Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
проект по окружающему миру на тему
Педагогический проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун,, прялка, коромысло, самовар и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2013-2014 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzey_narodnogo_byta.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун,, прялка, коромысло, самовар и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2013-2014 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях кубанского народа.
Задачи:
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях кубанского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:
- устройство кубанской хаты,
- утварь,
- орудия труда,
- кубанский костюм,
- народная игрушка.
Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Кубанская хата», согласование работы всех специалистов.
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами
Формы работы | Мероприятия |
Педсовет | - Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей. - Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики. |
Семинар | - Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики». - Семинар-практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов ТРИЗ и РТВ». - Семинар для воспитателей «Интеграция образовательных областей в творческом проекте: коллекционирование». |
Мастер-класс | - Техники нетрадиционного рисования. - Изготовление народных кукол. |
Консультация | - «Музей в детском саду». - «Кубанская вышивка». - «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра». - «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста». - «Устройство кубанской хаты». |
Деловая игра | - «Что вы знаете о своей малой родине ». - Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О обычаях, традициях и народном творчестве на Кубани. |
Анализ проблемных ситуаций | - Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. - Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях. |
Мозговой штурм | - Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта. - Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. - Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре. |
Проблемная лекция | - Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС. |
Самостоятельное проектирование | - Работа педагогов по самообразованию. - Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми. |
Фестиваль педагогических идей | - Знакомство с предметами кубанского быта в музее. - Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми. |
Смотр-конкурс | - «Сочинение детьми музейных сказок» (Приложение 1). - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Работа с детьми в музее народного быта
Формы работы | Мероприятия |
Экскурсии-путешествия | - «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста. - Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп. - Путешествие по кубанской хате для детей подготовительной группы (Приложение 2). |
Интегрированные и комплексные занятия | - «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Хлеб всему голова» для детей старшей группы. - «Виды устного народного творчества» для детей подготовительной группы. - «В гостях у хозяюшки» для детей 2 младшей группы. |
Театрализованные представления ОО МОД «Интернациональный дом творчества» | - «Щедрый Спас – нам дары припас» с детьми средней группы и старших групп. - «Краснодар- любимый город» с детьми старшей группы. |
Выставки, конкурсы | - «Осень в гости на Кубань пришла». - «Мастерская деда Мороза». - «Декоративное чудо». |
Проекты | - «Декоративное чудо» с детьми старшей группы. - «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Презентации | - Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки. - Инсценировка сказок. |
Праздники, развлечения. | - музыкально – познавательного досуга по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной «Мы - патриоты Кубани» - развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Кубанские посиделки». - «Масленица» с детьми средних и старших групп. - тематического праздника «Никто не забыт и ничто не забыто» для детей старшего дошкольного возраста. |
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам кубанской культуры в МБДОУ ДС КВ № 8
Формы работы | Мероприятия |
Анкетирование | - «Знаете ли Вы обычаи и традиции на Кубани». - «Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей». - «Что Вы думаете о работе детского сада?» |
Общие родительские собрания | - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре». - «Роль народной культуры в развитии связной речи детей. Виртуальная экскурсия в музей кубанского быта». |
Групповые родительские собрания | - Деловая игра « Я живу на Кубани». - Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников». |
Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные | - «Фольклор в жизни детей». - «Читайте детям кубанские сказки». - «Народная сказка в изобразительной деятельности детей». - «Игрушки из природного материала и игры с ними». |
Выставки | - Фестиваль детского творчества. - Выставка поделок «Лесная сказка». - Выставка рисунков «Родная природа». - Выставка рисунков и поделок «Моя Кубань». |
Конкурсы, викторины | - «Мастерская деда Мороза». - « Поделки из соленого теста» - Совместная литературная викторина для детей подготовительной к школе группы и взрослых «По произведениям кубанских писателей». |
Проекты | - «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Экскурсии | - Экскурсии в музей кубанского быта в МБОУ СОШ № 21. - Семейные экскурсии по достопримечательностям родного поселка, города Краснодара. |
Наглядная информация | - Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких». - Информационные стенды. |
Праздники, развлечения. | - Совместный досуг «Моя счастливая семья». - «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы. - Спортивный праздник «Богатырская наша сила». |
IV этап — аналитический.
- анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика),
- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).
Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о культур Кубани, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий литературный материал с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к культуре Кубани, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Кубанские традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Ресурсы:
1. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
2. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
3. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.
4. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
5. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.
6. http://www.portal-slovo.ru: Образовательный портал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...
«Былинный эпос в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1. Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...
"Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Проектная деятельность...
"Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста."
Статья "Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста." республиканская конференция....
Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение знан...
Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...