Тема: Формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории».
материал (младшая группа)

Ивлева Юлия Викторовна

Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны.

Как заинтересовать детей, как вызвать у них чувство сопричастности к своей малой Родине, как вырастить патриотов? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_19.11.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»

 

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщения к истокам культурного наследия народов России»

Тема: Формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории».

Подготовила: воспитатель                                                                                          Iкв. категории Ивлева Ю.В.

г.Тайшет 2024г.

Формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории».

  Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, деревни. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. А как известно любовь к большому надо прививать с малого.

  Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны.

Как заинтересовать детей, как вызвать у них чувство сопричастности к своей малой Родине, как вырастить патриотов? С этим вопросом сталкиваются многие педагоги. На сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования одной из основных задач является нравственно-патриотическое воспитание детей.

  Исходя из этого целью моей работы стало формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории». Практика показала, что «Сундучок истории» – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, его использование помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребёнка. 

  Использование сундучка помогает: развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры; восприятии природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений; знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями; развивать умение различать предметы быта, называть их; расширять представления детей о народной игрушке.

Основные этапы моей работы.

  I этап – организационно-подготовительный:

- выявление проблемы, постановка целей и задач;

-подбор программно–методического обеспечения для реализации поставленных задач;

- определение уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

  Анализируя программно-методическое обеспечение, для дальнейшей работы я подобрала литературу по данной теме:

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л. Программа помогает определить ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

  Следует отметить, для того, чтобы достичь высоких результатов в нравственно - патриотическом воспитании наших детей, невозможно строить образовательную деятельность без взаимодействия с семьями воспитанников, тем более что такое требование к дошкольному образованию предъявляет и ФГОС. Я стремлюсь к тому, чтобы родители стали нашими сотрудниками, поэтому стараюсь максимально вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность. Благодаря совместной работе с родителями в нашей группе появился патриотический уголок, мы оформили альбомы «Моя семья», «Мой родной край».  

   Для выявления уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания и потребности в приобщении детей к культурному наследию, было организовано и проведено родительское собрание «Моя Родина - Россия». Общение с родителями показало, что, живя в таком уникальном крае, мало кому удалось посетить озеро Байкал и его достопримечательности, совсем немногие посещали музей, да и не все знают историю России. По окончании родительского собрания провели опрос родителей на тему: надо ли знакомить детей с историей малой Родины? Результат превзошёл все ожидания, родители единогласно сказали, «ДА».

          II этап - практический:

  Одна из главных форм работы по созданию «Сундучка истории» – это создание мини-музея в образовательном учреждении, который является первой ступенью приобщения ребенка к истории, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна. В условиях детского сада наш мини-музей функционирует и пополняется на протяжении многих лет. И вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

  Свою работу по созданию «Сундучка истории» я начала с чтения литературы, из которой почерпнула много полезной информации, поняла, что, это не просто собирательство старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Эффективность всей работы зависит от привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика заинтересовать слушателей.

  Наши родители активно включились в творческий процесс и оказали помощь в организации. Так же большой интерес у детей и родителей вызвала работа по созданию таких «сундучков» - «Сундучок сказок», «Старинные предметы быта», «Игрушки моей бабушки». В процессе общения с детьми и родителями я выявила что малое количество родителей уделяют время на чтение литературы детям. Мною было предложено родителям, принести свою любимую русскую народную сказку, потешку, песенку.  Таким образом у нас сформировался «Сундучок сказок», применение которого, помогает формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества, учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, сопереживать, отвечать на вопросы, рассуждать.

  В процессе реализации проекта по ознакомлению детей с детским садом, мы с ребятами посетили наш мини-музей. Ребята были настолько впечатлены увиденным, что на следующий день некоторые родители стали приносить имеющиеся дома предметы быта. Это и послужило созданию «Сундучка истории «Старинные предметы быта». Читая русскую народную сказку «Три медведя», ребята обратили внимание на иллюстрации с изображением   посуды. Я отметила заинтересованность детей и подготовила художественный и демонстрационный материал, совместно с родителями подобрали экспонаты посуды. Таким образом наш сундучок истории -«Старинные предметы быта» пополнился экспонатами посуды. Ребята узнали: какая посуда была в старину, как она называлась и как использовалась.

