методическая разработка проекта для старшего возраста "Я живу в Санкт- Петербурге"
методическая разработка (старшая группа)

Борнякова Мария Владимировна

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал».

К. Симонов.

В сегодняшнем мире, с открытыми границами и огромными возможностями, наши дети уже в юном дошкольном возрасте ощущают себя космополитами.

Вместе с родителями они могут отправиться в любую часть света, они с легкостью назовут страну и город, в котором отдыхали, в каком море купались, и скажут, что такое «омары». Они расскажут о рейсе, аэропортах, поездах и сколько ехали на автомобиле до моря, то есть о том, к чему прикоснулись сами, и что оставило яркий след в их эмоциональном состоянии. Но при этом мало кто назовет даже основные достопримечательности своей малой Родины. Дети в недостаточной степени имеют представление о достопримечательностях, многообразии и особенностях архитектурных строений; отсутствует культура поведения в родном городе. С чем же это связано? Конечно с особенностями нашего отношения к жизни: у родителей зачастую нет времени для будничных прогулок с детьми, выездов в центр города, общения на отвлеченные темы. Эта ситуация становится отправной точкой для разработки проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт – Петербурга

Проект по патриотическому воспитанию

«Я живу в Санкт- Петербурге!».

Подготовила: Борнякова М.В.

воспитатель

Санкт-Петербург

2020

Проект

«Я живу в Санкт- Петербурге! ».

Актуальность проекта

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал».

К. Симонов.

В сегодняшнем мире, с открытыми границами и огромными возможностями, наши дети уже в юном дошкольном возрасте ощущают себя космополитами.

Вместе с родителями они могут отправиться в любую часть света, они с легкостью назовут страну и город, в котором отдыхали, в каком море купались, и скажут, что такое «омары». Они расскажут о рейсе, аэропортах, поездах и сколько ехали на автомобиле до моря, то есть о том, к чему прикоснулись сами, и что оставило яркий след в их эмоциональном состоянии. Но при этом мало кто назовет даже основные достопримечательности своей малой Родины. Дети в недостаточной степени имеют представление о достопримечательностях, многообразии и особенностях архитектурных строений; отсутствует культура поведения в родном городе. С чем же это связано? Конечно с особенностями нашего отношения к жизни: у родителей зачастую нет времени для будничных прогулок с детьми, выездов в центр города, общения на отвлеченные темы. Эта ситуация становится отправной точкой  при воспитании любви и привязанности к своему городу, Родине, при формировании желания сохранить её культурные особенности, беречь и умножать богатства.

Для успешной работы с детьми по воспитанию патриотических чувств и развитию познавательного интереса детей, в процессе ознакомления с городом, необходимо применить проектный метод. Потому что, дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Нам следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их информативным и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Этот проект направлен на ознакомление детей с городом, в котором они живут: Санкт- Петербургом.

Цель проекта: 

Приобщение детей к истории и культуре родного города, знакомство с местными достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родному городу.

Задачи проекта:

  • Расширять представления о  историческом, культурном, географическом своеобразии Санкт- Петербурга;
  •  Развивать бережное отношение к городу, его культурным ценностям, природе;
  • Познакомить с именами великих людей Петербурга, их достижениями;
  • Закрепить эмоциональное отношение к полученным знаниям в продуктивной деятельности;
  • Воспитывать чувство сопричастности к городу, стране, природе, культуре.

Задачи по работе с родителями:

  • Ознакомить с актуальностью и задачами проекта;
  •  Приобщить к выполнению  совместных заданий по проекту («Найди отличия», творческая работа «Мой любимый город»);
  •  Привлечь к  посильному участию по формированию предметно-развивающей среды к проекту (пополнение коллекции магнитов с видами Петербурга, распечатка тематических раскрасок и трафаретов).

Паспорт проекта

Проблема

Дети в недостаточной степени имеют представление о достопримечательностях, многообразии и особенностях архитектурных строений Санкт- Петербурга.

Полное наименование проекта

«Я живу в Санкт- Петербурге!».

Тип проекта

Познавательно-исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой

Цель проекта

Приобщение детей к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.

Образовательные области

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие

Период

(продолжительность)

Этапы реализации проекта

Среднесрочный проект

Продолжительность: 3 месяца (01.02.2020 - 15.05.2020)

Первый этап:

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями (диагностика, выбор оборудования и материалов)

Второй этап:

Непосредственная организация проекта, проведение НОД и различных мероприятий, организация практической деятельности детей.

Третий этап:

Обобщение результатов работы, анализ, диагностика знаний детей, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

  • Для детей

  • Для педагогов

  • Для родителей

  • Для ДОУ

У детей сформированы знания о своем городе, символике города, достопримечательностях, природе. Сформировано представление детей о культурном и историческом развитии города Санкт-Петербурга.  Сформировано представление у детей о необходимости заботы о родном городе, бережного отношения к культурным и историческим ценностям.  Сформировано чувство гражданственности и патриотизма, гордости за свой город, страну.

