Отчёт по самообразованию на 2022-2023 уч.год на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание. Формирование представлений о малой Родине дошкольников.Проект но нравственно-патриотическому воспитанию на тему: "Родная улица моя" в старшей группе
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Цель проекта:
Обобщение и расширение знаний о своем доме, улице.
Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу через знакомство с улицами нашего города.
Задачи:
1) Дать детям представление об улице, на которой они проживают и находится детский сад;
2) Формировать первичные представления о малой родине;
3) Поощрять исследовательский интерес детей;
4) Создать позитивный настрой совместного творчества детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_na_2022-2023_g_na_temu.docx | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание. Формирование представлений о малой родине у дошкольников»
Содержание работы по самообразованию на 2022-2023 уч. год.
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: « Родная улица моя»
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Место реализации: старшая группа «А» МБОУ ЦО №4 г. Тула
Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностя,не все знают название улицы на которой живут..
Цель проекта:
Обобщение и расширение знаний о своем доме, улице.
Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу через знакомство с улицами нашего города.
Задачи:
1) Дать детям представление об улице, на которой они проживают и находится детский сад;
2) Формировать первичные представления о малой родине;
3) Поощрять исследовательский интерес детей;
4) Создать позитивный настрой совместного творчества детей и родителей.
Познавательное развитие:
формировать элементарные представления об улице, дать знания об улице, на которой находится детский сад;
объяснить, как важно знать каждому ребёнку свой адрес.
способствовать использованию информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности.
Речевое развитие:
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи о улицах города, домах, предприятиях, о профессиях людей.
Продолжать работу над развитием связной речи.
Формировать умение отвечать на вопросы.
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивать умение рассказывать о улицах родного города, о предприятиях, о людях разных профессий.
Социально – коммуникативное развитие:
Формирование любви к родному городу,причастности к родному дому, семье, детскому саду, улице.
Воспитание чувства патриотизма.
Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Художественно – эстетическое развитие:
Развивать художественный вкус, желание отражать в рисунках, и поделках людей разных профессий, родную улицу. Красивые и памятные уголки родного города,
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
Развивать чувство форм и композиции.
Славить в песнях и стихах красоту нижнеамурской.
Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.
Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность и стремление быть физически выносливым, ловким, быстрым и сильным.
Приучать действовать совместно.
Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Возраст участников: дети 5 - 6 года.
Тип проекта: долгосрочный (весь учебный год).
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширятся знания и представления о родном городе, улице, детском саде. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки. Благодаря проекту, у детей сформируется чувство гордости за свой город, детский сад.
Этапы работы над проектом:
1 этап – Подготовительный
- Изучение литературы теме проекта.
- Подбор методического и дидактического материала о домах.
- Подбор видеоматериалов о возникновении домов, их строительстве.
- Подбор аудиоматериалов о городе, о названии улиц, детском саде.
- Составление плана работы по проекту.
- Разработка НОД по теме проекта.
- Анкетирование родителей.
2 этап – Основной. Деятельность в соответствии с планированием
3 этап – Итоговый
- предоставление разработки проекта
- выставка продуктов детской деятельности
- итоговое мероприятие.
Формы организации проекта:
• Папка – передвижка для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
Совместная деятельность педагогов и детей.
• Беседы с детьми.
• Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
• Создание игровых ситуаций.
• Непосредственно-образовательная деятельность.
• Чтение художественной литературы.
• Оформление альбомов, выставок.
• Наблюдения на прогулке.
Пояснительная записка
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
В концепции модернизации российского образования сказано «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.
Актуальность проекта
«Родной дом» - это сложное и многогранное понятие. И это правильно. С любви к дому, семье, березке, растущей во дворе, и начинается любовь к малой Родине, родному краю, стране. Дом-это место, где человек чувствует себя защищенным. Ведь недаром говорят: «Мой дом – моя крепость». Дом стоит на улице. У улицы есть название. С чем оно связано? Ребенок об этом и не подумает, если взрослые ему не помогут.
В результате опроса по теме «Где я живу» выяснилось, что многие дети не знают, на какой улице живут, не могут описать дорогу домой. Мы, взрослые, обязаны помочь детям запомнить свой адрес, научить рассказывать, как пройти домой. Но, анализируя анкету «Ребенок и улица», предложенную родителям, поняли, что многие сами не знают, почему их улица так называется, не уделяют время ознакомлению ребенка с правилами безопасного поведения дома, на лице, дороге.
Результаты диагностики детей по теме «Где я живу» свидетельствует: есть проблема, которую необходимо решать. Как? Прежде всего нужны эффективные средства. Я предполагаю, что таким средством может стать технология педагогического проектирования. Поэтому и возникла идея проекта «Родная улица моя».
Этапы и содержание проекта «Родная улица моя»
1 Подготовительный (Сентябрь-октябрь)
1.Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомления с родным краем наиболее близок. Это прежде всего:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2011.
2. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», Москва 2003 год.
3. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Москва 2008 год.
4. Антонов Ю. Е. «Как научились любить Родину», Москва 2003 год.
5. Арапова - Пискарёва Н. А. «Мой родной дом», Москва 2005 год.
6. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ», Волгоград 2007 год.
7. Белоусова Л. Е. «Навстречу Дню Победы», СПб.: «Детство-Пресс» 2005 год.
8. Данилина Г. «Дошкольнику об истории культуры России»
9. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва 2008 год.
10. Кандрыкина А. «С чего начинается Родина»
11. Кирюхин В. «Край наш тульский»
12. Лазарев В. «Тульские истории» (стихи о Туле).
13. Пеньков В. «История Тульской области», Тула 1984 год.
14. Подрезова Т. И. «Патриотическое воспитание дошкольников», М.: Айрис-пресс, 2007 год.
15. Рассадник С. «Прогулки по улицам Тулы»
16. Сёмушкин С. Н. «История Тульского края», Тула 2007 год.
17. Труфанов В. Г. «Уроки природы родного края», Тула 2003 год.
2.Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
3.Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
4. Работа на интернет ресурсе:
- https://infourok.ru/
-http://nsportal.ru
- http://paidagogos.com/?p=7797
2.Основной этап (Ноябрь-Март)
В группе оформлен и оснащен центр Нравственно- патриотическое воспитание»; «Центр краеведения» (подбор художественной литературы; изготовление пособия «Наша группа», н/печатные игры, фотоальбомы…).
Разработаны и реализованы в полном объеме: план работы с детьми, план взаимодействия с родителями.
1) Образовательная область «Познавательное развитие»:
- НОД Тема: «Мой дом, моя улица»; Рассматривание иллюстраций, слайдов с различными улицами нашего города, рассматривание и обсуждение фотографий с изображениями известных культурных мест нашего города.
- Прогулка по улице, на которой находится детский сад.
- Экскурсия по детскому саду (медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, физкультурный и музыкальный залы, по территории вокруг детского сада.
- Наблюдения «Дома вокруг», «Кто приходит в детский сад пешком, а кто приезжает на автомобиле?», «Общественные места, находящиеся вблизи дома, детского сада»
- Д/и. «Где чей дом?»
2) Образовательная область «Речевое развитие»:
- Беседа: «Мой город»(с опорой на фотографии,«Мой адрес», ««Улица, на которой я живу», «Улица, на которой находится детский сад») Ознакомление с писателями нашего края.
- Литературный досуг «Мой родной дом»
- Чтение художественной литературы сказка «Волк и семеро козлят»
- Театрализованная деятельность: Инсценирование по сказке «Три поросенка»
- Кукольный театр по сказке «Волк и семеро козлят»
3) Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Чтение детской худ. литературы Н. Шилов «Домовой», «Воробей», «Хорошая погода», «Кто что несет домой», ««Кто живет в избушке», рассказы о Туле.
- Рисование: «Мой дом», Аппликация: «Мой двор», «Пешеходы на улицах города». Коллективная аппликация «Детский сад в городе
- Рисование Тема «Детский са; «Домик для куклы»;
- Аппликация Тема «Дом в котором я живу»
- Конструирование «Мой дом», «Наш детский сад», Дома на нашей улице»
- Музыкально-художественное «Строим дом» сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева, разучивание песни «Детский сад»
4) Образовательная область «Физическое развитие»
- Пальчиковые игры: «Строим дом», «У ворот», «Моя семья»; П/и. «Найди свой домик», П/и. «Займи свой домик», П/и. «Вокруг домика хожу»,П/и. «Светофор»; Игр. Упр. с мячом «Я построю дом из…».
Мероприятия по работе с родителями:
Анкетирование родителей Тема: «Я и мой ребенок на улицах города»;
Фотовыставка «Мой дом, моя улица»;
Папка – передвижка для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
Публикация из личного педагогического опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем на сайте социальной сети работников образования notification. ru@nsportal .ru .на личном сайте.
3.Заключительный этап (апрель-май).
- Выставка детского творчества «Улица моей мечты»
- Оформление фотовыставки «Моя семья на улицах города»;
Результат проекта:
Знания полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по развитию патриотических чувств и формированию представлений о малой Родине у детей старшей группы
Тематическое планирование на первую неделю мая на тему: "День Победы"...
Презентация по теме самообразования "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"
Дети с интересом узнали много нового об истории Ставропольского края, станице Новомарьевской, о традициях и образе жизни людей, живущих на Ставрополье, у них возник интерес к истории родного края &nda...
План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у дошкольников "
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогам...
План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...
Самообразование «Формирование представлений о малой родине у дошкольников »
самобразование разработано для воспитателей....
«Моя малая Родина» Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь нед...
«Моя малая Родина» (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста.)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей, направлен на создание условий для воспитания патриотических чувств детей по средствам знакомства с Южным Уралом....