Проект социального партнерства (ДОУ, семья, музеи города) «Формирование у дошкольников представлений о малой родине» «Я - Ангарчанин»
проект

Любовь Михайловна Кельберг

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так взрослый должен

заботиться о воспитании своих детей чувства

безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

 

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность к ней, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы закладываем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

 

Цель:

Способствовать позитивному социально - личностному развитию старших дошкольников средствами нравственно - патриотического воспитания, через обогащение знаний детей о малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

-              на примере ближнего социального окружения познакомить дошкольников с малой Родиной;

-              формировать у детей представления об истории города, его достопримечательностях;

-              приобщать к культуре родного города.

Развивающие:

-              развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

Воспитательные:

-              воспитывать у дошкольников любовь к родному городу, его истории;

-              нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям своего города;

- воспитание уважения к труду.

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей и детей о родном городе, а следовательно и не востребованность данного ресурса в познавательно-речевом развитии детей

Цель: Способствовать позитивному познавательно­-речевом развитию старших дошкольников средствами нравственно-патриотического воспитания через обогащение знаний детей о малой родине.

Направления работы:

«Мой город Ангарск»

Формирование представлений об истории становления и развития города Ангарска; воспитание ценностного отношения к родному городу.

«Достопримечательности города»

Воспитание ценностного отношения к истории, памятникам и достопримечательностям города.

 

Задачи:

·          Формирование знаний детей о малой Родине, обогащение познавательно-речевого развития детей.

·          Обогащение знаний родителей в проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

 

Этапы и сроки реализации проекта:

Организационный

•                   Изучение литературы

•                   Разработка паспорта проекта (составление перспективного плана)

•                   Подготовка к проведению мероприятий с детьми и родителями. Конспекты по теме: «Город - мой Ангарск»; Викторина о малой Родине.

Практический

• Реализация задач проекта (работа по перспективному плану на год)

Аналитический

• Подведение итогов по работе с детьми и родителями.

 

 

Паспорт проекта

Тема проекта

«Я - Ангарчанин»

Актуальность

-                Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №275-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-                Концепция модернизации российского образования на период 2020г. (распоряжением Правительства Российской Федерации от ноября 2008г. № 1662-р).

-Устав МБДОУ №49.

Целевая

аудитория

Педагоги и воспитатели ДОУ, родители воспитанников.

Цель

Способствовать позитивному социально - личностному развитию старших дошкольников средствами нравственно - патриотического воспитания, через обогащение знаний детей о малой Родине.

Задачи

Образовательные:

-                на примере ближнего социального окружения познакомить дошкольников с малой Родиной;

-                формировать у детей представления об истории города, его достопримечательностях;

-                приобщать к культуре родного города.

Развивающие:

-                развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

Воспитательные:

-                воспитывать у дошкольников любовь к родному городу, его истории;

-                нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям своего города;

-                воспитание уважения к труду.

Этапы и сроки реализации проекта

1              этап - Организационный - сентябрь-октябрь.

2              этап - Реализация проекта - ноябрь-апрель.

3              этап - Аналитический - май.

Направления

«Мой город Ангарск»

Формирование представлений об истории становления и развития города Ангарска; воспитание ценностного отношения к родному городу.

«Достопримечательности города»

Воспитание ценностного отношения к истории, памятникам и достопримечательностям города.

Ожидаемые

результаты

Аттестация педагогов.

 

Перспективный план работы

Сентябрь

1.                Подбор материала об Ангарске;

2.                Оформление патриотического уголка в группе;

3.                Диагностика начальных знаний детей о родном городе.

Октябрь

1.                Беседа с детьми на тему: «Улицы и дома нашего города»;

2.                Родительская встреча. Представление проекта «Я - Ангарчанин»;

3.                Привлечь родителей к подбору материала об Ангарске.

Ноябрь

1.                Беседа «История нашего города»;

2.                Экскурсия в Музей Победы «Улицы и достопримечательности Ангарска»;

3.                Художественное творчество: аппликация на тему: «Город в котором я живу».

Декабрь

1.                Беседа «Достопримечательности города Ангарска»;

2.                Выставка рисунков, нарисованных совместно с родителями на тему: «Мой любимый город!».

Январь

1.                Квест - игра «Путешествие по родному городу»;

2.                Фотовыставка «Дети на улицах нашего города».

 

Приложение 1

 

Сюжетно - ролевая игра

«Путешествие вокруг г. Ангарска на самолете»

 

Цель: Способствовать позитивному социально - личностному развитию старших дошкольников средствами нравственно - патриотического воспитания, через обогащение знаний детей о малой Родине.

Задачи:

Обучающая - учить детей видеть несоответствие между деятельностью человека и жизнью окружающих городов, лесов, рек, болот и т.д.

воспитательная - воспитывать в детях экологическую культуру, желание делать полезные дела;

Развивающая - развивать наблюдательность, умение делать умозаключения и выводы.

Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций соответствующей тематики, просмотр фильмов, сюжетные игры, выезд за город с родителями

Оборудование и атрибуты к игре: крупный строитель, штурвал, летняя форма (береты), плакаты с изображением клубов дыма, газа; заводов, домов города, леса, реки, рыб, карта г. Ангарска, погибшие деревья, рыбы, цветы.

 

Ход занятия:

- Предложить рассмотреть карту г. Ангарска, какой он большой.

Предложить облететь наш город вокруг.

Выбрать, на чем полетим (самолет)

Построить самолет, дать ему название «Любопытный», «Любознательный», «Почемучка» и т.д. - дети выбирают самолет.

Распределить роли: командир - Марк, Маша - 1 пилот, Леня - 2 пилот, Вожена - стюардесса.

Дети рассаживаются в кресле самолета, пристегиваются ремнями безопасности. Девочки берут с собой кукол. Вожена предлагает легкий завтрак.

Командир объявляет: «Самолет идет на взлет. Вижу под собой черные и белые клубы дыма. Не могу понять, откуда он? Дети помогают ему прийти к выводу, что дым, который они видят в иллюминаторы (дети рассматривают нарисованный плакат с облаками дыма) не выходя из самолета, идет из труб ТЭЦ и заводов. Марк объявляет: «Прибавляем скорость, чтобы выйти из дыма, становится невыносимо дышать и вдруг запахло и газом. Это еще одна проблема, которую должен решить человек, ведь газ распространяется на леса, на город. Начинают болеть люди, гибнут животные, деревья, засыхает трава.

Самолет совершил посадку. Дети выходят, рассматривают плакаты с погибшим лесом.

Делают вывод: дым и газ - опасны для человека выбросы. Нужно уменьшать их количество, устанавливать очистные установки.

Дети садятся в самолет, летят дальше над Ангарой, Китоем. Видят как плывут по ним баржи с грузом, кое - где виднеется мусор, пластиковые бутылки.

Самолет садится, дети выходят, «пробуют» воду - холодная, чистая, если не загрязнять ее сбросами. Из этих рек ведется водозабор на город. Предлагается детям отдохнуть, порыбачить, пособирать камешки.

Перед «посадкой» делают вывод. Реки - это наше достояние, они несут пресную воду. А вода - это наша жизнь.

