детской библиотекой.
Взаимодействие с краеведческим музеем БРУ.
Взаимодействие с краеведческим музеем БРУ
Тематические занятия: «День России», «День народного единства».
Картотека электронных презентаций. Быт и предметы утвари Города Челябинской области Природные заповедники Южного Урала Знакомство с национальными костюмами Каслинское художественное литье Костюмы народов Урала Красная книга животных Челябинской области Легенды Урала Родина моя-любимый мой Бакал Уральские промыслы Традиции народов Урала Природа Южного Урала
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37.
Старший воспитатель: Деревянных О.Н.
Слайд 1«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Слайд 2 -3Актуальность темы
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Слайд 4 Нормативно-правовая база
- Обоснование важности, актуальности заявленной темы прослеживается в ряде законодательных документов, которые вы видите на слайде. Особенно хотелось бы остановиться на Законе Об образовании, где прописаны принципы государственной политики в сфере образования, это принципы гражданственности, патриотизма, (ст.3, п.1, подп.3); защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст.3,п.1,подп.4).
- А принципы дошкольного образования, прописанные ФГОС, это
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; (1.4, п.6)
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.(1.4, п.9)
«Конвенция о правах ребенка»,
статья 29
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
Стандарт направлен на решение следующих задач:
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Духовно-нравственное, этнокультурное развитие пронизывает все образовательные области:
В соответствии с введением ФГОС в образовательной программе нашего дошкольногообразовательного учреждения появилась часть, отвечающая за реализациюрегионального компонента, которую коллектив должен был адаптировать к условиям нашего детского сада.
Слайд 5-6
Поэтому в целях совершенствования системы работы национально-культурной направленностимыпровели мониторинг уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста целевых ориентиров на этапе внедрения регионального компонентана начало проектной деятельности, онпоказал, что из 47 детей старшего дошкольного возраста, 18 детей не были знакомы с историей и культурой Южного Урала, частично знали ее 29 воспитанников, полностью знающих историю и культуру народов Южного Урала на начало проекта не было.
Слайд7-8-9-10-11
Все вышесказанное определило тему нашей инновационной деятельности:
«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы
«Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л.
Градусова) в проектной деятельности и интеграцию регионального
компонента во все образовательные области.
Задачи:
1. Изучить становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической
литературе;
2.Разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по реализации регионального компонента.
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей, специалистов ДОУ, родителей;
4.Обеспечить предметно-развивающуюсреду, необходимую для реализации регионального компонента.
Слайд12-13
Направления работы
Методическая работа с педагогами
Обеспечение и развитие культурно-предметно-развивающей среды
Работа с детьми
Организация работы с родителями
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Слайд 14-15
Ресурсная основа
Патриотические уголки в группах
Слайд 16
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Поэтому методическую работу с педагогами мы начали с: повышения их компетентности в аспекте внедрениярегионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через изучение образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал»
Программа изучалась на семинаре.
На первом его заседании, педагоги ознакомились со структурой программы, ее целями, задачами, концептуальными основами, целевыми ориентирами, особенностями организации развивающей предметно-пространственной среды.
На втором заседании педагоги ознакомились с содержательным разделом программы по всем образовательным областям, методическим материалом по использованию народных традиций в обучении и воспитании детей, особенностями планирования образовательной деятельности с участниками образовательных отношений.
Третье заседание прошло в форме презентаций развивающей среды по краеведческому воспитанию детей в группах. Целью данного мероприятия
было создание в группах условий для реализации программы «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л. Градусова).
Педагоги всех возрастных групп отразили в развивающей среде
интеграцию регионального компонента в разные виды деятельности и
образовательные области.
В физкультурных уголках групп были оформлены картотеки народных игр и атрибуты к ним, в уголкахизобразительной деятельности тематические выставки по народно-прикладному искусству, в группах был создан мини-музей, тематика которого менялась ежемесячно: «Гербарий растений Урала», «Промыслы Южного Урала», «Посуда Южноуральского фарфорового завода», «История семьи в новогодних игрушках» ит.д.Музыкальные уголки групп пополнилисьнародными музыкальными инструментами, картотекой хороводных игр. Вкнижных уголках групп появились картотеки фольклора Южного Урала, встаршей группе была оформлена тематическая выставка, которая позволиладетям ознакомиться с творчеством уральской поэтессы Н.Пикулевой, вподготовительной группе детьми был изготовлен макет по сказке Бажова«Хозяйка медной горы» и оформлена тематическая выставка по еготворчеству. В театральных уголках совместно с родителями дети изготовилиразные виды театра по народным сказкам.
В музыкальном зале дошкольного учреждения был организован мини-музей«Культура и традиции народов Южного Урала». В нем были представленымакеты жилища, предметы быта народов, живущих на Южном Урале, куклыв национальной одежде.
На протяжении всего учебного года в дошкольном учреждении
функционировала творческая группа по внедрению регионального
компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ результатом ее
деятельности стала разработка вариативной части ООП ДОУ и плана-схемы
проектной деятельности по теме «Наша малая родина – Южный Урал».
Педагогами всех возрастных групп были разработаны проекты по
внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный
процесс дошкольного учреждения с учетом возраста детей и результатов
диагностики освоения детьми целевых ориентиров программы «Наш дом —
Южный Урал».