Создание достаточных условий для организации деятельности в группе по патриотическому и толерантному воспитанию детей.

Сформированы умения и навыки ориентироваться в информации, предлагаемой работниками детского сада. Участвуют в пополнении ППРС.  Закрепление с родителями доверительных и партнёрских отношений.

Закреплено отношение к  ДОУ как к организации разносторонне развивающей ребенка.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа), родители, воспитатели, работники детского сада.

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

  1. Дети получат и расширят знания о
  • достопримечательностях СПб: Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Медный всадник, Ростральные колонны.
  • об особенностях города: главной реке, мостах (Дворцовый, Банковский мост, Львиный мост, Египетский мост), белых ночах.
  • о музеях: Эрмитаж, Зоологический музей, Русский музей, акции Ночь музеев.
  1. Пополнится словарный запас детей за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, шпиль, флот, экскурсовод, экскурсия, петербуржец…), названий достопримечательностей.
  2. Дети выразят свое эмоциональное состояние в продуктивной деятельности.
  3. Укрепится взаимосвязь между  детьми, родителями и педагогами.
  4.  Будет пополнена предметно-развивающая среда, способствующая патриотическому  воспитанию детей.

Презентация проекта

Предоставление разработки проекта.

Мультимедийная презентация. Детские работы.

Паутинка по проекту «Я живу в Санкт- Петербурге!».

Социально-коммуникативное развитие

  • Образовательные ситуации:

«Путешествие по городу», «Санкт- Петербург - наш славный город».

  • Игровая ситуация «Иностранец»,

«Экскурсовод».

  • Беседа «Как вести себя в музее».
  • Просмотр презентации «Тайна Петропавловской крепости».

Художественно-эстетическое развитие

  • Конструирование:

«Сказки и были Петропавловской крепости», «Бумажный Кораблик» 

  • Рисование:   «Акварельный Петербург», «Весна в моем городе»
  • Лепка «Кораблик»
  • Аппликация «Петербургские мосты»
  • Коллективная работа коллаж «Наш город». 
  • Оформление альбома-коллажа «Наш Петербург»
  • Прослушивание песни «Город над вольной Невой» В.П. Соловьева- Седого.

Познавательное развитие

  • Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)»,
  •  Дидактическая история «Приключения Медного всадника»
  • Исследовательская работа в уголке природы: знакомство, со свойствами песка, глины, камней, почвы.
  • Беседа о том, что может «видеть» фонарь в Петербурге ночью»
  • Просмотр презентации ««Мосты Петербурга», «Реки Петербурга»
  • Рассматривание иллюстраций основных достопримечательностей Петербурга
  • Решение логических задач из сборника  З.А.Серовой
  • Беседа «Город-герой Ленинград»

Физическое развитие

  • Игра-имитация «Парусник и четыре ветра»
  • ОРУ с флажками «Моряки» (под музыкальное сопровождение «Россия, Русь!»)
  • Физкультминутка «Мост нагнулся над рекой…»
  • Игра малой подвижности

« Ожившие скульптуры»

  • Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Родина моя»

Речевое развитие

  • Заучивание стихотворений С.Скаченкова «Адмиралтейский кораблик», М. Борисовой «Мы очень любим город свой»
  • Чтение фрагментов сказки Г.Х. Андерсена «Старый уличный фонарь»
  • Беседа на тему «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»
  • Дидактическая игра «Скажи, чего много».
  •  Составления рассказа «Я живу в Санкт Петербурге». 
  • Сказки: «Сказ о том, как наш город родился», «Петропавловская крепость», «Зимний дворец», «Медный всадник», «Секрет Дворцового моста».
  • Рассказы, повести: «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.; А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
  • Стихи о Санкт-Петербурге: А. С. Пушкин «Люблю тебя, Петра творение…», С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; В. Брюсов «К медному всаднику»; А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»; В. Лелина «Львиный мостик».

Режимные моменты

  • Загадки о родном крае, доме, городе.
  • Изготовление бумажных корабликов.
  • Игры со строительным материалом: «Цветочный город» .
  • Игры с крупным строительным материалом: постройка двухэтажного дома.
  • Рассматривание портретов Петра I и А. С. Пушкина.
  • Рассматривание фотографий, на которых запечатлены традиции города и горожан, связанные с Медным всадником, Марсовым полем (возложение цветов).
  • Просмотр фрагмента фильма «Приключения Буратино» («Песенка фонарщиков»).