Представить, чтобы было, если б не было воды.

Значит, нужно беречь ресурсы воды.

Летят над лесами. В лесу расположены турбазы, спортивные сооружения. Густой лес называется тайгой. Вспомнить какие деревья растут, какие птицы и звери живут в тайге, что дает лес людям (дары, древесину, чистый воздух)

Приземляются на поляну, собирают грибы, ягоды, цветы, дышать воздухом.

Вывод: Лес - легкие планеты Земля, без него невозможно комфортное проживание человека, надо беречь лес от засорения, вырубания, пожаров.

самолет возвращается в детский сад.

Приходит сообщение по телефону, что в лесу случился пожар.

Предлагаю детям на другой день поиграть в игру «Пожарные на тушении леса».

 

Приложение 2

 

«Ангарск — любимый город!»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.

Задачи: Формировать умение связно рассказывать о своём городе. Развивать творческие способности, развивать грамматический строй речи. Познакомить детей с историей возникновения города Ангарска. Объяснить символику герба. Развивать кругозор, внимание, намять. Воспитывать гордость за город, в катором живешь, нравственно - патриотические чувства, любовь к малой Родине.

Предварительная работа: Экскурсии по городу (пожарная часть, библиотека, почта, по улица Новокшенова), выставка рисунков на тему «Мой город». Подготовка слайд-шоу из фотографий детей о достопримечательностях города.

Рассказы воспитателя: «Главные достопримечательности родного города», «Природа родного края».

 

Ход:

Дети играют в игрушки. заходят гости. Воспитатель включает запись мелодии ангарских курантов.

Воспитатель; Что за мелодия звучит, кто знает? (ответы)

Эта мелодия звучит каждый час в нашем городе, догадались? Этой мелодией ангарские куранты каждый час отбивают время. А хотите узнать ещё больше? Тогда давайте уберём игрушки и пройдём на ковёр.

Ребята, какой праздник будет у нас в городе в эти выходные? (день рождения нашего города. 30 мая). А имя у него какое? (Ангарск). А как называются люди, которые живу т в Ангарске? (ангарчаие)

Кто скажет, почему Ангарск так называется? [потому что построен на реке Ангара). А ещё какая река протекает рядом? (Китой) Наш город Ангарск находится между двух рек: Ангарой и Китоем.

Много на нашей планете городов. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А какой город наш? Опишите его (молодой, весёлый, чистый, красивый).

Молодцы, как вы замечательный описали наш город!

Ребята, давайте расскажем гостям о достопримечательностях нашего юрода. Как называются люди которые проводят экскурсии? (экскурсоводы) Кто первый будет экскурсоводом? Выходи смелей, начинай рассказ!

Далее ребята рассказывают свои рассказы о достопримечательностях нашего города, а на слайдах появляются фотографии о тех местах где побывали дети с родителями.

 

Слайд 1. Площадь Ленина, Ангарские куранты

Ребенок: на площади Ленина стоят Ангарские куранты, эго такие часы на высокой башне, которые каждый час отмечают мелодией, которую сочинил человек, живущий на улице Новокшенова. Ещё на площади есть мэрия, где работает мэр.

Воспитатель: эго центральная площадь нашего города, на ней проходят праздники, народные гулянья, ярмарки, фестивали.

 

Слайд 2. Парк «ДК Нефтехимиков», фонтан

Ребенок 2: за площадью находится парк «Нефтехимиков». Там очень красивый фонтан со львами. В парке гуляет много детей, потому что есть качели, детский городок. Мне очень нравится там гулять с мамой и папой.

Воспитатель', спасибо. Экскурсия продолжается. Следующим экскурсоводом будет (показ слайда) ....{выходит ребенок)

 

Слайд 3. Собор Святой Троицы

Ребенок 3: это церковь или собор, он самый главный в нашем городе. Собор очень высокий, как девятиэтажка и очень красивый - белый с золотыми куполами. В нём можно взять святой водички, покреститься, купить свечки, книжки, крестик. Мама мне там крестик купила. Это очень красивая достопримечательность нашего города.

Воспитатель: Храм появился в нашем городе не так давно и мы очень рады

этому.

 

Слайд 4. Музей победы

Ребенок 4: эго музей Победы и памятник «Голуби мира». В музее собраны вещи, предметы солдатов с войны. Гам есть пушки, снаряды, автоматы и пистолеты. В музей можно сходить на экскурсию. Перед музеем стоит памятник «Голуби мира» как память победе.

 

Слайд 5. Голуби мира

Ребенок 5.: памятник «Голуби мира» состоит из 17 голубей, которые летят к небу. Голубь — символ мира, означает, что наш город мирный и не хочет войны.

Воспитатель: Спасибо. Устали сидеть? Предлагаю сделать разминку .

Разминка «В нашем городе»: упражнения «башня». «часы маленькие». «часы большие», «солдаты». «голуби».

Ну что, размялись? Продолжаем экскурсию, и кто будет следующим экскурсоводом? (показ слайда)

 

Слайд 6. Памятник неизвестному Солдату

Ребенок: памятник солдату означает память всем погибшим воинам, защищавшим нашу Родину. Солдат сделан из железа, а выглядит как настоящий, вот такой! Мы с братом стоим как солдаты, а папа нас фотографирует.

Воспитатель: Вы действительно вытянулись, как настоящие солдаты. Я думаю, что когда вы вырастите, вы сможете нас защитить, если нам понадобится помощь.

 

Слайд 7. Дворец, культуры Современник

Ребенок      7.:     это    Дворец       культуры «Современник».   Там много разных кружков танцев, пения. Когда приезжают артисты, то проводят в «Современнике» свои концерты. Рядом есть парк и фонтан. Я люблю гулять по парку с мамой и папой.

Воспитатель: А ещё около «Современника» есть площадь, на которой проходят народные праздники и разные ярмарки. Спасибо.

 

Слайд 8: Скульптура «Крылья»

Ребенок: эта скульптура «Крылья», показывает, что наш город ещё молодой и как росток тянется к солнцу, а крылья ему помогают. Скульптура находится около Китойского моста.

Воспитатель: Какая необычная достопримечательность появилась в нашем городе совсем недавно. Спасибо тебе, что рассказал нам о ней.

Ребята, как интересно вы провели экскурсию о нашем городе! И я вам гоже приготовила что-то интересное.

 

Слайд 9: Герб Ангарска

Воспитатель: Посмотрите на экран, знаете, что это такое? Это герб Ангарска. Герб - значит знак, знак города, или школы, или страны, бывают гербы семейные. Посмотрите, герб нашего города похож на щит. Зелёный цвет означает, как вы думаете, что? (лес, тайгу). Да, верно. Голубые волны означают, как вы думаете что? (ответы) да, правильно, что в нашем городе чистая, голубая вода, есть реки. А кто же это бежит по волнам? Сто девушка Ангара, по сказке которая убежала от своего отца Байкала. 'Золотой цвет означает, что наш крап очень богат ископаемыми. Вот такой горб нашего города. Как мы думаете, понравится гостям в нашем городе? (ответы)

Давайте отдохнём, заодно вспомним, .но ш каких профессий с:роили наш город.

 

Физминутка  «Профессии».

