Методическая разработка по познавательному развитию «Мой город – Санкт-Петербург» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

В данной методической разработке поставленые задачи: образовательные, коррекционные и воспитательные. Одна из основных задачь: расширять знания и представления детей о родном городе Санкт-Петербурге, его истории, основных достопримечательностях. А также формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, прививать чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином Санкт-Петербурга, закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Развивать личностные качества (сочувствие, отзывчивость, справедливость, смелость, потребности совершать добрые дела и поступки); стимулировать любознательность, умственную и творческую активность. В коррекционных задачах: продолжать упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падеже; продолжать развивать фонематический слух, слоговую структуру слова; формирование навыков самоконтроля за речью;  продолжать развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, дыхание, силу голоса; продолжать развивать внимание, логическое мышление, память. В в воспитательных задачах: вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим городом; продолжать вызывать познавательный интерес;  воспитывать любовь к родному городу; воспитывать умение работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Расширять знания и представления детей о родном городе Санкт-Петербурге, его истории, основных достопримечательностях.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу;
  • прививать чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином Санкт-Петербурга;
  • закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
  • развивать личностные качества (сочувствие, отзывчивость, справедливость, смелость, потребности совершать добрые дела и поступки);
  • стимулировать любознательность, умственную и творческую активность.
  • уточнять и расширять словарный запас по данной теме;
  • усовершенствовать навыки построения сложного предложения; развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные:

  • продолжать упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • продолжать развивать фонематический слух, слоговую структуру слова;
  • формирование навыков самоконтроля за речью.
  • продолжать развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, дыхание, силу голоса;
  • продолжать развивать внимание, логическое мышление, память.

Воспитательные:

  • вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим городом;
  • продолжать вызывать познавательный интерес;
  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

1.  Рассматривание альбомов и иллюстраций достопримечательностей Санкт-Петербурга.

2.  Беседы и чтение с детьми рассказов о городе.

3.  Подбор и разучивание с детьми стихотворений, игр.

4.  Настольные и дидактические игры.

5.  Экскурсии с родителями по городу.

Оборудование: 

Карточки с изображениями достопримечательностей, материалы для построения моста, компьютер, музыкальная колонка, фонограмма «вперед четыре шага, назад четыре шага», фонограмма «Этот город самый лучший» анс. Браво, сувенир в виде магнитиков с изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга. 

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети заходят в группу под музыку.

/Установление эмоционального контакта/

В.: - Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Ребята, к нам сегодня пришли гости, пожелаем и им доброго утра.

/Детям предлагается пройти на стульчики/

В.: -  Ребята, знаете ли вы, в каком городе мы живем?

Ответы детей

В.: -  Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику два раза, первый раз громко произносим слова, второй раз тихо.

Лебяжья канавка, Фонтанка, Нева,

Высоких деревьев густая листва,

И лебеди плавно скользят по пруду

В Летнем саду, в Летнем саду

В Летнем саду

/делаем два раза/

В.: - А знаете ли вы, что Санкт-Петербург второй по величине город в России? Его богатейшая архитектура и неповторимая атмосфера на протяжении долгих лет вдохновляет писателей и музыкантов на создание величайших произведений искусства. История Санкт-Петербурга богата событиями, которые оказывали влияние на всю историю России, и у него скоро будет праздник. Какой праздник скоро будет у города, кто знает?

Ответы детей

В: -  Совершенно верно, 27 мая день рождения города. И, наверное, знаете, что наш город не совсем обычный и окружен островами? Сколько их?

Ответы детей

В.: - Прошу рассказать кого-либо из детей стихотворение об островах
   Мы спросили птицу чайку с наших невских берегов :
   Сколько, чайка, отвечай-ка, в Петербурге островов?
   Птица чайка встрепенулась, полетела в облака,
   Посчитала, к нам вернулась и сказала : 42!

В.: - Правильно, 42 острова. Раньше, чтобы перебраться с острова на остров, люди использовали лодки. А потом стали строить что…? Отгадайте мою  загадку, и станет все понятно.
  Чтоб преграду одолеть,
  Чтобы вовремя поспеть,
  Чтобы речку обмануть,
  Через нее перешагнуть,
  Мастер так решил вопрос:
  Он через речку сделал ….( МОСТ)

Ответы детей.

В.: - Ребята, предлагаю вам, отправится в виртуальную экскурсию по нашему красивому и полному достопримечательностей городу. Только нам с вами нужно решить один вопрос. Чтобы отправится на любую экскурсию, нужно купить билет. Но ведь у нас денег нет. Я предлагаю вам купить билет …своими знаниями. На каждом билете вместо цены написан вопрос. Если ответите, получаете билет. (воспитатель показывает пачку билетов.) Согласны?
Вопросы на билетах

1. из игры «жадина». Нужно сказать слово «улица», как в игре «жадина»

2. из игры «назови ласково». Нужно сказать слово «река», как в игре «назови ласково»

3. из игры «большой - маленький». Нужно сказать слово «театр», как в игре «большой-маленький»

4. из игры «закончи словечко». Закончи словосочетание «Невский ……(проспект)»

5. как называется город, в котором мы живем?

В.: - Ну, вот, теперь у каждого есть билет, и мы смело можем отправляться в виртуальную экскурсию. Предлагаю начать экскурсию от нашего детского сада. Подходим к картинке с нашим детским садом.

В.: - Как называется улица, на которой находится детский сад?

Д.: -  Дегтярная

В.: - Молодцы! Вот и началась наша экскурсия, давайте пройдем дальше и посмотрим, что же это?

