Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
Тема: «Волшебный камень — магнит».
Группа: старшая.
Форма проведения: классическая.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о магните.
2. Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивающие:
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
3. Воспитывать самостоятельность.
4. Закреплять умение работать в команде.
Речевые:
1. Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».
Здоровьесберегающие:
1.Сохранять правильную осанку.
2.Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, машинки с магнитами.
Раздаточный: по маленькому магниту на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка, карточки с лабиринтом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_kamen_magnit.docx | 31.57 КБ |
samoanaliz_k_zanyatiyu_volshebnyy_kamen_maknit.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21 «Росинка» села Краснокумского»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»,
раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
по теме: «Волшебный камень-магнит»,
для детей старшего дошкольного возраста.
подготовила: Кашарная Татьяна Ивановна,
воспитатель
с. Краснокумское
2016 год
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
Тема: «Волшебный камень — магнит».
Группа: старшая.
Форма проведения: классическая.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о магните.
2. Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивающие:
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
3. Воспитывать самостоятельность.
4. Закреплять умение работать в команде.
Речевые:
- Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».
Здоровьесберегающие:
1.Сохранять правильную осанку.
2.Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, машинки с магнитами.
Раздаточный: по маленькому магниту на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка, карточки с лабиринтом.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам Незнайка из Цветочного города прислал посылку, да не простую, а с загадкой (достаёте лист, на котором написана загадка)
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответ детей: магнит
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Ребята, Незнайка, не знает, что же это за камень такой и обратился к нам за помощью.
Давайте эму поможем познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Но прежде чем мы приступим к изучению магнита, нам необходимо узнать откуда же магнит появился? Об этом нам расскажет самый умный житель Цветочного города. (слайд 1)
Ребята вы узнали кто это?
Ответы детей: Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Знайка, расскажи нам, как появился магнит.
Знайка: Я расскажу вам одну старую легенду (звучит спокойная музыка)
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Тогда он снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим камнем соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».
Воспитатель: Спасибо тебе Знайка.
Вот теперь можно приступать к изучению магнита. А где мы сможем это сделать? (слайды с изображением научной лаборатории).
Ответы детей: В научной лаборатории.
Воспитатель: Кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии?
Ответы детей: Ученые, исследователи, лаборанты, научные сотрудники.
Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам на некоторое время стать учеными — исследователями.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов, и бейджик с соответствующим обозначением.
Воспитатель: (Показывает магнит детям, дает потрогать)
- Какой на ощупь?
Дети: Гладкий, холодный.
- Постучите по столу, какой звук вы слышите?
Дети: глухой
- Твердый или мягкий?
Дети: твёрдый
- Какого цвета магнит?
Дети: серый, почти чёрный
- Как вы думаете, магнит тонет в воде или нет? Давайте проверим, опустите его в воду, что произошло? (дети опускают в воду магнит)
Дети: магнит утонут, значит, он тяжёлый.
Воспитатель: Итак, магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, он почти чёрный, тяжелый».
Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
Ответы детей: Магнит притягивает предметы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?
Ответы детей: Нет, магнит притягивает только железо.
Воспитатель: Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…
— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют:
1. кусочек ткани,
2. деревянный карандаш,
3. пластмассовая пуговица,
4. металлические скрепка и гайка.
Опыт № 1.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание…
Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
Какие предметы притянул магнит? (Скрепка, гайка).
А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
(Демонстрация схемы через проектор).
Изучение следующих свойств магнита продолжим в лаборатории № 2.
Воспитатель: у магнита два полюса (демонстрация полюсов магнита), если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
Итак, возьмём две синие машинки, что происходит?
Дети: машинки отталкиваются.
Воспитатель: возьмём одну машинку красного цвета, вторую - синего, что происходит?
Дети: машинки притягиваются.
Воспитатель: какое новое свойство магнита мы узнали?
Дети: разные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются.
Воспитатель: Ребята, с помощью карточек выложите свойство магнита.
Физминутка «Машинки и гаражи»
Воспитатель: давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита.Переходим в лабораторию №3.
