Педагогическая находка «Первые шаги патриотического воспитания через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики»
методическая разработка (старшая группа)

Антонычева Наталия Александровна

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству…»

Академик Д.С. Лихачёв.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

Ленинградский областной конкурс «Учитель года» в номинации «Воспитатель года»

Педагогическая находка

«Первые шаги патриотического воспитания через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики»

Воспитатель:

высшей кв. кат.

Антонычева Наталия

Александровна

д. Извара

Ленинградская область Волосовский район

2019 год

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству…»

Академик Д.С. Лихачёв.

Я, Антонычева Наталия Александровна, работаю на разновозрастной группе с детьми от 5 до 7 лет. Работа с такой возрастной группой кажется мне интересной и увлекательной.

Наше учреждение расположено на территории Изварского сельского поселения, где жил и работал гениальный художник, мыслитель, учёный Н.К.Рерих, здесь находится музей – усадьба знаменитого художника с многочисленными историческими постройками, большим парком, чистыми родниками.

Когда передо мной встал вопрос о том, какую тему для самообразования выбрать и на что сделать основной упор в воспитании дошкольников, я пришла к выводу: если мы живём в таком уникальном и известном месте, со своим богатым прошлым, то нужно обязательно прививать любовь к своей малой Родине, развивать интерес к изучению истории родного края, творчеству Н.К. Рериха. Другими словами: акцентировать образовательную деятельность на формирование социальных, нравственных, патриотических чувств у детей.

В современном мире дети, имея общие представления о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний о родном крае. Они могут назвать президента, столицу, а населенные пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с нами в одном поселке, они не знают.

Начиная более углублённо работать в своём направлении, я столкнулась с подобной проблемой, наши воспитанники действительно мало знают о своей деревне, о её историческом прошлом, о знаменитых предках, которые прославили наш край.  

Тогда я задумалась, как заинтересовать детей, как вызвать у них чувство сопричастности к настоящему своей малой Родины, как вырастить патриотов?

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Формирование патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством музейной педагогики.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- познакомить детей с историей усадьбы и творчеством Н.К. Рериха;

- развивать познавательные способности;

- формировать проектно-исследовательские компетенции;

-воспитывать у детей бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе родного края;

- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в деревне, сопричастности к этому.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна, поскольку в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является нравственно-патриотическое воспитание детей.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, деревни. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. А как известно любовь к большому надо прививать с малого.

Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны.

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребёнка.

Основные этапы моей работы.

I этап – организационно-подготовительный:

- выявление проблемы, постановка целей и задач;

-подбор программно – методического обеспечения для реализации поставленных задач;

- определение уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- обсуждение с руководством музея – усадьбы Н.К. Рериха вопросов о сотрудничестве на предстоящий год и составление плана работы совместной деятельности;

- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Анализируя программно-методическое обеспечение, для дальнейшей работы я подобрала литературу по данной теме:

- «Музей и дети» Л.В.Пантелеевой. Программа представляет систему работы по музейной педагогике, которая включает подготовку дошкольников к предстоящему посещению музея, последующую работу с детьми в дошкольном учреждении.

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л. Программа помогает определить ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, я руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М. И. Новицкой, С. Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. К основным критериям я добавила ещё один, это «Развитие речи» с подпунктами, которые позволили увидеть динамику развития связной речи её грамматического строя.

 (Приложение 1)

Следует отметить, что в целом процесс патриотического воспитания будет эффективным, если: дошкольное учреждение для решения данного вопроса взаимодействует с различными социальными институтами. В нашем случае это музей – усадьба Н.К. Рериха.

Поэтому следующим шагом моей работы стал визит к руководству и сотрудникам музея – усадьбы Н.К. Рериха для того, чтобы составить план совместной работы по формированию у детей знаний об истории своей малой Родины, о жизни знаменитых предков, воспитанию у них чувства прекрасного, творческой активности средствами музейной педагогики.

Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи и Родины. (Приложение 2)

Для того, чтобы достичь высоких результатов в нравственно - патриотическом воспитании наших детей, невозможно строить образовательную деятельность без взаимодействия с семьями воспитанников, тем более что такое требование к дошкольному образованию предъявляет и ФГОС. Я стремлюсь к тому, чтобы родители стали нашими сотрудниками, поэтому стараюсь максимально вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.

