Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_prezentatsiya_2007.pptx | 2.3 МБ |
2_prezentatsiya_2007.pptx | 1.4 МБ |
p.z_k_novoy_prezentatsii.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность
Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края
- формировать интерес к истории и культуре родного края, к традициям и культуре русского народа; -формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу; -воспитывать бережное отношения к природе родного края и всему живому; -развивать познавательную активность детей, способность к преобразованию окружающего мира на основе формирования исследовательской и творческой деятельности; - развивать потребность в самореализации в разных видах деятельности. Задачи:
Предполагаемые (прогнозируемые)результаты Ребенок:
1 этап. Подготовительная работа Анализ проблемы Подбор методической литературы Диагностика Составление календарно-тематического планирования Оформление предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда в ДОУ
Программа духовно-нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» И.А. Кузьмина
2 этап. Деятельностный . Разделы (блоки) 1. С голубого «Ручейка» начинается река (формирование знаний о семье и о детском саде) 2. История села Ключёво (знания о микрорайоне) 3. Моё имя – сергачанин 4. Дружба наций и народностей Сергачского района 5. Земля моя Нижегородская 6. Сергач – частица России
. Занятия в рамках кружка Акции Конкурсы Православные и светские праздники Продуктивная деятельность Игры ( дидакт ., сюж.-рол ., подвижн . и др.) Просмотр и обсуждение (ИКТ ) Чтение и обсуждение Сочинение стихов, загадок Наблюдения Изготовление (макеты зданий ) Социальные проекты Оформление выставок Рассматривание (слушание) и обсуждение Викторины (итоговая) Инсценирование и драматизация Целевые экскурсии (очные и заочные) Методы и формы работы с детьми НООД
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторские дидактические игры Игра Сергачские Эрудиты. pptx
Экскурсии по микрорайону Школа №1 В зимний дендропарк
Акции
Районная ярмарка «Наши истоки » Костюм-стиль «Истоков»
Фестиваль фольклорных коллективов
Выставка «Герои - сергачане » Праздник «Этот День Победы»
светлая пасха святая троица
ильин день косьма - дамиан
. Акции Продуктивная деятельность Конкурсы Участие в праздниках и обрядах Фотовыставки и экспозиционные стенды Информационно-просветительская деятельность Составление родословной Оформление выставок «Мини-исследования» Инсценирование и драматизация Семейные экскурсии Работа с родителями Анкетирование
«Наши истоки » « Традиции национальной кухни» Старинный обряд « березку» «А ну-ка папочки» Костюмы –руками родителей
Работа с социумом
Конкурс чтецов в ЦРБ им. Шуртакова Экскурсия в краеведческий музей «Традиции и быт русского народа» Экскурсия в собор Владимирской Божией Матери В ЦСОГПВ с выездным концертом
3 этап. Заключительный. Диагностика
Перспектива НОД в 1 мл.группе Польяновой В.П
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к презентации:
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Выполнила воспитатель 1 категории Польянова Валентина Петровна
1.Я – ПВП , воспитатель Д. С.№15 «Ручеек» г. Сергача. Разрешите представить вашему вниманию методическую разработку раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей ст. дошк. Возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
1. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных и актуальных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание
2. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
Старший дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
3. Целью моей методической разработки является: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края.
4. Задачи представлены на слайде, все они направлены на реализацию поставленной цели.
-формировать интерес к истории и культуре родного края, к традициям и культуре русского народа;
-формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу;
-воспитывать бережное отношения к природе родного края и всему живому;
-развивать познавательную активность детей, способность к преобразованию окружающего мира на основе формирования исследовательской и творческой деятельности;
- развивать потребность в самореализации в разных видах деятельности
5. Спрогнозировали, какими должны быть результаты. Ребенок способен
- Проявляет интерес к истории и культуре родного края, к традициям и культуре русского народа
- Положительно относится к семье , к людям, к своему городу
- Бережно относится к природе родного края и всему живому
- Добрый, милосердный, способный любить, ценить, беречь окружающий мир.
- Проявляет познавательную и творческую активность, интерес к исследовательской деятельности.
- С удовольствием принимает участие во всех видах деятельности.