То о чём нам рассказали ребята — они приготовили дома с родителями. А одну достопримечательность мы все вместе посетили, а некоторые дети видят её каждый день. Догадались? Почему в честь этого человека назвали улицу? (Новокшенов, — директор АЭХК, строитель, трудолюбивый, 'заботился о своём городе и о людях, которые с ним жили)

Мы с вами на этой неделе сделали макет этой улицы. Пройдемте к столу. Давайте вспомним что мы видели на улице Новокшенова. (больницы, поликлиники, магазины, школу, сад, школу «Мужества». Сколько- много всего на этой улице. Только мне кажется, здесь не хватает чего-то. Что могло бы сделать жизнь живших здесь людей удобнее, радостнее? Может быть как то украсить улицу?

Перед вами бросовый материал, используйте его, чтобы оживить, украсить нашу улицу. Дети работают с бросовым материалом, изготавливают деревья, кусты, скамейка, фонтаны, фонари, качели.

Воспитатель: Ну вот ребята, посмотрите, как здорово мы вместе украсили наш город, а точнее улицу Новокшенова. Это наш подарок городу на день рождения. Теперь давайте перенесём макет, и можно будет его обыграть.

Чтение ребенком стихотворения об Ангарске:

Я давно живу в Ангарске,

Для своих шести годов.

Ну и в нашем детском саде

Жизнь проходит лучше снов.

Много там мы изучаем,

Как лепить и как считать.

Про Ангарск нас просвещают.

Где гулять, а где играть

От себя хочу добавить.

Про Ангарск наш дорогой,

Мы тебя не забываем,

ты ещё ведь Молодой!

 

Приложение 3

 

Квест — игра «Музеи города Ангарска»

 

Цель: Ознакомление детей е музеями города Ангарска.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности. Дать возможность применить в игровой ситуации полученные знания и умение работать по инструкции. Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности и о материалах, из которых они сделаны.

Развивающие:

Развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов; умение быстро визуализировать свои знания окружающего мира.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, умение входить в контакт и излагать свои просьбы.

 Демонстрационный и раздаточный, материал, пазлы «Часы», карта. спортивный инвентарь, посылка, иллюстрации экспонатов музеев, предметы: из камня; железа; низок; ткани.

 

Ход

В группе появляется почтальон.

Почтальон: Здравствуй те, ребята! Я приехал в ваш город в первый раз, в вашем городе много интересных мест, я успел побывать в музеях вашего города. Хочу для своих родных отправить посылку с сувенирами, прошу вас мне помочь, вам нужно выполнить задания. Выполняя задания, вы будете получать сувенир из музея, которые я и отправлю своим родным. А на участке я вам приготовил подарок.

Правила игры: Выполняем задания по очередности.

1 задание.

Почтальон выдает конверт, в конверте пазлы, собрав их получится картинка «Часы».

Воспитатель рассказываем про музей часов. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Основатель музея Павел Васильевич Курдюков.

Основа экспозиции музея — частная коллекция Павла. Васильевича Курдюкова (1908-1985). Всего представлено более 1500 экспонатов. В музее часы из России, Японии, Франции, Англии их корпуса из бронзы, мрамора, фарфора и дерева.

Помещение музея делят на десять залов по правилу «У каждого времени свои часы». Специально для зала простейших часов были сделаны макеты солнечных и водяных часов. В зале башенных часов сделана имитация каменной кладки. Выделяется большой макет циферблата башенных часов, а на слайдах показаны Пражские и Кремлевские куранты.

Каждые часы из огромной — полуторатысячной — коллекции по-своему уникальны. Здесь есть настоящие космические часы, которые когда-то находились на борту орбитальной станции «Салют-6», их подарил космонавт Георгий Гречко. Есть деревянные часы мастера Бронникова. Очень редкие часы с изображением греческой богини Афины Паллады, часов с подобным отображением в России больше нет. Они были привезены из Читы.

Самые большие часы напольные, они достигают высоты 2,5 метра. Самые маленькие — изящные часы высотой всего лишь 2.5 сантиметра.

Почтальон: Молодцы, ребята! За выполненное задание у меня для вас часть карты, но которой вы найдете подарок.

Дает детям часть карты, сувенир из музея и конверт со следующим заданием.

2       задание.

Воспитатель:

Спешит по вызову отряд,

Готовый разыскать снаряд  

И на пшеничном поле.

И в транспорте, и в школе,

Боец отряда очень смел –

Три мины разрядить сумел.

ответ: Сапер

В конверте задание «Пройди минное поде».

В приемной расставлены кегли детям предлагается запомнить место нахождения каждой кегли, для того, чтобы с закрытыми глазами пройти по проемной комнате и не уронить не одной кегли.

 

Воспитатель: Сейчас я хочу вам рассказать о следующем музее нашего I о рода «Музей Победы».

Муззей, основанный Иваном Никитовичем Пурасом 8 мая 1968 года.

В нём хранится вся память Великой Отечественной войны. В музее хранятся результаты поисков следопытов по местам, где воевали солдаты. Личные вещи, оружие, фотографии всё это хранит под крышей музеи, который пронизывает тишиной и воспоминаниями тех страшных дней. Каждый житель города, хотя бы раз, но побывал в музее.

На мольберте воспитатель выставляет иллюстрации экспонатов музея. Дает детям часть карты, сувенир из музея и конверт со следующим заданием.

 

3 задание

Воспитатель: Ребята, нам необходимо отправиться на участок нашей группы, где мы выполним последнее задание, получим последнюю часть карты, соберем карту из частей и отыщем по карте подарок Почтальона.

Дидактическая игра «Что из чего сделано».

Распределить предметы по группам: - Из камня; железа; ниток; ткани.

Воспитатель: Нам интересна корзина в которой лежат камни, так как в нашем городе находится еще один музей. «Музей Минералов». Сейчас я вам о нем расскажу.

 

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстрации.

Основатель музея — геолог Василий Михайлович Дубровин. Всю жизнь посвятил он этому, из каждой экспедиции привозил камни. Коллекцию начал собирать еще в 1962-м, а через тридцать лет часть ее передал городу. Сейчас в музее около полутора тысяч камней. Все они из частных коллекций Дубровина и ангарского геолога Лебедева.

В музее представлены ценные экспонаты. Возраст образования дымчатого кварца из коллекции Ангарского музея минералов геологи оценивают в 50 миллионов лег Другой экспонат, привезённый в город Ангарск 50 лет назад, нашли в Челябинской области.

Детям почтальон дает сувенир из музея и часть карты.

Дети собирают карту, на которой план участка и стрелками указанно место подарка.

Дети находят коробку обвязанную бантом, в коробке угощения и раскраски на тему: камни, часы, военное орудие. По возвращении в группу, воспитатель подводит итог, с какими музеями познакомились дети, дети раскрашивают картинки.

 

Конспект НОД: "Ангарские тропинки"

 

Цель: расширить и уточнить знания детей о родном городе Ангарске, его архитектуре.

Задачи:

•        Обучающая. Уточнить и систематизировать знания детей об истории происхождения и архитектурно- культурных особенностях родного города. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач в процессе проектирования нового здания.

