«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени и должна преемственно продолжаться в начальной школе и в системе общего среднего образования.
МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств дошкольников, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Проект «Юные патриоты» разработан для детей в возрасте с 5 до 7 лет.
Особенностью проекта является разработка и реализация в работе с детьми мероприятий, приуроченных к памятным датам.
Цель: Через ознакомление с историей и культурой родного поселка, города, страны формировать нравственные и патриотические чувства дошкольников.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения родного села Полтавка, города Омска.
- Познакомить детей с выдающимися и почетными жителями нашего поселка.
- Приобщать детей к прошлому и настоящему культуры родного поселка, города.
- Формировать желание защищать свою «малую Родину» и преумножать богатство своего края.
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к своему народу, бережное отношение к природе родного края, гордость за него.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста: старшая группа «Колокольчик» (5-6 лет), подготовительная группа «Солнышко» (6-7 лет) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;
- педагогический коллектив (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;
- родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: с 01.09.2008г. по 01.09.2011г.
Основные направления работы:
- Духовно-образовательное:
- тематические занятия;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, макетов;
- занятия в музее.
- Воспитательно-образовательное:
- развлечения;
- народные праздники;
- игровая деятельность.
- Культурно-познавательное:
- экскурсии;
- целевые прогулки;
- встречи с интересными людьми.
- Нравственно-трудовое:
- продуктивная деятельность детей;
- знакомство с трудом людей разных профессий.
Оценка эффективности реализации проекта:
- положительное отношение к родному краю;
-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу
- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_patrioty.doc | 89 КБ |
prilozheniya_k_proektu_yunye_patrioty.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
«Полтавка наша свою славу
И корни древние свои
Ведет от той большой Полтавы,
Что на краю большой Земли.
Оттуда родом наши предки,
И мы – ростки заветной ветки».
А. Лесняк. Отрывок из поэмы
«Поэма о Сибирской Полтаве».
Воспитание гражданина – одна из важнейших задач образовательного учреждения. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности, как качества личности, определяется как субъективными усилиями педагогов, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
Решая проблему гражданского воспитания детей, прежде всего, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». Патриотизм, как качество личности, проявляется к любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.
В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучение обычаев и культуры разных этносов.
Патриотическое воспитание реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.
Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени и должна преемственно продолжаться в начальной школе и в системе общего среднего образования.
Психологической основой патриотизма является социальная идентичность личности, включающая такой важный компонент, как осознание и переживание принадлежности к народу своей страны. Необходимое условие появление этого качества – полноценное и глубокое приобщение детей к отечественной культуре.
Традиционная отечественная культура объединяет граждан страны в целостное в духовно-нравственном отношении сообщество. Этот термин должен пониматься в широком смысле слова. Необходимо не ограничиваться фольклором и уделять большое внимание знакомству детей с произведениями авторов родного края.
В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств дошкольников, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Проект «Юные патриоты» разработан для детей в возрасте с 5 до 7 лет. При написании проекта мы опирались на следующие нормативные документы:
1. Закон «Об образовании РФ»
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
В основу проекта положены следующие принципы:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Наглядность.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Профессиональная компетентность педагогов.
- Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно реализуется систематически.
- Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
- Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.
- Принцип «от близкого к далекому».
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→родной поселок→родной город→родная страна.
Проект предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной поселок, город»
3 блок - «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
1 блок: «Моя семья».
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи
- семья - ячейка общество, хранительница национальных традиций
- счастье семьи - счастье и благополучие народа
2 блок: «Родной, поселок, город».
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, поселком. Важно показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным городом Омском, другими городами Омской области, России. Поселок - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
3 блок: «Родная страна».
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
Особенностью проекта является разработка и реализация в работе с детьми мероприятий, приуроченных к памятным датам.
Цель: Через ознакомление с историей и культурой родного поселка, города, страны формировать нравственные и патриотические чувства дошкольников.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения родного села Полтавка, города Омска.
- Познакомить детей с выдающимися и почетными жителями нашего поселка.
- Приобщать детей к прошлому и настоящему культуры родного поселка, города.
- Формировать желание защищать свою «малую Родину» и преумножать богатство своего края.
