КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Суворенкова Людмила

Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_suvorenkova_l.a.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Суворенкова Л.А.,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида № 36 «Колокольчик»

г. Губкин

Белгородская область

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Патриотическое воспитание  это воспитание патриота, который имеет высокую социальную активность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Подлинный патриот любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением.

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину  особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином своей страны.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных  противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики. Изменились нравственные ценности, отношения к событиям нашей истории, материальные ценности доминируют над духовными. Все это не могло не отразиться на наших детях.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как  образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма.

Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение определенной территории родного края. Нельзя воспитать настоящего патриота Родины без формирования элементов краеведения, представлений о своей деревне, районе, республике, стране. В процессе познания краеведческого материала ребенок формируется духовно, осознает опыт прошлого и настоящего, так  это является связующей нитью времен, событий.

Одним из направлений работы нашего дошкольного учреждения является организация работы по краеведению. Мною, в соавторстве с другими педагогами разработана программа «С чего начинается Родина».

Цель программы – расширение у старших дошкольников представлений о родном крае и Белгородской области, истории возникновения, духовном наследии, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновении стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Реализация Программы предусматривает нестандартность форм организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника: экскурсии с различной тематикой о городе; целевые прогулки по городу; праздники, развлечения; тематические выставки; встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.

Основной  принцип  построения  воспитательно-образовательной деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:         игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр.

Методы и приемы, используемые нашими педагогами для реализации программы по краеведению: диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей; игры; проблемные ситуации; проектирование; конкурсы, викторины; экспериментирование; коллективно-творческие дела; наблюдения; целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, иллюстраций.

Учитывая психологические особенности старших дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной. Информативная часть Программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.

Важным условием для эффективного осуществления краеведческой работы является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Большая работа проводится с родителями  они наши помощники и участники во всех мероприятиях.

Проводим экскурсии в музей, к общественным зданиям: библиотеку, почту, ДК «Форум», гимназию №6; занятия по ознакомлению с государственной символикой России;  народными обычаями Губкинского  района, с народными праздниками, с национальным костюмом, орнаментом, предметами быта; разучиваем национальные игры, стихи, танцы, песни. Прекрасные возможности в воспитании патриотических чувств дает знакомство с творчеством белгородских композиторов, художников, писателей, поэтов.

Запланирован цикл бесед «Детям о Великой Победе», «Женщины в войне», «Праздник День Победы», конкурсы  детского рисунка: «Мы за мир!», «Наш край в годы войны», «День Победы»; встречи с ветеранами участниками ВОВ, воинами  афганцами, ветеранами труда, знаменитыми людьми.

Родители активно участвуют в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами, создании мини-музеев, изготовлении для детей национальных костюмов, организации выставок народного прикладного искусства. Бабушки и дедушки наших воспитанников  живые участники истории родного края, старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям понять исторические факты и события, почувствовать связь поколений.

Прикосновение к истории своей малой родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням.

Осуществляемая работа формирует позитивное отношение к окружающему миру, своим товарищам, уважение к старшему поколению, сопереживание, ответственность за свои дела и поступки, воспитывает настоящих патриотов своей родины.

Библиографический список

1. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет. М.: Мигель,1991, -124 с.
2. Кузьмина Т.П. Формирование нравственно  патриотических чувств у младших дошкольников.  Воспитатель ДОУ №1, 2012, -  60 с.
3. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000, - 173 с.
4. Микляева Н.В. Музей в детском саду: Беседы, экскурсии, творческие мастерские. М.: Творческий Центр, 2011, -  117 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к  декоративно-прикладному и народному художест...

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...

«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним  из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитани...

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведения...

Общественная акция, как средство развития патриотических чувств детей дошкольного возраста

В презентации описаны актуальность, понятие данной темы, цели и задачи работы по теме, алгоритм проведения акций...

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».

 Полное наименование практики- Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».   Авторы...