Конспект образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности
по познавательно речевому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Волшебный сундучок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_sunduchok.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)
Конспект образовательной деятельности
по познавательно речевому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Волшебный сундучок»
Бойченко О. О.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 26»
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: Дать представления о легендах и сказках коми народа и их признаках.
Задачи:
Обучающие задачи: 1. Познакомить с понятиями «легенда» и «сказка».
2. Помочь детям определять особенности легенд и сказок Коми.
3. Познакомить детей с малыми жанрами фольклора коми.
Развивающие задачи: 1. Развивать речевое творчество, выразительность речи.
2. Развивать у детей умение различать легенды и сказки.
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать патриотические чувства.
2. Прививать любовь к наследию коми народа.
Вводная часть.
Форма организации детей: подгруппа.
Форма расположения детей: Использование всего пространства группы.
Продукт деятельности: изготовление альбома «Фольклор Коми».
Хронометраж ОД:
1. Орг. Момент.
2. Проблемная ситуация.
3. Новый материал.
4. Самостоятельная работа.
5. Рефлексия.
6. Орг. Момент.
Расположение наглядно-дидактического материала: доска, стол, групповое помещение.
Форма перехода от одной части к другой: физ.минутка.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Сказки и легенды Коми», чтение сказок и легенд.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в наш музей. Скажите, как он называется? (Легенды и сказки коми).
- Правильно! Что такое Коми? (Это республика, в которой мы живём.)
- Да. А ещё Коми называют народ республики.
- Что такое сказки? (Это рассказ, где есть чудеса.)
- Какие русские народные сказки вы знаете? («Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.)
- Правильно! Молодцы! Кто знает, что такое легенда?
- Есть много русских народных сказок и легенд. Но есть ещё и коми легенды и сказки.
2. Проблема. Сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос, что такое легенды и сказки, в чём их сходство и отличие, и познакомимся с некоторыми легендами и сказками коми.
- Каким образом мы ответим на этот вопрос? (Узнаем, что такое сказки легенды коми).
- В какой последовательности мы это сделаем? (Сначала определим, что такое сказки и легенды, затем выявим их сходства и различия.)
3. Новый материал. Ребята, а поможет нам в этом ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.
- Ну, что заглянем в него? (Да.)
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Ребята, послушайте внимательно, что я вам прочту!
Зимой ест, а летом спит.
Дедушка мост построил без ножа и топора.
Зимой спит, а летом шумит.
- Ребята, внимательно слушали? (Да.)
- А что я зачитала? (загадки.)
- Как вы догадались? (потому что это вопрос и на него надо ответить.)
- Правильно, это загадки! ЗАГАДКА – это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.
- А вы отгадали загадки?
Воспитатель читает детям коми загадки.
Зимой ест, а летом спит (печь).
Дедушка мост построил без ножа и топора (лёд на речке).
Зимой спит, а летом шумит (речка).
- Молодцы! Правильно!
- Заглянем ещё раз в наш сундучок? (Да!)
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Послушайте, что здесь написано.
Воспитатель читает детям коми пословицы.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Весной – проспишь, осенью – загорюешь.
Не только весенний, но и летний день год кормит.
Лето запасает, зима поедает.
- Ребята, что я прочитала? (это пословицы).
- Как вы догадались? (Пословица чему-то учит человека.)
- Правильно! ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение, поучение. Пословицы не сочиняют, они рождаются сами.
- Чему учат данные пословицы? (Весной и летом надо трудиться, чтоб осенью и зимой не голодать.)
- Правильно! Данные пословицы учат нас трудиться, а не лениться.
- Ещё раз скажите, как называются эти изречения? (Пословицы).
- Молодцы! Что же ещё есть в нашем сундучке?
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Слушаем внимательно!
Воспитатель читает детям коми сказку «Мышь, лапоть и пузырь».
Первичный синтез.
- Кто главные герои этой сказки?
- Какой была мышка?
- Каким был лапоть?
- Каким был пузырь?
- Что стало с героями?
- Ребята, что я прочитала? (Это сказка.)
- Как вы догадались? (В этой сказке есть чудеса.)
