КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание» тема: «Курай»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Цель: Продолжать знакомить детей с башкирским национальным  музыкальным  инструментом «Курай».

 Коррекционно-образовательные задачи:  обобщать знания детей о Республики Башкортостан; расширять представление детей о башкирском национальном музыкальном инструменте «Курае»; обогащать словарь детей существительными обозначающими профессии:

                    (на баяне – баянист)

                    (на гитаре – гитарист)

                    ( на курае  - кураист)

                                и т. д.

упражнять в образовании относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения, связную речь, мышление, тонкую моторику рук, координацию речи с движениями, зрительное и слуховое внимание и восприятие.

Коррекционно–воспитательные задачи: воспитывать интерес к башкирскому фольклору и национальному инструменту «Курай»; воспитывать через национальную музыку любовь к родному краю; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuray.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности

образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»

тема: «Курай»

возрастная группа:  подготовительная

логопедическая группа

Выполнила:

воспитатель

Калимуллина А.М.

категория: первая

Стаж в данной должности:

24 года

                                                       

2018г.

    Цель: Продолжать знакомить детей с башкирским национальным  музыкальным  инструментом «Курай».

 Коррекционно-образовательные задачи:  обобщать знания детей о Республики Башкортостан; расширять представление детей о башкирском национальном музыкальном инструменте «Курае»; обогащать словарь детей существительными обозначающими профессии:

                   (на баяне – баянист)

                   (на гитаре – гитарист)

                    ( на курае  - кураист)

                                и т. д.

упражнять в образовании относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения, связную речь, мышление, тонкую моторику рук, координацию речи с движениями, зрительное и слуховое внимание и восприятие.

Коррекционно–воспитательные задачи: воспитывать интерес к башкирскому фольклору и национальному инструменту «Курай»; воспитывать через национальную музыку любовь к родному краю; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Интеграции ОО: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие».

Средства реализации: музыкальный инструмент «Курай», серии демонстрационных картин «музыкальные инструменты», фломастеры, дидактическое пособие  «Игровизор» , экран, проектор, слайды по сказке «О Курае», мелодии «Курая».

Предварительная работа: посещение национального музея, разучивание народных башкирских национальных игр, чтение стихов, легенд, сказок, пословиц, разучивание стихов о курае.

 Методические приемы:                  

1.  Организационный  момент

2.  Беседа.

3.  Загадывание загадки

4.  Рассказывание сказки.

5.  Чтение стихотворений.

6.  Хороводная игра: «Курай».

7.  Прослушивание мелодии курая в исполнение кураиста.

8.  Пальчиковая гимнастика.

9.  Вопросы.

10. Словесная игра.

11. Дидактическое пособие.

12. Использование ИКТ.

Ход   занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: (дети стоят в кругу)

- Доброе утро, улыбнись скорее,

И сегодня целый день, будет веселее,

Мы погладим лобик, носики и щечки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

Разотрем  ладошки сильнее, сильнее,

А  теперь похлопаем дружнее, дружнее,

Ушки мы теперь потрем и здоровье бережем

Улыбнитесь  снова, будьте все здоровы!!!

Воспитатель: дети, мы с вами живем в очень красивой богатой республике.

Как называется наша республика?

Дети:  республика Башкортостан.

Воспитатель: в Республике Башкортостан много городов и сел, рек и озер.

Какие  города вы знаете, перечислите?

Дети: Туймазы, Уфа, Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Кумертау, Ишимбай, Бирск, Белебей, Учалы, Дюртюли, Нефтекамск. Янаул. Белорецк. Межгорье. Октябрьский.  Агидель. Баймак. Благовещенск. Давлеканово. Сибай.

Воспитатель: а какой город является столицей нашей республики?

Дети:  город Уфа.

Воспитатель:  а как называется наше село?

Дети: село Субханкулово.

Воспитатель: верно, Субханкулово. Наше  Субханкулово – небольшое, рабочее село. У нас есть свои достопримечательности, есть места, где жители отдыхают, занимаются спортом, учатся.

Назовите, какие достопримечательности есть в селе Субханкулово?

Дети: школа, детские сады, аллея Славы, Дом Культуры, спортивный комплекс, больница и пр.

Воспитатель: вы все правильно назвали.

А самым главным богатством нашего села, нашей республики являются люди.

В республике Башкортостан живут люди разных национальностей и все они дружат между собой. Давайте вспомним и назовем их.

Дети: татары, башкиры, русские, чуваши, марийцы.

Воспитатель: молодцы, вы хорошо знаете национальности людей, проживающих в республике Башкортостан. Дети, у каждой национальности есть свои традиции, праздники. А какие башкирские праздники вы знаете?

Дети: «День Республики», «Сабантуй», «Кукушкин чай», «Воронья каша»,….

Воспитатель: дети «Сабантуй» празднуется после посевных работ весной. Атнабаева Каролина прочтет нам сейчас стихотворение об этом празднике.

