Программа Кружка «Маковка
рабочая программа
Объект изучения: история и культурное наследие России.
Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальность:
Дошкольный возраст – возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности: доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родной стране, ее природе, культуре, истории. В выборе содержания для знакомства я остановилась на русских народных традициях. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи.
Цель: Приобщение детей к культурному наследию русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_makovka.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида №122»
ПРИНЯТО на Совете педагогов МБДОУ детским садом комбинированного вида № 122 протокол от «_26_» _08__2015г | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ детского сада комбинированного вида № 122 приказ от «_27_» 08. 2015г № |
Программа
Кружка «Маковка»
Разработала программу:
Воспитатель: Комлева.Н.Л
Хабаровск 2015
Объект изучения: история и культурное наследие России.
Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальность:
Дошкольный возраст – возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности: доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родной стране, ее природе, культуре, истории. В выборе содержания для знакомства я остановилась на русских народных традициях. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи.
Цель: Приобщение детей к культурному наследию русского народа.
Задачи:
1.Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, формировать умение различать наиболее известные виды декоративной живописи ( дымковская, хохломская, городецкая, жестовская, гжельская), понимать особенности изделий разных промыслов.
2. Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества: пословицам, поговоркам, сказкам: их меткости, лаконичности, глубокому смыслу.
3. Развивать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре, быту, дать представление о старинной одежде и обуви.
4. Развивать приобщение к истокам национальной культуры и истории, это знакомство с народными праздниками и возрождение русских традиций.
5. Воспитывать навыки совместной деятельности с детьми и взрослыми, радость от достижения общего результата, желание помогать товарищам.
6. Развивать духовно – нравственные качества детей.
Основные направления:
1.историческое
2.духовное
3. литература и искусство
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство родины.
- к систематизированному знанию о прошлом родной страны.
Формы проведения занятий:
Познавательные, ознакомительные, виртуальные экскурсии
Литературные, театрализованные гостиные
Работа в мини музеях в группах, проектные работы
Познавательные беседы.
Исследовательская деятельность: составление буклетов, презентация роликов-слайдов, альбомов.
Методические приемы:
1.Исследовательская деятельность.
2.Поисковая деятельность.
3.Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических бесед, праздников, конкурсов).
4.Индивидуальная работа с дошкольниками.
5.Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).
6.Проведение выставок быта русской избы.
7.Участие в конкурсах.
Механизм реализации программы:
Организация экскурсий в музеи.
Посещение концертов фольклорного коллектива «Млада».
Создание и оформление мини музея в группе
Создание Лэпбука
Результаты реализации программы:
Приобретение знаний по истории и культуре России.
Развитие и укрепление у дошкольников чувства любви к родине.
Формирование личности патриота и гражданина своей страны, посредством знаний по истории и культуре России.
Методы определения результативности:
Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование. Мониторинг проводится 2 раза: в начале деятельности кружка в младшей группе (входная диагностика) и в конце подготовительной группы (итоговая диагностика)
Режим кружка:
- кружок проводится по сетки НОД
Методическое обеспечение: Бойчук. И.А, Попушина. Т.Н. « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»
Художественная литература, энциклопедии:
Бойчук. И.А, Попушина. Т.Н.» Мы гордимся стариной, стала нам она родной!
Дайн. Г. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры.
Волина. В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь.
Лупоядова. Л.Ю, Лупоядов. В.Н. В гостях у истории.
Панкеева. И. Полная энциклопедия быта русского народа.
Соломенникова. О.А. Радость творчества.
Брудная. Л.И., Гуревич. З.М., Дмитриева. О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев.
Перспективный план кружка « Маковка» - младшая группа.
