Мордовский фольклор.
консультация

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА КИСТАЙКИНА

Фольклор мордвы богат, высокохудожественнен, имеетсвою специфику, которая заключается на двух языках: мокшанском и эрзянском.

Не нужно забывать о мордовском фольклоре. С ним нужно знакомиться, чтобы познакомить и наших детей. Ведь это наша культура, наша Родина. наше прошлое. без которого не будет понятно настоящее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskiy_folklor.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мордовский фольклор

 

Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д. Это подтверждает его синкретический характер.

Мордовское устное народное творчество имеет обрядовые и необрядовые формы.

Календарно-обрядовый фольклор делится на три больших цикла: зимний, весенне-летний и осенний.

Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.

Составной частью обрядовой поэзии являются заговоры, которым в обряде придавалось магическое значение. По тематике и объектам воздействия мордовские заговоры охватывают почти все области жизни.

К необрядовым жанрам мордовского фольклора относятся паремическое искусство (пословицы, поговорки, загадки). Весьма богат и разнообразен песенный репертуар мордовского фольклора (исторические, лирические, мифические, колыбельные песни, частушки и причитания, которые исполняются при свадебном и похоронном обрядах).

Сказка один из самых распространенных жанров устного народного творчества. По жанровой специфике выделяются сказки о животных, волшебно-фантастические, семейно-бытовые. Бытование сказки свидетельствует о духовном богатстве народа, вере в справедливость.

Мордовские легенды можно объединить в две большие тематические группы: о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми; о животных, растениях и их свойствах.

Предания повествуют о памятных событиях и известных деятелях прошлого; истории возникновения населенных пунктов; происхождении топонимических названий. До сих пор во многих населенных пунктах существуют устные рассказы об их возникновении и основателях.

Речевые жанры.

Пословицы и поговорки

Одним из популярных жанров мордовского фольклора является паремика (греч. paroimia) – изречение, краткое меткое выражение отдельных мыслей, понятий. Самым распространенным видом изречений является пословица. У мордвы, как и у других народов, пословицы создавались главным образом в крестьянской среде. Они возникали из трех основных источников: 1) сочинялись кем-либо как общие суждения, выводы из непосредственных наблюдений над жизнью, трудом и бытом народа; 2) выделялись из фольклорных произведений; 3) заимствовались из литературных произведений в процессе фольклоризации. В зависимости от происхождения пословицы имеют следующие стилевые разновидности: собственно пословицы, приметы, афоризмы, максимы.

Собственно пословицы – это основной массив пословичных изречений. Они созданы главным образом в целях обобщения жизненного опыта и бытуют как краткие, выразительные суждения, в которых содержатся конкретные образы, например: «Шнак пинеть удомста, а баярть – куломста» («Хвали собаку, когда спит, а барина – когда умрет»), «Мезе теят, секень неят» («Что посеешь, то и пожнешь») и т.д. Образность в пословицах создается метафорами, метонимией и другими формами иносказательности. Например, в пословицах «Ся енць (ломанць) вии, кона природать одкс тии» («Тот ум (человек) силен, который природу обновляет»), «Тиринь велев кись келей» («В родную сторонушку и дорога широка») образность создана с помощью метафор.

В основе образности пословиц часто лежит антитеза, например, лето – зима: «Кизось работай тялоти, тялось – кизоти» («Лето работает на зиму, зима – на лето»), «Тунда удат – сексня майсят, тельня лайшат» («Весной спишь – осенью маешься, зимой рыдаешь»); молодость – старость: «Од пингсь етай лиезь, сире пннгсь – молезь-тиезь» («Молодость проходит мигом, старость – тихим шагом»), хорошее – плохое: «Паро теят – берянь а неят» («Хорошее плохим не обернется»); добро – зло: «Кяжсь цебярь аф тии» («Зло добра не делает»), и т. д.

Кроме антитезы и иносказательности типичным формообразующим средством мордовских пословиц является ирония. Иронические пословицы обнаруживают острую и гибкую проницательность трудового народа в оценке отрицательных явлений общественной жизни, особенно поведения людей: «Нузяксось пели сталмодо, кода калмодо» («Лодырь боится трудностей как могилы»).

Композиция мордовских пословиц основана на интонационном членении, которое дает четкое и сжатое выражение мысли и содействует легкости их произношения и запоминания.

Размерность мордовской пословицы поддерживается ритмическим строем. Правда, ритм в пословице не такой строгий, как в стихе, в ней соблюдается только размерность членов. Так, в пословицах «Рана стяят – ламо теят» («Рано встанешь – много сделаешь»), «Кода маштат, стане шаштат» («Как умеешь, так и разумеешь»), ритмическая равномерность частей осуществляется даже количеством слогов.

