Технологическая карта НОД: «Волшебный уголёк»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель: ознакомление детей с добычей угля в Амурской области
Задачи
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля с его
месторождением и добычей в Амурской области.
2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью сохранных
анализаторов, называть их свойства и особенности.
3. Развивать сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям
неживой природы.
Предварительная работа:
Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций
по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной
литературы - сказка про «Уголёк»
Оборудование:
Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с
каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая
карта, салфетки, лупа, презентация «Добыча угля в Амурской области»,
шапочки и нарукавники.
Ход занятия.
Сказка про «Уголёк» (в конце занятия)
Уголёк-то наш важный и всем нужный! Попадёт Уголёк в дом. Затопит
хозяйка печь. Напечёт блинов, пирогов. Приходите, гости дорогие, угощайтесь
на здоровье!
А попадёт Уголёк на теплоэлектростанцию. Что не далеко от нашего
города, специальные котлы закипят, забурлят. Машины заработают. И
побежит по трубам горячая вода, а по проводам электричество. И тепло в
нашем доме и светло!
А попадёт Уголёк на большой, металлургический завод растопит уголь,
железную руду в сталь. А потом уж делай что хочешь.
Хочешь - рельсы для поездов.
Хочешь - краны строительные.
А хочешь - машины любые!
Этапы
деятельности,
занятия
Содержание Действия детей Действия
воспитателя
Результат
1. Вводно —
организационный,
мотивационно —
побудительный
Загадывание загадки
Ребята, для нашей
группы пришла
посылка, хотите узнать,
что в ней? Открывает
посылку, достаёт
письмо, читает его
«Здравствуйте,
дорогие ребята! Я,
слышала, что вы много
знаете о природе. Вот и
решила отправить вам
посылку с предметом
неживой природы. А
что это за предмет вы
узнаете, отгадав
загадку. Желаю вам
удачи.
Хозяйка медной
горы».
Чёрный и блестящий, я
самый настоящий
Волшебник, чародей, я
нужен для печей.
В печах переливаюсь
Ребята заходят в
группу и видят на
столе лежит посылка,
в которой лежит
внутри предмет
неживой природы.
Заглядывают,
вынимают и
называют
Сосредотачивают
внимание, вживаются
в игровую ситуацию,
рассматривают и
проявляют интерес к
посылке.
Отвечают на
вопросы. Слушают,
размышляют.
Настрой на учебный
процесс
Достаёт письмо из
посылки и читает
письмо.
Эмоционально
включаю в действие,
вовлекаю в слушание.
Заинтересованность
детей предстоящей
деятельностью.
Проблемная
ситуация, мотивация
к деятельности
Актуализация
знаний
Актуализирование
мыслительных
операций
необходимые и
достаточные для
золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
дома нагреть, как
летом.
Поощряю детей к
правильным отгадкам.
- Правильно, это
каменный уголь
(достаёт из посылки)
-Хозяйка Медной
горы прислала его нам
чтобы мы с вами,
узнали, как его
добывают у нас в
Амурской области, как
и где его использует
человек, изучили
свойства каменного
угля.
Презентация «Добыча
угля в Амурской
области»
Слайды
1. Эмблема
«Амурский уголь»
2. Загадка - Крепкий
Дети отгадывают
загадку.
Работа со слайдом
Загадывание загадки
Показываю образцы
угля
Дети отгадывают
загадку
Умеют
ориентироваться в
своей системе знаний.
Активизация речи и
мыслительных
процессов детей в
восприятия нового
материала
камень, не гранит
Зимой в печках он
горит...
Согревая каждый угол,
Это чёрный камень...
(уголь)
3. Стих о шахтёрах
Да здравствуют наши
шахтёры
Бессмертный и
дружный народ!
Добытчики чёрного
солнца Проходчики
чёрный пород!
Мы славим их
верность народу Их
светлый и доблестный
труд!
Ребята, посмотрите
какой мужественный
шахтёр: у него чёрное
от угольной пыли лицо
и руки, работают в
специальной
брезентовой робе,
шахтёры носят каски,
Рассказывает
подготовленный
воспитанник
Рассуждают,
отвечают на вопросы.
Слушает
Организует беседу о
шахтёре.
Индивидуальное
обращение к каждому
период отгадывания
загадки.
Дети умеют слушать
других; применять
правила поведения в
процессе учебной
деятельности, уважают
иное мнение.
каски - безопаски. Эти
люди добывают уголь
глубоко под землёй. Но
у нас в Амурской
области шахтёры
добывают уголь на
поверхности.
4. Город угольщиков -
Райчихинск
На карте
Амурской области
показать где находится
наш город
Благовещенск, и где
находится Райчихинск.
Около Райчихинска
поставить знак «уголь».
5. Взрыв слоя
пустой породы
6. Шагающий
экскаватор убирает
пустую породу.
7. В Райчихинске
идёт открытый способ
добычи угля.
8. Открытый
угольный карьер
9. Машины,
Дети слушают,
выполняют задание.
ребенку согласно его
знаниям.
.
Рассказывает о городе
Райчихинск
Организует работу по
карте.
Поощряет детей к
высказыванию. Все
правильно назвали.
Показ слайда.
Организует беседу
Показ слайда.
Организует беседу.
Правильно находят
расположение на карте
города Благовещенск и
Райчихинск.
Отвечают на вопросы.
которые помогают
людям добывать уголь.
10. Шагающие
экскаваторы.
11.
Разновидность
дробильных установок.
12. Белаз -
самый большой
самосвал.
13. Добыча
угля происходит
круглые сутки.
14. Погрузка
угля экскаватором в
вагоны.
15. Подача
угля по транспортёру в
вагоны.
16. Перевозка
угля по железной
дороге поставщикам во
все регионы страны.
17. Дымящиеся
горы одно из чудес
земли Амурской.
18. Где
используют каменный
Использует наглядные
средства.
Привлекает к
обсуждению, задает
загадки,
стимулирующие
процесс мышления и
активизирующие
знания, читает стихи об
огне.
Проявляет уважение и
поощряет детей к
высказываниям.
Дети внимательно
слушают, отвечают на
вопросы.
Представления имеют
дети, как добывают
каменный уголь в
Амурской области и
как он используется
человеком.
Зрительная
гимнастика
С целью снятие
усталости,
утомления.
уголь.
19. Стих про
огонь.
Учитель -
дефектолог - вы
смотрели фильм, и
ваши глазки устали,
давайте понаблюдаем
за бабочкой.
Проводится
«Гимнастика для глаз».
Воспитатель: -
Ребята, а как
называются люди,
которые всё изучают?
- Да, учёные
- Вот я вам
сегодня предлагаю
немного побыть
учёными.
Учитель -
дефектолог - чтобы
попасть в «детскую
научную лабораторию»
нужно всем одеть
шапочки и приколоть
бейджики. Пройдите к
столу, займите своё
Дети выполняют за
учителем-
дефектологом
Стимулирует
любознательность и
интерес к деятельности.
Показ учителем-
дефектологом
Дружно выполняют по
образцу.
Физкультминутка
С целью снятие
мышечного
напряжения.
рабочее место. Чтобы
наши пальчики были
послушны мы сделаем
для них зарядку:
Четыре братца
высоки да тонки,
Держатся вместе,
а пятый в сторонке.
Но чуть за работу
приходится браться,
Четверо кличут
пятого братца.
Опыт 1 -
воспитатель молотком
ударяет по каменному
углю.
- что произошло?
(да, он рассыпался)
- Давайте сделаем
вывод: каменный уголь
прочный, но не
настолько, как
например мрамор, и от
удара он рассыпается.
-как называется
это свойство? Какой
он? (хрупкий)
Опыт 2 -а теперь
Дети выполняют
вместе с учителем-
дефектологам.
Рассматривают
представленные
материалы.
Проявляют речевую
активность и интерес
к происходящим
действиям.
зрительной
гимнастики.
Выполняет с детьми
зарядку.
Показывает
последовательность
действий.
возьмите лупу и
рассмотрите его.
- Какой он?
(бугристый, как дерево)
Опыт 3 -
уважаемые коллеги, а
как вы думаете, что
произойдет, если мы
опустим каменный
уголь в воду? Давайте
сделаем это.
- что происходит
с водой? (вода
помутнела, пошли
пузырьки)
- почему пошли
пузырьки? Что это
такое? (это выходит
воздух)
Вывод:
правильно, в каждом
предмете есть воздух, а
в пористых больше.
При опускании в воду,
он вытесняется ею,
Наблюдают за
действием
воспитателя,
выполняют действия
по образцу.
Проявляют интерес и
включаются в
продуктивную
деятельность.
Знакомятся с
материалами для
продуктивной
деятельности.
Осваивают
последовательность
действий.
Вовлекает в
совместную
познавательно-речевую
деятельность.
Наблюдает за детьми
во время выполнения
задания.
Задает вопросы
стимулирующие
процессы мышления.
Поощрение детей к
совместной
деятельности.
Организует и вовлекает
детей в продуктивную
деятельность.
Рассматривают через
лупу уголь. Отвечают
на вопросы.
Проявляют интерес.
Активное включение в
совместную
деятельность и игры с
опытами взрослым и
детьми.
Умеют добывать
новые знания и
находить ответы на
вопросы.
поэтому появляются
пузырьки.
- а что произошло
с углем? (он утонул)
- какой можно
сделать вывод? Уголь
тяжелый.
- а как вы
думаете, уголь
растворяется? - уголь
не растворяется.
Опыт 4 -
возьмите палочки и
помешайте. Сделайте
вывод.
- правильно,
уголь не растворяется
ни в одной из
жидкостей.
- а теперь
уважаемые коллеги,
давайте еще раз
повторим все свойства
каменного угля.
Всем спасибо за
работу в научной
лаборатории
Демонстрируют
результат
продуктивной
деятельности.
Убирают за собой
место после опытов.
Предоставляет
достаточно времени
для ознакомления
материалов для
продуктивной
деятельности.
Показывает
последовательность
действий.
Поощрение к опытам.
Организует, вовлекает
детей в совместную
игровую деятельность,
показывает
последовательность
действий.
Поощряет детей, за то,
что они убирают за
собой место после
Слушают и понимают
речь других.
Умение работать по
образцу, следовать
очередности действий.
Получение
удовольствия от
совместной
деятельности с
взрослым.
Анализируют и
обобщают,
сравнивают, делают
выводы; подводить
под понятие; строить
Завершающий (5
мин)
Умение обобщать
свои знания.
Сегодня на занятии вы
были активными,
любознательными,
узнали много
интересного, много
нового о каменном
угле. Что вам
понравилось на
занятии?
рассуждения; умеют
обобщить
информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konspekt._.pdf292.57 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта тема:"Волшебный мир эмоций"

Конспект "Художественно - эстетическое развитие" с участием педагога - психолога, средняя группа...

Технологическая карта ООД «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ» для детей подготовительной к школе (приуроченная к Недели творческих отчетов)

ЦельСпособствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Задачи:ВоспитательныеВоспитывать са...

Технологическая карта ООД "Волшебная сила музыки"

Закрепление приобретенных знаний по пройденным темам «Животный и растительным мир нашего края» с использованием музыкотерапии. Дифференциация звуков по признакам мягкий-твердый звуки....

технологическая карта занятия "Волшебный урок"

Тема «Волшебный урок»Образовательная областьХудожественно-эстетическое развитие, музыкаИспользуемыепрограммы и технологииПрограммы -  Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирован...

Технологическая карта. Тема ,,Волшебные палочки.,,

Технологическая карта № организации совместной деятельности с детьмиФорма организации: подгрупповая.Тема:Волшебные палочки.Цель:Развитие мелкой моторики рук.Задачи:Знакомить детей с геометрическими фи...

Технологическая карта НОД «Волшебные приключения незнайки в детском саду»

Технологическая карта НОД«Волшебные приключения незнайки в детском саду»Образовательная область: Познание . Ориентировка в окружающем миреЦелевые ориентиры: Формировать представление о про...