Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
статья ( группа) по теме

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Петрова Тамара Павловна

МДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.

Патриотическое воспитание ­ это воспитание патриота, который имеет высокую социальную активность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Подлинным патриотом, по мнению С. Михалкова, «может стать только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением».

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину ­ особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Петрова Тамара Павловна

МДОУ "Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д. Полевая, Волжского района, РМЭ.

Патриотическое воспитание  это воспитание патриота, который имеет высокую социальную активность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Подлинным патриотом, по мнению С. Михалкова, «может стать только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением».

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину  особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином своей страны.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных  противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики. Изменились нравственные ценности, отношения к событиям нашей истории, материальные ценности доминируют над духовными. Все это не могло не отразиться на наших детях.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как  образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма.

Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение определенной территории родного края. Нельзя воспитать настоящего патриота Родины без формирования элементов краеведения, представлений о своей деревне, районе, республике, стране. В процессе познания краеведческого материала ребенок формируется духовно, осознает опыт прошлого и настоящего, так  это является связующей нитью времен, событий.

Краеведение  это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок с детьми, которые заранее запланированы, поэтапно разработаны педагогом, и рассматривается как основа приобщения ребенка к культурному наследию, источник развития личности. Главная цель краеведения  воспитание гражданина любящего и знающего свой край. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, деревне, уважение к своей национальности;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к традициям марийского и русского народов;
  • ознакомление с символами района, республики, государства(герб, флаг, гимн).
  • .воспитание любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства как представителя своего народа, толерантное отношение к другим народам и их традициям.

Решая данные задачи, мы должны строить свою работу в соответствии с особенностями детей, местными условиями, с изучения самого близкого для ребенка  родного очага, согретого душевным теплом близких ему людей, семьи, детского сада, используя наглядный, словесный и практический методы. Мы включаем в свою работу:

  • целевые прогулки и экскурсии;
  • наблюдение за изменениями в жизни села;
  • беседы о родном селе, районе, республике;
  • ознакомление с устным народным творчеством марийского народа, чтение и инсценирование сказок;
  • прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен и стихов о родине;
  • стимулирование детского творчества;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда;
  • ознакомление с произведениями народного творчества: вышивкой, резьбой по дереву, лозоплетением.

Важным условием для эффективного осуществления краеведческой работы является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Большая работа проводится с родителями  они наши помощники и участники во всех мероприятиях.

Проводим экскурсии в музей, к общественным зданиям: библиотеку, почту, ДК «Элнет», школу; занятия по ознакомлению с государственной символикой России, РМЭ, Волжского района, с народными праздниками, обычаями, с национальным костюмом, орнаментом, предметами быта; разучиваем марийские национальные игры, стихи, танцы, песни. Прекрасные возможности в воспитании патриотических чувств дает знакомство с творчеством марийских композиторов, художников, , писателей, поэтов.

Проводим викторины «Мой край родной  земля Чоткара», «Пелед, тузлане, шочмо мланде!», конкурсы чтецов, праздники.

Разработана и осуществляется программа, посвященная 70-летию Победы. В музее боевой и трудовой славы воспитываем уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину, запланирован цикл бесед «Детям о Великой Победе», «Женщины в войне», «Праздник День Победы», конкурс детского рисунка «Мы за мир!», встречи с ветеранами участниками ВОВ, воинами  афганцами, ветеранами труда, знаменитыми людьми.

Важным условием для эффективного осуществления краеведческой работы является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители активно участвуют в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами, создании мини-музеев, изготовлении для детей национальных костюмов, организации выставок народного прикладного искусства. Бабушки и дедушки наших воспитанников  живые участники истории родного края, старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям понять исторические факты и события, почувствовать связь поколений.

Прикосновение к истории своей малой родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням.

Осуществляемая работа формирует позитивное отношение к окружающему миру, своим товарищам, уважение к старшему поколению, сопереживание, ответственность за свои дела и поступки, воспитывает настоящих патриотов своей родины.

                                        Библиографический список
Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет / Г.П.Антонова, И.П.Антонова.М.:Мигель.1991, 124с.
Кузьмина Т.П. Формирование нравственно  патриотических чувств у младших дошкольников // Воспитатель ДОУ, 2012г. №1 60 с.
Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С.Лихачев М.: Искусство, 2000 159-173с.
Микляева Н.В. Музей в детском саду : Беседы, экскурсии, творческие мастерские / Н.Ф.Лагутина.М.:Творческий Центр, 2011, 117с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1.     Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"...

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведения...