Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»
методическая разработка (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_petr_i.docx | 31.17 КБ |
prezentatsiya_petr_i.pdf | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с образом Петра I
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- дать представление о детских годах жизни Петра, его увлечениях;
- познакомить с основными нововведениями и достижениями царя;
Образовательная область «Речевое развитие»:
- обогащать словарный запас детей («потеха», «ботик», «крепость»…);
- развивать умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать мелкую и общую моторику;
- учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать творческие способности, навыки изобразительной деятельности.
Используемые современные технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.
Методы и приемы:
- практические: строительство крепости по схеме, работа с пазлами, выполнение аппликации кораблика из бумаги и ткани.
- наглядные: просмотр презентации, рассматривание ботика, рассматривание игрушек;
- словесные: беседа, рассказ воспитателя, дидактические упражнения.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, пазлы с изображениями нововведений Петра I, игрушки (меч, ружье, барабан, лошадка-скакалка), материалы для выполнения аппликации.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории основания Санкт-Петербурга, экскурсия в Петропавловскую крепость, знакомство с символами города.
Используемая литература:
- Т.Ю. Толкочева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012;
- Н.А. Гурьева «Прогулки по Петропавловской крепости». – СПб.: «Паритет», 2017
Логика образовательной деятельности:
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент Слайд 2 Слайд 3
| Ребята, сегодня замечательный осенний день, у всех хорошее настроение. А когда у нас хорошее настроение, нам хочется говорить друг другу ласковые слова. Сейчас мы будем передавать друг другу этого доброго мягкого зайчика и называть друг друга ласковой формой имени. Игра «Назови ласково» Ребята, а я знаю еще одно ласковое имя – Петруша. Как вы думаете, кого из известных нам людей, которые имеют отношение к нашему городу можно так назвать? Правильно, так в детстве называли основателя Санкт-Петербурга - царя Петра I. Демонстрируется портрет Петра I Сегодня мы будем говорить о нем, о его детстве, о том, что нового он сделал, когда правил нашим государством | Дети располагаются на ковре полукругом, передают друг другу мяч, называют друг друга, используя уменьшительно-ласкательную форму имени Отвечают на вопрос | Создание эмоционально положительного фона занятия Вызвать интерес и изучению нового материала |
2. Рассказ воспитателя о детстве Петра I Слайды 4-10 Слайды 11-13 | Давным-давно в Москве в царской семье родился сын. Назвали его Петром. В честь его рождения целый день звонили колокола соборов. Царственный малютка рос не по дням, а по часам. (Как вы это понимаете?) Так на Руси говорили о здоровых, крепких детях. Еще их называли богатырями. Когда Петруше исполнилось три года, ему на именины подарили маленькую стальную сабельку. Петр был очень рад такому подарку. А отец тогда сказал сыну: «Используй меч на правое дело, на защиту родной земли». Как вы понимаете эти слова? С тех пор Петра больше стали интересовать такие игрушки. Посмотрите, назовите их Демонстрируются меч, барабан, лук, ружье, лошадка-скакалка Во что же любил играть маленький царевич? Правильно, он играл в сражения. Но не просто играл, а учился воевать, чтобы защищать свою Родину. Царь, видя страсть сына к военным занятиям, приказал собрать одногодок Петруши, сделать для них разное маленькое оружие и выучить их всему, чему учились настоящие солдаты. Когда Петру исполнилось 10 лет, на берегу реки царевич построил потешный городок. Как вы думаете, что такое потешный? Там была крепость с башнями и окопами. В крепости были жилые помещения для Петра и его маленьких солдат, амбары для хранения пушек и оружия. Мальчиков-солдатиков набрали из соседних деревень Преображенское и Семёновское. Также стали называться и называются до сих пор самые лучшие полки нашей страны: Семеновский полк и Преображенский полк. Петр с удовольствием рассматривал схемы крепостей и знал, как они строятся. Давайте проверим, а сможете ли вы построить крепость по схеме? Дети делятся на две группы, строят крепости из кубиков по схеме. А крепость защищают войска. Посмотрите, как выглядели солдаты Преображенского и Семеновского полков. Полки с такими названиями существуют и сейчас. Посмотрите, как торжественно они маршируют на параде. Демонстрация, рассматривание. | Дети рассматривают детские фотографии Петра I. Отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации и игрушки, рассуждают | Дети знакомятся с детскими годами Петра, его увлечениями |
