Конспект образовательной деятельности в музее ДОУ по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби свой край и воспевай!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности в музее ДОУ
по познавательно речевому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Люби свой край и воспевай!»
(для слушателей КПК)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_muzee.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)
Конспект образовательной деятельности в музее ДОУ
по познавательно речевому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Люби свой край и воспевай!»
(для слушателей КПК)
Бойченко О. О.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 26»
"Люби свой край и воспевай!"
Цель: Привитие любви к Коми краю посредством музейной педагогики.
Систематизация знания детей о Коми крае.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о Коми крае.
2. Познакомить детей с героями коми сказок.
3. Развивать связную речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы.
4. Развивать у детей речевое творчество.
5. Вызывать интерес к коми языку, желание использовать в речи коми слова.
6. Воспитывать любовь к родному краю.
Предметно - развивающая среда: иллюстрации животных, картины с изображением героев коми сказок, гербарий растений и ягод Севера, экспонаты музея, карточки - эмблемы.
Содержание:
- Видза оланныд! Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Ребята, как вы уже заметили, сегодня очень много гостей. Это воспитатели из других детских садов. Сегодня они пришли посмотреть на музей в нашем детском саду и послушать, что вы знаете о родном крае и увидеть, как вы любите свой край, чтобы потом рассказать ребятам в своих детских садах.
- Ну как, сможем показать свои знания?
- Тогда проходите, присаживайтесь. Устроились? Удобно? Чтобы наша встреча была интересной, договоримся, что будем слушать друг друга внимательно, говорить громко, полными предложениями, чётко проговаривая слова.
- Послушайте историю! Жил на небе бог солнца Ен и была у него дочка красавица Зарань. Смотрела она с неба на землю, на людей и так ей понравились земная жизнь, что решила она уйти не землю к людям. Бог Ен погоревал, но увидел, что его дочь счастлива на земле и решил оберегать этих людей и землю, на которой они жили. Но бог не мог следить за всем сразу, и он выбрал себе помощников и назвал их ХРАНИТЕЛИ КОМИ КРАЯ и не простых, а сказочных.
- А каких сказочных героев вы знаете? Каждый назовёт по одному герою. Но бог Ен выбрал помощников из сказочных героев коми сказок.
- Каких героев коми сказок вы знаете?
- Давайте подойдём к карте. Это наша республика. Как она называется?
- Как называется столица коми республики?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Какие ещё города республики вы знаете?
- Наш город находится на самом севере. Ребята, а вы знаете чем богат наш город? Какая профессия в городе распространена? А где добываю уголь?
- Уголь - это полезное ископаемое. Ребята, а кто из вас знает, что такое "полезные ископаемые"? На карте полезные ископаемые обозначены чёрно-белыми значками. Каждый значок обозначает опрделённое полезное ископаемое.
- За горами и землёй, а именно за полезными ископаемыми следил первый помощник КОРТ - АЙКА. Кто это?
- Чудовищной силы колдун, у которого всё из железа: одежда, оружие и даже изба. Колдун протянувший железную цепь через Эжву и берущий дань с проезжающих по реке. КОРТ-АЙКА. Вот как выглядит Корт-Айка. Опишите его. Действительно всё у Корт - Айки было из железа.
- Какие значки вы видите на карте республики? Каких значков больше?
- В Коми республике добывают различные полезные ископаемые, но больше всего нефть, природный газ и уголь. Также в коми добывают мрамор. В нашем музее есть экспонаты, то что делают из мрамора. Это очень прочный материал и из него делают даже памятники и здания.
- Посмотрите какие значки вы видите рядом с нашим городом? Это значки - уголь, известняк, глина. Но больше всего в окрестностях города каменного угля.
- Почему уголь называют полезным ископаемым?
- Для чего уголь нужен людям?
- Правильно! Уголь используют как топливо для обогрева жилища. Раньше его также использовали как топливо для транспорта. Прошло несколько лет и уголь стали перерабатывать. То, что образуется при переработке угля и используется людьми в различных областях производства.
- Ребята, а вы знаете, что делают из переработанного угля?
- Посмотрите на схему, и вы увидите, какое множество предметов делают из переработанного угля. (различные масла, аммиак, краски, лаки, линолеум искусственный графит, редкие металлы – свинец и сера, пластмасса, чернила, таблетки; золу, которая образуется после сгорания угля добавляют при изготовлении стройматериалов).
Работа с экспонатами музея.
- Ещё одна карта показывает какие животные обитают в коми республике. Главным над животными был поставлен ВЭРСА
Леший. Не любил людей, разоряющих лес. Делал пакости, тем кто издевался над животными. Одет был в шкуры зверей, со спутанными волосами и бородой. Умел колдовать. Вот он Вэрса. Опишите его. Хотя Вёрса и выглядит очень страшным, но Вэрса очень любил лес и животных.
- Ребята, а вы знаете животных, обитающих у нас?
- На столе разложены картинки животных, надо выбрать животных, живущих в коми. Подходите к столу. Выбирайте. Давайте посмотрим кого вы выбрали.
Эти животные обитают в окрестностях города и в тундре. Это песец, куница, лемминг, росомаха, заяц, лиса и волк.
Иллюстрации вывешиваются на доску.
- Кто из вас знает одного из самых знаменитых и крупных обитателей тундры? Это олень, а немного дальше на севере встречается и белый медведь.
- Найдите животных в нашем музее?
- Что общего у животных севера?
Работа с экспонатами музея и иллюстрациями.
- Сейчас весна, скоро наступит лето и в нашей тундре появятся ягоды. Знаете ли вы какие ягоды растут в тундре. Проверим. Я вам читаю загадку, вы отвечаете и должны найти картинку этой ягоды.
1.Оранжевые и красные глазки смотрят на нас и ждут, когда мы их сорвём. МОРОШКА
2. По названию можно подумать, что эта ягода чёрная. А на самом деле она синяя. ЧЕРНИКА 3. Мы годимся на варенье, мы годимся на компот. БРУСНИКА
4. Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком? КЛЮКВА
- В тундре много ягод, есть ещё княженика и голубика.
- Молодцы! Справились. Вот за ягоды и растения отвечала следующая помощница. Старуха: горбатая нечесаная. Живёт в лесу. Знает все растения. Любит колдовать. БАБА – ЁМА. Вот она. Опишите её. Баба Ёма действительно любила колдовать и разбиралась во всех растениях республики.
- Так как тундра характеризуется недостатком тепла и безлесьем, и широким развитием мохового и лишайникового покрова, присутствием кустарников и кустарничков.
- Есть растения у нас в Коми, которых осталось очень мало, и они внесены в Красную книгу, это купальница, башмачок, пион и кастилея. (ПОКАЗ)
- В тундре есть деревья? Распространена карликовая ива и карликовая берёза. А как вы думаете, почему их называют "карликовыми?
- Кто знает, какие цветы растут у нас? Правильно, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, иван - чай, лютик, незабудка, багульник, пушица. (ПОКАЗ)
Рассматривание экспонатов и иллюстраций.
- На коми земле жили люди, люди очень трудолюбивые, красивы и сильные. Все молодые мужчины хотели быть похожи на одного из них: Сильный и справедливый коми охотник. Победил лешего Вёрсу. Помог Пермскому князю победить иноземных врагов. Получил в подарок от князя грамоту и шёлковую сеть. ПЕРА – БОГАТЫРЬ. Перу - богатыря. Вот он Пера, опишите какой он.
- Все девочки хотели быть похожи на самую красивую из них: Прекрасная дочь бога Ена. Жила над землёй на небе с отцом. Стала женой Перы. ЗАРАНЬ. Вот она, опишите, как она выглядит.
- Люди любили трудиться, а после работы отдохнуть и устраивали праздники. На праздники все девушки наряжались, а мужчины показывали людям какие они ловкие и сильные.
- Вот какие помощники были на земле коми и все они исправно выполняли свои обязанности.
- Ребята, мы с вами находимся в музее. В музее есть уголок коми избы. Хранительница коми избы у нас тётушка Ульяна. В избе очень много вещей и мебели. Все вещи имеют своё название на русском и по коми. Хотите узнать? Для этого у тётушки Ульяны есть для вас загадки. Я буду загадывать, а вы отгадывать. Я вам отгадку буду называть на коми языке, и не просто называть, но и показывать. Начнём?
1. Сама не ем, а других кормлю. Ложка – пань, деревянная пу пань.
2. Берестяной мальчишка, Вместо шляпы крышка. Людям очень помогает: Всяку пищу сохраняет. Туес - туис.
3. Что за чудо птица, в которой соль хранится. Утка-солонка – сов доз.
4. В избе стоит всяк на ней сидит. Лавка – лабич.
5. Четыре братца, под одной крышей. Стол – пызан.
Загадывание загадок и рассматривание отгадок.
- Ребята, понравилась Вам экскурсия?
- Что больше всего понравилось?
- Каких героев коми сказок вы узнали?
- Кто из героев вам понравился больше всего?
- Гости дорогие, а Вам понравилось в нашем музее? Показали наши дети свои знания?
- Ребята, меня внимательно слушали, а вы? Сейчас проверим вашу внимательность. Я буду читать загадку, а вы внимательно слушаете и отвечаете. Но не забудьте поднять руку и только потом отвечать.
1. Ходит он в медвежьей шкуре.
Охотникам приносит горе.
У него из моха сапоги,
От него скорей беги. Вэрса.
2. Бабушка в лесу живёт.
Заколдует, украдёт.
В сказках нам Яга знакома,
А по-коми … Баба Ёма.
3. Больше дома, выше леса.
Одежда сделана из железа
Цепью Эжву запер он,
И жесток он и силён. Корт – Айка.
4. Ходит богатырь по Парме,
Ставит он силки, капканы.
Не бездельник, не повеса,
Знает он секреты леса.
Знатный он силач, охотник,
Для народа, он заступник. Пера – богатырь.
5. От отца по радуге сбежала
К богатырю в жёны попала. Зарань.
- Я приготовила Вам небольшой сюрприз. Вот раскраски с изображением коми героев, которые я вам дам, чтобы вы их раскрасили и запомнили героев коми сказок. Из ваших раскрасок мы сделаем альбом "ХРАНИТЕЛИ КОМИ ЗЕМЛИ", который мы подарим в наш музей. Ребята, попрощаемся, с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области познавательно-речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Тема: «Осень прекрасная пора»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...
Конспект образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»
Конспект образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно - речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»...
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Бабушкины посиделки"
Цель: создать условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русской народной игрушкой...
План-конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби и знай свой край родной»
План-конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби и знай свой край родной»...