"Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок» г. о. Троицк г. Москва
Составила: воспитатель Жукова Т.Н.
Проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2010-2011 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками ;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:
- устройство русской избы,
- утварь,
- орудия труда,
- русская народная одежда,
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами.
Формы работы | Мероприятия |
Педсовет | - Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуре речи детей. - Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики. |
Семинар | - Семинар « Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики». |
Мастер-класс | -Техники нетрадиционного рисования. -Изготовление народных кукол. |
Консультации | - «Музей в детском саду». - «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра». - «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста». - « Устройство русской избы». - « О русских обычаях, традициях и народном творчестве». |
Деловая игра | - «Что вы знаете о русской народной культуре». |
Анализ проблемных ситуаций | - Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. - Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях. |
Проблемная лекция | - Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС. |
Самостоятельное проектирование | - Работа педагогов по самообразованию. - Проектирование воспитательно - образовательной работы с детьми. |
Смотр-конкурс | - « Уголок русского народного быта в группах». - « Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Работа с детьми в мини-музеи « Русская изба».
Формы работы | Мероприятия |
| - «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - « Знакомство с русским народным костюмом» для детей подготовительной группы. - Путешествие по русской избе для детей старшего возраста . |
Интегрированные и комплексные занятия | - «Хлеб всему голова» для детей старшей группы. - « Былины - кладезь народной мудрости для детей подготовительной группы. |
Театрализованные представления | - «По русским народным сказкам» |
Кружковая работа | - « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Выставки, конкурсы | - «Осень в гости к нам пришла». - « Мастерская деда Мороза». - «Декоративное чудо». |
Праздники, развлечения | - «Новый год и Рождество». - «Посиделки у самовара» с детьми подготовительной группы. - Спортивный праздник «Богатырская наша сила» с детьми старшего возраста. |
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МАДОУ.
Формы работы | Мероприятия |
Анкетирование | - «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа». - « Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей». |
Общие родительские собрания | - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре». - « Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей. Экскурсия в музей народного быта». |
Консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные | - «Фольклор в жизни детей». - «Читайте детям сказки» - «Народная сказка в изобразительной деятельности детей». - «Игрушки из природного материала и игры с ними» |
Выставки | - «Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек». - Выставка поделок «Лесная сказка». - Выставка рисунков «Декоративное чудо». |
Экскурсия | - Семейные экскурсии по достопримечательностям города Троицка. |
Наглядная информация | - Папки-передвижки- «Расскажи сказку»,» Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких» - Информационные стенды. |
IV этап — аналитический.
- анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика),
- передача опыта ( смотры, конкурсы в ДОУ).
Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Литература:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2008.
2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.
3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в в детском саду –М.: ТЦ «Сфера»,2006.
7. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
8. Под редакцией Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Издательство «ТЦ Сфера» 2003
9.Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...
«Былинный эпос в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...
выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1. Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...
Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение знан...
Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...