•        Развивающая. Развивать познавательную активность детей и интерес к истории родного города. Развивать у детей интеллектуально-творческое мышление, умение планировать свою деятельность, договариваться.

•        Воспитывающая. Воспитывать чувство восхищения красотой своего родного города, любовь к родному городу и желание сделать его еще красивее.

. Воспитывать аккуратность в работе, умение прислушиваться друг к Другу, способствовать развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

. Речевая: развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, расширять словарный запас.

Методическое и дидактическое обеспечение: тематические раскраски, мультимедийный проектор, слайдовая мини-презентация.

Предшествующая работа: чтение художественной, исторической, энциклопедической литературы, заучивание стихотворений, оформление индивидуальных альбомов, рассматривание иллюстраций тематической фотохудожественной выставки.

Словарная работа: архитектура, юрта, землянка, достопримечательности, архитектор, гимн, герб.

Мотивация: интеграция мотивации общения и личной заинтересованности, познание новой информации

Ход:

Гимнастика для глаз: Посмотреть влево - вправо, зажмуриться 5 раз. Посмотрите на наши цветные круги, настройтесь на занятие.

Мозговой штурм:

·          Как называютя люди, живущие в россии? (Россияне)

·          как называются граждане, живущие в г. Ангарске? (Ангарчане)

1       .Воспитатель приглашает детей к патриотическому уголку Ангарские тропинки:

-        По каким тропинкам мы будем сегодня путешествовать? (предполагаемые ответы детей: по Ангарским)

-        Как догадались? (предполагаемые ответы детей: по фотографиям, по макету Ангарских ворот, по книгам).

-        Воспитатель: Назовите с какими зданиями-достопримечательностями города мы с Вами уже познакомились? (предполагаемые ответы детей: ДК Нефтехимиков, Ангарский шпиль, кинотеатр Родина, музей Победы).

-        Какой новый предмет вы увидели в нашем уголке "Ангарские тропинки"?

-        Как вы думаете, почему в нашем уголке сегодня лежит лопата?(предположения детей).

-        Воспитатель: Когда наш город только начинали строить, то называли его: "Копай-город" . Я предлагаю вам сейчас сесть за столы и послушать мой рассказ об истории возникновения нашего города.

1       слайд.- Наш город рожден победой. В мае 1945 г. Когда закончилась война бывшие солдаты приехали в наш край вооружившись лопатами стали посреди тайги рыть землянки-строить новый город.

2       слайд .Долгое время люди жили в таких домах-землянках. Это землянка. Но наш город строили, как вы думаете много или мало людей? (предполагаемые ответы детей: много).

3       слайд. - Воспитатель: Да строителей было очень много, и для них требовались очень большие землянки. Вот та кие: (показывает на проекторе).

4       слайд. А потом построили первые дома в городе, но это были необычные дома, посмотрите, кто знает, как называется такой дом? Да, этот дом называется юртой (вносится макет юрты, рассматривают с детьми особенности этого дома).

5       слайд. - Чем отличается этот дом от землянок, где жили первые строители? (предполагаемые ответы детей: он построен на земле и т.д.) -Чем отличается юрта от обычного дома? (Ответы детей: круглый пол, нет углов и т.д.).

-        Итог. Воспитатель: Да, первыми домами в городе Ангарске в то время и были вот такие дома, которые как назывались? (ответы детей: юрты).

-        Воспитатель: Очень долго строители выбирали имя своему городу и наконец Имя достойное было найдено.

-        Какое ? Почему выбрали именно это имя? (предполагаемые ответы: Ангарск)

-        Дети: по легенде, где встретились Ангара и Китой, по названию реки.

6       слайд. -Ребята, кто знает , что это? (ответы детей: герб нашего города). -Воспитатель:

-        Правильно, а кто знает, что изображено на гербе нашего города? (предполагаемые ответы детей: бегущая Ангара)

-        Что символизирует рисунок Ангарского герба? (вспомните легенду).

-        Дети: бежит, торопится Ангара к своему возлюбленному. Позади нее тайга, под ногами синева воды. А золотистая фигурка девушки сияет молодостью и красотой. По этой известной Вам легенде убежала непослушная дочь Ангара от своего отца Байкала и разбушевались ветры (какие?)-предполагаемые ответы детей: Баргузин, Култук, Сарма.

Физминутка- покажите мальчики силу Баргузина(дуют влево), а девочки - силу Сармы( дуют вправо),и долетели эти сильные ветры и до нашего детского сада, который как называется? (предполагаемые ответы детей: цветик-семицветик). Ой, а лепестки с нашего цветика- семицветика разлетелись.

Но не будем огорчаться, а отгадаем загадки о нашем Ангарске и снова все вместе соберем цветик (ребенок снимает красный лепесток и загадывает загадку- вопрос:

-Где мы с папой любовались самой высокой елкой в городе, катались на горках, и слушали гимн Ангарска? (главная площадь, Ангарский шпиль).

-        Оранжевый лепесток: в это здание с 6 колоннами и мраморной лестницей мы с мамой и папой ходили на концерт ансамбля " Маргарита" и смотрели сказку " 12 месяцев " театра " Родничок" (предполагаемые. Ответы детей: Д/К Нефтехимиков).

-        Желтый лепесток: от этого здания мы с мамой и папой уезжали на поезде в отпуск, и здесь моя мама работает главным кассиром, (предполагаемые ответы детей : железнодорожный вокзал).

-        Зеленый лепесток: в этом здании мы с братом смотрели мультфильм "Шрек" и ели блины на празднике проводов зимы( предполагаемые ответы детей :К/Т Родина).

-        Фиолетовый лепесток: у этого здания стоят настоящие пушки, самолет и танк(предполагаемые ответы детей: Музей Победы)

-        Синий лепесток: это здание-мое самое любимое, здесь я встречаюсь со своими друзьями, веселюсь на праздниках, люблю рисовать и заниматься (предполагаемые ответы детей: Детский сад)

-        Голубой лепесток -лепесток мечты. Ребята, а сейчас предлагаю Вам побыть архитекторами. Вы знаете, кто такие архитекторы?

(предполагаемые ответы детей: это люди, которые придумают и нарисуют здание, прежде чем его построят строители).

У нас в городе много разных, нужных и красивых зданий. Но я предлагаю Вам - маленьким архитекторам сейчас посмотреть на листочки, которые лежат у вас на столах, подумать, какое здание изображено на картинке и как вы будете его раскрашивать . (силуэтное изображение здания). По окончании работы дети представляют свое спроектированное здание: что это за здание, рассказывают, где оно расположено, его предназначение, его архитектурные особенности.

Воспитатель: молодцы, вы справились с новой для себя профессией архитектора. Пусть ваши дворцы будут украшать наш родной город Ангарск.

Итог:

1)      Что вы нового и интересного узнали об Ангарске?

2)      Ребята за что, вы любите свой город? (Ответы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sotspartnerstva_ya_-_angarchanin.docx53.98 КБ

Предварительный просмотр:

Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира

Проект социального партнерства (ДОУ,семья, музеи города)

«Формирование у дошкольников представлений о малой родине»

«Я - Ангарчанин»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так взрослый должен

заботиться о воспитании своих детей чувства

безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность к ней, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы закладываем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель:

Способствовать позитивному социально - личностному развитию старших дошкольников средствами нравственно - патриотического воспитания, через обогащение знаний детей о малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • на примере ближнего социального окружения познакомить дошкольников с малой Родиной;
  • формировать у детей представления об истории города, его достопримечательностях;
  • приобщать к культуре родного города.