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к своему народу, бережное отношение к природе родного края, гордость за него.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста: старшая группа «Колокольчик» (5-6 лет), подготовительная группа «Солнышко» (6-7 лет) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;
- педагогический коллектив (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;
- родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: с 01.09.2008г. по 01.09.2011г.
Основные направления работы:
- Духовно-образовательное:
- тематические занятия;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, макетов;
- занятия в музее.
- Воспитательно-образовательное:
- развлечения;
- народные праздники;
- игровая деятельность.
- Культурно-познавательное:
- экскурсии;
- целевые прогулки;
- встречи с интересными людьми.
- Нравственно-трудовое:
- продуктивная деятельность детей;
- знакомство с трудом людей разных профессий.
Формы организации работы с дошкольниками:
- Разработка и проведение циклов тематических занятий и бесед:
«Мой поселок – Полтавка» (история возникновения села),
«Улицы родного поселка»,
«Достопримечательные места Полтавки»,
«Культура моего поселка» (обычаи, традиции, народное творчество),
«Встречи с интересными и выдающимися людьми» (ветераны ВОВ, почетные жители п. Полтавка, художники, поэты, представители различных профессий),
«Природа родного поселка» (флора и фауна, климатические и природные условия),
«Работа моих родителей».
- Организация и проведение праздников и развлечений, знакомящих детей с обычаями и традициями поселка:
«Осенины», «Покровская ярмарка», «Наум - грамотник»,
«Рождественские посиделки», «Масленица», «Герасим – грачевник», «Троица» (праздник русской березки), «Иван – купала» и другие.
- Проведение праздников: «Мамин день», «День защитников Отечества», «День Победы», «Вместе дружная семья» и так далее.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам поселка:
к памятнику воинам – освободителям; к районной доске Почета; к памятному знаку с. Полтавка; в библиотеку, школу искусств, на стадион; на промышленные и сельхозхозяйственные объекты; на предприятия, где работают родители воспитанников; в парк, лес, к водоемам, в поле и так далее.
- Создание уголков патриотического воспитания в группах:
Знакомство детей с картой Полтавского района и п. Полтавка; оформление фотоальбома «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя малая родина – Полтавка»; знакомство со значимыми и интересными событиями через районную газету «Заря»; выставки детских рисунков и поделок.
Организация управления проектом и контроль его реализации:
- Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ и старший воспитатель, согласно плану работы
- Контроль за проведением плановых мероприятий
- Отчет о реализации программы на педсовете.
- Корректировка содержания планов.
Оценка эффективности реализации проекта:
- положительное отношение к родному краю;
-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу
- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Обобщение опыта реализации проекта:
- выступление с опытом работы в рамках VI Областного педагогического марафона - «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного поселка» (музыкальный руководитель Бешевец Л.А., 2009г.).
Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. В нашем детском саду такая возможность предоставляется каждому дошкольнику, начиная с младенческого возраста и заканчивая выпускниками детского сада.
Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей маленькие полтавчане ежедневно соприкасаются с историей и культурой родного края, учатся любить и беречь свою малую родину, гордиться ее достижениями.
Этапы реализации проекта
Этапы Система мероприятий | 2008–2009гг. Организационно-подготовительный этап Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач патриотического воспитания. Создание банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов. | 2009–2011гг. Коррекционно-развивающий (обновленческий этап) Цель: Непосредственная реализация проекта. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы с позиции дифференциации перспектив развития. | 2011г. Аналитическо-информационный этап Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений при реализации проекта. Обобщение и распространение накопленного опыта, интеграция результатов в деятельность. |
Проект «Юные патриоты» | 1. Оценка актуального состояния работы с родителями воспитанников и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста, представители учреждений культуры). 2. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с родителями (совершенствование нормативно-правовой базы, разработка совместных планов). | 1. Разработка и реализация проекта (с учетом образовательно-оздоровительного потенциала социума) дифференцированной работы с семьями воспитанников и родителями, с детьми старшего дошкольного возраста: - подпрограмма по профилактике социально-обусловленных заболеваний, предупреждению асоциального поведения; - подпрограмма повышения педагогической и валеологической культуры молодых родителей через работу «Клуба для родителей»; 2. Совершенствование и реализация программы «Клуб для родителей» (работа адаптационной группы). 3. Разработка и реализация совместных с родителями проектов. 4. Повышение престижа ДОУ среди заинтересованного населения через налаживание связей со СМИ (публикации, репортажи), полиграфическими организациями (буклеты, листовки), сетью Интернет (создание сайта ДОУ), создание портфолио воспитанников ДОУ и учреждения в целом. | 1. Мониторинг дошкольников – участников проекта, опрос родителей. 2. Анализ реализации проекта «Юные патриоты», транслирование положительного опыта семейного воспитания и опыта взаимодействия с родителями на разном уровне. 3. Поддерживание положительного имиджа детского сада, обеспечение возможности для транслирования передового педагогического опыта сотрудников ДОУ в области патриотического воспитания. |
Визитная карточка образовательного учреждения.
Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.
Юридический адрес: 646740, Омская область, Полтавский район, р.п. Полтавка, ул. Чапаева, 21. Телефон: 8 (3812) 2-10-66.
Учреждение функционирует с 2005 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании.
Учредитель детского сада: Комитет образования Администрации Полтавского муниципального образования Омской области.
Управляющая система: заведующая Авакян Светлана Николаевна (административное управление), старший воспитатель Григорян Ольга Васильевна, медсестра Панова Галина Александровна, завхоз Нестерова Людмила Геннадьевна (оперативное управление).
Кадровая характеристика: Общее количество педагогических работников – 12 человек (заведующая детским садом, старший воспитатель, 9 воспитателей, 1 музыкальный руководитель). Медицинских работников – 1 человек.
Укомплектованность кадрами - 100 %.
Реализуемые в ДОУ образовательные программы.
Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой детского сада, разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей - воспитанников ДОУ.
Федеральный компонент образовательной программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.) – 6 групп раннего и дошкольного возраста, программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева) – 4 группы дошкольного возраста.
Статус: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка», (приказ № 93 от 01.11.2005г).
Устав образовательного учреждения зарегистрирован администрацией (приказ № 93 от 01.11.2005г.).
Детский сад имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования (А 221910 от 29.11.2007г.).
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка Полтавка, города Омска? Если нет, то почему?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка, города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 3.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе.
Сентябрь
Тема "Моя семья"
Работа над понятием «родня». Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
Чтение заранее подготовленных детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».
Связь с другими видами деятельности:
Рисование на тему «Моя семья».
Беседы на тему «Как мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Октябрь
Тема «Мой любимый детский сад»
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.
Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Труд по уборке листьев на участке детского сада.
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Ноябрь
Тема «Мой поселок, в котором я живу»
Экскурсия по поселку на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям).
Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров полтавских мастеров).
Прослушивание песен о родном поселке (в записи).
Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия по поселку на автобусе (с родителями).
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в поселке.
Изготовление альбома «Природа моего края».
Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)
Декабрь 1 - 2 недели
Тема «Я и мое имя»
«Для чего человеку имя?» (беседа).
«Полное» и «неполное» имя (игра).
Этюд «Назови ласково».
Связь с другими видами деятельности:
Изготовление именных карточек.
Рисование на тему «Мой лучший друг».
Развлечение «Друг в беде не бросит».
Декабрь 3 — 4 недели
Тема «Новый год у ворот»
Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу
Связь с другими видами деятельности:
Рисование на тему "Новогоднее представление".
Аппликация "Елка".
Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
Акция «Подкормим птиц».
Январь
Тема «Наша Родина – Россия»
Рассматривание репродукций с картин о родной природе.
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему «Моя Родина».
Пение русских народных песен, частушек, колядок.
«Рождественские встречи» - развлечение.
Народные игры.
Февраль 1 – 2 недели
Тема «Москва – главный город России»
Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москва-реке».
«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям).
«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).
«Прогулка по Москве» (видеофильм о Москве).
Связь с другими видами деятельности:
Оформление стенда «Москва — столица нашей Родины» (вместе с родителями).
Конструирование Московского Кремля.
Чтение стихов о Москве.
Февраль 3 – 4 недели
Тема «Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества)
Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".