5-1. Работа выстраивалась поэтапно.
На 1, подготовительном этапе, осуществлялся анализ проблемы патриотического воспитания в ДОУ, изучала эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта известных авторов:
- О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий);
-Г.В. Груба, И.К. Помелова «Ребёнок познаёт мир» (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений);
- Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» (планирование, разработки занятий и мероприятий);
- В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» (программа, разработки занятий и мероприятий).
- Н.Г. Комратова, Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»
- Т. И. Оверчук «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников
-Ветохина, Дмитренко, Жигналь, Краснощекова, Подопригора, Полынова, Савельева. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
- Кузьмина И.А.
5 -2. За основу взяла программу О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий) и «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина. Так же внутри детского сада разработана « Целевая программа развития детского сада по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Сергачский край»
5-3. Была проведена диагностика актуального состояния и развития детей старшего возраста (познавательное развитие, эмоционально-ценностное отношение, социальное поведение) на основе специально подобранных методик в рамках программы «Сергачский край». Выявленное актуальное состояние и развитие детей, соотнесли с предполагаемыми (прогнозируемыми) результатами развития ребенка.
5-4. С учетом диагностики составлено календарно-тематическое планирование 5-5. Оформлена предметно-пространственная среда.
8-1. В детском саду создан музей русской культуры «Комната русского быта», для знакомства с бытом и канонами построения русской избы, для более точного восприятия образа жизни и традиций русского народа.
8-2. Создан историко-познавательный холл «Сергач - мой край », в котором существует макет города, созданный совместно с родителями
8-3. Оформили стенд для родителей «Сергачский край», на котором размещается информация о программе и ее результаты.
8-4. Подобрали литературу детскую и художественную по патриотическому воспитанию, краеведческому направлению. В копилке имеется уже более 20 источников.
8-5. Создана фонотека о родном крае «Любимого края напевы», произведения сергачского композитора Мочалова В.П.
8-6. В групповой комнате пополнила патриотический уголок материалами о Сергаче, о Ключеве- микрорайоне в котором живет основная часть воспитанников.
9. Деятельностный этап предполагает совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса и осуществляется по следующим разделам (блокам)
- С голубого «Ручейка» начинается река (формирование знаний о семье и о детском саде)
- История села Ключёво (знания о микрорайоне)
- Моё имя – сергачанин
- Дружба наций и народностей Сергачского района
- Земля моя Нижегородская
- Сергач – частица России
10.Методы и формы работы с детьми разнообразны. Они представлены на слайде
11. Остановлюсь на отдельных формах работы: непосредственно образовательная деятельность по авторским конспектам «История возникновения города Сергача», «Люблю тебя – мой край родной», «Ключево – история микрорайона города», «Дружба нации и народностей», «Я - Сергачанин ». Так же, созданные мной дидактические игры «Знатоки родного города», «Чья тень?», «Наш герб», авторская ИКТ игра «Сергачские эрудиты», которые имею заключение районного методического экспертного совета и рекомендована к использованию в нашем образовательном учреждении и в других образовательных учреждениях Сергачского муниципального района.
13. Одной из важных и любимых форм являются экскурсии. В процессе экскурсий и целевых прогулок дети выясняют, что в городе много различных достопримечательностей, зданий, узнают о людях, прославивших свой город, район, учатся любоваться и ценить природу.
14. Организуем разнообразные акции «В цветнике», «Посадим деревце»
14. Благодаря активному сотрудничеству и взаимодействию с воспитателями, специалистами ДОУ, а именно с музыкальным руководителем, добиваемся высоких результатов. Наши дети активные участники разнообразных конкурсов. В районной ярмарке наши истоки в номинации костюм-стиль «Истоков» 1 место
15. На фестивале фольклорных коллективов заслуженное 1 место.
16. Развлечения и праздники по народному календарю являются итогом освоения конкретных календарных тем года. Так ко дню победы создана выставка «Герои Сергачане». Большой и насыщенный подготовлен праздник «Этот День Победы»
17. В детском саду проводим праздники с исконно русскими традициями и обрядами Рождество, Крещение, Масленица, Светлая пасха с традиционной народной именно нашей местности игрой «Катание яиц». Праздник Святая Троица, соединяет весну с летом. Символ праздника – береза. Дети водят хороводы вокруг березы, поют песни, исполняют обряд украшения березы ленточками.
18. Традиционными, для нашего детского сада стали престольные праздники села Ключево – Ильин день и Косьма-Дамиан.
Ильин день - летний праздник, который мы с детьми празднуем на улице, рассказываем детям, что раньше с Ильина дня начиналась уборка урожая, жатва. Беседуем о том, с каким трудом хлеб попадает к нам на стол. В этот день водим хороводы вокруг снопа и угощаемся колобками из ржаной муки свежего урожая.
Косьма-Дамиан – это праздник встречи зимы и проводы осени. Русский народ считал святых братьев покровителями ремесленников и рукодельниц. В этот день мы приглашаем всех желающих к нам в детский сад на посиделки.
В народном празднике каждый ребенок творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей. Каждый ребенок находит необходимую ему возможность самовыражения, самореализации.
19. Родители являются субъектами педагогического процесса. Работа с родителями разнообразна.
20-1. Семья Дадоновых участвовала в районной ярмарке «Наши истоки» в конкурсе «Традиции национальной кухни», имеют награду от Сергачского благочиния .
20-2. Участие пап в конкурсе «А ну-ка папочки» ко Дню защитника отечества.
20-3. Родители участвуют в воссоздании русских традиций и обрядах.
20-4. Для детей изготавливают костюмы, шьют русские народные сарафаны.
Совместное участие, творчество родителей и детей является стимулом единения семьи.
21. Наш детский сад активно взаимодействует с социокультурной средой города.
22-1 В Центральной Районной Библиотеке дети участвовали в конкурсе чтецов, посвященному дню матери, где наша воспитанница заняла 1 место
22-2.Часто дети посещают Сергачский краеведческий музей. А Музей проводит выездные экспозиции на базе ДОУ «Предметы быта и национальные костюмы Сергача»
22-3. Экскурсия в собор Владимирской Божией Матери. Детям предстояло узнать об архитектуре собора его назначение.
22-4.В Центре Социального Обслуживания Граждан Пожилого Возраста побывали с выездным концертом в декаду пожилого человека.
23. В третьем, заключительном этапе работы провела диагностику 25 воспитанников группы. Сравнительный анализ показал положительную динамику развития познавательной активности. С 16.7% в начале года высокий уровень достиг результата 77,7% в конце года. Положительную динамику можно увидеть и в разделе эмоционально- ценностные отношения. С 24,3% начала года, вырос до 72% в конце года, и в Социокультурном поведении видна тенденция увеличения с 19,4% до 73,6% . Соответственно низкий уровень концу года приближается к минимальному.
Дети много знают о себе, своей семье, о Сергаче, его достопримечательностях и особенностях народных традиций, проявляют интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города. Проявляют такие чувства, как доброта, забота, милосердие, терпение, трудолюбие, бережливость. Дети с удовольствием принимают участие в разных видах деятельности.
Многие выпускники нашего детского сада продолжают свой творческий путь в стенах Средней общеобразовательной школы №4. Многие из детей стали учениками музыкальной школы, получают дополнительное образование в кружках и студиях Центра детского творчества, Центра культуры и досуга, где так же глубоко берётся задача патриотического воспитания на основе традиции русского народа.
24. В 2013 году творческой группой детского сада разработана программа «Сергачский перезвон» Эта программа рассчитана на старший дошкольный возраст, она стала логическим продолжением нашей последовательной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Понимая важность и ценность данной работы, хочется ее продолжать. Сейчас у меня малыши, и я стараюсь больше использовать малые фольклорные формы, адекватные возрасту для формирования начала патриотического воспитания с 1 младшей группы. На районном методическом объединении, показали интегрированное занятие «В гости к Хозяюшке» Впереди планирую разработать ИКТ презентации по потешкам, р.н. сказкам, предметам старины. Активно взаимодействовать с родителями, организовывать различные выставки, акции. Планирую создать мини-музей «Музей Медведя» актуального для возраста детей (любимая игрушка) и в дальнейшем его изучение как символа города.
Всех благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...
Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»
До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ
Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...