Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
проект (подготовительная группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» Родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

2022-2023

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Вид проекта:

 Творческо-информационный, познавательно-исследовательский, долгосрочный

  1. Сроки реализации: сентябрь-декабрь
  2. Место реализации:

МКДОУ «Детский сад №11»

  1. Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители

Актуальность и обоснованность темы:

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

к своей семье, к своему жилищу, к своему

детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» Родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родной станице, районе, о своём крае, воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям казачества, общественным праздникам, воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Задачи:

• Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, станице, районе, крае в котором они живут, о стране

• освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

• воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

• Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями

• Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя семья»

2. «Мой детский сад»

4. «Моя станица Новомарьевская»

5. «Мой край, моё Ставрополье»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»

7. Презентация проекта

Предполагаемый результат:

  1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья»«Мой детский сад»«Моя станица Новомарьевская»«Мой край, моё Ставрополье».
  2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
  3. Дети будут больше знать о народных традициях родного края.
  4. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
  5. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
  6. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, создание предметно-развивающей среды

Сентябрь 2022        

Этап реализации проекта 

Формы взаимодействия с детьми:

• непосредственная образовательная деятельность;

• совместная деятельность детей и педагогов;

• экскурсия;

• чтение художественной литературы;

• беседы, ситуативные разговоры;

• выставки рисунков;

• слушание музыки;

•игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)

• презентации

Формы взаимодействия с родителями:

• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;

• сотворчество детей и родителей.

Сентябрь 2022- декабрь 2022

Контрольный этап

Анализ деятельности по реализации проекта

Презентация результатов деятельности

Декабрь 2022

Формы и методы реализации проекта

1. «Мой дом, моя семья»

Познавательное и речевое развитие:

• Познавательное занятие «Моя семья».

• Беседа «Мой дом».

• Составление рассказов на тему: «У нас дружная семья».

• Беседа: «Что такое хорошо, и что такое плохо…».

• Рассматривание семейных фотографий

• Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Художественно-эстетическое развитие

• Рисование: «Моя семья»,

• Прослушивание аудиозаписей:

«Разноцветная семья»«Вся моя семья»«Гимн семье»

• Конструирование «Красивая мебель в моем доме».

Физическое развитие:

• Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".

• Пальчиковая гимнастика «Семья».

Социально - коммуникативное развитие:

• Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощники".

• Чтение ненецкой сказки «Кукушка»

• Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"

Взаимодействие с родителями:

• Сотворчество детей с родителями: «Герб нашей семьи».

  • Консультация для родителей «Семейные ценности»

2. «Мой детский сад»

Познавательное и речевое развитие:

• Игровые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?».

• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».

• Экскурсия по детскому саду.

• Беседа «Где аккуратность, там и опрятность».

Художественно-эстетическое развитие:

• Рисование «Мой любимый детский сад».

• Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад»«Чудеса в саду»«Верный друг», разучивание песен «Маленький детский сад»«Детский сад»

Физическое развитие:

• Хороводная игра «Каравай».

• Подвижная игра «Дружба».

Социально – коммуникативное развитие:

• Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».

• Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр.

• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Взаимодействие с родителями:

  • Выставка совместного творчества «Осенний вернисаж»

3. «Моя станица Новомарьевская»

Познавательное и речевое развитие

• Экскурсия в центр станицы

• Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в станице Новомарьевской.

• Презентация о станице Новомарьевской

• Беседа «История моей станицы»

• Беседа «Символы нашей станицы»

Художественно-эстетическое развитие 

• Рисование: «Флаг станицы Новомарьевской»

• Прослушивание народных песен

Физическое развитие 

  • Хороводная игра «Карусель».

Социально - коммуникативное развитие

• Дидактическая игра «Растительный мир станицы Новомарьевской».

Взаимодействие с родителями 

• Консультация «Без прошлого нет будущего».

4. «Мой край, моё Ставрополье»

Познавательно-речевое развитие

• Рассказ воспитателя «Символы Ставропольского края».

• Презентации «Символы Ставропольского края»

• Чтение произведений о Ставропольском крае.

• Беседы «Традиции и быт русского народа»«Знакомство с предметами русского быта»«Воспитание детей в казачьих семьях»

• Худ литература «Кубанский народный фольклор»

• Познавательное занятие «Ставрополье– Родина моя».

• Итоговое занятие «С чего начинается Родина».

Художественно-эстетическое развитие

• Рисование: «Люблю березу русскую»«Русский народный костюм», «Русская печка» 

• Прослушивание: гимна Ставропольского края, народных песен, частушек.