Развивающие:

  • развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников любовь к родному городу, его истории;
  • нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям своего города;

- воспитание уважения к труду.

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей и детей о родном городе, а следовательно и не востребованность данного ресурса в познавательно-речевом развитии детей

Цель: Способствовать позитивному познавательно-речевом развитию старших дошкольников средствами нравственно-патриотического воспитания через обогащение знаний детей о малой родине.

Направления работы:

«Мой город Ангарск»

Формирование представлений об истории становления и развития города Ангарска; воспитание ценностного отношения к родному городу.

«Достопримечательности города»

Воспитание ценностного отношения к истории, памятникам и достопримечательностям города. 

Задачи:

  • Формирование знаний детей о малой Родине, обогащение познавательно-речевого развития детей.
  • Обогащение знаний родителей в проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

Этапы и сроки реализации проекта:

Организационный

  • Изучение литературы
  • Разработка паспорта проекта (составление перспективного плана)
  • Подготовка к проведению мероприятий с детьми и родителями. Конспекты по теме: «Город - мой Ангарск»; Викторина о малой Родине.

Практический

• Реализация задач проекта (работа по перспективному плану на год)

Аналитический

• Подведение итогов по работе с детьми и родителями.

Паспорт проекта

Тема проекта

«Я - Ангарчанин»

Актуальность

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №275-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепция модернизации российского образования на период 2020г. (распоряжением Правительства Российской Федерации от ноября 2008г. № 1662-р).

-Устав МБДОУ №49.

Целевая

аудитория

Педагоги и воспитатели ДОУ, родители воспитанников.

Цель

Способствовать позитивному социально - личностному развитию старших дошкольников средствами нравственно - патриотического воспитания, через обогащение знаний детей о малой Родине.

Задачи

Образовательные:

  • на примере ближнего социального окружения познакомить дошкольников с малой Родиной;
  • формировать у детей представления об истории города, его достопримечательностях;
  • приобщать к культуре родного города.

Развивающие:

  • развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников любовь к родному городу, его истории;
  • нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям своего города;
  • воспитание уважения к труду.

Этапы и сроки реализации проекта

  1. этап - Организационный - сентябрь-октябрь.
  2. этап - Реализация проекта - ноябрь-апрель.
  3. этап - Аналитический - май.

Направления

«Мой город Ангарск»

Формирование представлений об истории становления и развития города Ангарска; воспитание ценностного отношения к родному городу.

«Достопримечательности города»

Воспитание ценностного отношения к истории, памятникам и достопримечательностям города.

Ожидаемые

результаты

Аттестация педагогов.

Перспективный план работы

Сентябрь

  1. Подбор материала об Ангарске;
  2. Оформление патриотического уголка в группе;
  3. Диагностика начальных знаний детей о родном городе.

Октябрь

  1. Беседа с детьми на тему: «Улицы и дома нашего города»;
  2. Родительская встреча. Представление проекта «Я - Ангарчанин»;
  3. Привлечь родителей к подбору материала об Ангарске.

Ноябрь

  1. Беседа «История нашего города»;
  2. Экскурсия в Музей Победы «Улицы и достопримечательности Ангарска»;
  3. Художественное творчество: аппликация на тему: «Город в котором я живу».

Декабрь

  1. Беседа «Достопримечательности города Ангарска»;
  2. Выставка рисунков, нарисованных совместно с родителями на тему: «Мой любимый город!».

Январь

  1. Квест - игра «Путешествие по родному городу»;
  2. Фотовыставка «Дети на улицах нашего города».


Приложение 1

Сюжетно - ролевая игра

«Путешествие вокруг г. Ангарска на самолете»

Цель: Способствовать позитивному социально - личностному развитию старших дошкольников средствами нравственно - патриотического воспитания, через обогащение знаний детей о малой Родине.

Задачи:

Обучающая - учить детей видеть несоответствие между деятельностью человека и жизнью окружающих городов, лесов, рек, болот и т.д.

воспитательная - воспитывать в детях экологическую культуру, желание делать полезные дела;

Развивающая - развивать наблюдательность, умение делать умозаключения и выводы.

Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций соответствующей тематики, просмотр фильмов, сюжетные игры, выезд за город с родителями

Оборудование и атрибуты к игре: крупный строитель, штурвал, летняя форма (береты), плакаты с изображением клубов дыма, газа; заводов, домов города, леса, реки, рыб, карта г. Ангарска, погибшие деревья, рыбы, цветы.

Ход занятия:

- Предложить рассмотреть карту г. Ангарска, какой он большой.

Предложить облететь наш город вокруг.

Выбрать, на чем полетим (самолет)

Построить самолет, дать ему название «Любопытный», «Любознательный», «Почемучка» и т.д. - дети выбирают самолет.

Распределить роли: командир - Марк, Маша - 1 пилот, Леня - 2 пилот, Вожена - стюардесса.

Дети рассаживаются в кресле самолета, пристегиваются ремнями безопасности. Девочки берут с собой кукол. Вожена предлагает легкий завтрак.

Командир объявляет: «Самолет идет на взлет. Вижу под собой черные и белые клубы дыма. Не могу понять, откуда он? Дети помогают ему прийти к выводу, что дым, который они видят в иллюминаторы (дети рассматривают нарисованный плакат с облаками дыма) не выходя из самолета, идет из труб ТЭЦ и заводов. Марк объявляет: «Прибавляем скорость, чтобы выйти из дыма, становится невыносимо дышать и вдруг запахло и газом. Это еще одна проблема, которую должен решить человек, ведь газ распространяется на леса, на город. Начинают болеть люди, гибнут животные, деревья, засыхает трава.

Самолет совершил посадку. Дети выходят, рассматривают плакаты с погибшим лесом.

Делают вывод: дым и газ - опасны для человека выбросы. Нужно уменьшать их количество, устанавливать очистные установки.

Дети садятся в самолет, летят дальше над Ангарой, Китоем. Видят как плывут по ним баржи с грузом, кое - где виднеется мусор, пластиковые бутылки.

Самолет садится, дети выходят, «пробуют» воду - холодная, чистая, если не загрязнять ее сбросами. Из этих рек ведется водозабор на город. Предлагается детям отдохнуть, порыбачить, пособирать камешки.

Перед «посадкой» делают вывод. Реки - это наше достояние, они несут пресную воду. А вода - это наша жизнь.

Представить, чтобы было, если б не было воды.

Значит, нужно беречь ресурсы воды.

Летят над лесами. В лесу расположены турбазы, спортивные сооружения. Густой лес называется тайгой. Вспомнить какие деревья растут, какие птицы и звери живут в тайге, что дает лес людям (дары, древесину, чистый воздух)

Приземляются на поляну, собирают грибы, ягоды, цветы, дышать воздухом.

Вывод: Лес - легкие планеты Земля, без него невозможно комфортное проживание человека, надо беречь лес от засорения, вырубания, пожаров.

самолет возвращается в детский сад.

Приходит сообщение по телефону, что в лесу случился пожар.

Предлагаю детям на другой день поиграть в игру «Пожарные на тушении леса».


Приложение 2

«Ангарск — любимый город!»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.

Задачи: Формировать умение связно рассказывать о своём городе. Развивать творческие способности, развивать грамматический строй речи. Познакомить детей с историей возникновения города Ангарска. Объяснить символику герба. Развивать кругозор, внимание, намять. Воспитывать гордость за город, в катором живешь, нравственно - патриотические чувства, любовь к малой Родине.

Предварительная работа: Экскурсии по городу (пожарная часть, библиотека, почта, по улица Новокшенова), выставка рисунков на тему «Мой город». Подготовка слайд-шоу из фотографий детей о достопримечательностях города.

Рассказы воспитателя: «Главные достопримечательности родного города», «Природа родного края».

Ход:

Дети играют в игрушки. заходят гости. Воспитатель включает запись мелодии ангарских курантов.

Воспитатель; Что за мелодия звучит, кто знает? (ответы)

Эта мелодия звучит каждый час в нашем городе, догадались? Этой мелодией ангарские куранты каждый час отбивают время. А хотите узнать ещё больше? Тогда давайте уберём игрушки и пройдём на ковёр.

Ребята, какой праздник будет у нас в городе в эти выходные? (день рождения нашего города. 30 мая). А имя у него какое? (Ангарск). А как называются люди, которые живу т в Ангарске? (ангарчаие)

Кто скажет, почему Ангарск так называется? [потому что построен на реке Ангара). А ещё какая река протекает рядом? (Китой) Наш город Ангарск находится между двух рек: Ангарой и Китоем.

Много на нашей планете городов. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А какой город наш? Опишите его (молодой, весёлый, чистый, красивый).

Молодцы, как вы замечательный описали наш город!

Ребята, давайте расскажем гостям о достопримечательностях нашего юрода. Как называются люди которые проводят экскурсии? (экскурсоводы) Кто первый будет экскурсоводом? Выходи смелей, начинай рассказ!

Далее ребята рассказывают свои рассказы о достопримечательностях нашего города, а на слайдах появляются фотографии о тех местах где побывали дети с родителями.

Слайд 1. Площадь Ленина, Ангарские куранты

Ребенок: на площади Ленина стоят Ангарские куранты, эго такие часы на высокой башне, которые каждый час отмечают мелодией, которую сочинил человек, живущий на улице Новокшенова. Ещё на площади есть мэрия, где работает мэр.

Воспитатель: эго центральная площадь нашего города, на ней проходят праздники, народные гулянья, ярмарки, фестивали.

Слайд 2. Парк «ДК Нефтехимиков», фонтан

Ребенок 2: за площадью находится парк «Нефтехимиков». Там очень красивый фонтан со львами. В парке гуляет много детей, потому что есть качели, детский городок. Мне очень нравится там гулять с мамой и папой.

Воспитатель', спасибо. Экскурсия продолжается. Следующим экскурсоводом будет (показ слайда) ....{выходит ребенок)

Слайд 3. Собор Святой Троицы

Ребенок 3: это церковь или собор, он самый главный в нашем городе. Собор очень высокий, как девятиэтажка и очень красивый - белый с золотыми куполами. В нём можно взять святой водички, покреститься, купить свечки, книжки, крестик. Мама мне там крестик купила. Это очень красивая достопримечательность нашего города.

Воспитатель: Храм появился в нашем городе не так давно и мы очень рады

этому.

Слайд 4. Музей победы

Ребенок 4: эго музей Победы и памятник «Голуби мира». В музее собраны вещи, предметы солдатов с войны. Гам есть пушки, снаряды, автоматы и пистолеты. В музей можно сходить на экскурсию. Перед музеем стоит памятник «Голуби мира» как память победе.

Слайд 5. Голуби мира

Ребенок 5.: памятник «Голуби мира» состоит из 17 голубей, которые летят к небу. Голубь — символ мира, означает, что наш город мирный и не хочет войны.

Воспитатель: Спасибо. Устали сидеть? Предлагаю сделать разминку .

Разминка «В нашем городе»: упражнения «башня». «часы маленькие». «часы большие», «солдаты». «голуби».

Ну что, размялись? Продолжаем экскурсию, и кто будет следующим экскурсоводом? (показ слайда)

Слайд 6. Памятник неизвестному Солдату

Ребенок: памятник солдату означает память всем погибшим воинам, защищавшим нашу Родину. Солдат сделан из железа, а выглядит как настоящий, вот такой! Мы с братом стоим как солдаты, а папа нас фотографирует.

Воспитатель: Вы действительно вытянулись, как настоящие солдаты. Я думаю, что когда вы вырастите, вы сможете нас защитить, если нам понадобится помощь.

Слайд 7. Дворец, культуры Современник

Ребенок        7.:        это        Дворец        культуры «Современник».        Там много разных кружков танцев, пения. Когда приезжают артисты, то проводят в «Современнике» свои концерты. Рядом есть парк и фонтан. Я люблю гулять по парку с мамой и папой.

Воспитатель: А ещё около «Современника» есть площадь, на которой проходят народные праздники и разные ярмарки. Спасибо.

Слайд 8: Скульптура «Крылья»

Ребенок: эта скульптура «Крылья», показывает, что наш город ещё молодой и как росток тянется к солнцу, а крылья ему помогают. Скульптура находится около Китойского моста.

Воспитатель: Какая необычная достопримечательность появилась в нашем городе совсем недавно. Спасибо тебе, что рассказал нам о ней.

Ребята, как интересно вы провели экскурсию о нашем городе! И я вам гоже приготовила что-то интересное.

Слайд 9: Герб Ангарска

Воспитатель: Посмотрите на экран, знаете, что это такое? Это герб Ангарска. Герб - значит знак, знак города, или школы, или страны, бывают гербы семейные. Посмотрите, герб нашего города похож на щит. Зелёный цвет означает, как вы думаете, что? (лес, тайгу). Да, верно. Голубые волны означают, как вы думаете что? (ответы) да, правильно, что в нашем городе чистая, голубая вода, есть реки. А кто же это бежит по волнам? Сто девушка Ангара, по сказке которая убежала от своего отца Байкала. 'Золотой цвет означает, что наш крап очень богат ископаемыми. Вот такой горб нашего города. Как мы думаете, понравится гостям в нашем городе? (ответы)

Давайте отдохнём, заодно вспомним, .но ш каких профессий с:роили наш город.

Физминутка  «Профессии».

То о чём нам рассказали ребята — они приготовили дома с родителями. А одну достопримечательность мы все вместе посетили, а некоторые дети видят её каждый день. Догадались? Почему в честь этого человека назвали улицу? (Новокшенов, — директор АЭХК, строитель, трудолюбивый, 'заботился о своём городе и о людях, которые с ним жили)

Мы с вами на этой неделе сделали макет этой улицы. Пройдемте к столу. Давайте вспомним что мы видели на улице Новокшенова. (больницы, поликлиники, магазины, школу, сад, школу «Мужества». Сколько- много всего на этой улице. Только мне кажется, здесь не хватает чего-то. Что могло бы сделать жизнь живших здесь людей удобнее, радостнее? Может быть как то украсить улицу?