Тема недели | Тема занятия | Задачи |
« Мой детский сад» | « Раскудрявая береза» | Познакомить с березой – самым почитаемым, любимым, счастливым деревом нашего народа; желания проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу. Стр.98 |
« Дары природы» | « Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем» | Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса к малым фольклорным жанрам, желанию вступить в диалог со взрослым. Стр.11 |
« Игрушки» | « В гости к нам пришли матрешки» | Познакомить с русской матрешкой, вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки. Стр. 35 |
« Золотая осень» | « Коза – хлопоты» | Развивать умение слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям. Стр. 26 |
« Домашние животные» | « Кот Васька» | Познакомить с домашним животным – котом, его внешним видом, повадками. Воспитывать умение слушать художественное произведение, при повторном чтении предоставлять возможность договаривать слова и фразы. Стр. |
« Транспорт» | « Ярмарка игрушек» | Познакомить с веселой ярморкой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении. Стр. 52 |
« Я человек» | « Заюшкина избушка» | Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия, оценивать поступки героев, с помощью педагога инсценировать отрывки из сказки. Стр. 36 |
« Труд взрослых, профессии» | « Трудится – всегда пригодится» | Учить понимать назначение произведений искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, восхищение мастерством человеческих рук. Стр. 48 |
« Дикие животные» | « Три медведя» | Воспитывать желание слушать сказку, следить за развитием действия, активно откликаться на воображаемые события, сопереживать героям произведения. Стр. 70 |
« Моя семья» | « На лугу пасутся ко…» | Развивать стремление отгадывать загадки, учить быть активными слушателями, познакомить с домашними животными, трудом людей по уходу за ними. Стр. 74 |
« Учимся дружить» | « Веселые музыканты» | Познакомить с русскими народными инструментами – балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание играть на них. Стр. 78 |
« Музыка» | « Баю – баю – баиньки» | Познакомить с колыбелью. Вызвать интерес к колыбельной песне, способствовать использованию колыбельных песен в играх. Стр. 19 |
« Мой дом» | В горнице» | Познакомить с горницей, ее убранством. Вызвать желание слушать сказку, сопереживать героям, отвечать на вопросы по содержанию. Стр.9 |
« Я и мое тело» | « Зимушка – зима» | Вызвать интерес к богатству русского языка, сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности. Стр. 40 |
« Зима» | « Морозко – мороз» | Учить чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе. Стр. 38 |
« Дымковские расписные» | Познакомить с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Стр. 51 | |
« Русское народное творчество» | « Каша масляная, ложка крашеная» | Воспитывать желание и умение слушать художественное произведение, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве – расписных ложках. Поддерживать интерес к художественной деятельности. Стр.23 |
« Мир предметов вокруг нас» | « Коляда – коляда» | Познакомить с праздником Рождества, обычаем коледования, ряжения. Эти праздники – часть истории великого русского народа, учить встречать гостей. Стр. 43 |
« Мир животных и птиц» | « Теремок» | Воспитывать интерес к загадкам, стремление их отгадывать, развивать умение слушать, отвечать на вопросы, способствовать развитию интереса к миру животных. Стр. 30 |
« Я в обществе» | « Что за чай без самовара» | Познакомить с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сладостями. Стр. 31 |
« Наши папы» | « Едет Масленица» | Познакомить с праздником Масленицы. Вызвать желание участвовать в его проведении. Стр. 56 |
« Безопасность» | « Дети по лесу гуляли» | Вызвать интерес к русским народным играм, желание играть совместно, выразительно передавать игровые действия в сочетании со словами. Стр. 54 |
« Мамин праздник» | « Нет милее дружка, чем родная матушка» | Воспитывать любовь к маме, уважение к ее труду, желание порадовать маму и не огорчать ее. Стр. 58 |
« Мы помощники» | « Пошла млада за водой» | Познакомить с предметами старинного обихода – деревянными ведрами, коромыслом. Вызвать желание сходить по воду к колодцу. Стр. 44 |
« Следопыты» | « Домовенок» | Познакомить с печкой, ее внешним видом, назначением. Воспитывать интерес к труду, желание быть трудолюбивым, помогать взрослым. Стр. 27 |
« Книжкина неделя» | « В гостях у сказки» | Развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением, радость эмоционального сотрудничества и сопереживания. Стр. 60 |
« Здоровье» | « Потягунюшка – порастунюшки» | Вызвать интерес к слушанию потешек, желание их проговаривать, обыгрывать. Стр. 21 |
« Весна» | « Яичко не простое, золотое» | Познакомить с праздником Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. Вызвать интерес к пасхальным играм. Стр. 72 |
« Домашние птицы» | « Петушок, петушок» | Познакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам. Стр. 17 |
« Добрые волшебники» | « Из бабушкиного сундука» | Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность и активность, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым. Стр. 46 |
« ПДД» | « Здравствуй, солнышко – колоколнышко» | Способствовать открытию мира словесного искусства, побуждать интерес к природе, первым весенним признакам. Стр. 62 |
« Цветы и деревья» | « Снегурушка и лиса» | Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству. Помогать читать наизусть небольшие потешки, заклички. Вызвать радостное настроение от встречи весны. Стр. 68 |
« Мой город» | « Приди, весна с радостью» | Развивать умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в художественном произведении. Развивать интерес к природе. Стр. 71 |
Перспективный план кружка « Маковка» - средняя группа.
