Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
проект (старшая группа) на тему

Маляр Инна Анатольевна

Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.

Летом можно предложить детям различные виды деятельности, которые можно провести на свежем воздухе. Это и игровая деятельность, развитие познавательных и коммуникативных качеств, расширение представлений детей об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_leto_2018.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»

Проект

 «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»

Воспитатель: Маляр И.А.

 высшая квалификационная категория

2018 г.

                                                              «Постепенно расширяясь, эта любовь    

                                                                         к родному переходит в любовь к своей

                                                                          стране – к ее истории, ее прошлому и

                                                                          настоящему, а затем ко всему    

                                                                          человечеству, человеческой культуре».  

                                                                                                                    Д. С. Лихачев

Пояснительная записка

Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.

Летом можно предложить детям различные виды деятельности, которые можно провести на свежем воздухе. Это и игровая деятельность, развитие познавательных и коммуникативных качеств, расширение представлений детей об окружающем мире.

Продолжительность: краткосрочный

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: июнь-август. 

Форма проведения:  экскурсии, самостоятельная деятельность детей, дидактические игры, беседы, работа с родителями. 

Цель создания проекта: всестороннее изучение родного края.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Актуальность темы:  

Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Однако анализ педагогической литературы  по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не достаточен.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику -  в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей.

Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края.

Таким образом, можно заключить, что тема развития у дошкольников представлений о малой Родине является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения  в образовательно-воспитательный  процесс и их родителей. 

Цели проекта: 

  1. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Нижегородской  области, знаменитых людях, об искусстве.
  2. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
  3. Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях  дошкольного учреждения.    
  4. Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
  5. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
  6. Пробудить чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
  7. Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания  толерантной среды в детском саду.
  2. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение  к людям других национальностей.
  3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к  сверстникам, их родителям, к людям преклонного возраста.  
  • Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
  • Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
  • Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
  • Развивать воображение и творческие способности детей.

Гипотеза:

Целенаправленная и систематизированная работа с детьми старшего дошкольного возраста над проектом позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

  1. доступность:
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала;
  1. систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого, к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
  1. динамичность:
  • интеграция проекта в разные виды деятельности
  1. дифференциация:
  • создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком;

Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

(практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности,  её этапы. Задачи

Содержание

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект

Задача: Сбор и анализ информации

 

1.     Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2.     Изучение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.

3.     Консультирование со старшим педагогом ДОО  по вопросам проектной деятельности.

4.     Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

5.     Анализ результатов педагогической диагностики на конец года.

 II этап – методическое обеспечение проекта

Задача:

Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1.    Согласно задачам и содержанию определить формы организации.

III этап – работа с детьми

Цель:  Создать условия для формирования  патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, воспитание уважения к семейным ценностям.

Задачи:

  • Воспитывать у детей патриотические  и интернациональные чувства,  любовь к Родине.
  • Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства,  к историческому прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  •  Формировать представления детей об истории семьи, уважение  к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
  • Формировать у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  • Формировать у детей представлений о родном крае,
  • Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

1. Создание ситуации вовлечения детей

2. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)                                                     3. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов.   

IV этап – работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

 

1.     Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов  с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

 

1.     Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить на педагогическом совете.

2.     Создание видеофильма из жизни детей «Лето - это маленькая жизнь»

Цель: Обмен опыта между родителями об организации яркой насыщенной богатой впечатлениями  жизни своих детей в летний период.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1.     для педагога:

  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

2.     для детей:

  • сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей  малой Родины;
  • повысился уровень познавательного развития;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;

3.     для родителей:

  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

Продукт проектной деятельности:

  1. Альбомы с фотографиями  «Наш город Кулебаки», «Как мы любим, отдыхать».
  2. Рисунки детей на темы: «Моя дружная семья», «Дом, в котором мы живем»,       «Мой папа самый лучший», «Как мы отдыхаем»;
  3. Альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры;
  4.   Информационный материал для родителей и педагогов;
  5. Наглядные материалы и пособия;
  6. Проекты на тему: « Моей семьи любимые занятия» семья Баюшевых;                                                                                  

Проект на тему: «Как мы отдыхали всей семьёй» семья Сорокиных;                                                                                                        Проект на тему: «Вот так здорово мы проводим наше свободное время!» семья Колобаевых;

Проект на тему: «Полезен ли отдых всей семьёй» семья Рыжевских.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем.

          Данная методическая разработка предназначена для реализации в образовательных учреждениях воспитателями ДОУ и педагогами ДОД в работе с детьми в возрасте от 3...

Формирование у детей начальных представлений о малой Родине. Конспект НОД во 2 младшей группе "Родной край люби и знай!"

Любовь к Родине начинает закладываться уже с младшего возраста. Вначале дети знакомятся со своим родным краем, местом, где они родились и живут. Разработанный мною конспект НОД помогает дать детям зна...

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края

Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬ...