выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1. Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Культурное наследие Ставрополья- как одно из средств приобщения детей к истории культуры родного края.
3. Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с региональной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ознакомление с региональной культурой | 30.99 КБ |
опыт работы по ознакомлению с региональной культурой | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного образования
Тема: «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Выполнила: Кокоева Валентина Викторовна,
воспитатель МДОУ №19 с.Русского
Курского района
Консультант:
Литвинова Раиса Михайловна
к.п.н., доцент кафедры ДО,
заслуженный учитель РФ
г. Ставрополь, 2014г.
План.
Введение.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Культурное наследие Ставрополья- как одно из средств приобщения детей к истории культуры родного края.
- Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с региональной культурой.
Заключение
Литература
Введение.
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны.
- Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.). Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре.Результаты исследований российских и ставропольских ученых, практиков (С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. , Т.А.Бударина, Г.Н.Данилина, Л.С.Куприна, С.С.Библиной, В.М.Ковязиной, Р.М.Литвиновой, Т.В.Поштаревой, А.И.Остроуховой и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования. В региональной культуре Ставропольского края всем известно имя В.Гниловского, который в 1954г. выпустил 1-е издание «Занимательное краеведение», удостоенное 2-й премии на конкурсе на лучшую художественную и научно-популярную книгу для детей. Через 20 лет автор не только дополнил, но и переработал второе издание о Ставропольском крае, его кладовых недрах и скульптурной мастерской природы, открыл новые географические имена в соответствии с большими переменами в географии, новыми достижениями науки и техники. Еще через тридцать лет В.Гаазов и М.Лец, которые изучают материалы компетентных научных исследований, редчайшие источники и фото о Ставрополе и его окрестностях, выпустили одноименные мини-энциклопедию и учебное пособиедля педагогов образовательных учреждений, студентов и школьников «Ставрополь и его окрестности». Территория Ставропольского края всегда интересовала ученых Москвы и Ленинграда. Ранневековые поселения и могильники на реке Индыш Ставропольского края исследовал московский ученый Я.И.Федоров- специалист по тюркам на Северном Кавказе, Сентинский храм-В.И.Морковин. Сведения о хозяйственной жизни ставропольских крестьян и горцах Карачая и Черкесии, об их материальной культуре и быте были собраны Т.А. Невской во время этнографических экспедиций по селам и аулам края. Изучением истории Ставрополья, его хозяйственного развития занимались краеведы И.В.Бентковский (обзор коневодства, Северо-Кавказской железной дороги, обзор инородцев магометан, судьба шелководства) и Г.Н.Прозрителев (Ставропольская губерния в историческом и хозяйственном отношении). Исследователи С.А.Чекменев изучал историю дружественных взаимоотношений между русским и северо-кавказскими народами, Т.А.Невская- связь русского народа с кочевыми ногайцами. Данные исследования не оставались без внимания. Так были оформлены 12 томов по изучению Ставропольского края в разных направлениях развития. В 1993 г. краевым институтом усовершенствования учителей издается учебное пособие –курс для обучения учащихся 5 класса «Литература Ставрополья и Северного Кавказа», автором которого являлась учитель русского языка средней школы №1 Лермонтова З.И.Сидоренко, несколько позже вышло другое одноименное пособие для учащихся начальных классов под редакцией Н.И.Бутенко, последнее из которых получило на Всероссийском конкурсе золотую медаль. Ученые СГУ активно включаются в научную работу. 1995-1996годы издаются учебники для средних общеобразовательных школ: «Физическая география Ставропольского края», 8 класс(Серебряков А.К.), «Экономическая и социальная география Ставропольского края», 9 класс (Белозеров В.С., Магомедов К.А.), которые дают знания ученикам о развитии края в послереволюционное время до 1990-х годов. В 21-ом веке продолжается изучение социальных процессов в Ставропольском крае. Армия ученых Ставрополья продолжает исследования в разных областях.
