Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор».
Цель: познакомить детей с историей и архитектурными особенностями Исаакиевского собора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaakievskiy_sobor.docx | 30.88 КБ |
isaakievskiy_sobor.pdf | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
(Петербурговедение)
для детей подготовительной группы
на тему: «Исаакиевский собор»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с историей и архитектурными особенностями Исаакиевского собора.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- обогатить представления детей о символическом значении Исаакиевского собора;
- развивать представления детей о функциональном и символическом значении купола храма.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- обогащать словарный запас детей («купол», «Исаакиевский собор»);
- развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать мелкую и общую моторику;
- учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать творческие способности, навыки изобразительной деятельности.
Используемая литература:
- О.В. Солнцева, Е.В.Коренева «Город – сказка, город – быль» учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург.: Речь, 2013;
- Т.Ю. Толкочева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Пеербурга». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Логика образовательной деятельности:
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент | Ребята, давным-давно жили на Руси богатыри. Были они сильными и смелыми. Давайте изобразим богатырей. Звучит музыка «Богатырская сила». - Покажем силу богатырскую, глаза добрые, выправку станку. (Сильные, могучие, смелые, бесстрашные и добрые) - Вот такие богатыри верой и правдой служили своей Отчизне, охраняли границы земли Русской. Сейчас мы с вами отправимся в путь, все еще находимся в образе богатырей. - Богатыри обходят дозором границы земли Русской. Проходят через болота и топи. Ноги напряжены; - Идут по мосту через пропасть. А вот и дремучий лес, полон опасности и неизвестности. Наклониться надо под веткой корявою, не задевая ее. Вышли к извилистой дороге. - Очень быстро помчались на своих конях наши богатыри по извилистой дороге. Только пыль из-под копыт летит. - Прискакали они на широкое поле. | Дети слушают и выполняют действия согласно тексту, затем садятся на места для работы с презентацией | Создание эмоционально положительного фона занятия |
2. Сообщение темы и цели занятия
| Говорят, что в старину жил на Руси богатырь. Он был настолько огромным, что враги, лишь заметив его, разбегались. Носил богатырь золотой шлем, сверкающий на солнце. Никто не мог противостоять ему. Он защищал добро, и зло боялось подойти к границам Руси. Прошло много лет, и не видели больше богатыря на Руси, но в тумане иногда, то там, то здесь блеснёт его шлем. Сегодня мы будем искать шлем богатыря в Петербурге. Посмотрите видео и постарайтесь найти золотой шлем богатыря в на нашем городе. Демонстрируется видео, снятое с квадрокоптера, парящего над центром города | Дети просматривают видео панорамы города. Приходят к выводу, что купол Исаакиевского собора похож на шлем богатыря | Вызвать интерес и изучению нового материала |
3. Активизация словаря детей Слайды 2-4 | Воспитатель читает стихотворение. - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, как описывает автор величие собора? В.СУСЛОВ «ИСААКИЙ» Едва взглянув издалека, Его у нас узнает всякий. Вот-вот достанет облака Гранитно-медный Исаакий. У ног его бежит Нева, На плечи небо наседает. А сверху купол-голова Огромной лысиной сверкает. - Что такое собор? Слово собор происходит от слова «Собираться» - Мы с вами уже знакомились с Петропавловским собором. Подумайте, где может собраться больше народа?(…) - Исаакиевский собор – самый большой собор нашего города. | Дети отвечают на вопросы - «вот-вот достанет облака»; - «у ног бежит Нева»; - «огромный купол-голова». - Собор - это большая церковь, главная, величественная. | Активизация словаря детей |
4.Рассказ воспитателя Слайды 5,6 Слайд 7 | Самому большому собору нужна самая большая крыша. И эта крыша не может быть обычной. Она должна напоминать людям, приходящим в собор, зачем они здесь собираются. Обычно такую крышу делают в форме половины шара. Людям, стоящим внутри собора, такая форма напоминает небо. Такую крышу называют куполом. Купол Исаакиевского собора напоминает шлем. Такую форму часто можно встретить в нашем городе. Ведь многие соборы в нашем городе построены в честь военных побед, и их купола-шлемы напоминают об этом. Давайте сравним, что общего между шлемом и куполом собора. Мастера-оружейники, делающие шлемы, тоже находят много общего куполом собора и шлемом, поэтому верхняя часть шлема так и называется «купол». Снаружи купола соборов бывают разного цвета. Какого цвета купол Исаакиевского собора? (золотой) Как вы думаете, почему купол сделали золотым? (…) Собор должен был стать главным в городе, а золотой купол означает славу. Сколько куполов у Исаакиевского собора? (Пять) Один большой и четыре маленьких. Под маленькими раньше находились колокола. Четыре колокольни покрыты маленькими куполами-шлемами. Поэтому четыре колокольни напоминают четырех маленьких воинов рядом с куполом-богатырем. | Совместное обсуждение с воспитателем материала | |
