Мордовский фольклор детям
проект (старшая группа) по теме

Талабаева Мария Петровна

 познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству,  развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_-detyam.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Лямбирьский детский сад № 3 комбинированного вида»

        

 Отчет по реализации проекта

«Мордовский фольклор -  детям»

2014 г.

Уважаемые коллеги!

Я хочу представить вам творческий проект «Мордовский фольклор - детям», который был разработан воспитателями: Талабаевой М.П.,Алькановой О.И.

Вид проекта: долгосрочный. Проект рассчитан на два года (2013/14 уч.год; 2014/2015 уч.год)

Тип проекта: творческий.

В реализации проекта принимают участие дети младшей и средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования (кружки: фольклорно-танцевальный), музыкальный руководитель, родители.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно, в том числе и мордовский национальный фольклор.

Знакомство с фольклором нужно начинать в дошкольном возрасте,  так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Поэтому эту проблему вынесли на обсуждение с детьми и родителями. Провели опрос детей. Любят ли они сказки, потешки, легенды, загадки, народные игры и др.? Все ответы детей фиксировались. После обсуждения ответов, дети высказали своё мнение, какие сказки и другие виды фольклорных форм они хотели бы услышать.

Сбор информации детей, родителей, позволили прийти к выводу, что:

       Актуальность данной проблемы состоит в том, что:

       -   фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

       - мордовский народный фольклор – универсальное средство введения  детей в традицию мордовской национальной культуры;

       - фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в фольклоре (играх, музыке, сказках и т.д),  транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.  Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

        - фольклор, как неиссякаемый источник устного народного творчества дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи поликультурного, нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения;

- фольклор одно из средств познания родного языка.А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.

Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.

Ознакомление с мордовскимфольклором преподносятся в доступной  форме,  учитываются возрастные особенности детей. Поэтому в проекте предусмотрены игры, сказки, потешки, дразнилки и другие малые фольклорные жанры.

        Интерес к этой теме объединяет – сотрудников, детей и их родителей, всех кто бережёт прошлое, ценит настоящее и смотрит в  будущее. Вот так наш проект станет поистине народным делом.Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Реализация проекта вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к мордовскому народному фольклору в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах, основанных на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми устным творчеством народа через фольклор.

Цель проекта: познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству,  развитие творческих способностей.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

развивающие:

- развивать творческие способности у детей дошкольного возраста;

-развивать самостоятельность, инициативу, побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.

- развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.

- развивать речевые и исполнительские способности.

-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.

воспитательные:

- заложить нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

      - воспитывать национальное самосознание у дошкольников, уважение к своему народу.

Инновационный проект «Мордовский фольклор - детям» ориентирован на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Во - первых, фольклор это – всегда праздник, он дарует несравнимое чувство радости, веселья, общения.

Во - вторых, потребность в ознакомлении дошкольников с фольклором связана с тем, что в нем, как не в одном виде народного творчества, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, отражена жизнь народа.

В - третьих, мордовское устно-поэтическое творчество обладает мощной педагогической силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику мордовского народа и его жизненную мудрость. Не случайно "фольклор" в переводе с английского означает -"народная мудрость".

Новизна проекта заключается в осуществлении  воспитания и образования детей  средствами мордовского народного фольклора через проектную деятельность.Прослеживается интеграция образовательных областей.Этопозволяет  дополнить традиционную систему работы с детьми.

Наша задача:

        - познакомить детей с народным мордовским фольклором, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их  культурной жизни в будущем;

        - развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, мордовскому народу.

         В работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:

- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ,обсуждение, заучивание наизусть.

         - наглядные:рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.

- практические: игры, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, тренинги, имитация движений, постановка спектаклей, драматизация, составление альбомов, книжек-малышек, слушание аудио-видео записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.

Для успешной реализации проекта создана:

1. Специально организованная предметно-развивающая среда:  

   - специально оборудованные помещения (мини-музей, изба, музыкальный зал и физкультурный залы);

        - игровые уголки (народного творчества,  «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);

- окружающий социум (театры, краеведческий музей, музей национальной культуры, библиотека, школа)

- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т.д.;

- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).

- технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, наборы СD- и DVD дисков.

- национальные костюмы;

       - игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);

       - народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);

       - художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;

         2. Методическое обеспечение проекта:

         - демонстрационный и дидактический и материал;

         - методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

         - методическая литература;

         - конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.

         - конспекты сценариев праздников, развлечений.