Перед вами бросовый материал, используйте его, чтобы оживить, украсить нашу улицу. Дети работают с бросовым материалом, изготавливают деревья, кусты, скамейка, фонтаны, фонари, качели.

Воспитатель: Ну вот ребята, посмотрите, как здорово мы вместе украсили наш город, а точнее улицу Новокшенова. Это наш подарок городу на день рождения. Теперь давайте перенесём макет, и можно будет его обыграть.

Чтение ребенком стихотворения об Ангарске:

Я давно живу в Ангарске,

Для своих шести годов.

Ну и в нашем детском саде

Жизнь проходит лучше снов.

Много там мы изучаем,

Как лепить и как считать.

Про Ангарск нас просвещают.

Где гулять, а где играть

От себя хочу добавить.

Про Ангарск наш дорогой,

Мы тебя не забываем,

ты ещё ведь Молодой!


Приложение 3

Квест — игра «Музеи города Ангарска»

Цель: Ознакомление детей е музеями города Ангарска.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности. Дать возможность применить в игровой ситуации полученные знания и умение работать по инструкции. Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности и о материалах, из которых они сделаны.

Развивающие:

Развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов; умение быстро визуализировать свои знания окружающего мира.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, умение входить в контакт и излагать свои просьбы.

 Демонстрационный и раздаточный, материал, пазлы «Часы», карта. спортивный инвентарь, посылка, иллюстрации экспонатов музеев, предметы: из камня; железа; низок; ткани.

Ход

В группе появляется почтальон.

Почтальон: Здравствуй те, ребята! Я приехал в ваш город в первый раз, в вашем городе много интересных мест, я успел побывать в музеях вашего города. Хочу для своих родных отправить посылку с сувенирами, прошу вас мне помочь, вам нужно выполнить задания. Выполняя задания, вы будете получать сувенир из музея, которые я и отправлю своим родным. А на участке я вам приготовил подарок.

Правила игры: Выполняем задания по очередности.

1 задание.

Почтальон выдает конверт, в конверте пазлы, собрав их получится картинка «Часы».

Воспитатель рассказываем про музей часов. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Основатель музея Павел Васильевич Курдюков.

Основа экспозиции музея — частная коллекция Павла. Васильевича Курдюкова (1908-1985). Всего представлено более 1500 экспонатов. В музее часы из России, Японии, Франции, Англии их корпуса из бронзы, мрамора, фарфора и дерева.

Помещение музея делят на десять залов по правилу «У каждого времени свои часы». Специально для зала простейших часов были сделаны макеты солнечных и водяных часов. В зале башенных часов сделана имитация каменной кладки. Выделяется большой макет циферблата башенных часов, а на слайдах показаны Пражские и Кремлевские куранты.

Каждые часы из огромной — полуторатысячной — коллекции по-своему уникальны. Здесь есть настоящие космические часы, которые когда-то находились на борту орбитальной станции «Салют-6», их подарил космонавт Георгий Гречко. Есть деревянные часы мастера Бронникова. Очень редкие часы с изображением греческой богини Афины Паллады, часов с подобным отображением в России больше нет. Они были привезены из Читы.

Самые большие часы напольные, они достигают высоты 2,5 метра. Самые маленькие — изящные часы высотой всего лишь 2.5 сантиметра.

Почтальон: Молодцы, ребята! За выполненное задание у меня для вас часть карты, но которой вы найдете подарок.

Дает детям часть карты, сувенир из музея и конверт со следующим заданием.

2        задание.

Воспитатель:

Спешит по вызову отряд,

Готовый разыскать снаряд  

И на пшеничном поле.

И в транспорте, и в школе,

Боец отряда очень смел –

Три мины разрядить сумел.

ответ: Сапер

В конверте задание «Пройди минное поде».

В приемной расставлены кегли детям предлагается запомнить место нахождения каждой кегли, для того, чтобы с закрытыми глазами пройти по проемной комнате и не уронить не одной кегли.

Воспитатель: Сейчас я хочу вам рассказать о следующем музее нашего I о рода «Музей Победы».

Муззей, основанный Иваном Никитовичем Пурасом 8 мая 1968 года.

В нём хранится вся память Великой Отечественной войны. В музее хранятся результаты поисков следопытов по местам, где воевали солдаты. Личные вещи, оружие, фотографии всё это хранит под крышей музеи, который пронизывает тишиной и воспоминаниями тех страшных дней. Каждый житель города, хотя бы раз, но побывал в музее.

На мольберте воспитатель выставляет иллюстрации экспонатов музея. Дает детям часть карты, сувенир из музея и конверт со следующим заданием.

3 задание

Воспитатель: Ребята, нам необходимо отправиться на участок нашей группы, где мы выполним последнее задание, получим последнюю часть карты, соберем карту из частей и отыщем по карте подарок Почтальона.

Дидактическая игра «Что из чего сделано».

Распределить предметы по группам: - Из камня; железа; ниток; ткани.

Воспитатель: Нам интересна корзина в которой лежат камни, так как в нашем городе находится еще один музей. «Музей Минералов». Сейчас я вам о нем расскажу.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстрации.

Основатель музея — геолог Василий Михайлович Дубровин. Всю жизнь посвятил он этому, из каждой экспедиции привозил камни. Коллекцию начал собирать еще в 1962-м, а через тридцать лет часть ее передал городу. Сейчас в музее около полутора тысяч камней. Все они из частных коллекций Дубровина и ангарского геолога Лебедева.

В музее представлены ценные экспонаты. Возраст образования дымчатого кварца из коллекции Ангарского музея минералов геологи оценивают в 50 миллионов лег Другой экспонат, привезённый в город Ангарск 50 лет назад, нашли в Челябинской области.

Детям почтальон дает сувенир из музея и часть карты.

Дети собирают карту, на которой план участка и стрелками указанно место подарка.

Дети находят коробку обвязанную бантом, в коробке угощения и раскраски на тему: камни, часы, военное орудие. По возвращении в группу, воспитатель подводит итог, с какими музеями познакомились дети, дети раскрашивают картинки.

Конспект НОД: "Ангарские тропинки"

Цель: расширить и уточнить знания детей о родном городе Ангарске, его архитектуре.

Задачи:

•        Обучающая. Уточнить и систематизировать знания детей об истории происхождения и архитектурно- культурных особенностях родного города. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач в процессе проектирования нового здания.

•        Развивающая. Развивать познавательную активность детей и интерес к истории родного города. Развивать у детей интеллектуально-творческое мышление, умение планировать свою деятельность, договариваться.

•        Воспитывающая. Воспитывать чувство восхищения красотой своего родного города, любовь к родному городу и желание сделать его еще красивее.

. Воспитывать аккуратность в работе, умение прислушиваться друг к Другу, способствовать развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

. Речевая: развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, расширять словарный запас.

Методическое и дидактическое обеспечение: тематические раскраски, мультимедийный проектор, слайдовая мини-презентация.

