Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"

Программное содержание:

1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное состояние человека.

2.    Повысить двигательную активность детей, используя нестандартное оборудование.

3.    Формировать правильную осанку.

4.    Формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху, укрепление мышц лица.

5.    Развивать разные группы мышц, выносливость, гибкость, ловкость.

6.    Развивать интерес к участию в мордовских подвижных играх.

7.    Воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью.

Материалы о оборудование.

1.    Фонограмма с записью мордовской народной музыки.

2.    Фонограмма «Звуки леса».

3.    Дуги – 3 шт.

4.    Канат – 1 шт.

5.    Платки разного цвета – по количеству детей.

6.    Гимнастические палки - по количеству детей.

Нестандартное оборудование.

1.    «Сухой дождь» - из разноцветных ленточек.

2.    Мешочки из тканей разных цветов, набитых камушками или крупой - по количеству детей.

3.    Вертушки - по количеству детей.

4.    Массажные дорожки – 2 шт.

5.    Мягкие модули – 4-6 шт.

6.    Мягкие набивные мячи – 4-6 шт.

7.    Туннель – 2 шт.

                                                                           Ход занятия:

 Физинструктор:                  Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень

 интересное занятие: нас приглашает Вирява в свой волшебный лес. Но  к путешествию надо подготовиться.

Самомассаж

Вы готовы, сельмонят (глазки)? (поглаживание век).

Вы готовы, пиленят (ушки)? (поглаживание ушных раковин).

Вы готовы, кядьнят (ручки)? (поглаживание кистей рук, хлопки в ладоши).

Вы готовы, пильгонят (ножки)? (поглаживание ног, притопывание).

Все готовы? (развести руки в стороны).

Дети :                                    Да! (обнять себя руками).

Вирява:                                 В лесу нас будут окружать разные цвета. Они

оказывают благотворное влияние на здоровье. Каждый цвет имеет свою целебную силу. А вы знаете, как каждый цвет помогает нашему здоровью?

 Дети:                                    - Красный цвет делает человека сильным,

отважным, помогает мозгу и всему организму хорошо работать.

-  Оранжевый– цвет сновиденья, сказки. Он согревает, успокаивает, улучшает пищеварение.

 - Желтый – цвет радости, веселья, счастья, помогает умственной деятельности.

 - Зеленый  - цвет природы, травы, листьев. Этот цвет самый целебный, он успокаивает.

 -Голубой – цвет прохлады, чистого неба, успокаивает, дает отдых.

-Синий– цвет глубины моря, безграничных возможностей.

  -Фиолетовый– цвет мечты, будущего, веры в чудо, придает уверенности в своих силах.

- Белый– отталкивает зло, дает полный отдых организму.

 Физинструктор:                  Предлагаю отправиться поскорее в лес, чтобы

Почувствовать целебную силу зеленого цвета.

(дети идут в колонне по одному)

На нашем пути – «Сухой дождь». Мы пройдем под ним 3 раза: от фиолетового  - к красному. Это поднимет наше настроение, придаст сил в путешествии.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем легко, как лисята,

Ну, а если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

А медведи немножко косолапы,

А медведи немножко толстопяты,

Вот они шагают дружно ,

Для порядка это нужно.

Кто бежит там, с ветром споря?

Это зайчик длинноухий.

Мы его сейчас догоним!

Все быстрее мчится зайчик,

Меж пеньками он петляет.

На пути у нас дорожка,

 Мы по ней пройдем сейчас.

  (3раза)

Ходьба в колонне по одному,

Свести лопатки,

Ходьба на носках, руки вверх,

Ходьба на пятках, руки в стороны,

Ходьба на внутренней стороне стопы, руки на поясе,

Ходьба на внешней стороне стопы.

 

Ходьба с опорой на ладони.

 

 

 

Бег.

 

 

Бег змейкой между«пеньками» - кеглями.

 

Ходьба по массажным дорожкам.

