Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Суворенкова Людмила

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание  это воспитание патриота, который имеет высокую социальную активность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Подлинный патриот любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением.

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину  особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином своей страны.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных  противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики. Изменились нравственные ценности, отношения к событиям нашей истории, материальные ценности доминируют над духовными. Все это не могло не отразиться на наших детях.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как  образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма.

Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение определенной территории родного края. Нельзя воспитать настоящего патриота Родины без формирования элементов краеведения, представлений о своей деревне, районе, республике, стране. В процессе познания краеведческого материала ребенок формируется духовно, осознает опыт прошлого и настоящего, так  это является связующей нитью времен, событий.

Одним из направлений работы нашего дошкольного учреждения является организация работы по краеведению. Мною, в соавторстве с другими педагогами разработана программа «С чего начинается Родина».

Цель программы – расширение у старших дошкольников представлений о родном крае и Белгородской области, истории возникновения, духовном наследии, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновении стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи Программы:

Образовательные: формировать систему знаний, основой которой являются сведения  в  области  краеведения,  показ  общего  через  частное;

формировать знания о природных богатствах области, быте, традициях жителей области; их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; обогатить знания старших дошкольников о городе Губкине, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.

Развивающие: комплексное сочетание форм и методов работы для планомерного воздействия на личность ребенка; развивать познавательный интерес к изучению родного города, области; способствовать социализации воспитанников; развивать творческие способности детей.

Воспитательные: формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края; прививать навыки здорового образа жизни;

воспитывать уважение к труду жителей города, создающих красивый город;

усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей. Реализация Программы предусматривает нестандартность форм организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника: экскурсии с различной

тематикой о городе; целевые прогулки по городу; праздники, развлечения;

тематические выставки; встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.

Основной  принцип  построения  воспитательно-образовательной

деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на

использовании новых педагогических технологий:         игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр.

Методы и приемы: диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей; игры;   проблемные   ситуации;   проектирование;   конкурсы,   викторины;

 экспериментирование; коллективно-творческие дела; наблюдения; целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, иллюстраций.

Учитывая психологические особенности старших дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной. Информативная часть Программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.

Важным условием для эффективного осуществления краеведческой работы является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Большая работа проводится с родителями  они наши помощники и участники во всех мероприятиях.

Проводим экскурсии в музей, к общественным зданиям: библиотеку, почту, ДК «Форум», занятия по ознакомлению с государственной символикой России;  народными обычаями Губкинского  района, с народными праздниками, с национальным костюмом, орнаментом, предметами быта; разучиваем национальные игры, стихи, танцы, песни. Прекрасные возможности в воспитании патриотических чувств дает знакомство с творчеством белгородских композиторов, художников, писателей, поэтов.

Запланирован цикл бесед «Детям о Великой Победе», «Женщины в войне», «Праздник День Победы», конкурсы  детского рисунка: «Мы за мир!», «Наш край в годы войны», «День Победы»; встречи с ветеранами участниками ВОВ, воинами  афганцами, ветеранами труда, знаменитыми людьми.

Родители активно участвуют в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами, создании мини-музеев, изготовлении для детей национальных костюмов, организации выставок народного прикладного искусства. Бабушки и дедушки наших воспитанников  живые участники истории родного края, старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям понять исторические факты и события, почувствовать связь поколений.

Прикосновение к истории своей малой родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням.

Осуществляемая работа формирует позитивное отношение к окружающему миру, своим товарищам, уважение к старшему поколению, сопереживание, ответственность за свои дела и поступки, воспитывает настоящих патриотов своей родины.

Библиографический список:
Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет / Г.П.Антонова, И.П.Антонова. М.:Мигель.1991, 124с.
Кузьмина Т.П. Формирование нравственно  патриотических чувств у младших дошкольников // Воспитатель ДОУ, 2012г. №1 60 с.
Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С.Лихачев М.: Искусство, 2000 159-173с.
Микляева Н.В. Музей в детском саду: Беседы, экскурсии, творческие мастерские / Н.Ф.Лагутина.М.:Творческий Центр, 2011, 117с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1.     Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"...