Тема недели | Тема занятия | Задачи |
Мой детский сад | « Золотая осень» | Развивать интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнения и суждения; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы. Вызвать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова. Стр. 161 |
Ребенок и взрослые | « Делу - время, потехе – час» | Дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости, вызвать желание оказывать посильную помощь, быть трудолюбивым, самостоятельным. Стр. 307 |
Какой я . Мое тело. | « Водичка, водичка» | Продолжать знакомить с русской народной культурой, познакомить с предметами обихода. Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность, самостоятельность. Познакомить со сказкой « У страха глаза велики», вызвать желание слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Стр. 200 |
Дары природы. | « Праздник урожая» | Дать представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить обобщать растения по месту их произрастания. Познакомить с русской народной сказкой « Вершки и корешки». Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор. Стр. 150 |
Домашние животные | « Уж как я ль свою коровушку люблю» | Расширять представления о многообразии устного народного творчества. Высказывать интерес к русской народной сказке « Хаврошечка», сочувствие к героям сказки, попавшим в еду. Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят. Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость. Стр. 169 |
Удивительный предметный мир | « Печь – матушка» | Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей. Воспитывать живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать ( по описанию, отдельным отрывкам, сказочным героям). Стр. 179 |
Мой край | « Русь деревянная» | Развивать интерес к русским народным промыслам ( посуда), деревянным музыкальным инструментам, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Стр. 263 |
Труд взрослых. Профессии | Хлеб – всему голова. | Дать понятие о том, что хлеб – всему голова. Уточнить представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Учить внимательно слушать сказку « Колосок», оценивать поведение героев сказки, вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия. Стр. 155 |
Поздняя осень | « Баю – баю баюшок» | Познакомить с колыбельными песнями как жанром фольклора. Открывать мир словесного искусства, вызвать желание слушать сказку « Гуси лебеди», сопереживать героям. Развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей. Стр. 195 |
Моя семья | « Ох, лапти, да лапти, да лапти мои» | Расширять представления о жизни русского народа в старину, вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям. Познакомить со сказкой « Пузырь, соломинка и лапоть», учить понимать смысл и делать выводы. Стр. 269 |
Наши добрые дела | « По щучьему велению» | Познакомить с небылицами как жанром устного народного творчества, русской народной сказкой « По щучьему велению», учить понимать выразительность образа, юмора.Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами. Стр. 241 |
Комнатные растения | « В гости к нам пришли матрешки» | Продолжать знакомить с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность, характер. Учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает, вызвать желание создавать красивое своими руками. Стр. 235 |
Мальчики и девочки | « С хлебом – солью всякая шутка хороша» | Познакомить с русским обычаем встречать гостей хлебом – солью.Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи. Вызвать эмоциональный отклик на сказку « Лиса и журавль», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности. Стр. 175 |
Зимушка – зима | « Здравствуй, зимушка – зима, хорошо, что к нам пришла» | Развивать интерес к зимним явлениям в природе, умением любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам. Познакомить с русской народной сказкой « Заюшкина избушка». Вызвать сочувствие к героям сказки, желание помогать, развивать чуткость, отзывчивость, справедливость. Стр. 228 |
Народное творчество | « Глиняные расписные» | Познакомить с русской народной сказкой « Глиняный парень»; развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения. Познакомить с глиной и ее свойствами. Вызвать интерес к дымковским игрушкам, желание лепить и использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек. Формировать эстетическое отношение к предметам искусства. Стр. 182 |
Новогодние чудеса | « Волшебный сундучок Деда Мороза» | Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок. Вызвать интерес к русской народной сказке « Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний. Стр. 210 |
Каникулы | ||
Юные волшебники | « Святки» | Познакомить с русским народным праздником, традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Стр. 218 |
Почемучки | « В горнице» | Познакомить с деревянными изделиями в горнице и их украшением ( резьба, роспись). Воспитывать уважительное отношение труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Вызвать интерес к русской народной сказке « Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, передавая характер, интонации, действия сказочных персонажей. Стр. 184 |
