КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_suvorenkova_l.a.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Суворенкова Л.А.,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида № 36 «Колокольчик»
г. Губкин
Белгородская область
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотическое воспитание это воспитание патриота, который имеет высокую социальную активность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Подлинный патриот любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением.
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином своей страны.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики. Изменились нравственные ценности, отношения к событиям нашей истории, материальные ценности доминируют над духовными. Все это не могло не отразиться на наших детях.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма.
Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение определенной территории родного края. Нельзя воспитать настоящего патриота Родины без формирования элементов краеведения, представлений о своей деревне, районе, республике, стране. В процессе познания краеведческого материала ребенок формируется духовно, осознает опыт прошлого и настоящего, так это является связующей нитью времен, событий.
Одним из направлений работы нашего дошкольного учреждения является организация работы по краеведению. Мною, в соавторстве с другими педагогами разработана программа «С чего начинается Родина».
Цель программы – расширение у старших дошкольников представлений о родном крае и Белгородской области, истории возникновения, духовном наследии, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновении стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Реализация Программы предусматривает нестандартность форм организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника: экскурсии с различной тематикой о городе; целевые прогулки по городу; праздники, развлечения; тематические выставки; встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.
Основной принцип построения воспитательно-образовательной деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр.
Методы и приемы, используемые нашими педагогами для реализации программы по краеведению: диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей; игры; проблемные ситуации; проектирование; конкурсы, викторины; экспериментирование; коллективно-творческие дела; наблюдения; целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, иллюстраций.
Учитывая психологические особенности старших дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной. Информативная часть Программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.
Важным условием для эффективного осуществления краеведческой работы является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Большая работа проводится с родителями они наши помощники и участники во всех мероприятиях.
Проводим экскурсии в музей, к общественным зданиям: библиотеку, почту, ДК «Форум», гимназию №6; занятия по ознакомлению с государственной символикой России; народными обычаями Губкинского района, с народными праздниками, с национальным костюмом, орнаментом, предметами быта; разучиваем национальные игры, стихи, танцы, песни. Прекрасные возможности в воспитании патриотических чувств дает знакомство с творчеством белгородских композиторов, художников, писателей, поэтов.
Запланирован цикл бесед «Детям о Великой Победе», «Женщины в войне», «Праздник День Победы», конкурсы детского рисунка: «Мы за мир!», «Наш край в годы войны», «День Победы»; встречи с ветеранами участниками ВОВ, воинами афганцами, ветеранами труда, знаменитыми людьми.
Родители активно участвуют в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами, создании мини-музеев, изготовлении для детей национальных костюмов, организации выставок народного прикладного искусства. Бабушки и дедушки наших воспитанников живые участники истории родного края, старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям понять исторические факты и события, почувствовать связь поколений.
Прикосновение к истории своей малой родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням.
Осуществляемая работа формирует позитивное отношение к окружающему миру, своим товарищам, уважение к старшему поколению, сопереживание, ответственность за свои дела и поступки, воспитывает настоящих патриотов своей родины.
Библиографический список
1. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет. М.: Мигель,1991, -124 с.
2. Кузьмина Т.П. Формирование нравственно патриотических чувств у младших дошкольников. Воспитатель ДОУ №1, 2012, - 60 с.
3. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000, - 173 с.
4. Микляева Н.В. Музей в детском саду: Беседы, экскурсии, творческие мастерские. М.: Творческий Центр, 2011, - 117 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художест...
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...
«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитани...
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведения...
Общественная акция, как средство развития патриотических чувств детей дошкольного возраста
В презентации описаны актуальность, понятие данной темы, цели и задачи работы по теме, алгоритм проведения акций...
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».
Полное наименование практики- Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста». Авторы...