Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы по изучению темы «Карелия – моя малая родина»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы
по изучению темы «Карелия – моя малая родина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_tematicheskoe_planirovanie_raboty_s_detmi_starshey_gruppy.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы
по изучению темы «Карелия – моя малая родина»
Цель: создание условий для успешного формирования личности ребенка посредством приобщения к истории и культуре своей «малой родины».
Задачи:
- Формировать систему представлений детей об истории и культуре, традициях и обычаях народов, населяющих территорию Карелии
- Развивать эмоциональную отзывчивость; формировать эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре родного края
- Воспитывать чувство малой родины; толерантное отношение к представителям других культур и народов
- Формировать навыки и умения ориентации в ближайшем природном, социальном и культурном окружении.
Темы | Задачи | Формы работы | |
Октябрь. | |||
1 | Мой город Костомукша. Карелия – мой край родной. «Всюду хорошо, а дома лучше» «В родном краю как в раю» | Продолжить знакомить детей с родным краем - Карелией. Воспитывать чувства любви, уважения к городу и родной республике, к её природе и народным традициям. Познакомить с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и промысла. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Ситуативные беседы. Экскурсии по городу. Фотовыставка «Мой любимый уголок Костомукши» |
2 | Осень в Карелии. «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвет, льет и снег метет». | Познакомить с национальным колоритом Карельского края. Познакомить с сезонным явлением- листопадом. Развивать творчество детей, интерес к работе с природным материалом. Воспитывать любовь, гордость к своему краю. | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Рисование: «Осень в Карелии» Изготовление поделок из природного материала. Составление коллажа: «Я живу в Карелии» |
3 | История семьи. «Семейный котел гуще кипит» | Углублять представления детей о семье, роли членов семьи, значимости близких, теплых отношений в жизни человека. Формировать интерес к своей родословной. Укреплять представления ребенка о себе: имя, фамилия, отчество, пол, адрес, близкое окружение. | Беседы. Составление рассказа о себе и своей семье. Рисование «Моя семья». Составление «семейного древа» с родителями. |
4 | Дом, в котором ты живешь. «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Гость пообедает, дом не обеднеет» | Углубить представления детей об улице, городе. Познакомить детей с северным деревянным зодчеством, со спецификой храмовой архитектуры. Создавать «деревянные» избы из пластилина с учетом особенностей народной архитектуры Продолжать изучать особенности архитектуры древних жителей Карелии, сравнивать разные типы изб русского Севера («брус», «глаголь», «кошель») в ходе строительных игр. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Ситуативные беседы. Лепка «Карельская изба». Конструирование «Строим дом». Аппликация «Дом, в котором я живу». Посещение карельской горницы. Посещение музея. |
Ноябрь. | |||
5 | Города и поселки Карелии «В своем краю и вода слаще» | Расширить представление детей об истории родного города, республики. Знакомить с понятием «Родина», «Россия», «страна», «республика», «столица», «гражданин». Побуждать к работе с картой, глобусом. | Заучивание стихотворения о Карелии Рассматривание карты, глобуса. Просмотр презентации «Моя Карелия» |
6 | Мы – граждане России. «Береги землю любимую, как мать родную | Знакомить с символикой республики Карелия, страны Россия (флаг, гимн, герб). Помочь понять символический смысл цветов флага и герба Карелии, используя наглядные средства, моделирование. Формировать правила уважительного отношения к гимну и флагу. Познакомить с такими понятиями как президент России, глава Республики Карелия, мэр города, правительство России, правительство Республики Карелия. | Ситуативные беседы. Рассматривание символики. Рисование. Аппликация «Флаг России», «Флаг Карелии» Прослушивание аудиозаписи с гимном. Экскурсии по городу с целью рассматривания символики. |
7 | Достопримечательности Карелии. «На родной стороне и камушек знаком» «Иди в родной край, там и под ёлкой – рай». | Формировать интерес к памятникам, достопримечательностям, республики Карелия (о. Кижи, о. Валаам, водопад Кивач, гора Сампо, Рускеальский мраморный каньон). Познакомить детей с детским музейным праздником «Кижи – мастерская детства». | Рассказ воспитателя. Просмотр фотографий. Просмотр видеороликов. Посещение музея Чтение стихов о Карелии. |
8 | Карелия – страна озер. «Земля – мать, небо – отец, а вода – старший из братьев» | Познакомить детей с одним из главных богатств Карелии – водой. Учить различать понятия океан, море, река, озеро, ламба, ручей. Воспитывать бережное отношение к воде, как к одному из природных богатств Карелии. Ввести понятие «ламба» - лесное озеро. Дать детям представления о том, как используются водные ресурсы Карелии. | Рассматривание глобуса и карты Карелии. Рассказ воспитателя о водоёмах Карелии. Аппликация. Оригами На тему «Рыбки». Опыты с водой. |
