Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: « Времена года. Осень»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z_2.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: « Времена года. Осень»
Цель образовательной деятельности:
- Закрепление знаний по разделам программы: ―Лексико-грамматические
категории‖, ―Связная речь».
- Интеграция образовательных областей: ―Коммуникация‖, ―Познание,
―Здоровье,―Социализация‖.
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область “Коммуникация”
- Совершенствовать грамматический строй речи (Согласование
существительных с прилагательными, образование качественных
прилагательных от существительных);
- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание,
выразительность речи, внимание, память;
- Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию всех ранее
поставленных звуков в свободной деятельности;
- Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Образовательная область “Познание”
- Систематизировать знания детей о времени года – осень;
- Тренировать аналитическое мышление
Образовательная область «Музыка»
- Слушать музыку и передавать ее содержание через движения.
Образовательная область “Здоровье”
- Совершенствовать умения использовать специальные упражнения для
укрепления здоровья ;
- Воспитывать способность к самоконтролю, следить за правильной осанкой.
Образовательная область “Социализация”
- Воспитывать культуру межличностных отношений: учить быть
сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе.
ТРИЗ: Совершенствовать навыки и умения работать со схемой -
мнемотаблицей.
Методы и приемы: - Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность, пояснения, разъяснения,
указания с целью предупреждения ошибок);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
- Практический ( выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «пожухлая», «порывистый»,
«вялая», «моросящий»
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки (дождь, трава,
солнце, туча, лист, ветка, лес, ветер, птица, цветок, небо); мнемотаблица
«Осень» для составления рассказа; магнитная доска; муляжи овощей и
фруктов; мяч; чудесный мешочек; запись мелодии О. Александровой
«Осенние дорожки».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за изменениями в природе
на прогулке; рассматривание картин А.Лентулов «Овощи»; И. Машков
«Натюрморт с грибами»; И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Золотая
осень», чтение с последующим обсуждением : М. Волошин «Осенью», А.
Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин
«Осенний листопад», работа с предложением, с мнемотаблицей.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмѐмся
И друг другу улыбнѐмся"
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день
было хорошее настроение.
Наше правило - " Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело,
чѐтко говорим и тихонечко сидим!
- Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем
мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает? (Осенью)
- Верно. Мы сегодня поговорим об осени. Скажите, какие осенние
месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос).
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья
2. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь
изменились не только листочки, изменилось все вокруг».
Игра «Подбери признак». Картинки на магнитной доске.
Какая стала трава? — желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? — серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? — холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? — частый, холодный, моросящий...
3. Гномик из сказочной страны Гномии прислал в детский сад письмо. Он
сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране
все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны
сказать дети:
Игра «Назови ласково». Картинки у детей на столе.
дождь — дождик — дождичек
трава — травка
солнце — солнышко
туча — тучка — тученька
лист — листик — листочек
ветка — веточка
ветер — ветерок — ветерочек
птица — птичка
цветок — цветочек
4. Игра (с мячом на ковре) «Один-много».
лужа — лужи
лист — листья
дерево — деревья
ветка — ветки
туча — тучи
птица — птицы
цветок — цветы
дождь — дожди
5. Игра «Осень урожайная». Сюрпризный момент: Гном прислал в
подарок чудесный мешочек, а в нем урожай из страны Гномии. Дети
подходят по одному, достают муляжи овощей и фруктов и называют их.
Затем подходят к столу, на столе стоят 2 корзины, поочередно дети кладут
овощи и фрукты в разные корзины.
- Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец,
картофель?
- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, абрикос, виноград,
сливу?
- Где растут овощи?
- Где растут фрукты?
- Про какой овощ можно сказать "твердый"?
- Про какой фрукт можно сказать "сочный"?
6. Игра «Заготовки на зиму».
- Сок из (лука, моркови, помидора, капусты, перца, картофеля) какой?
- Варенье из (яблока, груши, персика, лимона, апельсина, сливы) какое?
Физкультминутка. Речедвигательная ритмика.
«Мы пойдем в огород», пальч . упр. «Засолка капусты».
8. Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
«Осень».
На доску выставляется мнемотаблица «Осень»: «небо в тучах», «краешек
солнца выглядывает из-за тучи», «трава», «люди в теплой одежде», «заяц и
белка», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой
картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про
картинку»).
Чтение рассказа, составленного детьми..
Примерный рассказ.
Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на
небе. Трава пожелтела и пожухла. Листья с деревьев опали. Люди оделись
в теплую одежду. В лесу дикие звери готовятся к зиме. Птицы улетают на юг
(в теплые края).
9. Итог занятия.
- Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какая игра
запомнилась и понравилась больше всего?
- Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями и за это вам
Щедрая Осень прислала свои дары, угощайтесь на здоровье! (корзина с
яблоками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»
Предлагаемый материал посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области познавательно-речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Тема: «Осень прекрасная пора»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Развитие речи в старшей группе На тему «Кошка с котятами»
Цель: Формировать у детей умение составлять связный рассказЗадачи:-Способствовать умение составлять связный рассказ по картине.-Способствовать умению рассказывать о событиях изображенных на картине .-...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Пет...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»
Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитии» (ФЭМП) с детьми старшей группы на тему: «В стране Математики»
quot;Путешествие в страну математики" в старшей группе....