Педагогическая находка «Первые шаги патриотического воспитания через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики»
методическая разработка (старшая группа)
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству…»
Академик Д.С. Лихачёв.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22»
Ленинградский областной конкурс «Учитель года» в номинации «Воспитатель года»
Педагогическая находка
«Первые шаги патриотического воспитания через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики»
Воспитатель:
высшей кв. кат.
Антонычева Наталия
Александровна
д. Извара
Ленинградская область Волосовский район
2019 год
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству…»
Академик Д.С. Лихачёв.
Я, Антонычева Наталия Александровна, работаю на разновозрастной группе с детьми от 5 до 7 лет. Работа с такой возрастной группой кажется мне интересной и увлекательной.
Наше учреждение расположено на территории Изварского сельского поселения, где жил и работал гениальный художник, мыслитель, учёный Н.К.Рерих, здесь находится музей – усадьба знаменитого художника с многочисленными историческими постройками, большим парком, чистыми родниками.
Когда передо мной встал вопрос о том, какую тему для самообразования выбрать и на что сделать основной упор в воспитании дошкольников, я пришла к выводу: если мы живём в таком уникальном и известном месте, со своим богатым прошлым, то нужно обязательно прививать любовь к своей малой Родине, развивать интерес к изучению истории родного края, творчеству Н.К. Рериха. Другими словами: акцентировать образовательную деятельность на формирование социальных, нравственных, патриотических чувств у детей.
В современном мире дети, имея общие представления о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний о родном крае. Они могут назвать президента, столицу, а населенные пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с нами в одном поселке, они не знают.
Начиная более углублённо работать в своём направлении, я столкнулась с подобной проблемой, наши воспитанники действительно мало знают о своей деревне, о её историческом прошлом, о знаменитых предках, которые прославили наш край.
Тогда я задумалась, как заинтересовать детей, как вызвать у них чувство сопричастности к настоящему своей малой Родины, как вырастить патриотов?
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Формирование патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством музейной педагогики.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- познакомить детей с историей усадьбы и творчеством Н.К. Рериха;
- развивать познавательные способности;
- формировать проектно-исследовательские компетенции;
-воспитывать у детей бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе родного края;
- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в деревне, сопричастности к этому.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна, поскольку в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является нравственно-патриотическое воспитание детей.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, деревни. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. А как известно любовь к большому надо прививать с малого.
Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребёнка.
Основные этапы моей работы.
I этап – организационно-подготовительный:
- выявление проблемы, постановка целей и задач;
-подбор программно – методического обеспечения для реализации поставленных задач;
- определение уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- обсуждение с руководством музея – усадьбы Н.К. Рериха вопросов о сотрудничестве на предстоящий год и составление плана работы совместной деятельности;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Анализируя программно-методическое обеспечение, для дальнейшей работы я подобрала литературу по данной теме:
- «Музей и дети» Л.В.Пантелеевой. Программа представляет систему работы по музейной педагогике, которая включает подготовку дошкольников к предстоящему посещению музея, последующую работу с детьми в дошкольном учреждении.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л. Программа помогает определить ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, я руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М. И. Новицкой, С. Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. К основным критериям я добавила ещё один, это «Развитие речи» с подпунктами, которые позволили увидеть динамику развития связной речи её грамматического строя.
(Приложение 1)
Следует отметить, что в целом процесс патриотического воспитания будет эффективным, если: дошкольное учреждение для решения данного вопроса взаимодействует с различными социальными институтами. В нашем случае это музей – усадьба Н.К. Рериха.
Поэтому следующим шагом моей работы стал визит к руководству и сотрудникам музея – усадьбы Н.К. Рериха для того, чтобы составить план совместной работы по формированию у детей знаний об истории своей малой Родины, о жизни знаменитых предков, воспитанию у них чувства прекрасного, творческой активности средствами музейной педагогики.
Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи и Родины. (Приложение 2)
Для того, чтобы достичь высоких результатов в нравственно - патриотическом воспитании наших детей, невозможно строить образовательную деятельность без взаимодействия с семьями воспитанников, тем более что такое требование к дошкольному образованию предъявляет и ФГОС. Я стремлюсь к тому, чтобы родители стали нашими сотрудниками, поэтому стараюсь максимально вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
Для выявления уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания и потребности в приобщении детей к культурному наследию родной деревни было организовано и проведено родительское собрание с участием сотрудников музея. Общение с родителями показало, что, живя в таком уникальном месте, мало кто из них был в музее, не все знают историю усадьбы. По окончании родительского собрания провели опрос родителей на тему: надо ли знакомить детей с историей малой Родины? Результат превзошёл все ожидания, родители единогласно сказали, «ДА».
II этап - практический:
Одна из главных форм работы по музейной педагогике – это создание мини-музея в образовательном учреждении, которая является первой ступенью приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна. В условиях детского сада настоящий музей организовать сложно, а вот экспозиции «мини-музея» вполне реально.
Свою работу по созданию мини-музея я начала с чтения литературы, из которой почерпнула много полезной информации и поняла, что «мини-музей» – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
Наши родители активно включились в творческий процесс и оказали помощь в создании на базе нашего детского сада мини – музея на тему: «Русская изба». Так же большой интерес у детей и родителей вызвала работа по созданию таких мини - экспозиций как: «Семейная реликвия», «Семейное древо моей семьи», «Старинные предметы быта», «Посуда» и др.
Совместно с родителями дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделав их настоящими партнерами.
Экспонаты в мини – музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп.
Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дети не только рассматривают книги и репродукции, знакомятся с подлинными предметами и вещами, но и сами рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.
Благодаря совместной работе с родителями над проектом «Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики» в нашей группе появился патриотический уголок «Моя большая и малая Родина». В этом уголке мы собрали разнообразный демонстрационный материал, художественную литературу, дидактические игры, фото - материал о нашей стране России, о своей малой Родине – Изваре. Дети вместе с воспитателями и родителями проделали кропотливую работу и собрали альбом с фотографиями достопримечательностей нашей деревни, составили рассказы об истории этих мест. Собрали фото – альбом с фотографиями семьи художника Н.К.Рериха. Составили план – схему нашей деревни, на которой мы с детьми проложили маршруты от дома воспитанников до детского сада и от детского сада до музея – усадьбы Н.К. Рериха, в который мы ходим на занятия, экскурсии. И ещё много интересного материала, который доступен для изучения детьми.
На протяжении многих лет мы активно сотрудничаем с коллективом музея – усадьбы Н.К. Рериха, на базе которого сотрудники организуют и проводят для дошкольников увлекательные занятия, экскурсии, досуги, праздники, квесты и т.д. Наши дети с большим удовольствием принимают активное участие в ежегодном фестивале народного творчества, посвящённого дню славянской письменности и др. Совместная работа дошкольного учреждения и музея-усадьбы нацелена не только на получение воспитанниками обширных знаний об истории малой Родины, но и на включение детей в собственный исследовательский поиск.
Во время знакомства с историей парка музея-усадьбы воспитанники детского сада учатся анализировать, синтезировать, классифицировать информацию, используя возможности всех доступных источников. Сотрудники музея совместно с воспитателями доу разработали такие проекты как: «Красная книга растений и животных моей деревни». Дети совместно с родителями подбирали материал о растениях, насекомых нашего поселения, которые внесены в «Красную книгу». Такую информацию в своё время начал собирать Николай Константинович. Родители совместно с детьми отметили, как сильно изменилась флора и фауна нашей местности, как много растений становится редкостью, а некоторые исчезли совсем. Собирая материал для «Красной книги» о растениях и животных современности, родители и дети пришли к выводу о необходимости бережного отношения ко всему окружающему.
Ещё одна из достопримечательностей музея-усадьбы Н.К. Рериха - это чистейший пруд, который питают родники, коих здесь множество. Вероятно, поэтому ещё в самом начале XX века здесь была построена и сохранилась до сегодняшних дней кирпично-каменная постройка – Форелевая башня,где во времена Николая Константиновича разводили форель.
Знакомясь с родниками, мы совместно с детьми и родителями провели исследовательскую работу по теме «Живая и мертвая вода – миф или реальность?».
Так началась моя работа по формированию патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством музейной педагогики.
Все методы и формы работы, которые были использованы для взаимодействия с детьми и родителями я учла при составлении тематического планирования, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своём родном крае, о людях, прославивших деревню, в которой они живут. (Приложение №3)
Инновационность моего подхода к патриотическому воспитанию дошкольников заключается в том, что я использую новые, современные технологии:
- ИКТ - технологии, разнообразные игры с использованием интерактивной доски (владение данными технологиями является одним из требований профессионального стандарта «Педагог»);
- Квест - игры (эффективная инновационная технология, позволяющая комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи, направленная на активизацию познавательных и мыслительных процессов, способствует развитию умения работать в команде, взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельные решения).Развитие инициативности и самостоятельности детей является одним из основных требований ФГОС ДО, поэтому использование инновационной технологии «Квест - игра» в дошкольном образовании является требованием времени.
- Проектная деятельность - это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
III этап - заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- обобщение и распространение опыта работы;
- планирование работы на будущее.
С большой радостью, хочется отметить, что планомерная, систематическая работа по патриотическому воспитанию детей дала положительный результат, который был выявлен в результате сравнительного анализа показателей на начало и конец года.
У детей наблюдается живой интерес к своей малой Родине (знают название своего посёлка, называют адрес), к её истории (называют и узнают достопримечательности села), знают кто такой Н.К. Рерих и чем он занимался, проявляют интерес к посещению музея, демонстрируют знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их, а также повысился уровень развития речи детей. Наблюдения показали, что дети с большим удовольствием делятся впечатлениями о их отношении к окружающему в рисунках, аппликациях, поделках. (Приложение №1).
Проведённая работа показала, что творчество Н.К. Рериха доступно и понятно детям – дошкольникам. Знакомство с его наследием имеет большое значение для нравственного и патриотического воспитания, для развития творческих способностей. Благодаря тесной связи с родителями нам удалось повысить их компетентность в данном вопросе, что позволило улучшить качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей.
А главное мои дети и их родители понимают, что от того как они будут вести себя в окружающем их мире сегодня, зависит то, что будет окружать их завтра.
На сегодняшний день мы обладаем колоссальным объёмом материала, собранным совместными усилиями, который помогает нам идти к общей цели: вырастить из наших детей настоящих патриотов своей страны. И в наших планах на будущее на основании этого материала и имеющегося опыта работы в данном направлении разработать свою программу по изучению истории своей малой Родины: «Сокровища Извары».
Для закрепления и расширения уже полученных знаний, требуется проведение дальнейшей работы с детьми в этом направлении, а также включения новых форм работы с родителями, поиска новых социальных партнёров.
Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что мой опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики, соответствует требованиям стандарта. В нём используются современные образовательные технологии, он востребован обществом, а главное – он даёт положительный результат, поэтому может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы
- Барутчева Е. «Хочешь пойдем с тобой в музей». - ж. «Дошкольное воспитание»№5, 2006.
- Винниченко В. «Ребенок в пространстве музея». – ж. «Дошкольное воспитание» № 5, 2009.
- Герасимова З. «Духовно – нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края». - ж. «Дошкольное воспитание» № 12, 2001.
- Добрынина Н. «Первый в жизни музей». - ж. «Дошкольное воспитание» № 6, 2010.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
- Морозова А.Н., Мельникова О.В. «Музейная педагогика». – М.: Cфера, 2006.
- Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
- Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №22» «Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения» разработанная на примере ОО программы ДО «От рождения до школы по ФГОС» под ред. Н.Е. Вераксы., 2015.
- Соколова Л.В. «Воспитание ребенка в русских традициях». – М.: Айрис – Пресс, 2003.