Зимние забавы | « Ходит конь по бережку» | Расширять представления о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня; показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора. Познакомить с репродукцией картины В. Васнецова « Богатыри». Стр. 319 |
Волшебные слова ( этикет) | « Едет Масленица дорогая» | Познакомить с русским народным праздником Масленица, основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами. Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию. Стр. 254 |
Наши папы | « Солдатушки, бравы ребятушки» | Дать понятие о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве. Стр. 251 |
ОБЖ | « Сказки русского народа» | Развивать интерес к русским народным сказкам о животных, вызвать желание слушать сказку « Зимовье», учить передавать свое отношение к поступкам сказочных героев, учить передавать характер героя в речи, движениях, пении, мимики, жестах. Стр. 246 |
Мамин праздник | « Сердце матери лучше солнца греет» | Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду. Приобщать к художественной культуре; вызвать интерес к слушанию сказки, стихов о маме, учить понимать смысл пословиц и поговорок. Стр. 259 |
Помогаем взрослым | « Козонька рогатая, козонька бодатая» | Развивать интерес к устному народному творчеству, желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев, воспитывать положительное отношение к находчивости, смекалке, умению размышлять. Стр. 290 |
Искусство и культура | « Из – за леса, из – за гор» | Развивать эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю Васнецова к русским народным потешкам. Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора, учить инсценировать потешки, песенки. Стр. 191 |
Мир книг | « В мире много сказок» | Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства. Познакомить с русской народной сказкой « Лисичка сестричка и серый волк», вызвать эмоциональный отклик к героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение и передавать их состояние с помощью различных средств выразительности. Стр. 223 |
Растем здоровыми | « Веселье лучше богатства» | Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением. Вызвать интерес к сказке « Кот, петух и лиса», научить понимать, что друзья познаются в беде; дать понятие о дне шуток и розыгрышей. Стр. 280 |
Весна | « Идет матушка – весна – отворяй – ка ворота» | Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи, устного народного творчества. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства. Стр. 284 |
Пернатые соседи | « Сороки» | Познакомить с праздником прилета птиц Сороки, музыкально – поэтическим творчеством, связанным с этим праздником, развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания. Стр. 274 |
Дорожная грамота | « Светлая Пасха» | Познакомить с праздником, играми и развлечениями на пасху, развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми. Стр. 297 |
Моя Родина | « Люблю березку русскую» | Рассказать о березе – символе России, символе красоты русской природы. О том, что о березе сложено много стихов, песен. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно – поэтическое творчество. Вызвать желание слушать сказку « Полевая березонька». Стр. 152 |
Путешествие в страну загадок | « Хочешь есть калачи – не сиди на печи» | Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, загадкам. Вызвать желание слушать сказку « Рукодельница и Ленивица», привлечь внимание к живому русскому слову, делать открытия с радостью и удовольствием. Стр. 206 |
Мой город | « День Победы» | Познакомить с подвигом русского народа в ВОВ на примере защитника Заполярья Анатолия Бредова, познакомить с музыкально – эстетическим творчеством на военную тематику. Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества. Стр. 304 |
Диагностика |
Перспективный план работы кружка « Маковка» - старшая группа.
И.А.Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»
Цель: приобщение детей к культурному наследию.
Номер занятия. | Тема занятия. | Задачи: |
1 | У медведя во бору грибы, ягоды беру. | Познакомить со съедобными и несъедобными грибами. Познакомить со сказкой В. Даля « Война грибов с ягодами», учить оценивать поступки героев. Дать понятия: о деревянной бытовой посуде и утвари. Развивать интерес к русскому языку, умение слышать рифму, передавать диалог героев сказок. Воспитывать бережное отношение к родной природе, умение соблюдать правила безопасного поведения и разумных действий в опасных ситуациях. Стр. 8 |
2 | Что нам осень принесла? | Уточнить представление об овощах, труде взрослых по их выращиванию. Познакомить с русской народной сказкой « Петушок и жерновцы», с особыми жанровыми особенностями сказок. Познакомить с произведениями пейзажной живописи. Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества .Воспитывать уважение к труду взрослых по выращиванию урожая, бережное отношение к результатам их труда. Стр.26 |
3 | Картофель – хлебу подспорье. | Закрепить знания об овощах, их выращивании, уборке, хранении, о труде овощевода, огородника. Познакомить с русской народной сказкой « Вершки и корешки», учить оценивать поступки героев. Развивать сообразительность, смекалку, быстроту реакции при отгадывании загадок, определении родственных слов. Продолжать развивать речь как средство общения. Стр. 17 |
