Конспект занятия по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе, где дети изучают счет от 6-10 на эрзянском языке и сами разыгрывают спектакль "Кудыне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnoe_soderzhaniesh.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия №2
Тема «Счет от 6 до 10» (для детей старшей группы)
Программное содержание:
- познакомить детей со счетом от 6 до 10;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать желание общаться на мордовском языке.
Материал и оборудование:
ширма для театра, кубики для счета, атрибуты с цифрами, мяч для игры.
Методы и приемы:
- фонетическая зарядка,
- инсценировка сказки «Кудыне» («Теремок»),
- физкультминутка,
- беседа,
- дидактическая игра «Какая цифра заблудилась?».
Словарная работа:
слова: кото (шесть), сисем (семь), кавксо (восемь), вейксэ (девять), кемень (десять).
речевые образцы: Сак тей, (Иди сюда); Кие тесэ эри? (Кто здесь живет?);
Мон – вейке (Я - один).
Предварительная работа:
- чтение сказки «Теремок»;
- разучивание фонетической зарядки;
- разучивание физкультминутки;
- дидактические игры на занятиях.
Ход занятия.
В. Шумбратадо, эйкакшт!(Здравствуйте, дети)
Д. Шумбратадо!
В. Озадо, церынеть. Озадо тейтернеть. (Садитесь мальчики, садитесь девочки).
В. На прошлом занятии мы выучили счет от 1 до 5, помогали Колобку, а сегодня ждут помощи артисты национального театра. Просят показать сказку «Кудыне» - «Теремок». Для этого нам нужно выучить счет от 6 до 10. Чтобы наш веселый язычок четко и выразительно проговаривал слова на эрзянском языке, скажем короткие песенки.
Воспитатель и дети:
-Ця-ця-ця-минек Таня – рамиця.
(Ця-ця-ця наша Таня покупатель).
-Ксо-ксэ-ксо – кирякстнетяно сокссо.
( Ксо-ксэ-ксо - мы катаемся на лыжах).
В. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто знает, тот продолжает».
В. Вейке, кавто… (один. два..)
Д. Колмо, ниле, вете. (три, четыре. пять)
(Игра повторяется 3 раза).
(В. ставит на стол 6 кубиков)
В. Кие машты ловомо? (Кто умеет считать?).
Д. Мон маштан ловомо. (Я умею считать).
В. Ловт.(считай)
Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете…
В. Кото – по-русски шесть. ( Хоровое и индивидуальное произношение. В. ставит еще один кубик, потом еще один, и так до 10).
В. Дети, давайте сосчитаем все вместе. (Считают вместе с воспитателем).
Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете, кото, сисем, кавксо, вейксе, кемень.
В. Зяро кубикть? (В. показывает один кубик, два кубика и т.д. до 10)
Д. Вейке кубик, кавто кубикть… (и так до 10).
В. А сейчас поиграем с цифрами. (Игра «Какая цифра заблудилась?)
(В. выставляет цифры на наборное полотно от 1 до 10).
В. Дети, называйте цифры.
Д. Вейке, кавто…. и т.д.
(В. предлагает детям закрыть глаза, и в это время убирает цифру 6).
В. Какой цифры не стало?
Д. Кото. (Шесть).
(Игра повторяется несколько раз).
В. А сейчас пора в национальный театр. В этом театре в спектаклях артисты разговаривают на мордовском языке. Встали, дети.
(Проводится физкультминутка «Вейке, кавто, колмо…» («Один, два, три…»). см. приложение.
В. Вот мы и в театре. Сказка «Кудыне» - «Теремок» (На ширме расписной теремок, вырезанный из картона).
В. Чтобы участвовать в сказке, надо выучить выражение: «Кие тесэ эри? (Кто здесь живет?) (Хоровое и индивидуальное произношение).
В. Спросите меня. - Кие тесэ эри?
Д. - Кие тесэ эри?
В. Мон.
В. Дети, выбирайте себе цифры.
(Дети одевают атрибуты с цифрами)
В. Тон кие?
Д. Мон – вейке, мон – кавто и т.д.
В. Цифра вейке, сак тей. Я сказала: «Цифра один, иди сюда».
В. Тон кие?
