Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области познавательно-речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Тема: «Осень прекрасная пора».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 250.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86»
муниципального образования города Братска Иркутской области.
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по образовательной области познавательно-речевое развитие
с детьми старшего дошкольного возраста
группы компенсирующей направленности.
Тема: «Осень прекрасная пора».
Составила: Учитель – логопед
Зверева Т.Н.
2014год.
Цель: Расширять представления детей об осени, как времени года, через разные формы работы по развитию речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- Уточнить и активизировать словарь по теме;
- Образование глаголов ед. и мн. числа;
- Согласование существительных с глаголами ед. и мн. числа наст. времени.;
- Формирование навыка составления короткого рассказа по опорной схеме;
- Согласование существительных с прилагательными;
- Образование падежных окончаний существительных.
2. Коррекционно-развивающие
- Развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия и графических навыков;
- Развитие связной речи и координации речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Сюжетная картина «Осень», предметные карточки к упражнениям, листы бумаги, цветные карандаши, опорная схема для составления рассказа, осенние листья с разных деревьев. Посылка (коробочка оформленная по осеннему), мнемотаблица «в огороде много гряд», фонограмма к игре «листочки», муляжи овощей и фруктов.
Предв.
Ход занятия
Организационнй момент
Логопед вместе с детьми: (приветствие)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Логопед:
- Ребята, послушайте загадку
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года? — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
- О каком времени года идет речь?
- Сегодня мы будем говорить об осени.
Посмотрите, нам пришла посылка. Как вы думаете, почему посылка так оформлена?
Эту посылку нам прислала красавица Осень.
Но прежде чем её, открыть давайте поиграем.
2. Основная Часть.
Лексико-грамматические игры и упражнения
Упражнение «К нам пришла осень». Отработка падежных окончаний существительных (игра с мячом).
Логопед начинает с вопроса, бросая мяч первому ребёнку, ребёнок заканчивает фразу и бросает мяч обратно педагогу:
- Мы ждали какое время года …(Осень).
- Долго не было…(Осени).
- Мы одеваемся тепло…(Осенью).
- Мы поем песни об…(Осени).
- Мы любим…(Осень).
2. Упражнение «Картинки осени». Актуализация знаний о признаках осени, используя предметные картинки.
Логопед: ребята посмотрите какие листочки нам принесла Осень, они все разного цвета, возьмите себе любой понравившийся листочек.
На обратной стороне листочка приклеена картинка (дождь, грибы, листопад, ветер и т.д.). Логопед читает загадку, а дети смотрят на свои картинки и произносят слово – отгадку.
Логопед: Летит, а не птица, воет, а не зверь. (ветер)
Логопед: Осенью дуют ….?
Дети отвечают на вопросы полным ответом.
Логопед: Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну конечно… (листопад)
- Листья опадают и кружатся в красивом ….?(листопаде)
Логопед: Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило. (дождь.)
- Осенью часто идут…?
Логопед:
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
-Осенью люди собирают…. ? (грибы)
Логопед: Послушайте стихотворение, которое называется «Осень» написал его Алексей Плещеев.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Логопед:
Давайте откроем нашу посылку. Здесь разноцветные конвертики. Выберите, кому какой нравится. Посмотрите, что у вас в конвертах.
(картинки с изображением овощей, фруктов, грибов.)
Перед вами 3 картины: положим карточку в карман соответствующей картины. Мы их украсим.
(Каждый ребёнок подходит к картине с садом, огородом или лесом и ставит свою карточку в кармашек, при этом, объясняет почему он так сделал, например: это яблоко оно растёт в саду и т.д.)
Пальчиковая гимнастика. (со зрительной опорой на таблицу.)
В огороде много гряд дети сжимают и разжимают кулачки.
Тут и репа и салат На каждое названия овощей
Тут и свёкла и горох Загибают по одному пальчику
И картофель, разве плох?
Наш зелёный огород Ритмично хлопают и ударяют кулачками
Нас прокормит
Круглый год
Логопед: Осенью люди собирают, овощи, фрукты, грибы. Посмотрите что принесла нам осень.
Игра «Есть-нет». (На подносе муляжи овощей и фруктов.)
Логопед. Принесла нам осень.
Много фруктов, овощей.
Посчитать-ка ты сумей.
Один, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Сейчас один из вас скажет, сколько и какие фрукты или овощи насчитал, другой скажет, что у него нет таких фруктов или овощей, но зато есть другое количество других фруктов или овощей. (логопед даёт образец ответа)
Примерные ответы детей.
- У меня есть две груши.
- А у меня нет двух груш, но есть пять мандаринов.
- У меня нет пяти мандаринов, но есть шесть огурцов.
- У меня нет шести огурцов, но есть три персика. (кто ответил садится на своё место)
Развитие связной речи.(Обобщение знаний)
Логопед начинает рассказ, дети заканчивают предложения.
После чего один ребёнок выходит и рассказывает весь рассказ.
«Осень» с использованием опорной схемы.
Кончилось теплое лето, наступила….. . Солнце…., на небе…., часто моросит…. Люди собирают…Птицы ….., звери в лесу готовятся …..: белка…., ёжик….., Люди стали одеваться…..
VII. Итог занятия.
Логопед:
- о каком времени года говорили.
Осень вам всем принесла листочки, после сна с воспитателями вы их обведёте и раскрасите.
Упражнение «Обведи листочек». У детей на столе бумага, карандаши, листочки с разных деревьев.
Зачин воспитателя:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Карандашик я возьму.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Я листочек обведу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Мой листочек небольшой.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Ты листок не улетай!
(Дети повторяют по одной строчки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познавательно-речевое развитие"
Тема: "В гости к солнышку"Цель: Развивать речь детей, посредствам фольклорных форм....
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»
Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. "Опасная прогулка"
Тема: «Опасная прогулка ».Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшей группы «Я рисую море»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Я рисую море" для детей старшей группы...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «Речевое развитие», «Познание», «Художественно-эстетическое» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушения
Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.&l...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...