3. Разработан план мероприятий по реализации проекта по следующим образовательным областям:

- социально-коммуникативному развитию(использование фольклора в режимных моментах, игры – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, игровые ситуации, знакомство с праздниками народного календаря);

        - познавательному развитию(знакомство с народным календарем,знакомство с календарными праздниками, обрядами, обычаями, посещение театров, музей, непосредственно образовательная деятельность);

        - речевому развитию(беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов, инсценировка и драматизация произведений, составление творческих рассказов, упражнения на интонирование,скороговорки на развитие дикции, составление рассказов по иллюстрированным пословицам, сказкам, загадкам, подушкам, обсуждение пословиц, приговорок, сказок, знакомство со сложными жанрами мордовского фольклора:  легенды, баллады);

- художественно-эстетическому развитию (игры с пением, рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок, баллад, легенд и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкуры рисунков, поделок,музыкальный фольклор: игры, шуточные гадания, колядки, заклички; развлечения и народные праздники - Сексень ши»–праздник урожая, «Покрав» - «Покров», «Святки», «Од киза» (Новый год»), «Роштованькудо», «Масленица», «Пасха»);

- физическому развитию(мордовские народные подвижные игры, хороводные игры, тренинги - «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»., имитационные игры).

         При реализации проекта были использованы следующие формы работы:

- мордовские народные игры, хороводы;

         - песенное творчество(колыбельные, частушки, припевки и т. д);

         - знакомство с предметами быта, одеждой;

         - знакомство с мордовским народным орнаментом;

         - художественное творчество (аппликация, рисование);

         - знакомство с мордовскими словами;

         - танцевальное творчество;

        - устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки, небылицы и др;

        - праздники народного календаря («Масленица», «Пасха», «Троица»).

          Работа по реализации проекта проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы:

         - беседы, консультации о важности данной проблемы;

         - родители принимают участие в конкурсах, выставках;

         - совместные фольклорные праздники.

Результаты реализации проекта

1. Создание условий для ознакомления дошкольников с мордовским народным фольклором.

2. Внедрение новых форм работы с детьми.

3. Положительная динамика развития восприятия и усвоение  устного творчества мордовского народа.

Дети знают:

- детские жанры народно – песенного творчества (считалки, потешки,песни - игры, игры – загадки) ;

- виды хороводов (круг, ручеёк) ;

- основные праздники народного календаря;

- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины.

Дети  умеют:

        - обыгрывать образы героев в песнях и играх;

- исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;

- выразительно декламировать;

-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая);

-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

-использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

4. Совершенствуются коммуникативно-речевые навыки детей.

5. Повышается познавательная активность и творческие интересы детей.

       6. Разработаны  конспекты непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с мордовским народным фольклором.

         Планируем презентацию проекта с использованием следующих форм работы:

       1. Мастер –класс:

       - «Удивительный мир сказок» ( Для воспитателей МДОУ).

       2.Презентация проекта «Мордовский фольклор - детям»

       3. Драматизация сказок «Пестрая курочка», «Как собака друга искала».

       4. Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.

       5. Создание видеофильмов, фотоматериалов по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.

       6. Фольклорный праздник «На завалинке»

       7. Оформление папки-передвижки для родителей «Фольклор в режимных моментах»

       8. Создание фольклорного ансамбля

       9. Выступления на родительских собраниях, семинарах, педсоветах.

10.Создание картотек:

       -  малые формы мордовского народного фольклора;

       - мордовские народные сказки;

       - мордовские народные фольклорные игры.

       11. Публикация наработок в СМИ.

       12. Создание методический пособий.

Что мы ждем от внедрения проекта.В результате реализации проекта будет:

        1. Пополнена детская литература по ознакомлению детей с мордовским народным фольклором.

        2. Пополнена методическая литература по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.

        3. В группе будут созданы условия для ознакомления детей с мордовским народным фольклором.

        4. Пополнена методическая копилка по оказанию профессиональной помощи воспитателям, родителям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с устным творчеством мордовского народа.

        5.Раскрыты незабываемые образы фольклорных произведений, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

        6. Положительная динамика развития восприятия и усвоение  устного творчества мордовского народа, с последующим применением его в практической жизни.

Практическую значимость проекта видим не только повышении  компетенции воспитателей, но и повышении знаний у родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу через устное народное творчество. А дети в свою очередь, научатся ценить творчество мордовского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Проект вызовет интерес к родной истории, к наследию и традициям своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

Работа с родителями по приобщению детей к мордовскому фольклору.

За годы дошкольного детства ребенок получает немало сведений, конкретных знаний об общественной жизни, о людях России, их труде, возможностях, о просторах и могуществе нашей Родины. Это не просто свед...

Рецензия на образовательную программу дополнительного образования детей «Мордовский фольклор»

Рецензияна образовательную программу дополнительного образования детей «Мордовский фольклор»...

Детско-родительский проект «Мордовский фольклор-детям»

Детско-родительский проект «Мордовский фольклор-детям»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...

Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»

Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...