Для выявления уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания и потребности в приобщении детей к культурному наследию родной деревни было организовано и проведено родительское собрание с участием сотрудников музея. Общение с родителями показало, что, живя в таком уникальном месте, мало кто из них был в музее, не все знают историю усадьбы. По окончании родительского собрания провели опрос родителей на тему: надо ли знакомить детей с историей малой Родины? Результат превзошёл все ожидания, родители единогласно сказали, «ДА».

II этап - практический:

Одна из главных форм работы по музейной педагогике – это создание мини-музея в образовательном учреждении, которая является первой ступенью приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна. В условиях детского сада настоящий музей организовать сложно, а вот экспозиции «мини-музея» вполне реально.

Свою работу по созданию мини-музея я начала с чтения литературы, из которой почерпнула много полезной информации и поняла, что «мини-музей» – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.

Наши родители активно включились в творческий процесс и оказали помощь в создании на базе нашего детского сада мини – музея на тему: «Русская изба». Так же большой интерес у детей и родителей вызвала работа по созданию таких мини - экспозиций как: «Семейная реликвия», «Семейное древо моей семьи», «Старинные предметы быта», «Посуда» и др.

Совместно с родителями дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделав их настоящими партнерами.

Экспонаты в мини – музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп.

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дети не только рассматривают книги и репродукции, знакомятся с подлинными предметами и вещами, но и сами рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.

Благодаря совместной работе с родителями над проектом «Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики» в нашей группе появился патриотический уголок «Моя большая и малая Родина».  В этом уголке мы собрали разнообразный демонстрационный материал, художественную литературу, дидактические игры, фото - материал о нашей стране России, о своей малой Родине – Изваре. Дети вместе с воспитателями и родителями проделали кропотливую работу и собрали альбом с фотографиями достопримечательностей нашей деревни, составили рассказы об истории этих мест. Собрали фото – альбом с фотографиями семьи художника Н.К.Рериха. Составили план – схему нашей деревни, на которой мы с детьми проложили маршруты от дома воспитанников до детского сада и от детского сада до музея – усадьбы Н.К. Рериха, в который мы ходим на занятия, экскурсии. И ещё много интересного материала, который доступен для изучения детьми.

На протяжении многих лет мы активно сотрудничаем с коллективом музея – усадьбы Н.К. Рериха, на базе которого сотрудники организуют и проводят для дошкольников увлекательные занятия, экскурсии, досуги, праздники, квесты и т.д. Наши дети с большим удовольствием принимают активное участие в ежегодном фестивале народного творчества, посвящённого дню славянской письменности и др. Совместная работа дошкольного учреждения и музея-усадьбы нацелена не только на получение воспитанниками обширных знаний об истории малой Родины, но и на включение детей в собственный исследовательский поиск.

Во время знакомства с историей парка музея-усадьбы воспитанники детского сада учатся анализировать, синтезировать, классифицировать информацию, используя возможности всех доступных источников. Сотрудники музея совместно с воспитателями доу разработали такие проекты как: «Красная книга растений и животных моей деревни». Дети совместно с родителями подбирали материал о растениях, насекомых нашего поселения, которые внесены в «Красную книгу». Такую информацию в своё время начал собирать Николай Константинович. Родители совместно с детьми отметили, как сильно изменилась флора и фауна нашей местности, как много растений становится редкостью, а некоторые исчезли совсем. Собирая материал для «Красной книги» о растениях и животных современности, родители и дети пришли к выводу о необходимости бережного отношения ко всему окружающему.

Ещё одна из достопримечательностей музея-усадьбы Н.К. Рериха - это чистейший пруд, который питают родники, коих здесь множество. Вероятно, поэтому ещё в самом начале XX века здесь была построена и сохранилась до сегодняшних дней кирпично-каменная постройка – Форелевая башня,где во времена Николая Константиновича разводили форель.

Знакомясь с родниками, мы совместно с детьми и родителями провели исследовательскую работу по теме «Живая и мертвая вода – миф или реальность?».

Так началась моя работа по формированию патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством музейной педагогики.