У вас на столах стоят стаканчики с водой, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом не замочив при этом рук.
Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: Магнит действует через стекло и воду.
(Зарисовать схему на листе наблюдений).
А теперь давайте проверим, может ли действовать магнит через бумагу.
Опыт № 4. ТАНЕЦ СКРЕПОК.
(на картон высыпаются скрепки, под картоном магнит).
Скрепки лежат спокойно, смотрите внимательно: я провожу магнитом по бумаге и что вы заметили?
Дети: скрепки двигаются за магнитом.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».
У Винтика и Шпунтика рассыпались и укатились все болтики и гаечки. У вас у всех лежат карточки с дорожками. Давайте поможем. Вам необходимо по этим дорожкам провести железный предмет к Винтику и Шпунтику с помощью магнита через картон. Для этого предмет положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать болтики с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
— Какой можно сделать вывод?
Дети: Магнит действует через картон.
(На экране появляется Пончик. Он сообщает о том, что Незнайка рассыпал крупу и в неё попали металлическое предметы)
Воспитатель: Сможет ли магнит помочь Пончику. Давайте попробуем это выяснить.
Опыт №5 «Поможем Пончику перебрать крупу»
(В тарелочках гречка. В гречку спрятаны скрепки, гайки, булавки, шурупы, болты. Дети при помощи магнита очищают крупу)
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием. Какие предметы магнит нашел и помог достать из крупы?
Дети: металлические
Воспитатель: Почему они притянулись к магниту?
Дети: потому что магнит притягивает все металлические предметы.
(Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом).
— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
— Какими свойствами обладает магнит?
(дети называют свойства)
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Мы выполнили просьбу Незнайки изучили свойства Магнита, а чтобы Незнайка тоже поближе познакомился с магнитом, мы отправим ему магнит и наши карточки с схемами. (Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием).
Ребенок читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
А вы знаете, где используется магнит? (в наушниках, телефонной трубке, на банковской карте, магнитный замок, в строительстве для поднятия тяжелых грузов, в водопроводах фильтры, в медицине на приборах МРТ магнитно-резонансной томографии, в компасе, магнитофоны, детские музыкальные игрушки, детская игра «Рыбалка»). Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».
Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас медалями. Предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями. Ждем от вас новых идей!
Предварительный просмотр:
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы
Тема: Волшебный камень - магнит.
Программное содержание:
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Образовательные задачи:
- Формировать представления детей о магните.
- Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивающие задачи:
- Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
- Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
- Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
- Воспитывать самостоятельность.
- Закреплять умение работать в команде.
Речевые:
- Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».
Здоровьесберегающие:
- Сохранять правильную осанку.
- Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Методы:
Словесные – беседа, объяснение, художественное слово
Наглядные – показ слайдов, приемов работы;
Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа;
Игровые – игровая мотивация, загадки;
Форма НОД: дидактическая игра «Научная лаборатория». Я считаю, что в таком варианте проведения образовательной деятельности материал усваивается детьми лучше. На НОД присутствовало 12 детей. Структура выстроена от простого к сложному. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый – посылка от Незнайки. Второй – разгадывание тайн магнита.
Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала, снятие эмоционального напряжения, организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, установку на предстоящую деятельность, объяснение.
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, мультимедийная установка, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.
Основная часть НОД — направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В середине НОД с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена тематическая физминутка.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуальный подход к обучению проявлялся в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.
В заключительной части НОД подводила итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Уровень подготовки детей к усвоению, поставленных задач, был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным способностям.
Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседа, рассказ, вопросы, диалог.
Дети в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу.
Я считаю, на НОД все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме.
Рекомендации: Планирую продолжать знакомить детей со свойствами магнита, и применением свойств магнита человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел «Развитие элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие на остров сокровищ» Возрастная группа: старшая
Совершенствование математических знаний, умений и навыкоа посредством математической игры...
Конспект ООД образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Тема: Прогулка по городу Тамбову
Воспитатель: - Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовем?Все, что в сердце бережем,Наши праздники и песни,Теплый вечер за окном....
Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...