Проект "Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе расширения представлений о малой Родине"
проект (подготовительная группа) по теме

Гришанова Екатерина Владимировна

Проект "Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе расширения представлений о малой Родине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе расширения представлений о малой Родине»

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

                                                                                            Д.С. Лихачёв

Актуальность.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем мире, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

     В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в Федеральном  Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Научная новизна заключается в современных теоретических подходах к проблеме воспитания  патриотических чувств, уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста; обосновании использования оптимальных психолого-педагогических средств у детей дошкольного возраста; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем воспитания детей.

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств  детей старшего дошкольного возраста. Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре.

          Задачи.

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях родного края;

- дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности;

- познакомить с именами людей, прославившими наш край, которыми мы гордимся;

- познакомить детей с особенностями национального костюма, с разновидностями  орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности;                                                                                                                        

       Развивающие:

 - развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать интерес к культурному наследию народов Мордовии, к истории своего города,  своей семьи;

     Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

   Методы.

     Исследовательские: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации. Фольклорные праздники, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методическая литература.
  3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
  4. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.
  5.  Аудио-, видео-, фотоматериалы.
  6. Предметы мордовского декоративно-прикладного искусства.        

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: долгосрочный (1год)

Условия реализации проекта:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

  Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край родной – Мордовия моя», «Дом, в котором я живу», «Достопримечательности Мордовии», «Знатоки природы Мордовии» (викторина), «Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём» (развлечение).

 ●Оформление дидактических игр: «Города Мордовии», «Путешествие» (по территории Мордовии).

 ●Совместное творчество с родителями: «Что такое Родина?» (совместное эссе в рисунках), «Моя семья – часть Родины нашей» (профессии взрослых). ●Организация выставки детских рисунков, поделок «Творим вместе».  ●Аппликация: «Украшение фартука мордовским орнаментом».

 ● Разучивание песен, стихов, прибауток на русском и мордовском языках. ●Чтение мордовских и русских народных сказок.

III. Презентационно - завершающий

Презентация “Моя Мордовия! ”

Выставка продуктов детской деятельности.

Предполагаемый результат

  1. Появление у детей интереса к изучению истории родного края, его достопримечательностям и великим людям.
  2. Формирование основ патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.
  3. Расширение кругозора детей на основе ознакомления их с культурно-историческим наследием республики.
  4. Применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках.
  5. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях.
  6. Сплочение коллектива детей, педагогов, родителей в воспитании будущих граждан своей малой родины и страны.

Перспективы

    Учитывая, что нравственно-патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, то доля участия в этом процессе родителей воспитанников, несомненно, велика. Поэтому в перспективе планируется проведение конкурсов совместного творчества детей и родителей: мини-проекты «Один день нашей семьи», «Выходной для спорта», «Поездка по памятным местам Мордовии».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие по формированию представлений о малой родине "Родничок"

Содержание пособия «Родничок» дополняет программу «Радуга» по формированию представлений о малой Родине, экологическому воспитанию и познавательному развитию старших дошкольников....

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...

Непосредственно образовательная деятельность «Формирование первичных представлений о малой родине»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевска города Новокуйбышевск Самарской области структурное ...

Тема: Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем.

          Данная методическая разработка предназначена для реализации в образовательных учреждениях воспитателями ДОУ и педагогами ДОД в работе с детьми в возрасте от 3...

Проект «ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ НАЧИНАЕТСЯ С УВАЖЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ПОСЁЛКЕ)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, -  разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют...

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...