Формы взаимодействия с семьей, социальными партнерами, специалистами ДОУ

  • Экскурсия родителей с детьми по городу, с последующим  рассказом и творческой работой «Прогулка по городу».
  • Информация для родителей в уголок о проекте «Наш любимый город».
  • Консультация «Роль родителей в патриотическом воспитании дошкольников».
  • Пополнение коллекции магнитов с видами Петербурга.
  • Оформление папки-передвижки «Научите детей любить свой город».
  • Участие в выставке в библиотеке.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

  • Пополнить центр художественно эстетического развития раскрасками, трафаретами, обводками  по теме.
  • Дидактические игры: «Петербургское лото», игра-домино «Санкт-Петербург», «Узнай по тени, назови», «Найди отличия».
  • Художественная литература
  • Разрезные картинки, открытки по теме.

Этапы работы над проектом

Этапы

Формы работы

Цели, задачи

1 этап

Подготовительный

период реализации:

01.02.2020 – 29.02.2020

• Подбор методической и художественной литературы и др. материалов

• Создание условий для реализации проекта

• Выбор исторических моментов и памятников культуры для ознакомления детей.

Постановка цели и задач проекта, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями (диагностика, выбор методов и приемов, подготовка  материалов)

2 этап

Основной

период реализации:

10.03.2020 – 30.04.2020

Работа с детьми:

Непосредственная организация проекта, проведение НОД и различных мероприятий, организация практической деятельности детей

АППЛИКАЦИЯ

«Петербургские мосты»

РИСОВАНИЕ

«Акварельный Петербург»

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Бумажный Кораблик»

Игры со строительным материалом: «Цветочный город»

Игры с крупным строительным материалом: постройка двухэтажного дома.

Заучивание стихотворения «Адмиралтейский кораблик».

Пополнение ППРС

Работа с родителями «Магнитный Петербург»

Уточнить представления детей о мостах, как архитектурных сооружениях. Закрепить, уточнить и расширить первоначальные сведения и представления о петербургских мостах: Дворцовый, Аничков, Львиный, Казанский, показать их разнообразие и красоту. Учить составлять изображение, используя иллюстрации.

Расширять знания и представления детей о родном городе.

Формировать изобразительные навыки на примере изображения родного города.

Развивать умение передавать в рисунке пространственные отношения.

Познакомить с понятием «символ города», Адмиралтейством. Формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой. Совершенствовать знания о геометрических фигурах.

Учить детей сооружать различные постройки, самостоятельно находить конструкторские решения для завершения постройки, учить строить по чертежу.

Формировать обобщенное представления о строениях, учить детей сооружать постройки с перекрытиями, закреплять умение отбирать нужные для постройки детали, закрепить понятие «фундамент».

Формировать интерес к поэзии.

Учить внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы, читать стихотворение выразительно, с опорой на схему.

Развивать память, восприятие, творческие способности.

Способствовать поддержанию интереса к своему городу, стимулировать деятельность познавательного характера.

Участие родителей в проектах группы. Закрепление с родителями доверительных и партнёрских отношений.

3 этап

Заключительный

период реализации:

06.05.2020 – 15.05.2020

• Оформление проекта (теоретического материала, наглядного материала)

• Создание отчета в формате мультимедийной презентации

Обобщение результатов работы, анализ, диагностика эволюции знаний детей, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей к малой Родине.

Предполагаемая результативность проекта: 

В ходе  реализации проекта будут созданы условия развития познавательных и творческих способностей детей. В процессе разработки образовательного проекта  «Я живу в Санкт-Петербурге», будут углублены знания детей о жизни города. Будут сформированы   новые  знания у детей о  родном городе и закреплены   через различные виды деятельности. Работа над проектом позволила увидеть перспективу дальнейшего развития темы в работе с родителями «Любимые маршруты в городе». Необходимо отметить, что этот проект актуален и, в некотором смысле,  труден, требует большого такта и терпения, так молодые родители вопросы воспитания патриотизма не считаются важными.

Список литературы:

 Библиографическое описание: Неретина Т. Н. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 821-824.

Рабочая тетрадь З.А.Серовой.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия по Санкт - Петербургу. Музей иллюзий"Дом Великана"

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия по Санкт - Петербургу. Музей иллюзий "Дом Великана" предполагает интеграцию образовательных областей &quo...

Методическая разработка по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Экскурсия "Ростральные колонны"

Разработка занятия  для старшей группы.Цель: Знакомство детей с городом. С достопримечательностями. Экскурсия «Ростральные колонны» Программное содержание:Расширить...

Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.

Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...

Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»

В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...

Методическая разработка занятия на тему «Путешествие по Санкт-Петербургу» для детей старшего дошкольного возраста

Данная разработка презназначена для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по познавательному развитию «Мой город – Санкт-Петербург» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В данной методической разработке поставленые задачи: образовательные, коррекционные и воспитательные. Одна из основных задачь: расширять знания и представления детей о родном городе Санкт-Петербурге, ...