Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»
методическая разработка (старшая группа)

Полозова Александра Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_petr_i.docx31.17 КБ
PDF icon prezentatsiya_petr_i.pdf1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с образом Петра I        

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

 «Художественно-эстетическое развитие».

 

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • дать представление о детских годах жизни Петра, его увлечениях;
  •  познакомить с основными нововведениями и достижениями царя;

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • обогащать словарный запас детей («потеха», «ботик», «крепость»…);
  • развивать умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • формировать в  детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
  • воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать мелкую и общую моторику;
  • учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать творческие способности, навыки изобразительной деятельности.  

Используемые современные технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.

Методы и приемы:

- практические: строительство крепости по схеме, работа с пазлами, выполнение аппликации кораблика из бумаги и ткани.

- наглядные: просмотр презентации, рассматривание ботика, рассматривание игрушек;

- словесные: беседа, рассказ воспитателя, дидактические упражнения.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, пазлы с изображениями нововведений Петра I,  игрушки (меч, ружье, барабан, лошадка-скакалка),  материалы для выполнения аппликации.

Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории основания Санкт-Петербурга, экскурсия в Петропавловскую крепость, знакомство с символами города.

Используемая литература:

- Т.Ю. Толкочева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012;

- Н.А. Гурьева «Прогулки по Петропавловской крепости». – СПб.: «Паритет», 2017

Логика образовательной деятельности:

п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Слайд 2

Слайд 3

   

Ребята, сегодня замечательный осенний день, у всех хорошее настроение. А когда у нас хорошее настроение, нам хочется говорить друг другу ласковые слова. Сейчас мы будем передавать друг другу этого доброго мягкого зайчика и называть друг друга ласковой формой  имени.

Игра «Назови ласково»

Ребята, а я знаю еще одно ласковое имя – Петруша. Как вы думаете, кого из известных нам людей, которые имеют отношение к нашему городу можно так назвать?

Правильно, так в детстве называли основателя Санкт-Петербурга  - царя Петра I.

Демонстрируется портрет Петра I

Сегодня мы будем говорить о нем, о его детстве, о том, что нового он сделал, когда правил нашим государством

Дети располагаются на ковре полукругом, передают друг другу мяч, называют друг друга, используя уменьшительно-ласкательную форму имени

Отвечают на вопрос

Создание эмоционально положительного фона занятия

Вызвать интерес и изучению нового материала

2. Рассказ воспитателя о детстве Петра I

Слайды 4-10

Слайды

11-13

Давным-давно в Москве в царской семье  родился сын. Назвали его Петром. В честь его рождения целый день звонили колокола соборов. Царственный малютка рос не по дням, а по часам. (Как вы это понимаете?) Так на Руси говорили о здоровых, крепких детях. Еще их называли богатырями. Когда Петруше исполнилось три года, ему на именины подарили маленькую стальную сабельку. Петр был очень рад такому подарку.  А отец тогда сказал сыну: «Используй меч на правое дело, на защиту родной земли».

Как вы понимаете эти слова?

С тех пор Петра больше стали интересовать такие игрушки. Посмотрите, назовите их

Демонстрируются меч, барабан, лук, ружье, лошадка-скакалка  

Во что же любил играть маленький царевич?

Правильно, он играл в сражения. Но не просто играл, а учился воевать, чтобы защищать свою Родину.

Царь, видя страсть сына к военным занятиям, приказал собрать одногодок Петруши, сделать для них разное маленькое оружие и выучить их всему, чему учились настоящие солдаты.

Когда Петру исполнилось 10 лет, на берегу реки царевич построил потешный городок. Как вы думаете, что такое потешный? Там была крепость с башнями и окопами. В крепости были жилые помещения для Петра и его маленьких солдат, амбары для хранения пушек и оружия. Мальчиков-солдатиков набрали из соседних деревень Преображенское и Семёновское. Также стали называться и называются до сих пор самые лучшие полки нашей страны: Семеновский полк и Преображенский полк. Петр с удовольствием рассматривал схемы крепостей и знал, как они строятся.

Давайте проверим, а сможете ли вы построить крепость по схеме?

Дети делятся на две группы, строят крепости из кубиков по схеме.

А крепость защищают войска. Посмотрите, как выглядели солдаты Преображенского и Семеновского полков. Полки с такими названиями существуют и сейчас. Посмотрите, как торжественно они маршируют на параде.

Демонстрация, рассматривание.

Дети рассматривают детские фотографии Петра I.

Отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации и игрушки, рассуждают

Дети знакомятся с детскими годами Петра, его увлечениями

Физкультминутка

Слайд 14

Я предлагаю вам тоже встать ровно, как солдаты на параде. Мы будем шагать под марш Преображенского полка. А еще будем выполнять команды:

- если я поднимаю красный флажок, вы шагаете на месте, повернушись направо;

- если синий флажок – налево;

- если флажки опущены – шагаете на месте, глядя вперед.  

Маршируют под марш Преображенского полка, выполняют команды.

Слушают марш, рассуждают о характере музыки

Снятие физического напряжения

3. Беседа «Царствование Петра»

Слайд 15 -17

Итак, каким же был Петр I в детстве?

Во что он играл?

Ребята, но чтобы быть царем, не достаточно быть сильным, нужно быть еще и умным. Как и вы, Петруша много занимался. В пять лет он начал учиться читать и изучать другие науки. У него был свой учитель. Звали его Никита Зотов.

А в 10 лет Петр Алексеевич уже стал царем. Сложно ему пришлось, ведь не так просто управлять государством, когда тебе всего 10 лет. Но Петр много трудился. И всех своих поданных тоже заставлял учиться. Он ездил в другие страны, смотрел, как живут люди там. Петр много изменил в жизни народа. Сейчас я предлагаю вам собрать пазлы. Мы рассмотрим, что на них изображено, и поймем, что же нового появилось в жизни Россиян при Петре I.

Дидактическое упражнение «Сложи из частей»:

  1. Новогодняя елка (на Новый год стали наряжать ёлку);
  2.  Картофель (Пётр завёз в Россию картофель, раньше, русские люди его никогда не пробовали);
  3. Панорама города (Построил город Санкт – Петербург на реке Неве)
  4. Книга (Стали выпускать газеты и журналы)
  5. Школьник за партой (все дети стали учиться в школе)
  6. Тюльпаны (были завезены в Россию)

Дети слушают, отвечают на вопросы

Дети в группах по три человека собирают пазлы, рассуждают

Дети знают, что появилось при Петре I

4. Демонстрация модели ботика Петра I

Слайд 18-20

Еще Петра I всегда интересовали корабли. Сначала он рассматривал нарисованные картинки. Его отец собирал модели кораблей и мальчик часами мог их рассматривать. Петр любил плавать по озеру на маленькой лодочке. А когда вырос, поехал в Голландию и там учился строить корабли. Вернувшись в Россию, он принялся за строительство русского флота. Гуляя по петропавловской крепости, мы видели с вами кораблик, который построил Петр I. Называется он ботик. Ботик – небольшое парусное судно. У меня есть его маленькая копия. Давайте ее рассмотрим.

Совместное обсуждение с воспитателем материала, рассматривание

Физкультминутка

«А сейчас все дружно встанем

И строительство начнём.

Пилами мы пилим,

Топором стругаем,

Гвозди прибиваем,

Мачту поднимаем.

На корабль мы поднялись

И довольны все остались»

Снятие физического напряжения

5. Подведения итога занятия

Слайд 21

-Ребята, скажите, каким в детстве был русский царь Пётр I? (Рассуждения детей)

- Во что он любил играть? С кем?

- Что нового появилось в нашей стране во время правления Петра I?

Дети отвечают на вопросы

Закрепление пройденного материала

Резерв

7.Продуктивная деятельность

А теперь я предлагаю вам нарисовать свой флот. Вы можете сделать это по одному или объединиться группами.  На заготовках, которые я вам раздам, уже есть один корабль – это ботик Петра I. Ваша задача дорисовать еще корабли, чтобы получился целый флот. Нарисуйте море, солнце…

Инструктаж.

Пальчиковая гимнастика

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Дети выполняют задание

Коллективная работа «Русский флот»

Выставка получившихся работ

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Развитие речи в старшей группе На тему «Кошка с котятами»

Цель: Формировать у детей умение составлять связный рассказЗадачи:-Способствовать умение составлять связный рассказ по картине.-Способствовать умению рассказывать о событиях изображенных на картине .-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы на тему «Путешествие в зоопарк».

Задачи:     Образовательные задачи – продолжать знакомить детей с дикими животными (медведь, заяц, белка); расширить знания о мире животных, о том, чем они питаются; развиват...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...