Все методы и формы работы, которые были использованы для взаимодействия с детьми и родителями я учла при составлении тематического планирования, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своём родном крае, о людях, прославивших деревню, в которой они живут. (Приложение №3)

Инновационность моего подхода к патриотическому воспитанию дошкольников заключается в том, что я использую новые, современные технологии:

  • ИКТ - технологии, разнообразные игры с использованием интерактивной доски (владение данными технологиями является одним из требований профессионального стандарта «Педагог»);
  • Квест - игры (эффективная инновационная технология, позволяющая комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи, направленная на активизацию познавательных и мыслительных процессов, способствует развитию умения работать в команде, взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельные решения).Развитие инициативности и самостоятельности детей является одним из основных требований ФГОС ДО, поэтому использование инновационной технологии «Квест - игра» в дошкольном образовании является требованием времени.
  • Проектная деятельность  - это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

III этап - заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- обобщение и распространение опыта работы;

- планирование работы на будущее.

С большой радостью, хочется отметить, что планомерная, систематическая работа по патриотическому воспитанию детей дала положительный результат, который был выявлен в результате сравнительного анализа показателей на начало и конец года.

У детей наблюдается живой интерес к своей малой Родине (знают название своего посёлка, называют адрес), к её истории (называют и узнают достопримечательности села), знают кто такой Н.К. Рерих и чем он занимался, проявляют интерес к посещению музея, демонстрируют знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их, а также повысился уровень развития речи детей. Наблюдения показали, что дети с большим удовольствием делятся впечатлениями о их отношении к окружающему в рисунках, аппликациях, поделках. (Приложение №1).

Проведённая работа показала, что творчество Н.К. Рериха доступно и понятно детям – дошкольникам. Знакомство с его наследием имеет большое значение для нравственного и патриотического воспитания, для развития творческих способностей. Благодаря тесной связи с родителями нам удалось повысить их компетентность в данном вопросе, что позволило улучшить качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей.

А главное мои дети и их родители понимают, что от того как они будут вести себя в окружающем их мире сегодня, зависит то, что будет окружать их завтра.

На сегодняшний день мы обладаем колоссальным объёмом материала, собранным совместными усилиями, который помогает нам идти к общей цели: вырастить из наших детей настоящих патриотов своей страны. И в наших планах на будущее на основании этого материала и имеющегося опыта работы в данном направлении разработать свою программу по изучению истории своей малой Родины: «Сокровища Извары».

Для закрепления и расширения уже полученных знаний, требуется проведение дальнейшей работы с детьми в этом направлении, а также включения новых форм работы с родителями, поиска новых социальных партнёров.

Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что мой опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики, соответствует требованиям стандарта. В нём используются современные образовательные технологии, он востребован обществом, а главное – он даёт положительный результат, поэтому может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.


Список литературы

  1. Барутчева Е. «Хочешь пойдем с тобой в музей». - ж. «Дошкольное воспитание»№5, 2006.
  2. Винниченко В. «Ребенок в пространстве музея». – ж. «Дошкольное воспитание» № 5, 2009.
  3. Герасимова З. «Духовно – нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края». - ж. «Дошкольное воспитание» № 12, 2001.
  4. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». - ж. «Дошкольное воспитание» № 6, 2010.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
  6. Морозова А.Н., Мельникова О.В. «Музейная педагогика». – М.: Cфера, 2006.
  7. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
  8. Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №22» «Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения» разработанная на примере ОО программы ДО «От рождения до школы по ФГОС» под ред. Н.Е. Вераксы., 2015.
  9. Соколова Л.В. «Воспитание ребенка в русских традициях». – М.: Айрис – Пресс, 2003.
  10. Тихонова О.Г. «Дошкольнику о музейной культуре». – М.: АРКТИ, 2006.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Диагностическая карта

по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

ФИ ребёнка

 

Родной посёлок,

символика

История народной

культуры, традиции

Историко-географический и природный компоненты

Нравственно -личностный

компонент

Развитие речи

Результаты обследования

Знает и называет название поселка и дом. адрес

Знает всех членов семьи, место работы

Знает и называет

герб д. Извара и достопримечательности деревни

Знает, рассказывает об истории

Музея- усадьбы Н.К Рериха, предметах быта

Знает, называет картины художника

Знает, называет народные праздники

Знает, называет

природные богатства

деревни Извара

Знает, называет

любимый уголок природы в

деревне Извара

Знает, называет

животный и растительный мир

деревни Извара

Умение управлять

своими чувствами

Умение анализировать

свои и чужие поступки

Свободно общается со взрослыми и детьми, поддерживает беседу, умеет вести диалог, монолог

Употребление в речи новых слов по теме: музей, Родина, Родной край

Начало года

Конец года

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1. Проскурин Рома

2.Пулукчу Миша

3. Чадова Рита

4. Поткина Лиза

5. Яковлев Олег

6.Полонник Савелий

7. Азеева Дарина

8. Тарасова Алёна

9. Большакова Уля

10. Сбитнев Максим

11.Солтыс Артём

12. Макарова Лиза

Высокий, средний, низкий.

Анализ результатов освоения детьми старшей группы материала по теме

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики»

Количество детей на начало учебного года: 12

Начало года:

Не достаточно сформированы знания детей о Родине, родном крае, родной деревне. Затрудняются отвечать на вопросы о достопримечательностях, о художнике Н.К. Рерихе.

Продолжать знакомить с историей и культурой края, формировать ценностное отношение к природе края, окружающему миру.

Количество детей на конец учебного года: 12

Конец года:

У детей наблюдается живой интерес к своей малой Родине (знают название своего посёлка, называют адрес), к её истории (называют и узнают достопримечательности села), знают кто такой Н.К. Рерих и чем он занимался, проявляют интерес к посещению музея, демонстрируют знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их, а также проводимая работа позволила повысить уровень развития речи детей. Наблюдения показали, что дети с большим удовольствием делятся впечатлениями о их отношение к окружающему в рисунках, аппликациях, поделках.

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:

Высокий:

  • Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
  • Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родной деревни.
  • Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
  • Проявляет интерес к стране, в которой живёт.
  • Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
  • Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
  • Умеет свободно общаться со взрослыми и детьми, поддерживать беседу, вести диалог, монолог.
  • Использует в речи новые слова по теме: музей, Родина, Родной край.

Средний:

  • Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи.
  • Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города.
  • Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города.
  • Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе.
  • Осуществляет элементарный самоконтроль.
  • Испытывает затруднения в общении со взрослыми и детьми, стесняется поддерживать беседу, вести диалог, монолог.

Низкий:

  • Знает своё имя, фамилию.
  • Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители.
  • Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре.
  • Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям.
  • Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.
  • Неохотно общается со взрослыми и сверстниками, ведёт себя неуверенно при диалоге.



Предварительный просмотр:

Приложение 2I:\Областной этап конкурса\ЛОИРО док для конкурса\обложка программы музей.jpeg

Сроки

Тема занятия

Цель

Участники

Тематический блок:

Знакомство с художником

Н.К. Рерихом и его семьёй: с родителями, сестрой и братьями.

Знакомство с домом и усадьбой художника.

Начало творческой деятельности Н.К. Рериха.

Сентябрь

  1. Занятие:

 «Здравствуй, музей!»

Познакомить детей с семьёй Н.К. Рериха. Провести экскурсию по залам музея, рассказать о названии этих залов, познакомить с экспонатами. Пополнить словарный запас детей новыми словами: усадьба, музей, мезанин, экспонат, экскурсовод и т.д.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

2. Занятие:

«Начало творчества художника Н.К. Рериха»

Показать детям комнату – мастерскую художника, рисунки Н.К. Рериха. Рассказать о воспоминаниях художника и отношении его к Изваре.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

3. Экскурсия

 «По земле Извары»

Формировать у детей понятие усадьбы: дом, сад, парк, аллеи, хозяйственные постройки, памятные деревья -старожилы.

Сотрудники музея

Воспитатели

Родители

Дети

Тематический блок:

О древней истории земли Изварской, как истоках творчества художника Н.К. Рериха

Октябрь

4.Занятие:

«В тридесятом царстве»

Формировать представление детей о древности земли нашей и жизни древних людей на территории земель Ижорского плато Великого Новгорода, через знакомство с археологическими предметами из коллекции музея.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

5.Занятие:

«По старине»

Средствами творческой игры «Волшебный короб» и предметами из коллекции «старинные предметы быта» совершить с ребятами путешествие в прошлое. Познакомить детей с жизнью людей в старинном русском доме.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

6.Занятие:

«Легенды и предания земли Новгородской»

Углубить представление детей о жизни древних людей, их отношении к природе и почитании традиций через картины Н.К. Рериха «Вечер богатырства Киевского», «Сходятся старцы», «Папоротники», «Гонец», «Весна священная».

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

Ноябрь

7. Занятие:

«Старинный русский костюм»

Творческая работа детей «Русский костюм для моей куклы» (Рисование)

Знакомство с русским народным костюмом, изучение его деталей и особенностей украшения. Рассматривание сарафанного комплекса и мужской одежды.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

8.Занятие:

«Не замай»

Познакомить детей с защитниками земли русской – богатырями, через старинные былины и сказания о земле русской. Рассматривание картин Н.К. Рериха из серии о богатырях: «Святогор», «Микула Селянинович», «Илья Муромец» и т.д.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

9. Занятие «Город мастеров»

Творческая работа детей «Аленький цветочек» (Аппликация)

Дать детям представление о декоративно – прикладном творчестве на Руси.

Тематический блок:

Об окружающей нас природе, её разнообразии и единстве.

О необходимости заботы о природе.

Декабрь

10. Занятие: «Сказка севера глубока и пленительна»

Творческая работа детей «Северная сказка» (Рисование)

Через рассказы о красоте природы Извары формировать у детей чувство прекрасного, воспитывать бережное отношение к окружающему. Рассказать о воспоминаниях и картинах Н.К. Рериха на тему «Пейзажи северной природы». Показать любимые места художника.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

Январь

11. .Занятие:

«Вода из родничка»

Рассказать о значении воды в природе, о почитании воды в древности, о её полезных свойствах. Знакомство с картинами Н.К. Рериха «Капли жизни», «Песнь водопада».

Экскурсия к родникам Извары.

Воспитывать у детей бережное чувство к природе.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

Февраль

1     12. Занятие:

«Валуны Извары»

Рассказать о разнообразии камня и его значении для человека. Познакомить с картинами Н.К. Рериха из серии «Каменные кресты на древних землях Великого Новгорода».

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

Март

13.Занятие:

 «Горы»

Рассказать детям  об увлечении Н.К. Рериха рисовать горы. С помощью картин художника из серии «Гималаи» совершить путешествие к знакам, легендам и преданиям, которые хранят горы Гималаи.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

14.Занятие: «Небесное зодчество»

Творческая работа детей «Небесное творчество» (Рисование)

Рассказать детям об отношении к небу в древности. Знакомство с картинами художника из серии «Небесное зодчество»: «Небесный бой», «Веления неба»,  «Вестник»

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

15. Экскурсия в усадебном парке: «Деревья – старожилы»

Показать разнообразие и единство природы. Рассказать об отношении к деревьям в древности, об особенностях парковых деревьев. Знакомство с картинами Н.К. Рериха «Дерево», «Берёзы».

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

Апрель

16. Занятие: «Наши маленькие друзья»

Экскурсия наблюдение за птицами в усадебном парке.

Рассказать о значении и разнообразии птиц в природе.

Прочитать детям сказку Н.К. Рериха «Девассари Абунту».

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

Апрель

17. Занятие - экскурсия: «Цветы в природе и жизни человека».

Творческая работа детей на тему: «Извара город – сад»

Рассказать детям об разнообразии и единстве цветов в природе. Формировать представление о том, что цветы несут  людям красоту, радость и украшение. Знакомство с картинами Н.К. Рериха «Пантелеймон – целитель», «Девушка с гирляндой цветов».

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

18. Занятие – экскурсия:

«Растительный мир и

микромир (насекомые)

Извары»

Углублённое знакомство и наблюдение за растительным миром и микромиром с использованием микроскопа и увеличительных стёкол.