 

(дорожка состоит из мешочков сшитых из разноцветной тканей набитых крупой или камушками)

усложненное задание: пройти только по красным камушкам, только по зеленым, только по желтым.

Очутились на полянке,

Здесь немного отдохнем.

Построение в круг.

Игра на внимание и формирование правильной осанки «Ель, елка, елочка»

 Физинструктор:                 В лесу растут высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки – ветки слегка в стороны, ладонями вперед.) Рядом  сестренки ели  - елки. Они пониже, но такие же стройные. (принять правильную осанку в полуприсяде). А дальше  -  сестрички – елочки. Вот они – совсем маленькие, но удаленькие: красивые и стройные. (сесть  на корточки, голова и спина выпрямлены,  руки с ладонями слегка разведены в стороны, затем физинструктор падает команды: «ель», «елка», «елочка» и  следит за тем, чтобы во время смены положения у детей была правильная осанка).

(Появляется Вирява)

 Вирява:                               Здравствуйте, дети! Шумбратадо, ялгат!

Рада вас видеть в моем лесу.

Вы ребята, все вставайте,

И зарядку начинайте,

Чтоб в пути не уставали,

И в лесу не заскучали.

ОРУ( Комплекс упражнений на мешочках с камушками или крупой (они использовались в ходьбе по разноцветной дорожке)).

1.В лес гулять мы пришли,

 

2. Посмотри по сторонам,

   Что же лес подарит нам?

 

 

3. Руки подняли и помахали-

   Это деревья в лесу

 

4. Лопатки согнули,

    Кисти встряхнули,

   Ветер сбивает росу

5. Плавно руками помашем-

    Это к нам птицы летят.

6. Как они сядут покажем.

    Крылья сложили назад.

 

7. Вброд речей перешли

 

 

 

8. У ручья растут цветы

     Небывалой красоты

 

9. Бабочек увидели

    Их вспугнули не обидели

И.п. – о.с.. стоя на мешочках. Ходьба на месте.

И.п. –стоя на мешочках поворот головы влево –вправо одновременно с небольшими приседаниями  - «пружинка» - 4 раза в каждую сторону.

И.п. - стоя на мешочках руки на поясе подняться на носочки. Выполнять махи руками вверх, в стороны – 6раз.

 

И.п. - стоя на мешочках руки согнуты в локтях. Встряхиваем кистями рук.- 6 раз.

 

И.п. - стоя на мешочках руки опушены. Поднять руки в стороны. Махать руками.

И.п. – мешочки  с камушками  на голове. Присесть руки назад соединить тыльной стороной.

И.п. – мешочки  с камушками  на голове руки на поясе. Высоко поднять колено пр. ноги, хлопок, вернуться в и.п.. Тоже с левой ноги.-4раза каждой ногой.

И.п. - стоя на мешочках руки на поясе. На1-2 наклон вперед, хлопок за коленями. На 3-4 вернуться в и.п.

И.п. – о.с. руки на поясе, прыжки через мешочки с песком вперед – назад.

Вирява:                               В моем лесу много сюрпризов. Есть у меня друг –

 Вармане (ветерок). Любит он играть с вертушками. (Раздает детям вертушки)

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Ушеняса вармась вяшки,

Якшамсь лямботь эса сяськи.

Курок отюста тон касат,

Молят вире – пенгат ускат,

Минцень печканяньконь уштат,

Сире пакарнянень эждят,

Мамацтинге тон вдь лездат.

Ветер свищет за окном,

Пробирается он в дом.

Скоро будешь ты большим,

В лес поедишь ты один.

Нашу печку ты истопишь,

Матери во всем поможешь.

 

(Вирява читает. Физинструктор напоминает, как нужно правильно дуть: воздух вдыхать через нос, а потом резко выдохнуть через рот. Чья вертушка крутится дольше, тот и победитель.)

ОВД           Вирява:   На полянке за чащей приготовлен еще один сюрприз  для вас.

Полоса препятствий «В сказочном лесу».

