Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Программное содержание:
- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;
-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.
- вовлекать детей в театрализованную деятельность.
- прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mordovskuyu_skazku_viryava.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по изучению мордовского фольклора
«Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»
Программное содержание:
- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;
-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.
- вовлекать детей в театрализованную деятельность.
- прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.
Материал: декорации к сказке: макеты деревьев, костюмы: Вирявы, Ведявы, Толавы, Паксявы.
Предварительная работа.
Беседы «Наша родина – Мордовия», рассматривание альбомов, знакомство с мордовскими народными праздниками, играми. Разучивание стихотворений и песен.
Ход занятия:
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Любите ли вы слушать сказки?
А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)
Все, что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
- Ребята, вспомните пословицы о книгах.
(Предполагаемые пословицы)
Книга учит жить- книгой надо дорожить.
Будешь книги читать -будешь много знать.
Книга мала, да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Дом без книги -день без солнца.
Воспитатель: - Сегодня мы попадем в мордовскую сказку, которая познакомит нас с обычаями и традициями мордовского народа.
- Когда-то давно эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Они любили обрабатывать землю и перед началом всех работ на поле все вместе молились Богине плодородия Богине Поля (Паксяве, чтобы был хороший урожай. Мордва держали много домашних животных, любили ходить на охоту и ловить рыбу. Перед тем как отправиться в лес молились богине Леса (Виряве, чтобы была удачной охота. А перед тем как отправиться на рыбалку - молились богине Воды (Ведяве).
Охотники и рыболовы, перед тем как отправится в лес или на реку, собирались у костра и рассказывали сказки Виряве и Ведяве. Они думали,что если этим богиням понравятся их сказки- то охота и рыболка пройдут удачно.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со сказкой «Вирява».
Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.
Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сказка? Посмотрите нас встречает Богиня поля. (Паксява)
Богиня поля (Паксява) : - Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята). Чтобы пройти через мое поле вы должны выполнить задания. Готовы показать свои знания? Тогда слушайте задание:
1. Посчитайте на мокшанском колоски на моем поле.
1 -фкя , 2- кафта, 3- колма, 4- ниле, 5- вете, 6-кота, 7 -сисем, 8 -кафкса, 9 -вейхкса , 10 -кемонь.
Богиня поля (Паксява) : Молодцы. Смело ступайте по моему полю к широкой реке, в гости к Ведяве.
Воспитатель: - Ребята, А это кто нас встречает? Да, это Ведява. Поздороваемся с ней.
Богиня воды (Ведява):Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята). Чтобы перейти на тот берег, вам нужно выполнить мои задания назвать животных на мокшанском языке:
Медведь-офта.
Лиса-келазь,
Заяц-нумол,
Белка-ур,
Волк-врьгаз.
Богиня воды (Ведява): - Какие это животные? Лесные - (вирень). С ними вас отправляю в лес к Богине Леса- (Виряве).
Воспитатель: - Ребята, чтобы помочь Дамаю освободить Лияну, мы должны показать свои знания и Богине леса (Виряве).
Богиня леса (Вирява) Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята): - Готовы выполнить моё задание?
--- Расскажите о правилах поведения в лесу.
Богиня леса (Вирява) : -Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не делайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).
Воспитатель: - Ребята, а нам огонь нужен, чтобы сделать меч. Поэтому отправляемся дальше к Богине огня (Толаве)
Воспитатель: - Ребята, смотрите, в своей огромной печи Богиня огня (Толава) разожгла огонь, он пылает, и от него разноцветные искры. Назовите на -мокшанском какого цвета искры.
Красный — Якстерь.
Желтый — Тюжя.
Синий — Сенем.
Зеленый — Сянгяря.
Белый - акша.
Воспитатель:- Ребята, вы очень понравились Богине Огня и она дарит вам меч. Вот эти мечом Дамай сразил Трехглавого Змея. Вот так все вместе мы освободили Лияну. Долго и счастливо жили Лияна и Дамай.
На этом наше путешествие в сказку "Лиана и Дамай" закончилось. Ваши знания, помогли Дамаю освободить Лияну. Я думаю, что и в дальнейшем, каждый из вас будет помогать друг другу в беде, и тогда жизнь наша будет добрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД на тему "Украсим полотенце мордовским узором".
Открытое интегрированное занятие художественно-эстетическому и познавательному развитию....
Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа" в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа"в подготовительной к школе группе. Цель:- приобщение детей к традициям и обычаям мордовского народа.Задачи:- воспиты...
КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности «Сохраним природу Мордовского края»
Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.Задачи:Обучающие:Учить использовать растительный мир с умом.Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природ...
Методическая разработка НОД по речевому развитию с использованием малых форм фольклора «Путешествие в русскую народную сказку»
Ознакомление детей с устным народным творчеством....
Конспект занятия по кружковой работе "Обучению детей мордовскому-эрзя языку": «Игрушка: кукла» (вторая младшая группа)
Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Вос...
Конспект ООД в старшей группе на тему"Мордовская матрёшка"
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с мордовским прикладным искусством, народной игрушкой; Продолжать учить детей лепить фигуру человека в длинной од...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»
Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...