КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание» тема: «Курай»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с башкирским национальным музыкальным инструментом «Курай».
Коррекционно-образовательные задачи: обобщать знания детей о Республики Башкортостан; расширять представление детей о башкирском национальном музыкальном инструменте «Курае»; обогащать словарь детей существительными обозначающими профессии:
(на баяне – баянист)
(на гитаре – гитарист)
( на курае - кураист)
и т. д.
упражнять в образовании относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения, связную речь, мышление, тонкую моторику рук, координацию речи с движениями, зрительное и слуховое внимание и восприятие.
Коррекционно–воспитательные задачи: воспитывать интерес к башкирскому фольклору и национальному инструменту «Курай»; воспитывать через национальную музыку любовь к родному краю; воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuray.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Раздел: «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»
тема: «Курай»
возрастная группа: подготовительная
логопедическая группа
Выполнила:
воспитатель
Калимуллина А.М.
категория: первая
Стаж в данной должности:
24 года
2018г.
Цель: Продолжать знакомить детей с башкирским национальным музыкальным инструментом «Курай».
Коррекционно-образовательные задачи: обобщать знания детей о Республики Башкортостан; расширять представление детей о башкирском национальном музыкальном инструменте «Курае»; обогащать словарь детей существительными обозначающими профессии:
(на баяне – баянист)
(на гитаре – гитарист)
( на курае - кураист)
и т. д.
упражнять в образовании относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения, связную речь, мышление, тонкую моторику рук, координацию речи с движениями, зрительное и слуховое внимание и восприятие.
Коррекционно–воспитательные задачи: воспитывать интерес к башкирскому фольклору и национальному инструменту «Курай»; воспитывать через национальную музыку любовь к родному краю; воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Интеграции ОО: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Средства реализации: музыкальный инструмент «Курай», серии демонстрационных картин «музыкальные инструменты», фломастеры, дидактическое пособие «Игровизор» , экран, проектор, слайды по сказке «О Курае», мелодии «Курая».
Предварительная работа: посещение национального музея, разучивание народных башкирских национальных игр, чтение стихов, легенд, сказок, пословиц, разучивание стихов о курае.
Методические приемы:
1. Организационный момент
2. Беседа.
3. Загадывание загадки
4. Рассказывание сказки.
5. Чтение стихотворений.
6. Хороводная игра: «Курай».
7. Прослушивание мелодии курая в исполнение кураиста.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Вопросы.
10. Словесная игра.
11. Дидактическое пособие.
12. Использование ИКТ.
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: (дети стоят в кругу)
- Доброе утро, улыбнись скорее,
И сегодня целый день, будет веселее,
Мы погладим лобик, носики и щечки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем дружнее, дружнее,
Ушки мы теперь потрем и здоровье бережем
Улыбнитесь снова, будьте все здоровы!!!
Воспитатель: дети, мы с вами живем в очень красивой богатой республике.
Как называется наша республика?
Дети: республика Башкортостан.
Воспитатель: в Республике Башкортостан много городов и сел, рек и озер.
Какие города вы знаете, перечислите?
Дети: Туймазы, Уфа, Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Кумертау, Ишимбай, Бирск, Белебей, Учалы, Дюртюли, Нефтекамск. Янаул. Белорецк. Межгорье. Октябрьский. Агидель. Баймак. Благовещенск. Давлеканово. Сибай.
Воспитатель: а какой город является столицей нашей республики?
Дети: город Уфа.
Воспитатель: а как называется наше село?
Дети: село Субханкулово.
Воспитатель: верно, Субханкулово. Наше Субханкулово – небольшое, рабочее село. У нас есть свои достопримечательности, есть места, где жители отдыхают, занимаются спортом, учатся.
Назовите, какие достопримечательности есть в селе Субханкулово?
Дети: школа, детские сады, аллея Славы, Дом Культуры, спортивный комплекс, больница и пр.
Воспитатель: вы все правильно назвали.
А самым главным богатством нашего села, нашей республики являются люди.
В республике Башкортостан живут люди разных национальностей и все они дружат между собой. Давайте вспомним и назовем их.
Дети: татары, башкиры, русские, чуваши, марийцы.
Воспитатель: молодцы, вы хорошо знаете национальности людей, проживающих в республике Башкортостан. Дети, у каждой национальности есть свои традиции, праздники. А какие башкирские праздники вы знаете?
Дети: «День Республики», «Сабантуй», «Кукушкин чай», «Воронья каша»,….
Воспитатель: дети «Сабантуй» празднуется после посевных работ весной. Атнабаева Каролина прочтет нам сейчас стихотворение об этом празднике.
Каролина: К нам пришел сегодня праздник
Весельчак ,батыр, проказник.
Сабантуй, Сабантуй
Пой, скачи, борись ,танцуй!
Воспитатель: давайте вспомним, в какие башкирские игры мы с вами играли на празднике «Сабантуй».
Дети: «Юрта», «Баня», «Медный пень» и т.д.