  Очень важно показать детям, что все предметы, которые нас окружают, появились не просто так! Каждый современный предмет – это результат творчества многих людей. А это значит, что творчество поколений продолжается.

  Применение «сундучка» помогает вызвать интерес к предметам прошлого, развивать речь детей, обогащать словарь – крынка, чугунок, глиняная, деревянная. Побуждать высказываться об увиденном, рассуждать, сопоставлять и сравнивать предметы, понимать функции и назначение посуды.  

  В подготовке к тематической неделе «Знакомство с игрушкой», я так же задействовала «Сундучок истории». Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки.  Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей.  Создание «Сундучка истории игрушек» помогает приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой, неваляшкой, тряпичной куклой, свистулькой…), как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам, формировать представление о материалах, используемых при изготовлении игрушек.

  Значимость «Сундучка истории» достаточно высока, так как здесь дети   рассматривают книги и репродукции, знакомятся с подлинными предметами и вещами, задают вопросы, учатся размышлять, беседуют.

  Работа по созданию «Сундучка истории», является проектной деятельностью, включающую в себя комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

  С большой радостью, хочется отметить, что планомерная, систематическая работа по патриотическому воспитанию детей дает положительный результат, у детей наблюдается живой интерес к истории своей малой Родины (знают название своего города, могут прочесть любимую потешку, назвать героев понравившейся сказки, узнают игрушки и предметы быта, демонстрируют знание правил поведения при посещении музея и умение придерживаться их, а также повысился уровень развития речи детей. Наблюдения показали, что дети с большим удовольствием делятся впечатлениями о их отношении к окружающему, с увлечением рассказывают родителям, которые также проявляют заинтересованность в приобщении детей к народной культуре, народному искусству, обычаям и традициям.

А главное мои дети и их родители понимают, что от того как они будут вести себя в окружающем их мире сегодня, зависит то, что будет окружать их завтра.

  На сегодняшний день мы только начинаем совместными усилиями собирать материал, который помогает нам идти к общей цели: вырастить из наших детей настоящих патриотов своей страны. И в наших планах на будущее пополнять и развивать работу в данном направлении.

  Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что мой опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через изучение культурного наследия родного края посредством создания «Сундучка истории» соответствует требованиям стандарта, он даёт положительный результат, поэтому может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.

Конспект занятия по формированию патриотического начала у детей дошкольного возраста посредством создания «Сундучка истории»

Знакомство с колыбелькой.

Цель: Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой), и колыбельными песнями.

Задачи.

Образовательные: расширять представления детей о старинных русских предметах, активи-зировать словарь детей словами: колыбелька, люлька, зыбка, короб.

Развивающие: развивать память, умение слушать, понимать заданные вопросы, рассуждать. Стимулировать познавательный интерес к истории, песням, потешкам русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к культурному наследию народа, Родине.

Воспитатель с детьми образуют круг. Доброе утро всем, кто проснулся!                                                   Доброе, кто улыбнулся!                                                                                           Доброе утро светлому солнцу!                                                                               Доброе утро небу в оконце!                                                                                      Ребята, слышите, наш волшебный сундучок снова приготовил для вас сюрприз! (звук колокольчика). Просит ребят пройти на свои стульчики.

Воспитатель достает из сундука детскую  кроватку-люльку (Колыбельку).

Ребята, это кроватка которой пользовались люди давным давно,  а называется она – колыбелька. Дети рассматривают её. Колыбель - первый домик младенца. Малыша укачивали в ней, пели колыбельные песни. Как вы думаете, почему она так называлась? Ее так называли потому что колыбелька колышется.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, кажется кто-то плачет.

(плач ребенка в записи)

Воспитатель: Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим. Воспитатель достаёт из люльки куклу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

«Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»

laquo;Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский...

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...