Первая младшая группа работала над проектом «Фольклор Южного
Урала» . В младшем дошкольном возрасте ведущими
задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на
произведения фольклора, формированию понимания его основного
содержания, речевое развитие детей через средства фольклора.
его разучивать.Широко использовался фольклор из программы «Наш дом — Южный Урал» в режимных моментах вовремя умывания, приема пищи, одевания-раздевания.
Во второй младшей группе реализовывался проект «Фольклор для
малышей» Целью проекта было приобщить детей к культурным ценностям инародным традициям Южного Урала. Развивать у детей интерес к
народному фольклору.Была подобрана литература по
фольклору, изучено программно-методическое обеспечение по развитию
речи, оформлены картотеки фольклора, народных игр,
«Фольклор для самых маленьких», изготовлен макет «Русская изба»,
пополнены предметами народного быта сюжетно-ролевая игра «Дом-семья»,
музыкальный уголок аудиозаписями колыбельных из серии «Бабушкины
сказки».
В средней группе реализовывался проект познавательно-творческий «Мой любимый город» Целью проекта было познакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями, природой и животным миром.
В группе старшего дошкольного возраста программа «Наш дом -
Южный Урал» реализовывалась через проект «Мы жители Урала». Проект был нацелен на краеведческое воспитания детей старшего
дошкольного возраста, организацию взаимодействия с родителями по
формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание
в группе развивающей предметно-пространственной среды с учетомпрограммы «Наш дом - Южный Урал».Работа шла по трем направлениям:«Человек и его семья» , «Природа Южного Урала», «Обычаи и традиции народов Южного Урала».
На заключительном этапе проекта была проведена
диагностика освоения воспитанниками целевых ориентиров программы
«Наш дом - Южный Урал» в форме викторины «Уральский калейдоскоп».
Диагностика проводилась для того, чтобы зафиксировать оценочные
показатели данной группы после внедрения проекта.
Она показала, что воспитанники, значительно улучшили свои
показатели по уровню освоения целевых ориентиров программы «Наш дом -
Южный Урал», в группе отсутствуют дети не знакомые с культурой народов
Южного Урала. Полученные результаты отчетливо свидетельствуют об
эффективности проведённой работы по внедрению регионального
компонента на основе программы «Наш дом – Южный Урал».
В подготовительной к школе группе реализовывался проект по теме:
«Мой край родной».
Целью проекта было: способствовать обучению и воспитанию детей на
идеях народной педагогики Южного Урала, помочь детям войти в мир
народной культуры, сделать ее своим достоянием, через разные виды
деятельности формировать представление о культуре Южного Урала, его
традициях. В книжном уголке
оформлена картотека фольклора, тематическая выставка по творчеству П.Бажова. В уголке изобразительной деятельности оформлены тематические папки по промыслам народов Южного Урала. В уголке природы изготовлены
альбом «Красная книга животных Южного Урала». Сюжетно-ролевая игра «Дом» была пополнена предметами народной утвари.
То есть региональный компонент был интегрирован практически во все
зоны предметно-развивающей среды групп.
На втором, практическом этапе проекта работа по его реализации велась втрех направлениях: «Природа и животный мир Южного Урала», «Традиции быт народов Южного Урала», «История и культура Южного Урала».
Диагностика на конец проектной деятельности из 47 воспитанников усвоилицелевые ориентиры программы «Наш дом - Южный Урал» 48 % детей,частично усвоили 52 %, воспитанников, не усвоивших целевые ориентировпрограммы «Наш дом - Южный Урал», нет, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимали народные праздники и традиции, которые изучались во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, Ярмарка хлеба, Покров День.и др.
Важным условием эффективной реализации проектной деятельности
по внедрению программы «Наш дом - Южный Урал» являлась, на наш
взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы
сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания,
консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники,
выпуск буклетов, участие в проектах, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогали собирать для уголков, предоставляли фотоматериалы, участвовали в
народных праздниках, помогали шить народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Так же в рамках сетевого взаимодействия нашими партнерами являются: краеведческий музей БРУ; ДДТ, ДКГ. Дети с большим интересом ходят на экскурсии в музей, посещают тематические мероприятия ДКГ.
Заключение
В ходе нашего исследования изучался инновационный подход к
внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный
процесс дошкольного учреждения. Было изучено становление исследуемой
проблемы в психолого-педагогической литературе, выявлены противоречия втеории и практике введения регионального компонента в воспитательнообразовательную работу, изучена и внедрена в практику программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова, А.В. Градусова, Е.Г.Лопатина). Исследование подтвердило гипотезу о том, что процесс внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ будет более эффективным, если его интегрировать во все образовательные области, используя при этом в проектной деятельности.
Вывод Таким образом, задачи современного образования, в русле его модернизации, задачи воспитания, развития полиокультурной компетентности детей дошкольного возраста и своеобразие проектной деятельности имеют многообразные точки соприкосновения и способствуют решению задач личностного развития ребенка. Реализация поликультурных проектов способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности.
Формируя компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Доклад на районную августовскую конференцию...
Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»
Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...
«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»
Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...