Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".
статья по теме
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского и мордовского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий…
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий:
1. Двигательно–творческие
2. Сюжетные физкультурные занятия
3. Театрализованные физкультурные занятия
4. Музыкально – ритмические занятия
5. Игровые физкультурные
6. Познавательные занятия
7. Интегрированные физкультурные занятия
Таким образом, хотелось отметить, что у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых движений выше, если они выполняются охотно и радостно. Поэтому, физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование русского и мордовского фольклора
в физическом воспитании дошкольников»
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского и мордовского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий:
- Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские и мордовские народные песни и пляски.
- Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
- Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
- Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
- Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклором может достигать 80%. (Как посчитать моторную плотность: время потраченное на выполнение движений разделить на длительность занятия и умножить на 100%. Измеряется в процентах. На прогулке она выше, чем в зале.)
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий:
- Двигательно–творческие, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, сказках. Например, при выполнении ОРУ «Сорока, сорока» (и.п. – основная стойка, руки на поясе: поворот головы влево и вправо) можно использовать мордовскую потешку«Сезяка, сезяка»:
Сезяка ,сезяка, Сорока, сорока,
Сезяка , акша бока, Сорока, белобока,
Азк, мезе, вешендят, Скажи, что ищешь,
Мезень колга чикордат? О чем ты трещишь?
Мезе юмавтоть? Что потеряла?
Мезе прафтоть? Что уронила?
При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуется подбирать несложные, ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.
Для выполнения ОРУ «Змейка» (и.п. – сидя на пятках, руки в замок: медленно встать на колени – потянуться) можно использовать загадку:
Вьется, извивается,
Как зашипит,
На солнце переливается,
Убегать всем велит.
Отгадав загадку про белку:
Быстрый, маленький зверек,
По деревьям скок – поскок.
дети с удовольствием выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
При проведении ОВД (основных видов движений), можно использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «Колобок».
- «Колобок покатился по тропинке» – катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания».
- «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.
На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок.
Чаще всего используются сказки о животных, например «Теремок», «Гуси – лебеди», и т.д. Возможно использование авторских сказок (С.Я. Маршак «Кошкин дом», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.
- Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетение» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Например, в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:
Гусь гуляет по дорожке,
И гордится гармонист:
Гусь играет на гармошке,
Я га-га-га-голосист!
На занятии могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия.
- Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений. Инсценировок и игр – драматизаций. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Например: легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например: в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки.
- Музыкально – ритмические занятия, основанные на русских и мордовских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских и мордовских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например: при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле береза стояла». А под мелодию Анатолия Петровича Путушкина «Мордовский танец» дети выполняют ОРУ.
- Игровые физкультурные занятия на основе русских народных и мордовских подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские или мордовские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры или упражнения, как например: «Горелки»(русск. п/и), «Зайцы в лесу»(русск. п/и), «Раю, раю»(морд. п/и), «Пильгинесе»(В ножки, морд. п/и). и т.д.
Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например перед началом игры дети произносят мордовскую считалку:
Петя, Петя, Петушок, Петя, Петя, Петушок,
Листе бойкане, дружок, Выходи скорей дружок,
Патяса тюрьхтяма, Крыльями махни,
Пильгаса топоттяма. Ножками топни.
- Познавательные занятия из серии “Забочусь о своем здоровье” с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физкультуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому, все здорово». «Грязнулю всегда выручает вода», «Молодой слабее умом, старый – здоровьем»,«Лучшее средство для лечения болезней – сон»
В момент сна все процессы в теле человека замедляются, мы тратим гораздо меньше сил, что является необходимым фактором для борьбы с заболеванием. Во сне психофизическое состояние возвращается к норме. А психологический настрой для больного имеет особое значение. - Интегрированные физкультурные занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физ. упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.
С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре, занятия рекомендуется повторять не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений.
Также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки загадушки» и др.
Таким образом, хотелось отметить, что у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых движений выше, если они выполняются охотно и радостно. Поэтому, физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.
Литература:
1. Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошк. образования/ [О.В.Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
2. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): Пособие для дошк. образов. учреждений РМ / Авт.-сост. Е.Н.Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
3. Вареник Е. Н. «Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». Москва, «Сфера», 2008г.
4. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ». Волгоград, «Учитель». 2007 г.
5. Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей». Москва, «АСТ – пресс книга» 2006г.
6. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск, 1983.
7. Г.П. Новикова. “Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста”. Москва, “Аркти”, 2002.
8. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Фльклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания....
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Статья о роли фольклора в физическом воспитании дошкольника с русскими народными играми....
Роль мордовского фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к. наиболее благоприятным...
Эссе «Национальные традиции русского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет»
Использование здоровьесберегающего потенциала русской и мордовской национальной культуры в реализации образовательной области "Физическая культура"....
Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Консультация для родителей в рамках проекта "Двуязычные дети"...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников
Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно -творческой инициативы детей....