Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
методическая разработка

Таркина Татьяна Сергеевна

Малая Родина. У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет

очень многое, если не сказать — всё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_v_vospitatelno.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Малая Родина. У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни оп-ределяет

очень многое, если не сказать — всё.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонентапроходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.

Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально - региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и шорцев в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и растительным миром; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования,использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями сибирского края;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе сибирского края;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонентакак одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре,природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .

Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители.В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:

-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства;мастер-классы на тему«Я и моя семья»«Генеалогическое древо семьи» и т. д.

Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы,как«День города»«Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются детьми и педагогами народные сказки.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Например,планируя работу по образовательным областям:

«Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта»«Жмурки»«Шапка»«Журавушка-журавель». Знакомим детей с достижениями спортсменов нашего края.

«Познавательное развитие» - знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии В.Воскобовича«Игровизор»«Крестики»«Соты»«Конструктор букв»«Веселые цифры»«Блоки Дьенеша»«Палочки Кьюизинера» т др.

Речевое развитие – проводим беседы («Я в многонациональной семье»«Знаменитые имена в мире, стране», знакомим с особенностями шорского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки «Наряды разных народов»«Национальные праздники».

«Художественно – эстетическое развитие» - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами, помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.

В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки». Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц»«Приключения пчеловода»«Гуси-лебеди»«Хитрый воробей»«Репка» и др. Проводим фольклорные концерты и народные праздники.

На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и шорской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и шорские народные сказки».

«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой России и города - герб, гимн, флаг.

Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне, традиционной национальной одежде.

Разработали краеведческие игры:-Поле чудес по теме«Моя большая и малая Родина»«Люби и знай свой край»«Старинное-нестаринное»«Особенности быта народов»«Достопримечательности родного города»; -игры-беседы «Нам нужны различия», -игры – путешествия «Россия-страна моя родная»«Отгадай, где живут»; игры-экскурсии «Лавка сувениров».

В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы«Москва – столица нашего Отечества»«Шорский национальный костюм»«Сказка о толерантности»). В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях. Особым значимым событием является празднование дня города Прокопьевска - педагоги изготавливают поделки совместно с детьми и родителями, приуроченные к этому дню.

Особо хочется отметить проведение открытого мероприятия: к «Международному дню родного языка» - было организовано театрализованное представление по мотивам р. н. с. «Гуси – лебеди» с целью пропаганды знания родного языка, русского фольклора и народных детских игр, развития интереса к изучению народных сказок. Ребята пели частушки,читали стихи русских и адыгских поэтов о родном языке и родном крае«О родном языке» Г. Пурга, «Родной язык» М. Паранук).

Воспитатели совместно с родителями составили «Книгу народной мудрости» - сборник, включающий русские и шорские пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки.

В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой«День национального костюма»«День славянской письменности и культуры»«День шорского языка и письменности».

Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям России.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы,как:

- родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей»«Родные сказки»);

-консультации для родителей («Русские и шорские традиции в воспитании детей»«Как смастерить народную игрушку со своим малышом»«Моя родословная»);

-практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.

Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея, оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.

В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья»«Национальный костюм»«Генеалогическое древо моей семьи»).

После апробации программ, было проведено контрольное исследование. Проанализировав полученные результаты,можно сделать следующие выводы: что работа по программам «Я и мой мир»«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»принесла положительные результаты: у многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников групп имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.

Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего, то,что созданная единая система:

- дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

- позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

- дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Система работы в МК ДОУ детский сад №6 с.Грачевка...

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом  ...

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента  в  воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...