Декабрь. | |||
9 | Камни всюду. И на камнях растут деревья. «На одном месте лежа, и камень мхом обрастает». | Расширять представление об особенностях природной местности Карелии: край камней; о жизни древних людей. Добыча полезных ископаемых в нашем городе. Ввести понятия «скалы», «валуны», водопады». Познакомить с древними петроглифами (н-р, лодка, олень, лебедь), пробовать расшифровать заложенную в них информацию. | Рассматривание фотографий каменистых местностей в Карелии. Рассматривание коллекции полезных ископаемых. Рассматривание альбома «Карельские петроглифы». Рисование «Рисуем петроглифы» |
10 | Лес – наше богатство. (Деревья, кустарники) «Лесная полоса — всему полю краса». | Расширять представление об одной из особенностей природной местности Карелии – крае лесов. Знакомить с деревьями, растущими на территории Карелии. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Рассматривание картин и альбомов. Рисование на тему «Дерево» Сочинение сказки про карельскую березу. |
11 | Что в лесу растет? (Дары леса) «Лес богаче царя». «Возле леса жить — голодному не быть». | Знакомить с кустарниками, грибами, ягодами нашего края. Углублять представления детей о безопасном поведении в природе. | Рассматривание иллюстраций и книг. Ситуативные беседы. Рисование Аппликация Лепка Д/игры Вечер загадок |
12 | Навстречу Деду Морозу. «В зимний холод всякий молод». | Знакомство с Дедом Морозом из Финляндии –Йоулупукки. Познакомить детей с современным карельским народным праздником - Игры Дедов Морозов в г. Олонце. | Рассказ воспитателя, Игры. Конкурсы Катание на лыжах, санках, с горки. Зимние эстафеты и развлечения. Рисование, аппликация. Изготовление детьми Новогодней атрибутики. |
Январь. | |||
12 | Кто живет в лесу? (Животные) «Знать зверя по когтям, знать и по копытам». | Углублять представление о типичных животных Карелии, учить группировать их по существенным признакам. | Изодеятельность Составление описательного рассказа Придумывание сказки о животных. Посещение живого уголка в ЦВР. |
14 | Кто живет в лесу? (Птицы) «У всякой пташки свои замашки». | Познакомить с птицами Карелии, с редкими птицами, занесенными в Красную книгу Карелии. Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать желание заботиться о птицах в холодное время года. | Чтение сказки «Как птицы получили свои имена». Изодеятельность по теме «Птицы». Посещение экологического кабинета в ЦВР. Вечер загадок: «Кто на Севере живет?» «Что на Севере растет?» |
15 | Времена года в Карелии «Будет зима - будет и лето». | Закрепить знания о временах года. Знакомить с сезонными изменениями в жизни животных и растений в разные времена года. Помогать выявлять связи и отношения между объектами и явлениями окружающего мира. | Чтение сказки «Как сова времена года помирила». Ситуативные беседы. Рисование «Зимние фантазии». |
Февраль. | |||
14 | Природа Карелии – бесценный дар. «В своём краю и вода слаще». | Знакомить детей с Красной книгой Карелии, представителями животных и растений, занесенных в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Карелии. Закрепить основные правила поведения в природе. Изучать способы охраны природы. | Рассматривание Красной книги Карелии. Рассказ воспитателя: «Праздник бумажных корабликов в Петрозаводске» Конструирование из бумаги «Кораблики» |
15 | Народные ремесла. Как рождались ремесла? «Человека не будет, а имя его сохранится». | Продолжать формировать представление о народных промыслах и ремеслах (резьба и роспись по дереву, вышивка, ткачество, плетение из бересты, гончарное дело). Учить лепить кухонную утварь, типичную для жителей Карелии (чаши, миски, тарелки, ложки, чугунки, туеса) и украшать ее элементами народного орнамента. Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний в игровой деятельности. | Рассказ воспитателя Рассматривание иллюстраций и альбомов. Рассматривание предметов карельского быта. Посещение музея Лепка «Кухонная утварь» Сюжетно-ролевая игра «Печём «Калитки». |
16 | Ремесла «мужские» и «женские». «Хорошее дело надо делать, плохое - само выходит». «Больше всего устаешь от безделья». | Знакомить с обозначением элементов вышивки. Развивать познавательный интерес детей к народным промыслам Отрабатывать умение рисовать типичные народные элементы: «цветы», «снежинки», «елочки», «веточки». Ввести понятия «оберег», «орнамент», «береста», «лапти», «молот», «наковальня». Изделия из карельской берёзы. Береста. Учить работать с берестой. | Рисование декоративное «Украшаем рубаху, фартук. Аппликация «Карельский орнамент» Изготовление сувенира из бересты. |