Каролина: К нам пришел сегодня праздник

                   Весельчак ,батыр, проказник.

                   Сабантуй, Сабантуй                                                  

Пой, скачи, борись ,танцуй!

Воспитатель:   давайте вспомним, в какие башкирские игры мы с вами играли на празднике «Сабантуй».

 Дети: «Юрта», «Баня», «Медный пень» и т.д.

Воспитатель: дети, вы молодцы, вспомнили башкирские народные праздники и игры, в которых все  народы живущие в нашей республике принимают активное участие. Все они живут дружно, в любви и согласии, сохраняя свои обычаи и традиции.  

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: мы сегодня с вами продолжим знакомство с башкирскими народными инструментами. А  каким из них,  вы мне скажите сами, отгадав загадку.

Загадка: Голос птиц, мелодии рассвета

                Все передает тростинка

                Он слов не говорит, наверняка

                Хоть голос есть, да нету языка. ( Курай)

Воспитатель: курай очень древний музыкальный инструмент башкирского народа. О нем сложено много сказок и легенд. Хотите узнать, как появился такой народный инструмент. Послушайте сказку «Курай». (чтение сказки)  

         Случилось это в давние времена. Жила на свете девушка, краше которой только луна в небе. Душа ее была чище воды в роднике, сердце нежное. Старики не могли нарадоваться на дочь; и лицом пригожа, и хозяюшка добрая, заботливая. Прознав про красавицу злой богач решил женить на ней своего глупого сына и заслал сватов. Поселилась в сердце родителей печаль, да делать нечего. Люди они были бедные, так и смерились со своим горем. А девушка, заливаясь слезами горючими, ушла на опушку леса, некому было ее горю помочь…  Долго шла, вдруг видит цветущий Курай, обхватила   она цветок нежными ладонями, и всю свою боль высказала. А в то время проходил мимо леса молодой батыр, увидел цветок Курая, срезал его стебель и сделал  дудочку. Запела  дудочка - Курай нежно, но так печально и рассказала о молодой красавице. Сердце у батыра было доброе и справедливое, решил он помочь девушке. И спасти ее от глупого жениха. Пошел он в селение, отыскал дом красавицы и предложил им свою помощь и защиту. Как увидел батыр девушку, так сразу понял, что искал ее всю свою жизнь, так она была хороша!

Увез батыр стариков и девушку свои края, сыграли они пышную свадьбу, а злой богач с глупым сыном ни с чем остался. Вот так Курай помог добрым людям… И сейчас звучит его нежная песня над просторами Башкортостана, рассказывая людям о горе и радости, боли и счастье.

(Вопросы по содержанию сказки)  

1. Дети как называется сказка ?   

2. Какой цветок нашла девушка на опушке леса?

3. Что она сделала с этим цветком?

4. Кто помог девушке?

5. Откуда узнал батыр о красавице?

6. Чем закончилась сказка?

Воспитатель: и с тех пор курай является любимым национальным инструментом,  который настолько любим народом, что его изображение присутствует и на гербе, и на флаге Республики Башкортостан, символизируя дружбу и согласие.(слайды)

 Физкультминутка: Башкирская народная игра: «Курай» 

Воспитатель: Дети, становитесь в хоровод,

нас курай играть зовет.

Услыхали наш курай -

Собрались мы все сюда,

Наигравшись с кураистом,

Разбежались кто куда,

Хай, хай, хай, хай,

На зеленом, на лугу,

Мы попляшем под курай,

Ты курай задорный, веселей играй,

Тех кто лучше пляшет выбирай!!!

(дети садятся за столы)

Воспитатель:  Игра: «Кто на чем играет?»(слайды)

На баяне - баянист

На гитаре - гитарист

На пианино – пианист

На домбре - домбрист

На курае – кураист (хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель: Дети, у нас сегодня в гостях заслуженный…кураист Камиль…Послушайте мелодии курая в его исполнении.

(слушание кураиста)

Воспитатель: дети, вам понравились мелодии курая?

Какое настроение у вас вызывала игра на курае?

Дети.(ответы детей) радостное, веселое, грустное, задорное, печальное, задумчивое).

Воспитатель: дети, курай,  является национальным башкирским инструментом. Раньше курай делали из тростника, а современный курай делают из разных материалов

Д/и: «Какой?»

Из тростника - тростниковый,         из металла- металлический,

Из пластмассы - пластмассовый,     из дерева- деревянный

Работа с дидактическим пособием  «Игровизор».

Воспитатель совместно с детьми проводит анализ выполненной работы.

Рефлексия.

Воспитатель: дети, с каким национальным башкирским инструментом мы с вами сегодня познакомились?

Дети: кураем.  

Воспитатель: что нового вы узнали о курае?

Воспитатель: и в завершении нашего занятия Давид расскажет стихотворение А. Игибаева «Курай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"

Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....

Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)

перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....