Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
методическая разработка
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание это воспитание патриота, который имеет высокую социальную активность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Подлинный патриот любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением.
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином своей страны.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики. Изменились нравственные ценности, отношения к событиям нашей истории, материальные ценности доминируют над духовными. Все это не могло не отразиться на наших детях.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма.
Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение определенной территории родного края. Нельзя воспитать настоящего патриота Родины без формирования элементов краеведения, представлений о своей деревне, районе, республике, стране. В процессе познания краеведческого материала ребенок формируется духовно, осознает опыт прошлого и настоящего, так это является связующей нитью времен, событий.
Одним из направлений работы нашего дошкольного учреждения является организация работы по краеведению. Мною, в соавторстве с другими педагогами разработана программа «С чего начинается Родина».
Цель программы – расширение у старших дошкольников представлений о родном крае и Белгородской области, истории возникновения, духовном наследии, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновении стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи Программы:
Образовательные: формировать систему знаний, основой которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
формировать знания о природных богатствах области, быте, традициях жителей области; их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; обогатить знания старших дошкольников о городе Губкине, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие: комплексное сочетание форм и методов работы для планомерного воздействия на личность ребенка; развивать познавательный интерес к изучению родного города, области; способствовать социализации воспитанников; развивать творческие способности детей.
Воспитательные: формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края; прививать навыки здорового образа жизни;
воспитывать уважение к труду жителей города, создающих красивый город;
усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей. Реализация Программы предусматривает нестандартность форм организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника: экскурсии с различной
тематикой о городе; целевые прогулки по городу; праздники, развлечения; тематические выставки; встречи с участниками исторических событий, людьми искусства. | ||
Основной принцип построения воспитательно-образовательной | ||
деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр. | ||
Методы и приемы: диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей; игры; проблемные ситуации; проектирование; конкурсы, викторины; |
экспериментирование; коллективно-творческие дела; наблюдения; целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, иллюстраций.
Учитывая психологические особенности старших дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной. Информативная часть Программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.
Важным условием для эффективного осуществления краеведческой работы является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Большая работа проводится с родителями они наши помощники и участники во всех мероприятиях.
Проводим экскурсии в музей, к общественным зданиям: библиотеку, почту, ДК «Форум», занятия по ознакомлению с государственной символикой России; народными обычаями Губкинского района, с народными праздниками, с национальным костюмом, орнаментом, предметами быта; разучиваем национальные игры, стихи, танцы, песни. Прекрасные возможности в воспитании патриотических чувств дает знакомство с творчеством белгородских композиторов, художников, писателей, поэтов.
Запланирован цикл бесед «Детям о Великой Победе», «Женщины в войне», «Праздник День Победы», конкурсы детского рисунка: «Мы за мир!», «Наш край в годы войны», «День Победы»; встречи с ветеранами участниками ВОВ, воинами афганцами, ветеранами труда, знаменитыми людьми.
Родители активно участвуют в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами, создании мини-музеев, изготовлении для детей национальных костюмов, организации выставок народного прикладного искусства. Бабушки и дедушки наших воспитанников живые участники истории родного края, старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям понять исторические факты и события, почувствовать связь поколений.
Прикосновение к истории своей малой родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням.
Осуществляемая работа формирует позитивное отношение к окружающему миру, своим товарищам, уважение к старшему поколению, сопереживание, ответственность за свои дела и поступки, воспитывает настоящих патриотов своей родины.
Библиографический список:
Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет / Г.П.Антонова, И.П.Антонова. М.:Мигель.1991, 124с.
Кузьмина Т.П. Формирование нравственно патриотических чувств у младших дошкольников // Воспитатель ДОУ, 2012г. №1 60 с.
Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С.Лихачев М.: Искусство, 2000 159-173с.
Микляева Н.В. Музей в детском саду: Беседы, экскурсии, творческие мастерские / Н.Ф.Лагутина.М.:Творческий Центр, 2011, 117с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...
«Былинный эпос в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...
выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1. Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...
"Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Проектная деятельность...
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"...