17 | Кантеле красивые напевы. «Спела б и рыбка песенку, когда б голос был». | Познакомить с народными музыкальными инструментами (кантеле). Развивать интерес к народной музыке. Знакомить с карельскими народными костюмами, их особенностями. | Прослушивание аудиозаписей с карельскими песнями, музыкой. Экскурсия в карельскую горницу. Рассматривание альбома «Карельские костюмы». |
Март. | |||
18 | Устное народное творчество. (Скороговорки, приговорки, дразнилки, небылицы, загадки, карельские пословицы и поговорки) | Знакомить с малыми фольклорными формами. Помогать заучивать понравившиеся произведения. Побуждать инсценировать народные попевки, песенки, заигрыши и т.д. Учить анализировать характерные особенности, традиции жителей Карелии . | Заучивание малых фольклорных форм. Придумывание собственных загадок и скороговорок. Инсценирование попевок, песенок, заигрышей. |
19 | Заклички и считалки. «В каждой избушке свои игрушки». | Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики. | Заучивание считалок. Чтение книги Б. Заходера «Считалия». |
20 | Детские игры и забавы. «В игре да в дороге узнают людей». | Приветствовать стремление детей к разучиванию новых карельских игр разной подвижности. Поощрять инициативу детей в придумывании новых вариантов знакомых игр с усложнением или видоизменением правил. | Разучивание карельских народных игр: «Кукот» (петухи), «Колахуш» (стук), «Бегуча» (бег), «Яра с мячом», «Бой петухов», «Сиди, сиди, Яша», «Догонялки», «Ко мне с кольцом», «Кислый» круг». |
21 | Сказки родного края. «Не суди о человеке по одежде, о книге по обложке». | Побуждать к самостоятельному пересказыванию знакомых сказок. Знакомить с новыми народными карельскими, финскими, вепсскими сказками. Познакомить с особенностями, традициями, обрядами жителей Карелии через сказку. Учить сравнивать русские народные сказки с карельскими сказками (герои, их поведение, н-р, Баба-Яга и старуха Сюоятар). | Чтение и рассказывание карельских сказок: «Лапоток», «Белка, рукавица и иголка», «Сума дай ума», «Черная уточка», «Девять золотых сыновей». Финских: «Девочка и мороз». Театральная деятельность (разные виды театра). |
Апрель. | |||
22 | Писатели и поэты Карелии о природе и детях. «День без книги, что день без солнца». | Продолжать знакомить с некоторыми карельскими писателями и поэтами. Познакомить дошкольников с карело–финским эпосом «Калевала» Развивать интерес детей к народной культуре, к устному народному творчеству. | Знакомство с эпосом «Калевала» Читаем детям: Брендоев В. «Зима» Викстрем Т. «Лесной доктор» Пелля П. «Мороз и его дети» Такала Р. «Ты чей?» Лайне «Сумерки» Авдышев А. «В наш город с ветром на заре…» Никонова Ю.Н., Данилов В., сборники |
23 | Художники и музыканты Карелии. «Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво». | Продолжать знакомить с некоторыми карельскими художниками: (Н.Брюханов, Т.Юфа), Музыкантами: (Г. Вавилов, Н Синисало, Н.Раутио, А.Серко) | Рассматривание иллюстраций в сборниках карельских сказок. Прослушивание аудиозаписей с музыкой и песнями. Посещение выставок картин в художественной школе и музее. |
24 | Памяти павших будьте достойны! «Доброму делу - добрая память». | Расширить представление детей об участии жителей Карелии в Великой Отечественной войне. Познакомить с художественными произведениями о военных событиях в Карелии (В. Кононов, Б. Прохоров и др.) | Чтение отрывков из художественных произведений о войне В. Кононова, Б. Прохорова. Экскурсия к памятнику героев ВОВ. Продуктивная деятельность. Игровая деятельность |
Май. | |||
25 | Знаешь ли ты Карелию? «Знания не даются без старания». | Закрепить знания о своей малой Родине о Карелии. | Викторина Составление коллажа: «Я живу в Карелии» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"
В плане намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...
Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“
Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“...
Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста старшей группы на ноябрь месяц
В данной работе предоставлен перспективный план работы с детьми старшей группы на ноябрь месяц. План разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного...
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста ПДД
laquo;Формировать у детей навыков безопасного поведения на дороге через ознакомление с правилами дорожного движения»...
Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Дикие животные». Подтема «Животные России». ФГОС
Тематическое планирование работы с детьми 10 группы. Тема проекта: «Дикие животные»Подтема «Животные России»Сроки: С 01.04 по 30.04Цель проекта: Продолжа...
Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Весна-красна». Подтема «8 Марта». ФГОС
Тематическое планирование работы с детьми 10 группы. Тема проекта: «Весна-красна»Подтема «8 Марта»Сроки: С 01.03 по 31.03Цель проекта: Расширять представ...
Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС
Тематическое планирование работы с детьми 10 группы. Тема проекта: «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С 09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...