Физкультминутка Слайд 14 | Я предлагаю вам тоже встать ровно, как солдаты на параде. Мы будем шагать под марш Преображенского полка. А еще будем выполнять команды: - если я поднимаю красный флажок, вы шагаете на месте, повернушись направо; - если синий флажок – налево; - если флажки опущены – шагаете на месте, глядя вперед. | Маршируют под марш Преображенского полка, выполняют команды. Слушают марш, рассуждают о характере музыки | Снятие физического напряжения |
3. Беседа «Царствование Петра» Слайд 15 -17 | Итак, каким же был Петр I в детстве? Во что он играл? Ребята, но чтобы быть царем, не достаточно быть сильным, нужно быть еще и умным. Как и вы, Петруша много занимался. В пять лет он начал учиться читать и изучать другие науки. У него был свой учитель. Звали его Никита Зотов. А в 10 лет Петр Алексеевич уже стал царем. Сложно ему пришлось, ведь не так просто управлять государством, когда тебе всего 10 лет. Но Петр много трудился. И всех своих поданных тоже заставлял учиться. Он ездил в другие страны, смотрел, как живут люди там. Петр много изменил в жизни народа. Сейчас я предлагаю вам собрать пазлы. Мы рассмотрим, что на них изображено, и поймем, что же нового появилось в жизни Россиян при Петре I. Дидактическое упражнение «Сложи из частей»:
| Дети слушают, отвечают на вопросы Дети в группах по три человека собирают пазлы, рассуждают | Дети знают, что появилось при Петре I |
4. Демонстрация модели ботика Петра I Слайд 18-20 | Еще Петра I всегда интересовали корабли. Сначала он рассматривал нарисованные картинки. Его отец собирал модели кораблей и мальчик часами мог их рассматривать. Петр любил плавать по озеру на маленькой лодочке. А когда вырос, поехал в Голландию и там учился строить корабли. Вернувшись в Россию, он принялся за строительство русского флота. Гуляя по петропавловской крепости, мы видели с вами кораблик, который построил Петр I. Называется он ботик. Ботик – небольшое парусное судно. У меня есть его маленькая копия. Давайте ее рассмотрим. | Совместное обсуждение с воспитателем материала, рассматривание | |
Физкультминутка | «А сейчас все дружно встанем И строительство начнём. Пилами мы пилим, Топором стругаем, Гвозди прибиваем, Мачту поднимаем. На корабль мы поднялись И довольны все остались» | Снятие физического напряжения | |
5. Подведения итога занятия Слайд 21 | -Ребята, скажите, каким в детстве был русский царь Пётр I? (Рассуждения детей) - Во что он любил играть? С кем? - Что нового появилось в нашей стране во время правления Петра I? | Дети отвечают на вопросы | Закрепление пройденного материала |
Резерв | |||
7.Продуктивная деятельность | А теперь я предлагаю вам нарисовать свой флот. Вы можете сделать это по одному или объединиться группами. На заготовках, которые я вам раздам, уже есть один корабль – это ботик Петра I. Ваша задача дорисовать еще корабли, чтобы получился целый флот. Нарисуйте море, солнце… Инструктаж. Пальчиковая гимнастика По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик") Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки") | Дети выполняют задание | Коллективная работа «Русский флот» |
Выставка получившихся работ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области познавательно-речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Тема: «Осень прекрасная пора»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Развитие речи в старшей группе На тему «Кошка с котятами»
Цель: Формировать у детей умение составлять связный рассказЗадачи:-Способствовать умение составлять связный рассказ по картине.-Способствовать умению рассказывать о событиях изображенных на картине .-...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы на тему «Путешествие в зоопарк».
Задачи: Образовательные задачи – продолжать знакомить детей с дикими животными (медведь, заяц, белка); расширить знания о мире животных, о том, чем они питаются; развиват...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитии» (ФЭМП) с детьми старшей группы на тему: «В стране Математики»
quot;Путешествие в страну математики" в старшей группе....