Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к бабушке Арине»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Панкратова Ольга Николаевна

Задачи занятия:

• Повторить изученное мордовское слово – шумбратадо.

• Познакомить с новыми словами: ката – кошка, пине – собака, тракс – корова, шеер- мышь, алаша-лошадь.

• Познакомить детей с элементами мордовского костюма.

• Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества мордовского народа.

• Привить чувство любви к мордовскому – мокша языку.

• Развивать связную речь 

Оборудование: куклы в мордовских национальных костюмах, письмо в конверте, картинки с изображением домашних животных и элементов мордовского костюма, аудиозапись с мордовской народной музыкой, маска «паровозик», бумажные куклы и бумажная одежда для кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_babushke_arine.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по изучению мордовского языка 

«В гости к бабушке Арине»

Цель:

• Повторить изученное мордовское слово – шумбратадо.

• Познакомить с новыми словами: ката – кошка, пине – собака, тракс – корова, шеер- мышь, алаша-лошадь.

• Познакомить детей с элементами мордовского костюма.

• Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества мордовского народа.

• Привить чувство любви к мордовскому – мокша языку.

• Развивать связную речь 

Оборудование: куклы в мордовских национальных костюмах, письмо в конверте, картинки с изображением домашних животных и элементов мордовского костюма, аудиозапись с мордовской народной музыкой, маска «паровозик», бумажные куклы и бумажная одежда для кукол.

                     

                                       Ход занятия

Дети стоят в кругу.

-Ребята, к нам сегодня пришла Татуне – девочка-мокшаночка. Она говорит вам: Шумбратада! (здравствуйте).

- Давайте и мы с вами поздороваемся с Татюней по-мокшански: Шумбрат, Татуне!

- Татуне получила письмо от бабушки(воспитатель достает из конверта письмо и читает).

- Дорогая внучка Татуне, дорогие ребята, я, бабушка Арина, приглашаю вас к себе в гости. Приезжайте, я вас очень жду.

- Что, дети поедем в гости к бабушке Арине в гости?

-Бабушка Татуни живет далеко, поэтому мы с вами поедем к ней на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. (дети становятся в паровозик)

-Поехали.

Поехали на скором поезде ш-ш-ш,

На почтовом ч-ч-ч,

Выпускаем пар с-с-с,

Тормозим з-з-з

- Вот, дети, мы и приехали

(дети садятся на стульчики)

Детей встречает бабушка.

- Шумбратада!

-Шумбрат, - отвечают дети.

-Ребята, я живу не одна, а с кем отгадайте сами.

-Это животное живет рядом с человеком, у него пушистый хвост, она ловит мышей. (кошка). Ребята, по -мокшански кошка – ката. (дети повторяют). Как, Ваня, (Лера, Леня) по -мокшански кошка? (ката)

-Как она мурлычет? (мур-мур)

-Как она кричит (мяу-мяу)

-А давайте назовем ее ласково (кошечка, кисонька)

-А кошка какая? (мягкая, пушистая)

- Слушайте следующую загадку: это животное охраняет дом человека (собака)

По-мокшански собака – пине. (дети повторяют)

-Как она лает? (гав-гав)

-Как назовем ее ласково? (собачка).

_ Это животное большое, с длинным хвостом, у нее есть рога и дает она молоко?

(корова). По-мокшански корова – тракс (дети повторяют

-Как назовем ее ласково? (коровушка).

_Как она мычит? (му-му)

- Ребята, как одним словом мы назовем этих животных? (домашние).

- А теперь послушайте мордовскую потешку.

Под горой избушка,

Там живет старушка,

Там живет старичок,

Три овечки и сверчок,

И смешная кошка.

Поросенок

И теленок,

И пушистый козленок,

И котенок полосатый

И еще щенок лохматый,

Непоседа – петушок

И Ванюша пастушок.

Тили-бом, тили-бом,

Как мы весело живем.

Пандо ало кудыне,

Тосо эри бабине,

Тосо эри атине.

Колма учат да цирькун,

Тувине да вазне

Да понав казане,

Да сермав катане.

Да тага пинене.

Аф кулцонды атякшке

Да Ваня траксонь ваныне.

Тили-бом, тили-бом,

Вага кода веселасто ирятама.

Физкультминутка.

- Ребята, а теперь приглашаю вас станцевать мордовский танец.

(дети танцуют).

- Ребята,- посмотрите, какой у меня красивый мордовский костюм. Давайте рассмотрим его повнимательнее.

(на доске картинки с изображением элементов мордовского костюма.

Оря баба знакомит детей с ними.)

- Те панар-рубаха, те рукава –передник, те руця- головной убор, те –крганят-бусы, те – карть – лапти. (дети за ней повторяют названия элементов мордовского костюма по-мордовски)

- ребята, а вы любите играть в куклы? Давайте поиграем. У меня на столе куклы и красивые мордовские наряды. Оденем кукол в мордовские костюмы(дети одевают)

- Какие красивые у вас получились куклы. Оря баба дарит их вам.

- Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

-Дети, садимся в паровозик и отправляемся в обратную дорогу.

Поехали.

Поехали на скором поезде ш-ш-ш,

На почтовом ч-ч-ч,

Выпускаем пар с-с-с,

Тормозим з-з-з

- Вот, дети, мы и приехали обратно (садятся на стульчики)

-Где мы с вами были? Что узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи - "В гости к бабушке Арине"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе....

Конспект НОД в младшей группе «В гости к бабушке Арине»

1. Закреплять умение различать величину, цвет, форму.2. Развивать  у детей координацию движений. 3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, формировать познавательный интерес....

Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к матрешкам»

Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к матрешкам»...

Конспект НОД по развитию речи "В гостях у бабушки Арины"

Вашему вниманию предоставляется нод по развитию речи....

Конспект ООД по познавательному развитию "В гостях у бабушки Арины". Первая младшая группа.

Конспект ООД по познавательному развитию "В гостях у бабушки Арины". Первая младшая группа.Автор: Шеменева Марина Анатольевна, воспитатель МАОУ СОШ №29 г.Липецка", Цель: формирован...

Конспект занятия по обучению детей 4-5 лет эрзянскому языку «В гости к бабушке Арине» Демина Р.Ф.

Занятие для руководителей кружков по обучению детей 4-5 лет эрзянскому языку....