Проект по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»
проект (подготовительная группа)
Проект по патриотическому воспитанию с детьми
старшего дошкольного возраста
«С чего начинается Родина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_s.s._proekt._s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию с детьми
старшего дошкольного возраста
«С чего начинается Родина»
Место реализации:
Филиал МБДОУ «Детский сад № 43»-«детский сад № 33» г. Славгорода Алтайского края
Оглавление
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина».
3. Цели и задачи.
4. Ожидаемые результаты.
5. Этапы реализации проекта.
6. Формы взаимодействия с детьми и родителями.
Распределение содержания по разделам:
«Мой дом моя семья»
«Мой детский сад»
«Мой город Славгород»
«Алтайский край»
«Моя страна Россия»
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Литература
Проект «С чего начинается Родина»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта:
1. дети старшей группы «Капелька»
2. родители
3. воспитатели
Общая характеристика проекта
Проект состоит из шести взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Мой город Славгород»
4. «Алтайский край»
5. «Моя страна Россия»
6. «Никто не забыт, ничто не забыто»
7. Презентация проекта
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Планирование носит тематический характер
Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране.
2. Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
3. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.
4. Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
5. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине – России, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, родителям, соседям, другим людям; гордость за подвиг своего народа во время ВОВ.
Предполагаемый результат:
- Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мой город Славгород», «Алтайский край», «Моя страна Россия», «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
- Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
- Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап
- Изучение опыта других педагогов
- Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности (сентябрь 2018 г.)
2 этап
- Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями (октябрь 2018 г. – май 2019 г.)
3 этап
- Анализ деятельности по реализации проекта. Презентация результатов деятельности (май 2019 г.)
4 этап
Презентация результатов деятельности Май 2018
Формы взаимодействия с детьми:
образовательная деятельность;
тематические беседы;
презентации;
календарные праздники;
развлечения, досуги;
выставки детских работ;
экскурсии;
игры.
Формы взаимодействия с родителями:
Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
Сотворчество детей, родителей, педагогов; совместные досуги.
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Мой город Славгород»
4. «Алтайский край»
5. «Моя страна Россия»
6. «Никто не забыт, ничто не забыто»
Формы и методы реализации проекта
- «Мой дом, моя семья»
Тема | Задачи | Формы проведения | Сроки выполнения |
«Мой дом, моя семья» | Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи; Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов. | Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» Обсуждение ситуаций из семейной жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Беседа «Что я знаю о своей семье?», семейные праздники. Выставка детских рисунков «Моя семья»; Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; Семейный мини-проект «Моя родословная». | октябрь |
- «Мой детский сад»
Тема | Задачи | Формы проведения | Сроки выполнения |
«Мой детский сад» | Сформировать у детей интерес к труду работников детского сада, воспитать уважение к ним. | Экскурсия «Путешествие по детскому саду». Беседы: «Что такое детский сад?», «Кто заботится о нас в детском саду?», «Моя группа». Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду?» или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?». Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад». Рисование: «Детский сад будущего». Создание фотоальбома «История нашей группы». | ноябрь |
- «Мой город Славгород»
Тема | Задачи | Формы проведения | Сроки выполнения |
«Мой город Славго-род» | Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить детей с символикой нашего города (гербом). Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города. Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее. | Беседы: «Улица, на которой я живу», «Мой любимый город Славгород», «Каким бы ты построил свой город, если был бы архитектором?». Просмотр Презентации с видами нашего города Славгорода. Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток. Рисование на тему «Моя улица» Конструирование «Дома на нашей улице» Развивающая игра «История моей улицы» (Составление рассказов, историй). Сюжетно-ролевая игра «Почта» Д/игры: «Улица, на которой я живу», «знаешь ли ты свой город». Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!» Создание фотоальбома на тему: «Достопримечательности нашего города». Экскурсия в музей города Славгорода. | декабрь - январь |
- «Алтайский край»
Тема | Задачи | Формы проведения: | Сроки выполнения |
«Алтайский край» | Расширять и уточнять знания детей о родном крае; Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины; Познакомить с особенностями труда жителей города и ближайших сельских поселений. Учить находить между городом и селом сходства и отличия; Познакомить детей с картой Алтайского края; Расширять знания детей об истории родного края. | Беседы: «Мой край любимый», «Край, в котором я живу». Рассматривание набора открыток с изображением достопримечательностей Алтайского края. Просмотр презентации «Наш Алтайский край» Конкурс рисунков «Алтай глазами детей». Аппликация «Герб нашего края». Игра путешествие «Прогулка по родному краю». Д/игры: «Расскажи о своем крае», «Что, где находится?». Коммуникативная игра «Бабушка Маланья». Конкурс чтецов «Душа моя Алтай». Праздник «8 марта» | февраль – 1, 2 недели марта |