Физическое развитие

• Народные игры: «Гуси лебеди»«Карусель»«Колпачок»«Гори, гори ясно»«Сбей папаху»«Иголка, нитка, узелок»«Ручеёк»«Передай подкову»

Социально - коммуникативное развитие

• Д/И «Народные промыслы»«Сложи узор»«Рукодельница»

• Просмотр видеоклипа «Ставропольский край»

Взаимодействие с родителями

• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

• Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

План работы по проекту

Дата

выполнения

Название мероприятия

Примечание

05.09.2022

Познавательное занятие «Моя семья». Беседа: «Что такое хорошо, и что такое плохо…». Рассматривание семейных фотографий. Рисование: «Моя семья». Пальчиковая гимнастика «Семья». Русская народная игра «Деревце моё».

12.09.2022

Беседа «Мой дом». Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных". Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья»«Вся моя семья»«Гимн семье».

19.09.2022

Составление рассказов на тему: «У нас дружная семья». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Конструирование «Красивая мебель в моем доме». Чтение стихотворений о семье. Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".

26.09.2022

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощники". Сотворчество детей с родителями: «Герб нашей семьи». Консультация для родителей «Семейные ценности».

03.10.2022

Беседа «Где аккуратность, там и опрятность». Игровая ситуация: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду?». Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад». Экскурсия по детскому саду. Рисование «Мой любимый детский сад».

10.10.2022

Игровые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?». Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад»«Чудеса в саду»«Верный друг», разучивание песен «Маленький детский сад»«Детский сад». Хороводная игра «Каравай».

17.10.2022

Коммуникативная игра «Кто в домике живет?». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Подвижная игра «Дружба». Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр. Выставка совместного творчества «Осенний вернисаж»

24.10.2022

Беседа «Мой детский сад». Чтение детских рассказов про детский сад. Рисование: «Моя любимая игра». Подвижная игра «Городки»

31.10.2022

Беседа «Станица Новомарьевская» Рассматривание фотографий (презентация) с изображением самых знаменитых мест в станице Новомарьевской. Составление рассказов на тему: «Что я вижу по дороге домой». Рисование: «Дом, в котором я живу».

07.11.2022

Беседа «История моей станицы». Рассматривание старых фотографий станицы. Конструирование «Дома на нашей улице». Малоподвижная игра «Колечко». Сюжетно-ролевая игра «Почта». Рисование «Праздник урожая».

14.11.2022

Экскурсия в центр станицы. Беседа «Символы нашей станицы». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». Д/И «Улица, на которой я живу»«Мой адрес». Рисование: «Флаг станицы Новомарьевской».

21.11.2022

Создание фотоальбома «Достопримечательности станицы Новомарьевской».  Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Дидактическая игра «Растительный мир станицы Новомарьевской». Прослушивание народных песен. Хороводная игра «Карусель».

28.11.2022

Рассказ воспитателя «Символы Ставропольского края». Презентации «Символы Ставропольского края». Прослушивание: гимна Ставропольского края, народных песен, частушек. Рисование: «Люблю березу русскую».

Консультация для родителей: «Без прошлого нет будущего».

05.12.2022

Познавательное занятие «Ставрополье – Родина моя». Просмотр видеоролика о Ставропольском крае.  Чтение произведений о Ставрополье. Знакомство с творчеством Валентины Нарыжной. Русские народные игры «Ручеёк»«Передай подкову». Д/И «Рукодельница»

12.12.2022

Беседа «Традиции и быт русского народа». Д/И «Народные промыслы». Рисование «Русская печка». Народные игры: «Гуси лебеди»«Карусель». Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

19.12.2022

Беседа «Знакомство с предметами русского быта». Д/И «Сложи узор». Русские народные игры «Колпачок»«Гори, гори ясно». Рисование: «Русский народный костюм» Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

26.12.2022

Беседа «Воспитание детей в казачьих семьях». 

Чтение казачьей сказки «Тройная благодарность». Итоговое занятие «С чего начинается Родина». Русские народные игры «Сбей папаху»«Иголка, нитка, узелок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "С чего начинается Родина"

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста:  "С чего начинается Родина"...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»

Продолжительность – краткосрочный.Автор проекта: учитель-логопед. Вид проекта: информационный, творческий, семейный. Сроки реализации проекта: неделя.Место реализации – детский с...

ПРОЕКТ по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» (долгосрочный)

Долгосрочный проект (1 год) «С чего начинается Родина»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к...