- Правильно! СКАЗКА - это вымышленный рассказ, небывалую или несбыточную историю.
- А что в данной сказке небывалое? (В данной сказке мышь и лапоть говорят, а пузырь – хохочет.)
- Сколько главных героев в сказке? (несколько). Какие? (Мышь, лапоть и пузырь.)
- Правильно! Значит в сказке есть главный герой или герои. И сказка-это почти всегда вымысел.
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- А вот ещё один листок. Послушайте, что здесь написано.
Воспитатель читает детям коми легенду «Йиркап».
Первичный синтез.
- Как звали главного героя?
- Чем он был знаменит?
- Как он получил свои лыжи?
- Как он лишился своей силы?
- Что я прочитала? Это, ребята, легенда.
ЛЕГЕНДА – это сказание (от слова сказывать) об историческом событии, которое передавалось из уст в уста. Легенда рассказывает о том, что был великий охотник Йиркап и тем самым славит охотников Пармы.
- Есть ли в данной легенде волшебство? (Да! Нет!) Почему?
В некоторых легендах есть преувеличение, но не волшебство, не путайте. - Ребята, чем сказка и легенда похожи? (Есть немного волшебства, есть колдунья и Баба Ёма.)
- А чем отличаются?
Легенды чаще всего правдивы.
Легенда. | Сказка. |
Главное – это историческое событие, которое имело место. | Главное – вымышленное событие. |
Главный герой – один. | Главных героев чаще несколько. |
Правдива. | Чаще вымысел. |
Преувеличение и есть волшебство. | Волшебство – основа сказки. |
- Давайте ещё раз повторим, что такое сказка?
- Что такое легенда?
- Чем они отличаются?
- Давайте вспомним, что мы нашли в волшебном сундучке? (Загадки, пословицы, сказки и легенды.)
- Правильно! Как это всё можно назвать одним словом?
- Давайте, посмотрим, что есть ещё в нашем сундучке.
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Всё это относится к фольклору. Фольклор – Это наука, изучающая обряды, обычаи, а также произведения народного творчества (загадки, пословицы, сказки и легенды).
4. Самостоятельная работа.
- Сейчас мы сделаем альбом фольклора коми Загадки, пословицы, сказки и легенды относятся к фольклору- это и будут страницы нашего альбома. Каждый лист – это отдельный жанр и страницы нашего альбома будут цветными.
- Сначала надо намазать лист клеем, а потом приклеить на картон. Затем все листы нашего альбома мы соединим в целый альбом. Работать вы будете в парах: один – мажет клеем, а другой – приклеивает.
Этапы работы над альбомом воспитатель вывешивает на доске.
- Приступаем.
Воспитатель во время работы помогает детям в выполнении и контролирует работу.
5. Рефлексия.
- Что мы делали на занятии?
- Как у нас это получилось?
- Что было сложным, а что лёгким?
- Скажите, что такое сказка?
- Что такое легенда?
- какое главное отличие легенд от сказок? (Легенды, чаще правдивы.)
- Сейчас каждый из вас выберет символ и расскажет каким для него было занятие:
Улыбающийся ребёнок – всё понравилось и узнал что-тоновое.
Равнодушный ребёнок- немного понравилось и то не всё.
Грустный ребёнок – было скучно и ничего не понравилось.
6. Орг.момент.
- Ребята, теперь вы можете рассказать своим родителям что такое сказки и легенды коми.
Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Давным — давно была война»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Давным — давно была война»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лаборатория Добрых Дел»».
Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Лаборатория Добрых Дел»».с использованием современных (социо-игров...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Шарик – путешественник».
Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Шарик – путешественник».с использованием современных (социо-игров...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Живи и здравствуй, милая станица!» (Современный облик станицы Каневской) в соответствии с ФГОС
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Живи и здравствуй, милая станица!" (Современный облик станицы Каневской)...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «КОСМОС»
обобщить полученные знания о космосе; закрепить знания ориентировки в пространстве и на плоскости; продолжить формирование элементарных математических представлений. ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”
Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Виртуальное путешествие в Кремль»
Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории....