Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю". Закрепление знаний детей о мордовских народных сказках: "Благодарный медведь", "Лиса и медведь", "Как собака друга искала", "Яраска" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mordovskiy_folklor.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре»
«Мордовский фольклор»
Задачи: -продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;
-развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений;
-воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;
-формировать устойчивый интерес к речевой деятельности;
-развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;
-обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе формировать доброе, высоконравственное отношение к окружающему миру.
Материал: вылепленные из теста и раскрашенные детьми фигурки птичек «жаворонки», веточки вербы, национальная одежда, предметы быта и орудия труда (находящиеся в музее «Национальная изба»).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, снова на нашей мордовской земле наступила весна. Все рады приходу весны! Рады взрослые и дети! Рады звери и птицы! Давайте вспомним пословицы о весне.
Дети: 1. Весна красна цветами, осень – пирогами (Тундась мазы панчфса, сексень – серонь тяньфса).
2. Весна богата солнцем, осень – хлебом (Тундась козя синса, сексень – кишса).
3. Весенняя песня осенью завершается (Тундась морось сексенда аделяви).
4.Весна красна цветами, лето – хлебами (Тундась мазы цеця курось, кизесь – сюросо).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько мудрых пословиц вы назвали! Пословицы – это поучительные изречения. Не зря в народе говорят: «Сама пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро».
Ребята, пока мы с вами о весне пословицы вспоминали, погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка. Давайте позовем его!
Дети: Солнышко, выйди, выйди,
Получишь ложку каши!
Солнышко, выйди, выйди,
Получишь красного петушка!
Чика листь, листь,
Оев каша пенч максан!
Чика листь, листь,
Якстеря атяки теть максан!
Воспитатель: Солнышко нас услышало и выглянуло из-за тучи. Посмотрите, как оно засияло. А теперь пора нам отправляться в гости к бабушке Дуне. Она нас давно уже ждет. (Посещение национального музея в ДОУ).
Бабушка Дуня: Здравствуйте, ребятки! Шумбрат! Присаживайтесь! Я вас ждала! Все здесь прибрала, все дела переделала, за водой сходила, домашних животных накормила в огороде скоро буду грядки сажать. Хотите узнать, какой урожай я соберу осенью? Слушайте мои загадки.
- У меня есть серая курица,
Несет яички в земляные гнезда (Картофель)
- На грядке медвежьи головы
Без глаз, без ушей (Тыква)
- Сорок рубашек на ней,
Высокий корень под ней (Капуста)
- На грядке кустик,
На каждой ветке красная девица (Помидор)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята, хотите узнать, как встречали весну в старину? Скажите, что возрождает все живое к жизни?
Дети: Солнышко.
Бабушка Дуня: Конечно, вы правы! Это солнышко. Наши предки верили, что добрые силы природы услышат их придут им на помощь в их делах. Поэтому они поклонялись солнышку. На масленицу пекли круглые блины, похожие на солнце, водили хороводы, жгли круглые костры. А еще пекли из теста фигурки птичек «жаворонков», выходили с ними в поле и зазывали перелетных птиц. Мы с вами тоже лепили из теста фигурки птичек «жаворонков», а потом их раскрашивали. Сейчас каждый из вас возьмет и положит на ладошку своего «жаворонка». Мы тоже будем зазывать в наш край перелетных птиц. (Дети выполняют танцевальные движения и произносят слова заклички)
«Птички – невелички летите к нам,
С первым весенним теплым ветерком»
Бабушка Дуня: Взрослые и дети любили играть в веселые шумные игры.
Подвижная игра «Раю-Раю»
Бабушка Дуня: Еще у мордвы с давних времен особым уважением пользовалась, верба! Верба – это первое растение, которое сообщает нам о том, что скоро оживет природа, придет тепло. Также считалось, что верба имеет свойства придавать здоровье и жизненные силы людям и животным. У мордвы был обряд «Хлестание вербой». Давайте и мы поиграем в игру «Верба хлыст». (Дети стоят в кругу, ведущий бегает с вербой в руках и дотрагивается до детей. Дети должны подпрыгивать, кто не успеет подпрыгнуть, тот водит).
Бабушка Дуня: Издавна славился мордовский народ не только веселыми играми, плясками да песнями, но и своим трудолюбием. А с веселой песней и дело быстро спорится. Мы с вами сейчас попробуем выполнить ту работу, с которой легко справлялись умелые руки мордовских мастериц и мастеров. (девочки наматывают на веретено нить с клубка определенным способом. А мальчики придерживают клубки в ладошках так, чтобы клубок вращался, но не падал из рук. Затем девочки держат веретено так, чтобы оно вращалось вокруг своей оси, а мальчики наматывают нить с веретена в клубок).
Бабушка Дуня: Долгими осенними и зимними вечерами рассказывали взрослые друг другу и детям мордовские сказки, которые дошли и до нас. А какие мордовские сказки вы знаете?
Дети: «Благородный медведь», «Лиса и медведь», «Как собака друга искала», «Яраска», «Девочка серебряный зубок» и др.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы много узнали нового о мордовском народе, его культуре и традициях. И сами показали свои знания и умения. Я думаю, что вы и в дальнейшем будете накапливать представления о мордовском народном искусстве, культуре, о традициях и обычаях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»
Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...
Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...
конспект открытого занятия в старшей группе по проекту "Еда без вреда".
Беседа, игра, итог....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Звук [х]. Буква Х
Обучение грамоте...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда»
Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Данное мероприятие нап...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»
Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...