Приметыявляются разновидностью пословичных изречений. Как и собственно пословицы, они имеют просторечный стиль, двухчленное композиционное строение и бытуют с давних времен, переходя из поколения в поколение в устной форме как результат обобщения жизненного опыта. В них также есть поучительный смысл, но в отличие от пословиц назидательность народных примет носит не дидактический, а наблюдательный характер. Образность примет создается не с помощью иносказательных понятий, а путем прямого сравнения: «Тялонда лама лешу шида – кизонда лама кшида» («Зима с инеем – лето с хлебом»); «Од иень менелесь тештев – кизэсь пештев» («Новогодняя ночь звездная – к урожаю орехов»); «Якшама майсь – козя урожайсь» («Май холодный – год хлебородный»); «Чись валгомсто якстере – варманень» («Ясный заход солнца – к ветру»); и т. д.

Подобные приметы возникли в результате длительных наблюдений над явлениями природы, поведением животных, птиц и даже насекомых, которые инстинктивно чувствуют изменения в природе. Эти приметы не отмирают, потому что в них содержатся проверенные многолетним опытом выводы.

Но есть и такие приметы, которые возникают на основе суеверий: «Каткась шли-нарды – инженень» («Кошка умывается – гость придет») или «Кержи пильгцень лангс шобдава стяят – кальдявти» («С левой ноги утром встанешь – к несчастью»).

Афоризмы также являются стилистической разновидностью пословичных изречений. Они так же, как и приметы, имеют аналогичную с пословицами композиционную структуру, тематику и формы бытования. Они не только дополняют, делают более, глубоким и злободневным пословичный состав изречений, но и придают оттенок большей значимости.

«Эряфсь фалу моли инголи, и кие аф кенери мельганза, ся фалу иляды фталу» («Жизнь идет вперед, и кто не успевает за ней, тот всегда отстает»); «Весе ломантне эрить, ансяк эрьвась эсь ладсо» («Все люди живут, но каждый по-своему»); У мордвы афоризмов гораздо меньше, чем собственно пословиц.

Максима – это такое афористическое выражение, которое отражает нормы поведения, например: «Улихть ломатть, конат эряйхть, кода панчфнень еткса палакст: кяждост лама, а цебярьсна аш, синь мяльсна куцемс сембода вяри, а ляткшнихть сембода алу» («Есть такие люди, которые живут, как крапива среди цветов: зла много, а добра мало; они хотят подняться выше других, но остаются ниже всех»).

Загадки

Мордовские загадки бытуют в трех видах. Среди них самыми распространенными и типичными являются загадки-метафоры. В них «предметы загадывания», названные в отгадках, полностью заменяются другими предметами или явлениями путем уподобления, сравнения их признаков, качественных свойств или функций.

Метафора составляет основу этих загадок и часто исчерпывает все поэтическое их содержание:

Аш вальманза,

Аш кенкшенза,

Церькавсь пяшксе ломаньда.        

(Куярсь)

Ни дверей,

Ни окон,

Полна церковь людей.

(Огурец)


Кроме метафорических образов в описательных загадках, как и в пословицах, часто встречаются олицетворения:


Аф суски, аф увай;

А куду кивок аф сувай.

(Замоксь)

Не лает, не кусает,

А в дом никого не пускает

(Замок)


Встречается построение образов и с помощью сравнений:


Ашо, будто лов,

Раужо, будто мода,

Сонсь свал кирнявтни.

(Сезьган)

Белая, словно снег,

Черная, словно земля,

Ходит только прыгая.

(Сорока)


Многие мордовские загадки основываются на звуковом образе, построенном с помощью аллитерации:


Лыким-лаким Олдаким.

Илямак тока - лавон прыть.

(Сувтеме)

Лыким-лаким Евдоким,

Не тронь меня - отруби мои выпадут.

(Сито)


Особенно многообразен ритмический строй загадок. Ритмика усиливает выразительность, четко членит загадку на композиционные части и тем самым облегчает произношение текста и его запоминаемость. Она является общим признаком для всех описательных загадок. С помощью ритмического членения может воспроизводиться ритм описываемой работы:


Яла чавить.

Яла чавить,

Карязонзо а новолить.

Все бьют,

Всегда бьют,

А спина все целая.


Ритмический строй этой загадки соответствует ладной и быстрой работе – ковке на наковальне.

Другой, менее распространенный вид – загадка-вопрос. В этих загадках вопрос, выраженный, в сравнительной или превосходной степени, называет какое-либо качество или свойство предмета:


Мезе ведьс пры,

Четь а теи?