Д. Мон – вейке.
В. Цифра кавто, сак тей.
(В. подзывает по очереди все цифры).
В. Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю цифра «вейке» бежит,
Увидала теремок и стучит.
Д. (цифра 1) Кие тесэ эри? Тишина.
В. Стала «вейке» жить одна.
( К теремку подбегает цифра 2, стучит).
Д. (цифра 2) Кие тесэ эри?
Д. (цифра 1) Мон – вейке. Тон кие?
Д. (цифра 2) Мон – кавто.
(Так к теремку подходят все цифры).
В. Эйкакш, ловсынек, зяро цифрат.
Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете, кото, сисем, кавксо, вейксэ, кемень.
В. Стали цифры в теремке жить дружно и никогда не ссорились.
В. Понравилась вам сказка?
Д. Да.
В. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
В. Итак, дети, мы были в национальном театре. На каком языке разговаривают артисты?
Д. На эрзянском языке.
В. Как хорошо, что вы научились считать на эрзянском языке. Вы рады этому?
Д. Да!
В. Дети, какие новые слова и новые выражения вы научились говорить?
Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете, кото, сисем, кавксо, вейксэ, кемень.
Кие тесэ эри? Сак тей. Мон – вейке.
В. Сегодня вы вадрясто (хорошо) говорили по-эрзянски! Молодцы!
Приложение
Закличка
Чика, листь, листь, листь, (Солнышко выйди, выйди, выйди
Оев каша пенч максан! (Ложку каши масляной дам)
Чика, листь, листь, (Солнышко выйди, выйди)
Якстере атякш теть максан! (Красного петуха тебе дам)
Песенка
-Ця-ця-ця-минек Таня – рамиця.
(Ця-ця-ця наша Таня покупатель).
-Ксо-ксэ-ксо – кирякстнетяно сокссо.
( Ксо-ксэ-ксо - мы катаемся на лыжах).
Считалка
Вейке, кавто, колмо, Ниле Один, два, три, четыре
Мон кундынь нумолонь пиле. Я поймал зайца за ухо
Пословица
Вейке кедьсэ палкась а синдеви. (Одной рукой палку не сломать).
Физкультминутка
Вейке- подняться, потянуться,
(Потянулись)
Кавто- согнуться, разогнуться,
(Прогнули спинки, руки на поясе)
Колмо – в ладоши три хлопка,
(Хлопки в ладоши)
Головою три кивка.
(Движения головой)
Ниле- руки шире,
(Руки в стороны)
Вете – руками помахать,
(Махи руками)
Кото- на место сесть опять.
(Присели)
Дидактические игры.
1. «Какая цифра заблудилась»
Цель: закрепить название цифр на эрзянском языке, развивать память.
2. «Кто знает, тот продолжает»
Цель: закрепить количественный счет на эрзянском языке, воспитывать интерес к обучению.
Литература:
1. Голенков Н.Б. Уроки мокшанского, эрзянского. Издательский дом « Писатель», Саранск, 2006г.
2. Журнал «Чилисема» №5, 2000г.
3. А.И. Исайкина. Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокшанскому, эрьзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. Саранск, 2007г.
4. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990г.
5. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.
М.: Просвещение, 1996г.
6. Хрестоматия к программе «Валдоня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»Обучающие задачи:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбест...
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку для старших групп (УМК)
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку для старших групп (УМК)...
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе " Бар матур бакча"...
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе . Тема: «Иван бабайга, Вәли бабайга кунака барабыз».
В данный материале отражена работа по обучению детей татарскому языку в старшей группе.Цели:- закрепление пройденного материала по проекту " Мой дом"- учить детей составлять диалог по темам " Овощи", ...
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»
Занятие в старшей группе по татарскому языку на тему "Бар матур бакча". Изучение нового слова "чөгендер". Занятие проходит в 3 этапа: Вводная часть, основная, заключительная. На занятие использовался ...
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе Тема: : «Разноцветная посуда»
Конспект занятия...
Конспект занятия по обучению детей русскому языку в старшей группе на тему "В саду ли, в огороде – мы нашли дары природы"
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах, фруктах, ягодах;Задачи: Закрепить у детей знания о саде и огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навык...