Детям задается вопрос, в это время все подходят к картинке с невским проспектом

В.: – Мы идем по главной улице нашего красивого города, ребята, как она называется? (детям задается вопрос)

Д.: - Невский проспект

В.: – Молодцы! Невский проспект достаточно длинный, идя по нему нам нужно будет перейти через мост.

Подходим к следующей картинке с Аничковым мостом

В.: – Посмотрите, какой он необычный. Этот мост один из негласных символов Санкт-Петербурга, который декорирован скульптурами укротителей коней. Напомните мне пожалуйста, зачем нужен мост.

Ответы детей.

В.: - Ребята, я предлагаю нам всем вместе построить мост

В.: – Кто помнит, как он называется?

Ответы детей.

В.: - Может кто-то помнит, как называется река, через которую мы построили мост?

Ответы детей.

В.: - Река Фонтанка, а мост соединяет два её берега.

В.: – Молодцы! Пойдемте дальше по Невскому проспекту.

В. – Ребята, узнал место, куда мы с вами пришли? (подошли к картинке с Дворцовой площадью)

Ответы детей.

В.: – Верно. Мы пришли на дворцовую площадь.

В.: – А какие достопримечательности вам знакомы на Дворцовой площади?

В.: - Ребята, а вы знаете, что находится на Дворцовой площади? Какая достопримечательность нашего города? (Эрмитаж или Зимний дворец, главный штаб, Александровская колона, Триумфальная арка)

/Детям предлагается прикрепить на мольберт прикрепить и назвать достопримечательности/

В.: – Молодцы! А теперь, давайте на дворцовой площади отдохнём (предлагается физминутка)

физминутка вперед четыре шага назад четыре шага (можно включить аудио), физминунта может быть заменена

В.: - Ну вот и отдохнули. Отдохнули?

Дети отвечают

В.: Ребята я вам хочу показать ещё одно очень красивое место, но, чтобы его увидеть нужно перейти реку. Она главная в Санкт-Петербург! Как же она называется?

Д.: - Река Нева

В.:  – Как нам перейти на другую сторону?

Д.: – Построить мост

Детям предлагается построить мост

В.: – Ребята, а куда мы пришли? Кто узнал это красивое место? (подходим к картинке с Петропавловской крепостью)

Дети отвечают

В.: – Молодцы. Крепость должна была нести оборонительную функцию, однако же, практически не участвовала в военных действиях и вскоре утратила свое военное значение. На каком острове находится Петропавловская крепость? (заячий остров)

Дети отвечают

В.: - Верно. Широко известны два варианта легенды, о случайной встрече на острове зайца и основателя города Петра I.

По одной из версий — спасающийся от наводнения заяц, прыгнул на сапог Петру I, сразу, когда тот сошёл на берег из причалившей к острову лодки. На самом же острове водилось невиданное количество зайцев. После этого случая Пётр I стал именовать остров Заячьим.

Другая версия гласит, о том, что испуганный заяц, вероятно спасавшийся бегством, чтобы не стать добычей хищника, запрыгнул Петру I прямо в руки. Произошло это в момент, когда царь ругал за нерасторопность плотников, работавших на строительстве Петропавловской крепости. Это происшествие настолько развеселило Петра I, что он тут же сменил гнев на милость и не стал наказывать плотников.

В.: - Ребята, кто помнит, какой мост мы переходили, чтоб пройти к Петропавловской крепости

Д.: – Троицкий

/подходим к картинке с Троицким мостом /

В.: Молодцы. Предлагаю пройти по мосту обратно и с другой стороны от Дворцовой площади мы увидим очень известный и замечательный памятник, который символизирует наш город.

/Подходим к столу, на котором лежит разрезанная картинка/

В.: - Ребята, на столе перед вами лежат части картинки, вам нужно собрать их в одну целую картинку и тогда вы увидите, к какому памятнику мы пришли.

/как только дети соберут разрезанную картинку «Медный всадник», на мониторе появляется картинка «Медный всадник»/

В.: - Кто, узнал этот памятник?

Ответы детей.

В.: - Постамент в виде громадной скалы изображает преодолённые трудности, а змея под ногами вздыбленного коня символизирует враждебные силы. На роль Петра как полководца-победителя указывают венчающий голову венок из лавра и висящий у пояса меч. Позднее памятник получил своё название благодаря знаменитой поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», хотя на самом деле был изготовлен из бронзы.

В.: - Друзья мои, на этом наша виртуальная экскурсия заканчивается, и мы возвращаемся в наш детский сад. Идя обратно, давайте назовём те места, по которым сегодня проходили.

Ответы детей

В.: - Вот мы и вернулись в детский сад. Дети, вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня видели?

Ответы детей

В.: - Ребята, я хочу вам подарить небольшой сувенир. Пусть он вам напоминает о нашей виртуальной экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Все мы дружные ребята»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельностипо социально-нравственному воспитаниюв средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНРна тему «Все мы д...

Методическая разработка ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (4-5лет) на тему: "Путешествие в снежное Королевство

Дети отправляются в Царство Снежной Королевы выполнять ее задания, чтобы растопить ледяное сердце и снять ее волшебство. Если ребята выполнят все задания, то сердце оттает и на смену  зиме прид...

Методическая разработка по познавательному развитию «Мой город – Санкт-Петербург» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В данной методической разработке поставленые задачи: образовательные, коррекционные и воспитательные. Одна из основных задачь: расширять знания и представления детей о родном городе Санкт-Петербурге, ...