Предшествующая работа: чтение художественной, исторической, энциклопедической литературы, заучивание стихотворений, оформление индивидуальных альбомов, рассматривание иллюстраций тематической фотохудожественной выставки.

Словарная работа: архитектура, юрта, землянка, достопримечательности, архитектор, гимн, герб.

Мотивация: интеграция мотивации общения и личной заинтересованности, познание новой информации

Ход:

Гимнастика для глаз: Посмотреть влево - вправо, зажмуриться 5 раз. Посмотрите на наши цветные круги, настройтесь на занятие.

Мозговой штурм:

  • Как называютя люди, живущие в россии? (Россияне)
  • как называются граждане, живущие в г. Ангарске? (Ангарчане)

1        .Воспитатель приглашает детей к патриотическому уголку Ангарские тропинки:

-        По каким тропинкам мы будем сегодня путешествовать? (предполагаемые ответы детей: по Ангарским)

-        Как догадались? (предполагаемые ответы детей: по фотографиям, по макету Ангарских ворот, по книгам).

-        Воспитатель: Назовите с какими зданиями-достопримечательностями города мы с Вами уже познакомились? (предполагаемые ответы детей: ДК Нефтехимиков, Ангарский шпиль, кинотеатр Родина, музей Победы).

-        Какой новый предмет вы увидели в нашем уголке "Ангарские тропинки"?

-        Как вы думаете, почему в нашем уголке сегодня лежит лопата?(предположения детей).

-        Воспитатель: Когда наш город только начинали строить, то называли его: "Копай-город" . Я предлагаю вам сейчас сесть за столы и послушать мой рассказ об истории возникновения нашего города.

1        слайд.- Наш город рожден победой. В мае 1945 г. Когда закончилась война бывшие солдаты приехали в наш край вооружившись лопатами стали посреди тайги рыть землянки-строить новый город.

2        слайд .Долгое время люди жили в таких домах-землянках. Это землянка. Но наш город строили, как вы думаете много или мало людей? (предполагаемые ответы детей: много).

3        слайд. - Воспитатель: Да строителей было очень много, и для них требовались очень большие землянки. Вот та кие: (показывает на проекторе).

4        слайд. А потом построили первые дома в городе, но это были необычные дома, посмотрите, кто знает, как называется такой дом? Да, этот дом называется юртой (вносится макет юрты, рассматривают с детьми особенности этого дома).

5        слайд. - Чем отличается этот дом от землянок, где жили первые строители? (предполагаемые ответы детей: он построен на земле и т.д.) -Чем отличается юрта от обычного дома? (Ответы детей: круглый пол, нет углов и т.д.).

-        Итог. Воспитатель: Да, первыми домами в городе Ангарске в то время и были вот такие дома, которые как назывались? (ответы детей: юрты).

-        Воспитатель: Очень долго строители выбирали имя своему городу и наконец Имя достойное было найдено.

-        Какое ? Почему выбрали именно это имя? (предполагаемые ответы: Ангарск)

-        Дети: по легенде, где встретились Ангара и Китой, по названию реки.

6        слайд. -Ребята, кто знает , что это? (ответы детей: герб нашего города). -Воспитатель:

-        Правильно, а кто знает, что изображено на гербе нашего города? (предполагаемые ответы детей: бегущая Ангара)

-        Что символизирует рисунок Ангарского герба? (вспомните легенду).

-        Дети: бежит, торопится Ангара к своему возлюбленному. Позади нее тайга, под ногами синева воды. А золотистая фигурка девушки сияет молодостью и красотой. По этой известной Вам легенде убежала непослушная дочь Ангара от своего отца Байкала и разбушевались ветры (какие?)-предполагаемые ответы детей: Баргузин, Култук, Сарма.

Физминутка- покажите мальчики силу Баргузина(дуют влево), а девочки - силу Сармы( дуют вправо),и долетели эти сильные ветры и до нашего детского сада, который как называется? (предполагаемые ответы детей: цветик-семицветик). Ой, а лепестки с нашего цветика- семицветика разлетелись.

Но не будем огорчаться, а отгадаем загадки о нашем Ангарске и снова все вместе соберем цветик (ребенок снимает красный лепесток и загадывает загадку- вопрос:

-Где мы с папой любовались самой высокой елкой в городе, катались на горках, и слушали гимн Ангарска? (главная площадь, Ангарский шпиль).

-        Оранжевый лепесток: в это здание с 6 колоннами и мраморной лестницей мы с мамой и папой ходили на концерт ансамбля " Маргарита" и смотрели сказку " 12 месяцев " театра " Родничок" (предполагаемые. Ответы детей: Д/К Нефтехимиков).

-        Желтый лепесток: от этого здания мы с мамой и папой уезжали на поезде в отпуск, и здесь моя мама работает главным кассиром, (предполагаемые ответы детей : железнодорожный вокзал).

-        Зеленый лепесток: в этом здании мы с братом смотрели мультфильм "Шрек" и ели блины на празднике проводов зимы( предполагаемые ответы детей :К/Т Родина).

-        Фиолетовый лепесток: у этого здания стоят настоящие пушки, самолет и танк(предполагаемые ответы детей: Музей Победы)

-        Синий лепесток: это здание-мое самое любимое, здесь я встречаюсь со своими друзьями, веселюсь на праздниках, люблю рисовать и заниматься (предполагаемые ответы детей: Детский сад)

-        Голубой лепесток -лепесток мечты. Ребята, а сейчас предлагаю Вам побыть архитекторами. Вы знаете, кто такие архитекторы?

(предполагаемые ответы детей: это люди, которые придумают и нарисуют здание, прежде чем его построят строители).

У нас в городе много разных, нужных и красивых зданий. Но я предлагаю Вам - маленьким архитекторам сейчас посмотреть на листочки, которые лежат у вас на столах, подумать, какое здание изображено на картинке и как вы будете его раскрашивать . (силуэтное изображение здания). По окончании работы дети представляют свое спроектированное здание: что это за здание, рассказывают, где оно расположено, его предназначение, его архитектурные особенности.

Воспитатель: молодцы, вы справились с новой для себя профессией архитектора. Пусть ваши дворцы будут украшать наш родной город Ангарск.

Итог:

1)        Что вы нового и интересного узнали об Ангарске?

2)        Ребята за что, вы любите свой город? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем.

          Данная методическая разработка предназначена для реализации в образовательных учреждениях воспитателями ДОУ и педагогами ДОД в работе с детьми в возрасте от 3...

Проект социального партнерства с семьей

В настоящее время Россия переживает непростой исторический период в социальном плане, это проявляется в падении нравственности среди несовершеннолетних, разрушении личности подрастающего поколения, ин...

система работы по формированию у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве

презентация к системе работы по формированию у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве....

Проект "Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе расширения представлений о малой Родине"

Проект "Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе расширения представлений о малой Родине"...

Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»

Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольнико...

«Социальное взаимодействие с семьёй по формированию представлений о малой родине на примере ознакомления с природой родного края».

Каждый человек имеет свою малую родину – это место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, и  для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет ...

Современные технологии в формировании у старших дошкольников представлений о малой Родине

Круглый стол «Современные педагогические технологии как форма оптимизации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...