Сотрудники музея

Воспитатели

Дети

Итоговое занятие по программе

«Извара как школа природы, истории, культуры»

Май

19. Занятие «Красота вокруг нас…»

Систематизировать знания детей о культурном наследии родной деревни. Закрепить знания детей о природе своей малой Родины. Вызвать желание заботиться о ней и оберегать.

Познакомить детей с заветом Н.К. Рериха – «Любите Родину».

Сотрудники музея

Воспитатели

Родители

Дети



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Перспективный план работы
по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через изучение

культурного наследия родного края посредством музейной педагогики
2018 – 2019 уч. год

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Цель

Участники

Сентябрь

1. Беседа:  «Где я живу».

2. Экскурсия по деревне Извара.

Изготовление карты-схемы «Дорога из дома до детского сада».

Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков поселка.

Расширение представлений детей о своей малой Родине.

Воспитание у детей любви к своему дому, детскому саду, деревне.

Воспитатели

Родители

Воспитанники

Октябрь

Видео - экскурсия в музей – усадьбу Н.К.Рериха

«Здравствуй, музей!»

 

Оформление выставки на тему: «Наша семейная реликвия»

Рассказать детям об истории старых вещей.

Ознакомление детей с залами музея, экспонатами, обогащение словарного запаса.

Формирование  знаний детей о жизни своих предков.

Воспитатели

Родители

Воспитанники

Ноябрь

1.Занятие: «Достопримечательности нашей деревни»

2. Целевые прогулки по памятным местам деревни.

Конкурс рисунков:

«Край родной»

Оформление фото - альбома «Достопримечательности нашей деревни»

Формирование у детей представлений о достопримечательностях нашего поселка, ознакомление с их историей.

Воспитатели

Родители

Воспитанники

Декабрь

Занятие:

«Дело мастера боится».

Экскурсия по музею Н.К. Рериха

Оформление выставок в мини-музее детского сада на темы: «Старинные предметы быта», «Старинный русский костюм», «Народная игрушка».

Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры. Расширять знания о творческих профессиях.

Учить детей видеть прекрасное.

Воспитатели

Сотрудники музея

Родители

Воспитанники

Январь

Занятие:  «Мир удивительных камней»

Знакомство с картинами Н.К. Рериха из серии «По старинным русским городам»

Подбор материала для оформление лэпбука на тему: «Камень – защитник, рассказчик, целитель, украшение».

Формирование у детей  представлений о разнообразии камня, его роли в жизни человека.

Воспитатели

Родители

Воспитанники

Февраль

1. Занятие: «Вода из родничка»

2.Целевая прогулка к реке Изварка,  рассказ о родниках.

3.Опыты с водой, снегом.

Исследовательская работа на тему «Живая и мёртвая вода – миф или реальность?»

Воспитание бережного отношения к природе.

Воспитатели

Родители

Воспитанники

Март

Беседа: «Моя семья».

Рассказы детей о членах семьи.

Составление семейного древа (родословная семьи).

Герб семьи.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям.

Воспитатели

Родители

Воспитанники

Апрель

Занятие: «Природа нашего края».

Подборка фото - материала, картинок о растениях, насекомых нашего поселения, которые внесены в «Красную книгу», для оформления «Красной книги растений и животных моей деревни».

Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны.

Воспитатели

Родители

Воспитанники

Май

1.Занятие « Тех дней не стихнет слава!».

2. Экскурсия к памятнику.

3. Изготовление праздничных открыток.

Круглый стол.

Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы).

Конкурс семейных рисунков: «Мы за мир»

Открытое занятие по данной теме.

Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

Воспитатели

Ветераны ВОВ

Родители

Воспитанники

Июнь

Итоговое мероприятие: Викторина на тему «Сокровища Извары»

Подготовка вопросов, заданий для викторины.

Выставка рисунков на тему: «По земле Извары».

Систематизировать знания детей о родной деревне.

Воспитатели

Родители

Воспитанники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие основ патриотического воспитания через приобщение к истории родного края»

Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.Воспитывать чувство...

Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и  животных родного края....

Конспект итогового занятия «Зимушка – зима!» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Конспект поможет систематизировать знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе

Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового занятия «Что мы знаем о лете?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систематизировать знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных родного края....

Тема: Формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории».

Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родн...