- Тихонова О.Г. «Дошкольнику о музейной культуре». – М.: АРКТИ, 2006.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Диагностическая карта
по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
ФИ ребёнка
| Родной посёлок, символика | История народной культуры, традиции | Историко-географический и природный компоненты | Нравственно -личностный компонент | Развитие речи | Результаты обследования | ||||||||||||||||||||||||||
Знает и называет название поселка и дом. адрес | Знает всех членов семьи, место работы | Знает и называет герб д. Извара и достопримечательности деревни | Знает, рассказывает об истории Музея- усадьбы Н.К Рериха, предметах быта | Знает, называет картины художника | Знает, называет народные праздники | Знает, называет природные богатства деревни Извара | Знает, называет любимый уголок природы в деревне Извара | Знает, называет животный и растительный мир деревни Извара | Умение управлять своими чувствами | Умение анализировать свои и чужие поступки | Свободно общается со взрослыми и детьми, поддерживает беседу, умеет вести диалог, монолог | Употребление в речи новых слов по теме: музей, Родина, Родной край | Начало года | Конец года | ||||||||||||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |||||||
1. Проскурин Рома | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Пулукчу Миша | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Чадова Рита | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поткина Лиза | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Яковлев Олег | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Полонник Савелий | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Азеева Дарина | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Тарасова Алёна | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Большакова Уля | ||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Сбитнев Максим | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11.Солтыс Артём | ||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Макарова Лиза |
Высокий, средний, низкий.
Анализ результатов освоения детьми старшей группы материала по теме
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики»
Количество детей на начало учебного года: 12
Начало года:
Не достаточно сформированы знания детей о Родине, родном крае, родной деревне. Затрудняются отвечать на вопросы о достопримечательностях, о художнике Н.К. Рерихе.
Продолжать знакомить с историей и культурой края, формировать ценностное отношение к природе края, окружающему миру.
Количество детей на конец учебного года: 12
Конец года:
У детей наблюдается живой интерес к своей малой Родине (знают название своего посёлка, называют адрес), к её истории (называют и узнают достопримечательности села), знают кто такой Н.К. Рерих и чем он занимался, проявляют интерес к посещению музея, демонстрируют знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их, а также проводимая работа позволила повысить уровень развития речи детей. Наблюдения показали, что дети с большим удовольствием делятся впечатлениями о их отношение к окружающему в рисунках, аппликациях, поделках.
Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:
Высокий:
- Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
- Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родной деревни.
- Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
- Проявляет интерес к стране, в которой живёт.
- Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
- Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
- Умеет свободно общаться со взрослыми и детьми, поддерживать беседу, вести диалог, монолог.
- Использует в речи новые слова по теме: музей, Родина, Родной край.
Средний:
- Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи.
- Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города.
- Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города.
- Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе.
- Осуществляет элементарный самоконтроль.
- Испытывает затруднения в общении со взрослыми и детьми, стесняется поддерживать беседу, вести диалог, монолог.
Низкий:
- Знает своё имя, фамилию.
- Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители.
- Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре.
- Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям.
- Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.
- Неохотно общается со взрослыми и сверстниками, ведёт себя неуверенно при диалоге.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Сроки | Тема занятия | Цель | Участники | |||||
Тематический блок: Знакомство с художником Н.К. Рерихом и его семьёй: с родителями, сестрой и братьями. Знакомство с домом и усадьбой художника. Начало творческой деятельности Н.К. Рериха. | ||||||||
Сентябрь |
«Здравствуй, музей!» | Познакомить детей с семьёй Н.К. Рериха. Провести экскурсию по залам музея, рассказать о названии этих залов, познакомить с экспонатами. Пополнить словарный запас детей новыми словами: усадьба, музей, мезанин, экспонат, экскурсовод и т.д. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |||||
2. Занятие: «Начало творчества художника Н.К. Рериха» | Показать детям комнату – мастерскую художника, рисунки Н.К. Рериха. Рассказать о воспоминаниях художника и отношении его к Изваре. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | ||||||
3. Экскурсия «По земле Извары» | Формировать у детей понятие усадьбы: дом, сад, парк, аллеи, хозяйственные постройки, памятные деревья -старожилы. | Сотрудники музея Воспитатели Родители Дети | ||||||
Тематический блок: О древней истории земли Изварской, как истоках творчества художника Н.К. Рериха | ||||||||
Октябрь | 4.Занятие: «В тридесятом царстве» | Формировать представление детей о древности земли нашей и жизни древних людей на территории земель Ижорского плато Великого Новгорода, через знакомство с археологическими предметами из коллекции музея. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |||||
5.Занятие: «По старине» | Средствами творческой игры «Волшебный короб» и предметами из коллекции «старинные предметы быта» совершить с ребятами путешествие в прошлое. Познакомить детей с жизнью людей в старинном русском доме. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | ||||||
6.Занятие: «Легенды и предания земли Новгородской» | Углубить представление детей о жизни древних людей, их отношении к природе и почитании традиций через картины Н.К. Рериха «Вечер богатырства Киевского», «Сходятся старцы», «Папоротники», «Гонец», «Весна священная». | Сотрудники музея Воспитатели Дети | ||||||
Ноябрь | 7. Занятие: «Старинный русский костюм» Творческая работа детей «Русский костюм для моей куклы» (Рисование) | Знакомство с русским народным костюмом, изучение его деталей и особенностей украшения. Рассматривание сарафанного комплекса и мужской одежды. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |||||
8.Занятие: «Не замай» | Познакомить детей с защитниками земли русской – богатырями, через старинные былины и сказания о земле русской. Рассматривание картин Н.К. Рериха из серии о богатырях: «Святогор», «Микула Селянинович», «Илья Муромец» и т.д. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | ||||||
9. Занятие «Город мастеров» Творческая работа детей «Аленький цветочек» (Аппликация) | Дать детям представление о декоративно – прикладном творчестве на Руси. | |||||||
Тематический блок: Об окружающей нас природе, её разнообразии и единстве. О необходимости заботы о природе. | ||||||||
Декабрь | 10. Занятие: «Сказка севера глубока и пленительна» Творческая работа детей «Северная сказка» (Рисование) | Через рассказы о красоте природы Извары формировать у детей чувство прекрасного, воспитывать бережное отношение к окружающему. Рассказать о воспоминаниях и картинах Н.К. Рериха на тему «Пейзажи северной природы». Показать любимые места художника. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |||||
Январь | 11. .Занятие: «Вода из родничка» | Рассказать о значении воды в природе, о почитании воды в древности, о её полезных свойствах. Знакомство с картинами Н.К. Рериха «Капли жизни», «Песнь водопада». Экскурсия к родникам Извары. Воспитывать у детей бережное чувство к природе. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |||||
Февраль | 1 12. Занятие: «Валуны Извары» | Рассказать о разнообразии камня и его значении для человека. Познакомить с картинами Н.К. Рериха из серии «Каменные кресты на древних землях Великого Новгорода». | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |||||
Март | 13.Занятие: «Горы» | Рассказать детям об увлечении Н.К. Рериха рисовать горы. С помощью картин художника из серии «Гималаи» совершить путешествие к знакам, легендам и преданиям, которые хранят горы Гималаи. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |||||
14.Занятие: «Небесное зодчество» Творческая работа детей «Небесное творчество» (Рисование) | Рассказать детям об отношении к небу в древности. Знакомство с картинами художника из серии «Небесное зодчество»: «Небесный бой», «Веления неба», «Вестник» | Сотрудники музея Воспитатели Дети | ||||||
15. Экскурсия в усадебном парке: «Деревья – старожилы» | Показать разнообразие и единство природы. Рассказать об отношении к деревьям в древности, об особенностях парковых деревьев. Знакомство с картинами Н.К. Рериха «Дерево», «Берёзы». | Сотрудники музея Воспитатели Дети | ||||||
Апрель | 16. Занятие: «Наши маленькие друзья» Экскурсия наблюдение за птицами в усадебном парке. | Рассказать о значении и разнообразии птиц в природе. Прочитать детям сказку Н.К. Рериха «Девассари Абунту». | Сотрудники музея Воспитатели Дети |
Апрель | 17. Занятие - экскурсия: «Цветы в природе и жизни человека». Творческая работа детей на тему: «Извара город – сад» | Рассказать детям об разнообразии и единстве цветов в природе. Формировать представление о том, что цветы несут людям красоту, радость и украшение. Знакомство с картинами Н.К. Рериха «Пантелеймон – целитель», «Девушка с гирляндой цветов». | Сотрудники музея Воспитатели Дети |
18. Занятие – экскурсия: «Растительный мир и микромир (насекомые) Извары» | Углублённое знакомство и наблюдение за растительным миром и микромиром с использованием микроскопа и увеличительных стёкол. | Сотрудники музея Воспитатели Дети | |
Итоговое занятие по программе «Извара как школа природы, истории, культуры» | |||
Май | 19. Занятие «Красота вокруг нас…» | Систематизировать знания детей о культурном наследии родной деревни. Закрепить знания детей о природе своей малой Родины. Вызвать желание заботиться о ней и оберегать. Познакомить детей с заветом Н.К. Рериха – «Любите Родину». | Сотрудники музея Воспитатели Родители Дети |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Перспективный план работы
по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через изучение
культурного наследия родного края посредством музейной педагогики
2018 – 2019 уч. год
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями | Цель | Участники |
Сентябрь | 1. Беседа: «Где я живу». 2. Экскурсия по деревне Извара. | Изготовление карты-схемы «Дорога из дома до детского сада». Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков поселка. | Расширение представлений детей о своей малой Родине. Воспитание у детей любви к своему дому, детскому саду, деревне. | Воспитатели Родители Воспитанники |
Октябрь | Видео - экскурсия в музей – усадьбу Н.К.Рериха «Здравствуй, музей!»
| Оформление выставки на тему: «Наша семейная реликвия» Рассказать детям об истории старых вещей. | Ознакомление детей с залами музея, экспонатами, обогащение словарного запаса. Формирование знаний детей о жизни своих предков. | Воспитатели Родители Воспитанники |
Ноябрь | 1.Занятие: «Достопримечательности нашей деревни» 2. Целевые прогулки по памятным местам деревни. | Конкурс рисунков: «Край родной» Оформление фото - альбома «Достопримечательности нашей деревни» | Формирование у детей представлений о достопримечательностях нашего поселка, ознакомление с их историей. | Воспитатели Родители Воспитанники |
Декабрь | Занятие: «Дело мастера боится». | Экскурсия по музею Н.К. Рериха Оформление выставок в мини-музее детского сада на темы: «Старинные предметы быта», «Старинный русский костюм», «Народная игрушка». | Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры. Расширять знания о творческих профессиях. Учить детей видеть прекрасное. | Воспитатели Сотрудники музея Родители Воспитанники |
Январь | Занятие: «Мир удивительных камней» | Знакомство с картинами Н.К. Рериха из серии «По старинным русским городам» Подбор материала для оформление лэпбука на тему: «Камень – защитник, рассказчик, целитель, украшение». | Формирование у детей представлений о разнообразии камня, его роли в жизни человека. | Воспитатели Родители Воспитанники |
Февраль | 1. Занятие: «Вода из родничка» 2.Целевая прогулка к реке Изварка, рассказ о родниках. 3.Опыты с водой, снегом. | Исследовательская работа на тему «Живая и мёртвая вода – миф или реальность?» | Воспитание бережного отношения к природе. | Воспитатели Родители Воспитанники |
Март | Беседа: «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. | Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи. | Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям. | Воспитатели Родители Воспитанники |
Апрель | Занятие: «Природа нашего края». | Подборка фото - материала, картинок о растениях, насекомых нашего поселения, которые внесены в «Красную книгу», для оформления «Красной книги растений и животных моей деревни». | Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны. | Воспитатели Родители Воспитанники |
Май | 1.Занятие « Тех дней не стихнет слава!». 2. Экскурсия к памятнику. 3. Изготовление праздничных открыток. | Круглый стол. Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков: «Мы за мир» Открытое занятие по данной теме. | Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну. | Воспитатели Ветераны ВОВ Родители Воспитанники |
Июнь | Итоговое мероприятие: Викторина на тему «Сокровища Извары» | Подготовка вопросов, заданий для викторины. Выставка рисунков на тему: «По земле Извары». | Систематизировать знания детей о родной деревне. | Воспитатели Родители Воспитанники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...
Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие основ патриотического воспитания через приобщение к истории родного края»
Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.Воспитывать чувство...
Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и животных родного края....
Конспект итогового занятия «Зимушка – зима!» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Конспект поможет систематизировать знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....
Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе
Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....
Конспект итогового занятия «Что мы знаем о лете?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Занятие поможет систематизировать знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных родного края....
Тема: Формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории».
Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родн...