(Сулей)

Что на воду упадет,

Следа не оставит?

(Тень)


Вопросительная форма загадок иногда проявляется как метафорический диалог:


– Кичкор Муров, ков молят?        

– Наракш вря,

мезть кевкстнят?

(Леесь ды ледезь тикшесь)

– Извилистый Муров, куда бежишь?

– Постриженная голова,

о чем спрашиваешь?

(Река и скошенная трава)


Существует и третий, совсем малочисленный вид загадки – загадка-задача, которая также носит шутливый характер: «Ащихть колма катот, эрь катоть инголе кафта катот. Мзяра эздост?» («Сидят три кошки, против каждой кошки – две кошки. Сколько их всего? »);

- Мзяра тейть кизода? – кизефтизе церась атянц.

- Кда эряса нинге сянь пяленц, конань эряйне, и тага фкя киза, то тейне топоди 100 киза.

Мзяра атять кизонза?

- Сколько вам лет? – спросил мальчик дедушку.

- Если проживу половину тех лет, что прожил и еще один год, то будет мне 100 лет.

Сколько лет старику?

 

Заговоры

Заговоры самым тесным образом связаны с обрядовой поэзией и являются ее составной частью. Исполнение заговоров несвязанно с конкретными календарными событиями, повторяющимися из года в год. Они исполнялись от случая к случаю, главным образом при неожиданных бедствиях, идущих по представлению древней мордвы от злых духов, рассерженных богов-покровителей. Заговоры являются одним из самых древних жанров народного творчества. Мордовские заговоры весьма разнообразны, и их основой является суеверие человека родовой общины, его зависимость от сил природы. Заговорами древняя мордва стремилась влиять на божества, олицетворяющие силы природы. Впоследствии заговоры значительно расширяют свою функцию и охватывают почти все области жизни. Одни из них были связаны с сельскохозяйственным производством, другие – с семейно-бытовой жизнью (например, заговоры от разных болезней, пожара, нечистой силы, вора, врага и т.д.). В зависимости от функций заговоры получили следующие названия: кортавтомат (наговоры), сюдомат (заклятия, заклинания), шятямат или эждемат (привороты), кельмевтемат (отвороты), уфамат (обдувание), озолмат (мольбы) и т.п.

Большинство заговоров построены по принципу сопоставления. Например, Кода шись и ковось фкя-фкянь эзда аф явовихть, стане и синь (имярек) фкя-фкяда аволхть явов. (Как солце и луна друг с другом не расстаются, так и они (имярек) не расстались бы).

Сложные заговоры состоят из зачина, эпической части и «закрепки». После упоминания в зачине предмета или мифического существа идет эпическая часть, в которой обычно объясняются магические функции существа или свойства предмета или явления. Все это достигается, как правило, путем троекратного повторения, обращения к данному существу или божествам. Далее в зависимости от предназначения заговора идет или изгнание, или приворот и т.п. Заключительной частью является «закрепка», которая логически завершает заговор. Приведем пример заговора от чирея.


Посреди поля болото.

Посреди болота бочка,

На бочке панцей-трава.

Она на утренней заре цветет,

А на вечерней заре не цветет.

Сильный дождь ее поливает,

Сильная жара высушивает.

Как сильный ветер вырывает,

Гремящий гром с бочкой выбросит

Семьдесят семь ее корней,

Семьдесят семь ее ветвей,

Так и я вырву, выброшу болезнь.

Прогоню в пустой лес,

Прогоню в пустое поле,

На каменистое место,

Где люди не разговаривают,

Где петухи не поют,

Где мужики не пашут,

Где лягушки не квакают.

Семь, шесть, пять, четыре,

Три, два, один –

Высушился бы и последний чирей.


В мордовских заговорах сохранились древние, языческие элементы и не обнаруживается влияние христианства. Это подчеркивает то, что заговоры, которые дошли до сегодняшнего дня, были созданы до христианизации мордвы. В них зафиксированы анимистические представления об окружающей природе, отражающих стремление древне мордвы силой слова влиять на стихийные силы и явления. Элементы заговоров встречаются в календарных и семейных обрядах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...

Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"

Конспект занятия  в старшей группе, направленного на продолжение изучения и углубление знаний дошкольников о мордовском фольклоре, способствует закреплению жанровых особенностей устного народного...

Мордовский фольклор детям

познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству,  развитие творческих сп...

Ознакомление младших дошкольников с произведениями мордовского фольклора

Учить детей эмоционально воспроизводить содержание мордовской народной сказки «Бойкие саночки», свободно общаться и двигаться. Формировать интерес к устному народному творчеству мордовского нар...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...