- «Моя страна Россия»
Тема | Задачи: | Формы проведения: | Сроки выполнения |
«Моя страна Россия» | Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей стране. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Расширение представлений о городах России. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. | Беседы с использованием иллюстраций: «Моя Родина – Россия», «Наше государство – Российская федерация», «Какие народы живут в России». Игра «Государство». Рассматривание географической карты России. Знакомство с символами России (герб, флаг, гимн). Презентация «Символы России». Чтение произведений о России: В. Орлов «Разноцветная палитра», С. Баруздин «С чего начинается Родина», В. Степанов «Что мы Родиной зовем?», «Необъятная страна», Г. Ладонщиков «Наша Родина», М. Ю. Лермонтов «Родина». Рассматривание кукол в народных костюмах. Презентация «Русский народный костюм». Конкурс рисунков «Широка страна моя родная». Лепка: «Флаг России». Д/игры: «Узнай наш флаг», «Найди герб нашей страны», «Собери символы России», «Народные промыслы». Режиссерская игра «Армия» Просмотр слайд - презентации «Мы живём в России». | 3-4 недели марта – апрель |
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
Тема | Задачи: | Формы проведения: | Сроки выполнения |
«Никто не забыт, ничто не забыто» | Расширить и систематизировать знания детей о ВОВ. Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ, познакомить с историческими фактами военных лет. Сохранять трепетное отношение к празднику победы, уважение к заслугам и подвигам воинов ВОВ. | Беседы: «Города-герои», «День Победы», «Что такое героизм?». Рассматривание картин из серии «История России», иллюстраций из книг: С. Михалкова «Победа». Чтение произведений о ВОВ: А. Печёрская «Дети - герои ВОВ», З. Александрова «Дозор», С. Алексеев «Первый ночной таран», А. Митяев «Наше оружие», Е. Благинина «Шинель». Прослушивание песен военных лет: В. Лебедев-Кумач, А, В. Александрова «Священная война», А. Сурков, К. Листов «Бьется в тесной печурке огонь», В. Шумилин, Е. Зарницкая «День 9 Мая», Д. Тухманов «День Победы». Изготовление праздничных открыток для ветеранов ВОВ. Сюжетная игра «Военные учения и парад». Экскурсия к Мемориалу Славы г. Славгорода. | 1-2 недели мая |
Взаимодействие с родителями
• Семейные встречи «В лучах родительского солнца».
• Совместное творчество детей и родителей «Генеалогическое дерево».
• Совместный досуг «Мама, папа, Я – спортивная семья».
• Мастер-класс «Изготавливаем подарки для своих близких».
• Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Патриотическое воспитание в ДОУ», «Как воспитать маленького патриота», «Россия – страна, в которой мы живём».
• Оказание помощи в организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
• Круглый стол «Детский сад пришел в семью»
• Мастер-класс «Куклы – обереги»
• Фотоконкурс «Как из нашего окна наша улица видна».
• Фотовыставка «Алтай любимый».
• Издание книги «Край, в котором я живу» (рисунки, фотографии, рассказы детей и родителей).
• Оказание помощи в подготовке к конкурсу чтецов «Душа моя Алтай».
• Оформление стенда «Широка страна моя родная» (подборка фотографий, иллюстраций, стихов о России).
• Досуг. Игра-экскурсия «Путешествие по России».
• Вечер «Достойны памяти героев»
• Изготовление макета «Вечный огонь».
• Совместное творчество детей и родителей. Конкурс рисунков «Не забыть нам этой даты».
В ходе проведённой работы дети научились осознанно не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям, у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.
Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги – семья». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.
Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Литература
Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина «Как научить ребенка любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей по предмету «Национальная культура» - М.: АРКТИ, 2003г.
Г. Зеленова «Мы живем в России». Издательство: ООО Скрипторий 2003, 2013г.
М. Б. Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
А. П. Козаков, Т. А. Шорыгина «Детям о великой Победе». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. Москва. Издательство Гном, 2014г.
Г. А. Ковалева. «Воспитываем маленького гражданина». Издательство АРКТИ. Москва, 2003г.
Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина». Творческий центр Сфера. Москва
Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "С чего начинается Родина"
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "С чего начинается Родина"...
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»
Продолжительность – краткосрочный.Автор проекта: учитель-логопед. Вид проекта: информационный, творческий, семейный. Сроки реализации проекта: неделя.Место реализации – детский с...
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина"
Воспитывать патриота нужно с детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально....
проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина?"
проект по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"...
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве был...
Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина?»
Я представляю вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина?»Патриотическое воспитание подрас...
ПРОЕКТ по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» (долгосрочный)
Долгосрочный проект (1 год) «С чего начинается Родина» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к...