Конспект занятия по обучению детей 4-5 лет эрзянскому языку «В гости к бабушке Арине» Демина Р.Ф.
план-конспект занятия (средняя группа)

Демина Раиса Федоровна

Занятие для руководителей кружков по обучению детей 4-5 лет эрзянскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие по кружку48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению детей 4-5 лет эрзянскому языку «В гости к бабушке Арине» Демина Р.Ф. Детский сад № 16. Г. Саранск.

Программное содержание: Учить детей  понимать обращение  к ним на эрзянском языке.

Развивать память, умение соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи. Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации.

Воспитывать  желание слышать эрзянскую речь и говорить на эрзянском языке.

Материал и оборудование: сундучок с домашними животными: лошадка, корова, собака, свинья, коза; маски для игры.

Методические приемы: беседа, дидактические игра «Отгадай загадку», «Кого не стало», подвижная игра «Саразкесэ»

Словарная работа: новые слова, сея, скал, алаша, киска, туво; речевые образцы: Шумбратадо, эйкакшт. Те кие? – Те скал. Те алаша.

                                    Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу и скажем друг другу Шумбрат!

-А теперь радостно, улыбаясь, скажем нашим гостям «Шумбратадо, инжеть»        

- Вадря, эйкакшт. Скажите, вы любите ходить в гости. А хотите узнать, кто живет в этом  доме.  Давайте подойдем поближе и постучимся.

Бабушка Арина. Иду, иду. Шумбратадо, эйкакшт. Я так рада, что вы ко мне в  гости пришли. Давайте знакомиться. Монь лемем  Арина баба.                           

Игра «Знакомство».

- Кода тонть леметь?  - Монь лемем Илюша.

- Тон кие, церыне или тейтерне? – Мон церыне. И т. д.

 Бабушка Арина. Пек вадря. Лады, лады, ладки. Собрались у меня ребятки. Мазый церынеть ды тейтернеть. Ютадо, озадо , эйкакшт.

. Надя, скажи, с кем ты живешь? (Ответы детей)

 - Саша, а ты с кем живешь?

Бабушка Арина. Эйкакшт, вы все живете в дружной семье, вы любите друг друга, заботитесь друг о друге, вам вместе хорошо. Наши пальчики на руке тоже дружная семья. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семия»

Те – дедам.

Те – бабам.

Те – авам.

Те – тетям.

Те – мон, сиясь.

Весе  семиясь.        «Этот пальчик - дедушка,

Бабушка Арина. Эйкакшт. Я тоже живу не одна. В моем  волшебном сундучке спрятались  животные. Если отгадайте загадки, то узнаете, какие животные живут у меня во дворе.

Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (Корова. Скал).

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

 Две медали на груди,

 Лучше в дом не заходи…(Собака. Киска)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет. (Коза. Сея.)

Лежит замарашка

В щетинистой рубашке,

Хвост крендельком,

Нос пятачком, 

Ничем не больна,

А все стонет она. (Свинья. Туво.)

Мне побегать бы по полю:
Я люблю простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса.

                    (Лошадь. Алаша.)

Бабушка Арина. А теперь давайте повторим название домашних животных по - эрзянски. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

- Те кие, Надя ? Те – скал,

- Те кие, Саша? Те – туво. И т. д.

Бабушка Арина. Одним словом это  какие животные? (Домашние) Идем ракшат.

- А теперь животные хотят с вами поиграть в игру «Кого нет» «Кие арась»

(Дети закрывают глаза, бабушка убирает животное, дети открывают глаза, говорят какого животного нет на эрзянском языке)

Бабушка Арина. Вадря, эйкакшт. Послушайте еще одну загадку. 

Водит за собой цыплят.

Словно няня в детский сад. (Курица. Сараз.)

Бабушка Арина. Мезе эйкакшт, карматано налксеме «Саразкесэ».

Дети. Карматано.

Эйкакшт, стядо, садо тей. Дима выбери считалкой покупателя.