2.Культурное наследие Ставрополья- как одно из средств приобщения детей к истории культуры родного края.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности. Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета. Приобщение к культуре - это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания - духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия. Богатые культурные традиции, зародившиеся в крае в XIX к началу XXIв. сделали Ставрополье центром культуры и образования, огромным музеем под открытым небом, где только на КМВ сосредоточено свыше 1200 памятников природы, истории, архитектуры. Ставропольский край- песенный, в котором как в капле воды отражена наша история, русская, красивая душа, любовь народа к своей земле, к святой Родине. У одних нет конкретного автора, другие сочинили ставропольские поэты и композиторы: например, В.И.Сляднева работает в тесном содружестве с известными композиторами России В.Чернявским, К.Губиным, Н.Бутенко, Г.Пономоренко, В.Пятко творческими узами был связан с композиторами Н.Зинченко и М.Свиридовым. Растет интерес к художникам, поэтам и писателям, не только родившихся на Ставрополье (П.М.Гречишкин, В.Г.Кленов), но и приезжих из других территорий, которые не смогли расстаться с красотой здешних мест. Среди них можно назвать-художника М.Ю. Лермонтова, который известен нам как поэт, но не известен как художник, Н.А.Ярошенко-оставивший ценнейшую коллекцию не только своих работ, но и вдохновил на это своих друзей- художников-передвижников, гостивших у него в Кисловодске. Детских писателей А.Екимцева и Г.Пухальскую нельзя вписывать в узкий круг творчества только детей. А.Екимцев, как участник ВОВ известен своими прекрасными рассказами и повестями о войне, Г.Пухальская большой вклад внесла в развитие ставропольского радиовещания, педагогической деятельности в учебных заведениях культуры, будучи руководителем юношеского театра «Гармония». Знания о родном Ставрополье способствует не только воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в ее сохранении.
3.Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с региональной культурой.
Важным условием эффективной реализации регионального компонента является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.
Опыт работы педагогов детского сада по данному направлению показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием, одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.
В соответствии с перспективно-тематическим планированием по региональному компоненту в детском саду проводим разнообразные совместные проекты, конкурсы, выставки краеведческой направленности, многие из которых стали традиционными. В разделе «Уголок России – отчий дом» с детьми и родителями была организована выставка поделок из овощей и природного материала «Осенняя фантазия» и проведена совместная акция «Накормите птиц зимой». Изучая раздел «Литературное и художественное наследие» на родительском собрании в старших группах с родителями была проведена викторина «Писатели и поэты Ставрополья». Интересно прошло изучение раздела «Люблю тебя, мой край родной». Родителями старших дошкольников были представлены семейные проекты: «Моя малая родина – Северный Кавказ», «Мое любимое село – Русское», «Край родной мой – Ставропольский». Изучая раздел «Я и мое село» родители представляли семейные проекты: « «Родная Неволька», «Мама, папа и я – дружная семья». В детском саду прошли смотры-конкурсы «Лучший огород», «Лучший участок», конкурсы рисунков «Мой любимый детский сад», «Улицы нашего села». Очень красочным и интересным был совместный праздник «Масленица» с организованной ярмаркой.
На наш взгляд, такое сотрудничество не только помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта, позволяет развивать творческие способности у педагогов, детей и их родителей.
Таким образом, знакомясь с родным городом, поселком, селом, страной, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Заключение
Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь. Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего".
Литература:
Основная
1.Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С:СКИПКРО.2010г. сборник 1-380с.
2.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С:СКИПКРО.2010г. сборник 2-248с.
Дополнительная
1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России . Народное образование –2005. - № 4. -23с.
2. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан . Народное образование. - 2005. -№ 6. -59с.
3.Сайт «Детский сад №39» г. Ставрополя
4.Сайт «Молодой ученый»
5.http://www.allbest.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию через региональную культуру 2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания. 3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи 4. Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России 5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации ‑ герба, Гимна, Флага. 6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Содержание работы Патриотическое воспитание в нашем МДОУ реализуется по трем направлениям: 1. Работа с детьми 2. Работа с родителями 3. Методическое сопровождение. Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 1. Знакомство с родным селом, его историей 2. Знакомство с родным краем и Россией 3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с культурным наследием. 5. Знакомство с государственной символикой края, страны.
Работа с детьми
Работа с родителями выставки, конкурсы, праздники
Методическая литература
в перспективе Педагогам и родителям повышать уровень знаний по региональной культуре Расширять методическое сопровождение формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста через региональную культуру.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Былинный эпос в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"...
Перспективный план работы с детьми 5-6 лет по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с детьми 5-6 летпо теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»...
Перспективный план работы с родителями по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» в старшей группе.
Перспективный план работы с родителями по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» в старшей группе....
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведения...
Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...