Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
проект по окружающему миру на тему

Елена Михайловна Гейдарова

Педагогический проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

 

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун,, прялка,  коромысло, самовар  и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2013-2014 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_narodnogo_byta.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун,, прялка,  коромысло, самовар  и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2013-2014 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях кубанского  народа.

Задачи:

- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях кубанского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить       сбор       необходимых       материалов       на       основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять   создание   экспозиций,   стационарных   и   передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

 

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

II этап - методический.

На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:

- устройство кубанской хаты,

- утварь,

- орудия труда,

- кубанский костюм,

- народная игрушка.

Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Кубанская хата», согласование работы всех специалистов.

III этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

 

Формы работы

Мероприятия

Педсовет

- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.

- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

Семинар

- Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики».

- Семинар-практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов ТРИЗ и РТВ».

- Семинар для воспитателей  «Интеграция образовательных областей в творческом проекте: коллекционирование».

Мастер-класс

- Техники нетрадиционного рисования.

- Изготовление народных кукол.

Консультация

- «Музей в детском саду».

- «Кубанская вышивка».

- «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра».

- «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста».

- «Устройство кубанской хаты».

Деловая игра

- «Что вы знаете о своей малой родине ».

- Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О обычаях, традициях и народном творчестве на Кубани.

Анализ проблемных ситуаций

- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Мозговой штурм

- Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.

- Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

- Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре.

Проблемная лекция

- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС.

Самостоятельное проектирование

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Фестиваль педагогических идей

- Знакомство с предметами кубанского быта в музее.

- Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми.

Смотр-конкурс

- «Сочинение детьми музейных сказок» (Приложение 1).

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы

Мероприятия

Экскурсии-путешествия

- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы.

- «Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста.

- Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.

- Путешествие по кубанской хате для детей подготовительной группы (Приложение 2).

Интегрированные и комплексные занятия

- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы.

- «Хлеб всему голова» для детей старшей группы.

- «Виды устного народного творчества» для детей подготовительной группы.

- «В гостях у хозяюшки» для детей 2 младшей группы.

Театрализованные представления ОО МОД «Интернациональный дом творчества»

- «Щедрый Спас – нам дары припас» с детьми средней группы и старших групп.

- «Краснодар- любимый город» с детьми старшей группы.

Выставки, конкурсы

- «Осень в гости на Кубань пришла».

- «Мастерская деда Мороза».

- «Декоративное чудо».

Проекты

- «Декоративное чудо» с детьми старшей группы.

- «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп.

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

Презентации

- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.

- Инсценировка сказок.

Праздники, развлечения.

- музыкально – познавательного досуга по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной «Мы - патриоты Кубани»

- развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Кубанские  посиделки».

- «Масленица» с детьми средних и старших групп.

- тематического праздника  «Никто не забыт и ничто не забыто» для детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам кубанской культуры в МБДОУ ДС КВ № 8

Формы работы

                Мероприятия

Анкетирование

- «Знаете ли Вы обычаи и традиции на Кубани».

- «Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».

- «Что Вы думаете о работе детского сада?»

Общие родительские собрания

- «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре».

- «Роль народной культуры в развитии связной речи детей.  Виртуальная экскурсия в музей кубанского быта».

Групповые родительские собрания

- Деловая игра « Я живу на Кубани».

- Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».

Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные

- «Фольклор в жизни детей».

- «Читайте детям кубанские сказки».

- «Народная сказка в изобразительной деятельности детей».

- «Игрушки из природного материала и игры с ними».

Выставки

- Фестиваль детского творчества.

- Выставка поделок «Лесная сказка».

- Выставка рисунков «Родная природа».

- Выставка рисунков и поделок  «Моя Кубань».

Конкурсы, викторины

- «Мастерская деда Мороза».

- « Поделки из соленого теста»

- Совместная литературная викторина для детей подготовительной к школе группы  и взрослых «По произведениям кубанских писателей».

Проекты

- «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп.

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

Экскурсии

- Экскурсии в музей кубанского быта в МБОУ СОШ № 21.

- Семейные экскурсии по достопримечательностям родного поселка, города Краснодара.

Наглядная информация

- Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких».

- Информационные стенды.

Праздники, развлечения.

- Совместный досуг «Моя счастливая семья».

- «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

- Спортивный праздник «Богатырская наша сила».

IV этап — аналитический.

- анализ   результатов   работы   (исследования,   педагогическая диагностика),

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).

Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей  о  культур Кубани, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий литературный материал  с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к культуре Кубани, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Кубанские традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

 

Ресурсы:

1. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

2. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

3. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования. 

4. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

5. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.

6. http://www.portal-slovo.ru: Образовательный портал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1.     Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...

"Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста."

Статья "Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста." республиканская конференция....

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...

Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...