"Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
проект на тему

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок»  г. о. Троицк  г. Москва

Составила: воспитатель Жукова Т.Н.

Проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2010-2011 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками ;

- проводить       сбор       необходимых       материалов       на       основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

 

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

II этап - методический.

На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:

- устройство русской избы,

- утварь,

- орудия труда,

- русская народная одежда,

- народная игрушка

III этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с  педагогическими кадрами.

Формы работы

Мероприятия

Педсовет

- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуре речи детей.

- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

Семинар

- Семинар « Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики».

Мастер-класс

-Техники нетрадиционного рисования.

-Изготовление народных кукол.

Консультации

- «Музей в детском саду».

- «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра».

- «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста».

- « Устройство русской избы».

- « О русских обычаях, традициях и народном творчестве».

Деловая игра

- «Что вы знаете о русской народной культуре».

Анализ проблемных ситуаций

-  Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Проблемная лекция

- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС.

Самостоятельное проектирование

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно - образовательной работы с детьми.

Смотр-конкурс

- « Уголок русского народного быта в группах».

- « Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

Работа с детьми в мини-музеи « Русская изба».

Формы работы

Мероприятия

     

- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы.

- « Знакомство с русским народным  костюмом» для детей подготовительной группы.

- Путешествие по русской избе для детей старшего возраста .

Интегрированные и комплексные занятия

- «Хлеб всему голова» для детей старшей группы.

- « Былины - кладезь народной мудрости для детей подготовительной группы.

Театрализованные представления

- «По русским народным сказкам»

Кружковая работа

- « Приобщение детей  к истокам русской народной культуры»  

Выставки, конкурсы

- «Осень в гости к нам пришла».

- « Мастерская деда Мороза».

- «Декоративное чудо».

Праздники, развлечения

- «Новый год и Рождество».

- «Посиделки у самовара» с детьми подготовительной группы.

- Спортивный праздник «Богатырская наша сила» с детьми старшего возраста.

Взаимодействие с родителями по приобщению детей  к истокам  русской народной культуры в МАДОУ.

Формы работы

Мероприятия

Анкетирование

- «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа».

- « Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».

Общие родительские собрания

- «Роль семьи  в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре».

- « Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей. Экскурсия в музей народного быта».  

Консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные

- «Фольклор в жизни детей».

- «Читайте детям сказки»

- «Народная сказка в изобразительной деятельности детей».

- «Игрушки из природного  материала и игры с ними»

Выставки

- «Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек».

- Выставка поделок «Лесная сказка».

- Выставка рисунков «Декоративное чудо».

Экскурсия

- Семейные экскурсии по достопримечательностям города Троицка.

Наглядная информация

- Папки-передвижки- «Расскажи сказку»,» Семейные праздники»,  «Пасха», «Новый год и Рождество»,  «Народный фольклор для самых маленьких»

- Информационные стенды.

IV этап — аналитический.

- анализ   результатов   работы   (исследования,   педагогическая диагностика),

- передача опыта ( смотры, конкурсы в ДОУ).

Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

 

Литература:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2008.

2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.

3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в в детском саду –М.: ТЦ «Сфера»,2006.

7. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

8. Под редакцией Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Издательство «ТЦ Сфера» 2003

9.Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2010. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1.     Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...

Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...