4 | Хлеб всему голова. | Уточнить знания об осени. Познакомить с праздником урожая – Оспожинки, традицией проведения осенней ярмарки. Систематизировать знания о труде взрослых по выращиванию хлеба. Развивать самостоятельное детское творчество, воспитывать уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу. Стр. 39 |
5 | Покров. | Познакомить с праздником Покров Пресвятой Богородицы. Воспитывать интерес к культурно – историческому наследию русского народа. Развивать желание совершать положительные поступки ( помочь, утешить, порадовать, проявить внимание). Стр. 59 |
6 | Семья вместе – душа на месте. | Обогощать представление о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека. Познакомить с нанайской сказкой « Айога», басней Л.Толстого « Отец и сыновья». Формировать умение сравнивать сказки. Воспитывать доброе отношение к близким, умение активно выражать его в поступках и действиях. Стр. 50 |
7 | Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна. | Познакомить с прялкой, прядением пряжи в старые времена. Познакомить со сказкой Ш. Перро « Спящая красавица». Помочь понять скрытые мотивы поведения сказочных героев, воспитывать интерес к труду взрослых, стремление принимать участие в трудовой деятельности, проявлять бережное отношение к вещам ( аккуратность) стр. 70 |
8 | Друга нет – так ищи, а нашел – так береги. | Познакомить с произведениями Л. Толстого « Два товарища», « Лев и собачка». Помочь понять смысл литературных произведений, оценить поступки героев, самостоятельно сделать выводы. Формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать поступки – свои и других детей. Воспитывать чуткость к художественному слову, умение использовать в речи наиболее яркие описания, сравнения, эпитеты. Стр. 307 |
9 | С хлебом – солью всякая шутка хороша. | Уточнить представления о традиции русского гостеприимства, об одном из любимых угощений – пряниках. Познакомить с русской народной сказкой « Каша из топора». Развивать интерес к народной мудрости – пословицам, поговоркам: их меткости, лаконичности, глубокому смыслу. Воспитывать желание продолжать традиции наших предков: быть добрыми, гостеприимными, чуткими, заботливыми, милосердными. Стр.97 |
10 | Гончарные мастеровые. | Познакомить со старинными ремеслами ( сапожник, гончар), с народными игрушками ( дымковскими и карпольскими), дать представления об особенностях изготовления, характерной росписи, цветах, познакомить с русскими народными сказками « Горшок», « Летучий корабль», развивать интерес к историческому прошлому русского народа, самостоятельность и творчество. Стр. 85 |
11 | Медведюшко – батюшко. | Дать понятие о любимом герое русских народных сказок – медведе – как хозяине леса, которого боялись, почитали, уважали. Продолжать знакомить с литературными произведениями, где есть герой медведь, с изображением родной природы в картинках художников, познакомить с картиной И. Шишкина « Утро в сосновом бору». Развивать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации ( эмоциональность, выразительность), продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща отгадывать загадки, сочинять и обыгрывать сказку, встречать и провожать гостей – сказочных персонажей. Стр. 140 |
12 | Золотая Хохлома. | Продолжать знакомство с декаративно – прикладным творчеством русского народа. Формировать представления об общественной значимости труда мастера приклодного искусства, развивать самостоятельную творческую деятельность . Воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений искусства, уважение к мастерству народных умельцев. Стр. 199 |
13 | Здравствуй, зимушка – зима. | Закрепить знания о зимних явлениях в природе. Познакомить с пейзажной живописью. Развивать художественное восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими. Использовать средства языковой выразительности при составлении загадок, рассказов. Воспитывать щедрость души, терпение, скромность умение быть благодарным, желание помогать попавшему в беду. Стр. 131 |
14 | Здравствуй, гостья зима. | Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы, учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Воспитывать основы художественной культуры через знакомство с музыкальным, поэтическим творчеством, произведениями пейзажной живописи. Стр. 169 |
15 | Милости просим чайку откушать да песенку послушать. | Познакомить с традицией чаепития из самовара. Рассказать о традиции культурного времяпрепровождения: об играх, танцах, исполнении песен. Познакомить с русской народной сказкой « Лиса и кувшин», обратить внимание на оформление книги, иллюстрации, развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к искусству. Стр. 118 |
16 | Зимние Святки. | Дать представление о зимних Святках, традиции проведения праздника на Руси, познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении. Воспитывать гостеприимство, умение проявить черты русского характера – доброжелательность, смекалку, задор, удаль. Стр. 173 |
17 | Знаешь ли ты сказки? | Литературная викторина по сказкам: продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, обыгрывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися диалогами, описаниями, сравнениями, эпитетами. |
18 | Мороз не вилик, да стоять не велит. | Развивать интерес к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных, поэтических, художественных и прикладных произведениях. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству, ежедневному чтению; воспитывать милосердие, сострадание, чуткость, доброжелательность, желание помогать попавшим в беду. Стр. 147 |
19 | Хороший город городец. | Познакомить с народным праздником « Кузьминки», традициями его проведения, со старинными видами русского народного творчества – резьбой по дереву, скульптурой из дерева, изделиями Городца, характерные особенности росписи и резьбы Городца, резьбы по дереву в украшении строений, изделий, домашней утвари .Воспитывать желание быть трудолюбивыми, терпеливыми, самостоятельными. Стр. 107 |
20 | Русские народные сказки. | Познакомить с творчеством художников – иллюстраторов русских народных сказок – Е. Рачева. Т. Мавриной. Способствовать развитию творческой активности детей в деятельности ( изображении сказочного героя, драматизации сказки, игре, словотворчестве). Воспитывать читателя, продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей. Стр. 124 |
21 | Валенки, да валенки. | Дать представления о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе. Развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству, чуткость к художественному слову. Вызвать желание дарить людям добро, учить быть благодарными. Стр. 158 |
22 | Балалаечка играет, балалаечка поет. | Познакомить с народными деревянными музыкальными инструментами – балалайкой, трещеткой, ложкой.Учить определять и различать русские народные инструменты по звучанию. Воспитывать основы музыкальной культуры, интерес к музыкальному фольклору. Стр. 184 |
23 | Солдатушки, бравы ребятушки. | Расказать детям о том, что армия – защитница страны, о подвиге Дмитрия Донского. Воспитывать уважение к мужеству воинов – защитников Родины. Направлять чувства и действия детей на желание совершать положительные поступки. Создавать ощущение единства, дружбы, взаимопонимания. Стр. 206 |
24 | Как на Масленной неделе. | Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми. Развивать устойчивый интерес к культуре, воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимными, щедрыми, радушными, развивать умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Стр. 226 |
25 | При солнышке тепло, при матери добро. | Формировать у детей понимание ценности семьи в жизни человека. Развивать интерес к эмоциям и чувствам людей, умение выражать свои добрые чувства по отношению к маме в деятельности, воспитывать доброжелательность, заботливое отношение, чуткость, трудолюбие, уважение и любовь к маме, ее труду, уважение ко всем членам семьи. Стр. 217 |
26 | Без частушки прожить можно, да чего – то не живут. | Познакомить детей с частушкой как жанром народного творчества. Развивать умение замечать юмор в частушках, их игровой, задорный характер. Развивать песенное, танцевальное творчество, приобщать к культуре своего народа. Стр. 193 |
27 | Зима недаром злится. | Познакомить детей с произведениями устного народного творчества о весне ( пословицами, поговорками, приметами, загадками), с народным искусством на примере произведений декоративно – прикладного творчества, изображающих птиц. Развивать речевые навыки детей: речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – планирование, воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к людям, желание продолжать традиции русского народа. Стр. 240 |
28 | Как гармошка заиграла, я не удержалася. | Познакомить детей с русской гармошкой. Развивать культуру слушательского восприятия, самостоятельную творческую музыкальную деятельность детей – желание спеть или сплясать под звучание гармошки, участвовать в импровизациях, воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню задорного, игрового характера. Стр. 211 |
29 | Приди, весна, с радостью. | Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Развивать художественно – эстетические чувства через восприятие произведений устного народного творчества, художественных произведений пейзажной живописи, развивать творческие способности в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов. Стр. 255 |
30 | Домом жить – обо всем тужить. | Рассказать о труде взрослых и детей по дому и хозяйству, о стремлении сделать свое жилище уютным, чистым, красивым. Развивать интерес к жизни людей в старину, их обычаям, традициям, устоям, развивать интерес к фольклору. Развивать уважение к старшим, заботу о младших членах семьи. Закреплять представления о правилах культурного поведения и необходимости их соблюдения. Стр. 281 |
31 | Светлая Пасха. | Познакомить с праздником Пасхи, связанными с ним традициями, пасхальными играми и развлечениями, развивать устойчивый интерес к русским праздникам, потребность в общении с прекрасным в окружающем и произведениям искусства. Обогащать словарный запас. Стр. 274 |