5.Музыкально-дидактическая игра «О чем оповещал людей колокольный звон» Слайд 8 | Ребята, предлагаю вам прослушать колокольный звон разного настроения, определить это настроение и предположить, о чем бы мог предупреждать этот колокольный звон. Набат – о нападении врага; Радостный звон – о возвращении воинов с победой; Праздничный звон – о начале праздника. | Дети слушают, рассуждают, обосновывают свою точку зрения | |
Физкультминутка | Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. | Выполняют упражнения | Снятие физического напряжения |
6.Рассказ воспитателя об истории создания и особенностях убранства собора Слайды 9-11 Слайд 14 Слайд 15-17 | Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, уникальный памятник архитектуры и один из лучших соборов Европы. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. В Соборе ежедневно, за исключением среды, проводятся богослужения. Собор несколько раз подвергался перестройке. Всего зданий было четыре. В первой деревянной церкви Исаакия Долматского венчались Пётр I и Екатерина I; Четвёртое воплощение Исаакиевского собора и есть его современный облик. Здание строилось 40 лет по проекту Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I. Исаакиевский Собор занимает 4-е место в мире по своим размерам, уступая только собору Святого Петра в Риме, собору Святой Марии во Флоренции и собору Святого Павла в Лондоне. Высота Исаакиевского собора составляет 101,5 метров. 120 монолитных колонн различной величины украшают здание. На внутреннее убранство Исаакиевского собора было израсходовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, тысяча тонн бронзы и 16 тонн малахита. (Дополнительный материал) Важную роль в художественно-декоративном убранстве играют более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Особого внимания заслуживает один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 квадратных метров. Строительство Исаакиевского собора продолжалось 40 лет. В его строительстве приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев. | Усвоение детьми основных архитектурных особенностей Исаакиевского собора | |
Игра «Геометрическая мозаика» | Задание составить мозаику из геометрических фигур. | Дети выполняют задание по подгруппам (в подгруппе 4 человека) | Закрепление знаний о геометрических фигурах, формирование умения выкладывать несложные орнаменты, развитие воображения |
Трудно себе представить, но на первых порах одна из главных достопримечательностей Петербурга совершенно не нравилась местным жителям. За его огромность и необычное расположение куполов творение Монферрана саркастично прозвали «чернильницей»; За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу — только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. Неизвестно, руководствовалось ли этим предположением руководство города, когда решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. Но в результате и здание, и ценности благополучно сохранились. | Дополнительный материал (резерв) | ||
7.Практическая деятельность | Воспитатель предлагает детям сделать любую поделку на выбор. Перед работой проводится пальчиковая гимнастика | Дети повторяют текст и выполняют движения | Руки детей размяты |
Пальчиковая гимнастика | Люблю по городу гулять, | ||
Изобразительная деятельность Слайд 18 | Воспитатель дает краткие инструкции по выполнению заданий.
| Дети выбирают понравившийся вид деятельности, выполняют | Закрепление внешнего образа собора; развитие умений соответствующих выбранному виду деятельности |
8.Подведение итога занятия | - Как называется собор, с которым мы сегодня познакомились? - На что похож купол Исаакиевского собора? - почему Исаакиевский собор называют соборм-великаном? - сколько куполов у Исаакиевского собора? - как зовут архитектора, который руководил постройкой собора? - что еще о соборе вы узнали на занятии? | Дети отвечают на вопросы | Оценка результативности работы детей на занятии |
Выставка получившихся работ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе "Состав числа 3"
Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе "Состав числа 3" по программе "Детство"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Развитие речи в старшей группе На тему «Кошка с котятами»
Цель: Формировать у детей умение составлять связный рассказЗадачи:-Способствовать умение составлять связный рассказ по картине.-Способствовать умению рассказывать о событиях изображенных на картине .-...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы на тему «Путешествие в зоопарк».
Задачи: Образовательные задачи – продолжать знакомить детей с дикими животными (медведь, заяц, белка); расширить знания о мире животных, о том, чем они питаются; развиват...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Пет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»Цель: расширить знани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитии» (ФЭМП) с детьми старшей группы на тему: «В стране Математики»
quot;Путешествие в страну математики" в старшей группе....