Чтоб поляну найти, чащу надо всем пройти.

(ходьба по массажным дорожкам)

Ноги выше поднимаем, через бревна мы шагаем.

(Ходьба по мягким модулям).

Спинки мы свои согнем, под кустами проползем.

(подлезание под дугами).

Здесь лежит и ветвь большая, обойти ее нельзя.

(ходьба на носках с перешагиванием через предметы).

На носочках мы пойдем, через ветвь перешагнем.

Впереди журчит ручей, пройдем по мостику скорей.

(ходьба по канату приставным шагом).

В пещере темной мы ползем, за ней поляну мФ найдем.

(пролезание через туннель).

Вот мы и добрались до сказочной полянки. Давайте немного отдохнем. 

Аутотренинг.

(дети лежат на зеленом паласе с закрытыми глазами.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».)

Вирява:                   (тихим голосом) В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит,

Зеленая музыка где- то звучит

Зеленый кузнечик в зеленый  стране

Играет зеленую музыку мне! (дети поднимаются с паласа).

Вирява:                              (показывает мордовский сундучок).

Вот и сюрприз! Открываем сундучок, достаем разноцветные платочки! Я прелагаю поиграть с ними в мордовскую народную игру «Рутяняса» (В платочки). Выберем водящего считалкой.

1. Шарага, варага, ведьма, лудьма.

    Дикий, викий, перевикий.

    Шоша, ковка, Иван – дуду,

     Маков- Яков клек!

2. По лесу дремучему, полевой дорожкой

    Бредет сказка с ношею, в ней игра хорошая!

(участники выбирают старика и старуху. Остальные участники выбирают платки разных цветов, садятся на ковер, прячут их за спину. Приходит старик и говорит:)

 

Сюк, сюк, бабакай!

Озак, батькай!

Маряйне, руцятне улихть?

Улихть, да аф рамавихть.

Монь кафта сундукт ярмаконе,

Рутятнень рамасайне.

Рамайть! J

 

Здравствуй, бабушка!

Садись, батюшка!

Слышал, платки есть у тебя?

Есть, да ты не в состоянии купить.

У меня 2 сундука денег,

Смогу купить твои платки.

Покупай!

(После этого старик отгадывает, какого цвета платки у участников. Если угадал, то эти платки бегут в сторону, а старик догоняет их. Если догнал, забирает себе. Если не догнал, платки возвращаются на место и мешают цвета.)

Вирява:                              А теперь я предлагаю взять коромысло, и принести водицы из местного ручейка.

Игра – упражнение «Не расплескай воду» с гимнастическими полками

И. п. – о.с.; ноги вместе. Руками и лопатками держится палка (коромыслом). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома.

Наклоном в правую сторону, а затем в левую сторону (импровизация зачерпывание воды. Гордой легкой походкой передвигаться с «коромыслом» по залу. Палку можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой).

(Вирява оценивает самую красивую походку.)

Физинструктор:                 Интересно было у тебя в лесу, Вирява! Спасибо тебе за путешествие!  нам пора возращатися в детский сад!

 Ходьба через «Сухой дождь» от красного – к фиолетовому – 3 раза.

Методическя литература:

1.       «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск, «Красный Октябрь», 2001г.

2.       «Хрестоматия к программе «Валдоня»». Саранск, «Мордовское книжное издательство, 2004г.

3.       Вареник Е. Н. «Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». Москва, «Сфера», 2008г.

4.       Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ». Волгоград, «Учитель». 2007 г.

5.       Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей». Москва, «АСТ – пресс книга» 2006г.

6.       Лазарева Л. «Целебная сила цвета». Журнал Дошкольное воспитание, №3 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Учебно-методическое пособие "Компьютерная презентация для детей среднего, старшего и подготовительного возраста".

Компьютерая презентация рассчитана на дошкольников в возрасте 4-6 лет. Главной задачей при обучении детей среднего возраста является развитие слухового и фонематического восприятия звуков. Для решения...

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»

Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...