32 | Уж я сеяла, сеяла ленок. | Познакомить с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященными весенним полевым работам. Учить отгадывать загадки, проявляя внимание, смекалку, умение сравнивать, делать выводы. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание быть трудолюбивым, воспитывать веселых, жизнерадостных детей, с развитым чувством юмора. Стр. 343 |
33 | Эх, топни, нога, топни, правенькая. | Познакомить с плясовой песней как жанром музыкального народного творчества. Развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных и шумовых инструментах. Развивать память, вокальные и певческие навыки при разучивании и исполнении русских народных песен, воспитывать интерес к задорной частушке, веселой плясовой песне. Стр. 314 |
34 | Россия – матушка. | Продолжать формировать представления о России, воспитывать любовь к родной стране, родному краю, приобщать к культуре своего народа, его традициям и обычаям. Стр. 197 |
35 | Пастушок, пастушок, заиграй во рожок. | Познакомить с трудом взрослых по уходу за домашними животными, с посильной помощью детей взрослым. Развивать интерес к музыкальному и поэтическому народному творчеству, художественно – творческие способности детей. Стр. 359 |
36 | Всяк дом хозяином славится. | Познакомить с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением некоторых обязанностей между членами семьи, поддерживать интерес к сказке, поэтическому слову, развивать чувство юмора. Формировать навыки выразительного исполнения колыбельных песен, способствовать поддержанию позитевного эмоционального настроя. Стр. 325 |
Перспективный план работы кружка «Маковка» - подготовительная группа.
И.А.Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»
Цель: приобщение детей к культурному наследию.
Номер занятия. | Тема занятия. | Задачи: |
1 | «Не печь кормит, а руки» | Закрепить знания о русской печке, о кухонной утвари, об овощах на русском столе. Расширять словарный запас. Стр. 28 |
2 | «Осенины. Оспожинки» | Познакомить с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки. Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре, расширять словарный запас. Развивать художественное восприятие поэтических текстов. Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях. Стр. 41 |
3 | Семья вместе – душа на месте» | Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье, о том, что дети – помощники в семье, что у девочек и мальчиков – свои обязанности. Объяснить выражение « семейный очаг». Стр. 107 |
4 | «Капустные вечеринки» | Познакомить с праздником Воздвиженья, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки. Расширять словарный запас. В процессе игр соревновательного характера воспитывать умение проявлять дружелюбие, взаимопомощь, смекалку, быстроту. Стр. 50 |
5 | «Русь деревянная» | Развивать устойчивый интерес к декоративно – прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники искусства. Учить внимательно выслушивать ответы. Стр. 137 |
6 | «Покровские ярмарки» | Познакомить с народными названиями октября, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с Покровскими ярмарками. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. Стр. 74 |
7 | «Русская березка» | Познакомить с обрядами, связанными с березкой. Познакомить с картинами: И.Левитан « Березовая роща», А.Куинджи « Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа, учить выделять средства художественной выразительности, сравнивать манеру изображения разных художников. Стр. 294 |
8 | «Хлеб всему голова» | Дать детям понятие о том, что хлеб – главный продукт питания на Руси. Уточнить знания о труде людей, связанном с выращиванием урожая. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Познакомить с картинами художников: И.Шишкин « Рожь», А.Саврасов « Рожь». Обогащать словарь, развивать художественное восприятие, приобщать к миру прекрасного. Стр. 13 |
9 | «Голубая гжель» | Продолжать знакомить с декоративно – прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом. Стр. 194 |
10 | «Красному гостю – красный угол» | Уточнить представления о традиции русского гостеприимства. Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре. Воспитывать стремление быть гостеприимными, доброжелательными, благородными. Стр. 83 |
11 | «Полотенце вышивала петухами, утками» | Познакомить с искусством вышивки, с элементами узора. Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц. Развивать смекалку, сообразительность через разнообразные формы работы с загадкой. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к трудолюбию, мастерству русского народа. Стр. 94 |
12 | «Ай да каша, что за каша» | Познакомить с традициями русской национальной кухни ( приготовление каши). Стр. 115 |
13 | «Здравствуй, зимушка – зима» | Закрепить знания о зимних явлениях в природе. Познакомить с пейзажной живописью. Развивать художественное восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими. Использовать средства языковой выразительности при составлении загадок, рассказов. Воспитывать щедрость души, терпение, скромность умение быть благодарным. Стр. 166 |
14 | «Шутка греет человека» | Познакомить с малым фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка. Развивать умение понимать юмор в произведениях устного народного творчества. Стр. 255 |