Саразкесэ налксетяно,

Рамсиця минь кочкатано.

Покш тейтертне – азорават.

Тон жо рамсицякс кочкават.

(Дети встают в круг парами.  Покупатель ходит по кругу вокруг детей и говорит.)

Эстень саразке вешнян,

Эстень саразке раман,

Конась сехте вадрине,

Конась сехте мазыйне.

(Дотрагивается  до хозяйки, и бегут в противоположную сторону, кто быстрее прибежит, тот становиться хозяйкой курочки.)

Бабушка Арина.  Эйкакшт, петушки наши подрались. Как вам не стыдно. Ну ка, эйкакшт, давайте мы их помирим.

(Ходят между ними и говорят.)

Давай, ялгат, мирятано,

Севонень пире пирятано,

Тозонь репст видтяно.

Кие моли саламо,

Сень превензэ аламо.

Бабушка Арина. Весемесь вадря, бути вадрясто прядови. Вот и помирили наших петушков.

- Эйкакшт, вам понравилось у меня? О чем вы сегодня узнали? (Ответы)

Ай да детки,

Ай да малолетки.

Да все они умеют.

Да все они знают.

Вы мне тоже, эйкакшт,  понравились. Мелезэнь туиде.

Я хочу вас угостить пряничками.  Каванятадызь сюкородо.

Дети. Сюк пря.

Бабушка Арина. Ярсадо инескенк. Вастомазонок эйкакшт.

Дети. Вастомазонок.

Воспитатель. Эйкакшт, вот мы и вернулись обратно в детский сад. Давайте с гостями тоже попрощаемся и пойдем в группу пить чай сюкоро марто.

Дети. Вастомазонок, инжеть.

Воспитатель. Шумбра чи тенк, вадря уцяска. Илик стувто тиринь келенк! Зярдояк илядо визде кортамс эсенк кельсэ. Содадо, сон сехте питней, сон сехте мазый!

Литература.

1.Исайкина  А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных  образовательных учреждениях Республики Мордовия.  Программа и методические рекомендации// Некомерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно – угорских народов»», МО РеспубликаМордовия, МРИО.- Саранск, 2007

2.  Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной. – Саранск.:Мордов. КН. Изд-во, 2011.

3. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования, «Мы в Мордовии живем». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/ сост. Е. Н. Киркина. - Саранск.: Мордовск. кн. изд-во, 2013

4. «Чилисема», Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во средней группе на тему: «В гостях у бабушки Арины»

Конспект занятия по развитию речи  во средней группе на тему:  «В гостях у бабушки Арины»Задачи: Учить называть домашних животных и их детёнышейРазличать понятия один - многоФормировать навы...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста эрзянскому языку »

Обобщение педагогического опыта работы по проекту «Обучение детей старшего дошкольного возраста эрзянскому языку »...

Конспекты занятий по обучению детей дошкольного возраста эрзянскому языку

В сборнике представлены конспекты занятий по обучению детей дошкольного возраста эрзянскому языку. Материалы сборника предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов ...

Конспект занятия по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе.

Занятие по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе  на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе, где дети изучают счет от 6-10 на эрзянском языке и сами разыгрывают спектакль &qu...

Конспект совместного досугового мероприятия для детей раннего возраста и старшей группы «В гостях у бабушки Арины»

Цель: прививать детям любовь к домашним животным, птицам; способствовать изучению их образа жизни, повадок; формирование правильного звукопроизношения; познакомить детей с фольклором, доставить им рад...

Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к бабушке Арине»

Задачи занятия:• Повторить изученное мордовское слово – шумбратадо.• Познакомить с новыми словами: ката – кошка, пине – собака, тракс – корова, шеер- м...

Конспект непосредственно образовательной деятельности : Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе. Тема : « В гости к бабушке Арине».

Цели :  закреплять знания детей младшего дошкольного возраста о домашних животных, о среде их обитания. Задачи :•       закреплять умения узнават...