Воспитатель: дети, вы молодцы, вспомнили башкирские народные праздники и игры, в которых все народы живущие в нашей республике принимают активное участие. Все они живут дружно, в любви и согласии, сохраняя свои обычаи и традиции.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: мы сегодня с вами продолжим знакомство с башкирскими народными инструментами. А каким из них, вы мне скажите сами, отгадав загадку.
Загадка: Голос птиц, мелодии рассвета
Все передает тростинка
Он слов не говорит, наверняка
Хоть голос есть, да нету языка. ( Курай)
Воспитатель: курай очень древний музыкальный инструмент башкирского народа. О нем сложено много сказок и легенд. Хотите узнать, как появился такой народный инструмент. Послушайте сказку «Курай». (чтение сказки)
Случилось это в давние времена. Жила на свете девушка, краше которой только луна в небе. Душа ее была чище воды в роднике, сердце нежное. Старики не могли нарадоваться на дочь; и лицом пригожа, и хозяюшка добрая, заботливая. Прознав про красавицу злой богач решил женить на ней своего глупого сына и заслал сватов. Поселилась в сердце родителей печаль, да делать нечего. Люди они были бедные, так и смерились со своим горем. А девушка, заливаясь слезами горючими, ушла на опушку леса, некому было ее горю помочь… Долго шла, вдруг видит цветущий Курай, обхватила она цветок нежными ладонями, и всю свою боль высказала. А в то время проходил мимо леса молодой батыр, увидел цветок Курая, срезал его стебель и сделал дудочку. Запела дудочка - Курай нежно, но так печально и рассказала о молодой красавице. Сердце у батыра было доброе и справедливое, решил он помочь девушке. И спасти ее от глупого жениха. Пошел он в селение, отыскал дом красавицы и предложил им свою помощь и защиту. Как увидел батыр девушку, так сразу понял, что искал ее всю свою жизнь, так она была хороша!
Увез батыр стариков и девушку свои края, сыграли они пышную свадьбу, а злой богач с глупым сыном ни с чем остался. Вот так Курай помог добрым людям… И сейчас звучит его нежная песня над просторами Башкортостана, рассказывая людям о горе и радости, боли и счастье.
(Вопросы по содержанию сказки)
1. Дети как называется сказка ?
2. Какой цветок нашла девушка на опушке леса?
3. Что она сделала с этим цветком?
4. Кто помог девушке?
5. Откуда узнал батыр о красавице?
6. Чем закончилась сказка?
Воспитатель: и с тех пор курай является любимым национальным инструментом, который настолько любим народом, что его изображение присутствует и на гербе, и на флаге Республики Башкортостан, символизируя дружбу и согласие.(слайды)
Физкультминутка: Башкирская народная игра: «Курай»
Воспитатель: Дети, становитесь в хоровод,
нас курай играть зовет.
Услыхали наш курай -
Собрались мы все сюда,
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда,
Хай, хай, хай, хай,
На зеленом, на лугу,
Мы попляшем под курай,
Ты курай задорный, веселей играй,
Тех кто лучше пляшет выбирай!!!
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Игра: «Кто на чем играет?»(слайды)
На баяне - баянист
На гитаре - гитарист
На пианино – пианист
На домбре - домбрист
На курае – кураист (хоровые и индивидуальные ответы)
Воспитатель: Дети, у нас сегодня в гостях заслуженный…кураист Камиль…Послушайте мелодии курая в его исполнении.
(слушание кураиста)
Воспитатель: дети, вам понравились мелодии курая?
Какое настроение у вас вызывала игра на курае?
Дети.(ответы детей) радостное, веселое, грустное, задорное, печальное, задумчивое).
Воспитатель: дети, курай, является национальным башкирским инструментом. Раньше курай делали из тростника, а современный курай делают из разных материалов
Д/и: «Какой?»
Из тростника - тростниковый, из металла- металлический,
Из пластмассы - пластмассовый, из дерева- деревянный
Работа с дидактическим пособием «Игровизор».
Воспитатель совместно с детьми проводит анализ выполненной работы.
Рефлексия.
Воспитатель: дети, с каким национальным башкирским инструментом мы с вами сегодня познакомились?
Дети: кураем.
Воспитатель: что нового вы узнали о курае?
Воспитатель: и в завершении нашего занятия Давид расскажет стихотворение А. Игибаева «Курай».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области"Социально-коммуникативное развитие"(формирование основ безопасности на дорогах)«Мы пассажиры»
Формирование культуры поведения в общественном транспорте....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области "Социально-коммуникативное развитие"(формирование основ безопасности на дороге)«Правила маленького пешехода».
Формировать представление о правилах поведения маленького пешехода на тротуаре....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области "Социально -коммуникативное развитие"(формирование основ безопасности на дороге)«Правила дорожного движения достойны уважения»
Закрепление пройденного материала соблюдать правила дорожного движения....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в области «Социально – коммуникативное развитие» Тема «День Победы»
Формирование у детей чувство патриотизма, любви к Родине....
Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"
Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....
Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)
перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....