Пение песен об армии.
Связь с другими видами деятельности:
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение «Вместе с папой».
Рассказы пап о службе в армии.
Март
Тема «Очень я люблю маму милую мою»
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
Пение песен о маме, чтение стихов.
Связь с другими видами деятельности:
Рисование портрета «Мама милая моя».
Изготовление подарка маме.
Праздник – концерт «Для милых мам».
Апрель
Тема «Наши космонавты»
Рассказ воспитателя о космонавтах.
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра «Космонавты».
Связь с другими видами деятельности:
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля.
Май
Тема «Этот День Победы»
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера)
Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия к Памятнику погибшим воинам.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда «Наши ветераны».
Июнь – август
Тема «Полтавка — прежде и теперь»
Семейная экскурсия по поселку.
Приложение 4.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе.
Сентябрь
Тема «Моя семья»
Разгадывание ребуса «7 Я».
Работа над понятием «семья».
Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».
Рисование дома для своей семьи.
Связь с другими видами деятельности:
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».
Изготовление панно «Моя семья».
Октябрь 1 – 2 недели
Тема «Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу»
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах поселка и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.
Пометка на карте поселка самых интересных объектов, детского сада.
Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия (пешая) по поселку.
Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).
Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками).
Семейный праздник «Моя родословная».
Октябрь 3 - 4 недели
Тема "Град на реке Иртыш" (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)
Рассказ воспитателя об истории Омска (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).
Знакомство с легендой о реке Иртыш
Слушание песен об Омске.
Связь с другими видами деятельности
Экскурсия по городу ( по иллюстрациям).
Изготовление панно из природного материала "Герб Омска».
Рисование на тему «Мой город».
Ноябрь
Тема "Законы, по которым мы живем
Беседа о Конституции.
Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства).
Связь с другими видами деятельности:
Выставка поделок «Мастерство детей и их родителей».
Декабрь
Тема «По Новогодней карте»
Беседа о праздниках.
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о Новогодних символах.
Рассказ о Новогодних обычаях.
Связь с другими видами деятельности:
Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа.
Оформление группы к празднику.
Зимние постройки из снега для малышей.
Акция "Поможем птицам зимой".
Новогодний праздник.
Январь 1 – 2 недели
Тема «Наша Родина — Россия»
Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».
Беседа о березке — символе России.
Стихи и песни о березке.
Народные игры
Связь с другими видами деятельности:
Рисование на тему «Моя Родина».
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.
Январь 3 – 4 недели
Тема «Живем в России»
Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
Работа над понятием «гражданин».
Слушание песен о Родине.
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
Составление рассказов о будущем Родины.
Семейные национальные праздники (украинский, казахский и др.).
Февраль 1 – 2 недели
Тема «Москва — столица нашей Родины»
Рассматривание макета города Москвы.
Рассказ об основании Москвы.
Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва».
Слушание песен о Москве.
Связь с другими видами деятельности:
Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».
Оформление стенда.
Февраль 3 – 4 недели
Тема «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню Защитника Отечества)
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.
Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.).
Связь с другими видами деятельности:
Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивное развлечение «Вместе с папой».
Март
Тема Мама милая моя»
«Мама» — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).
Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.
Связь с другими видами деятельности:
Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».
Оформление семейных уголков.
Изготовление подарков для мам.
Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
Апрель 1 - 2 недели
Тема «Наши космонавты»
Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Связь с другими видами деятельности:
Спортивное развлечение «Мы — космонавты».
Конструирование космического корабля.
Апрель 3 - 4 недели
Тема «Наше государство — Российская Федерация»
Беседа о государстве — «Российская Федерация».
Знакомство с различными городами России.
Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Прослушивание гимна.
Связь с другими видами деятельности:
Разукрашивание в альбомах Российского флага.
Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.
Май
Тема «Этот День Победы»
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.
Просмотр видеофильма.
Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия к Памятнику погибшим воинам.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.
Июнь— август
Тема «Полтавка — прежде и теперь»
Семейная экскурсия по поселку.
Ф.И. ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Историко - географический и природный компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Высокий уровень:
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень:
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень:
Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления...
Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Актуальность проекта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...
Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...
Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...
«Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» (из опыта работы)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...