15 | «Как рубашка в поле выросла» | Рассказать о выращивании и обработке льна, ткачестве. Дать представления о русском национальном костюме. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. Формировать умение четко, внятно, быстро проговаривать скороговорки. Развивать художественно – эстетическое восприятие произведений народного творчества, самостоятельное творчество ( рисование или украшение трафаретов русского костюма). Стр. 60 |
16 | «В морозный денек – да за сказочку» | Познакомить со сказкой как жанром устного народного творчества. Приобщать к общечеловеческим ценностям и умению отличать добродетели и пороки ( добро и зло, простодушие и хитрость, честность и обман, правда и ложь, труд и лень). Воспитывать желание помогать товарищам, радоваться совместным успехам. Стр. 148 |
17 | «Рождество» | Познакомить со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Обогащать словарный запас, воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков. Стр. 179 |
18 | «Крещение» | Рассказать о Крещении, о традициях, связанных с этим праздником. Развивать речевую активность, диалогическую речь, умение выразительно исполнять колядки. Стр. 186 |
19 | «Кузьминки» | Познакомить с народным праздником « Кузьминки», традициями его проведения, дать понятие о ремеслах, их значении в жизни человека. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их работы, трудолюбие. Стр. 118 |
20 | «Коса – девичья краса» | Дать представление о старинных женских прическах. Развивать умение подбирать антонимы, при составлении загадок отражать характерные особенности жанра ( описание, сравнение).Поддерживать интерес к различным жанрам русского фольклора. Стр. 130 |
21 | «Сретенье» | Познакомить с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. Развивать словарный запас. Стимулировать познавательную и творческую активность детей. Стр. 201 |
22 | «Богатыри земли русской» | Рассказать о князе Владимире Красное Солнышко – умелом воине и мудром правителе. Познакомить с картиной В. Васнецова « Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас. Воспитывать гордость за наших предков – защитников Родины, уважение к их мужеству. Стр. 218 |
23 | «Зима не лето – в шубу одета» | Учить устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы. Рассказать о старинной зимней одежде. Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа, к самостоятелоному сочинению. Воспитывать трудолюбие, желание быть внимательными, чуткими, заботливыми. Стр. 172 |
24 | «Нет милей дружка, чем родная матушка» | Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором ( колыбельными песнями). Расширять словарный запас. Воспитывать уважение, любовь, заботливое отношение к маме. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Стр. 231 |
25 | «Широкая Масленица» | Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми. Развивать устойчивый интерес к культуре, воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимными, щедрыми, радушными, развивать умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Стр. 224 |
26 | «Где песня поется, там весело живется» | Познакомить с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, учить передавать характер песен при исполнении. Познакомить с картиной Б.Кустодиев « Деревенская Масленица». Развивать потребность в « общении» с любимыми музыкальными произведениями. Воспитывать творческую активность, инициативу. Стр. 209 |
27 | «Грамоте учиться – всегда пригодится» | Рассказать о необходимости обучения, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии. Развивать познавательную активность, любознательность, интерес к книге, к истории. Стр. 160 |
28 | «Сороки» | Познакомить с праздником Сороки, весенним музыкально – поэтическим творчеством ( загадки, заклички, весенние хороводы). Уточнить и пополнить знания о птицах ( перелетных, околоводных, морских) в природе и народном творчестве. Стр. 243 |
29 | «Приди, весна, с радостью» | Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Развивать художественно – эстетические чувства через восприятие произведений устного народного творчества, художественных произведений пейзажной живописи, развивать творческие способности в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов. Стр. 269 |
30 | «И сила уму уступает» | Стр. 236 |
31 | «Светлая Пасха» | Познакомить с праздником Пасхи, связанными с ним традициями, пасхальными играми и развлечениями, развивать устойчивый интерес к русским праздникам, потребность в общении с прекрасным в окружающем и произведениям искусства. Обогащать словарный запас. Стр. 273 |
32 | «Своя земля и в горсти мила» | Продолжить рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами: В.Васнецов « Витязь на распутье», Н.Рерих « Илья Муромец». Развивать интерес к былинной живописи. Воспитывать гордость за подвиги наших предков во имя спасения Родины. Стр. 290 |
33 | «Россия – матушка» | Продолжать формировать представления о России, воспитывать любовь к родной стране, родному краю, приобщать к культуре своего народа, его традициям и обычаям. (о Хабаровске) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...