Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Бабушкины посиделки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: создать условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русской народной игрушкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motchanova_ip.docx | 53.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Бабушкины посиделки»
Разработали: воспитатели группы № 3
Мотчанова И.П.
Занятие по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной к школе группе по теме: «Бабушкины посиделки»
Цель: создать условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через ознакомление с русской народной игрушкой
Задачи:
Обучающие: расширять представления детей о народных традициях и обычаях русского народа, продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с народным фольклором, пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа
Развивающие: развивать познавательную и творческую активность детей через разные формы работы, расширять знания детей об обычаях и традициях русского народа, формировать у детей навыки коллективной игры, прививать интерес к культуре русского народа, к старинным русским народным играм, активизировать словарный запас у детей, развивать трудовые навыки рукоделия при изготовлении куклы - оберега
Воспитательные: воспитывать нравственно - патриотические чувства детей дошкольного возраста на традициях русской народной культуры, уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного любовь и уважение к истории, традициям своего народа,
Материалы для развлечения:
Презентация, предметы быта: импровизированная изба: скамья, стол, самовар, половики, сундук с куклами; д/игра «Сложи картинку», «Четвёртый лишний», атрибуты к п/игре «Колпачок
Предварительная работа:
1.Слушание русских народных песен и русской народной музыки, беседы с детьми по теме
2.Пение русских народных песен; чтение сибирских сказок
3.Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр
4.Заучивание потешек, пословиц, поговорок, песен; д/игры, п/игр
5. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, фильмов по теме
Ход занятия:
I. (Звучит р.н.музыка)
Дети с воспитателем заходят в зал, их встречает хозяйка с двумя детьми в русских народных костюмах (слайд № 1)
приглашают гостей зайти в гости на посиделки
Хозяюшка:
Здравствуйте, люди добрые, гости званые,
Гости желанные, садитесь, располагайтесь,
Друг другу улыбайтесь!
Низкий поклон Вам, гости дорогие,
Проходите к нам на посиделки!
Воспитатель:
- Здравствуй, хозяюшка, здравствуйте, дети, большое вам спасибо за приглашение. А что такое посиделки? Ребята, а может вы знаете? (ответы детей) А вы хотите узнать об этом больше? Тогда давайте попросим хозяюшку об этом рассказать нам подробнее (обращается к хозяйке с вопросом)
Хозяюшка:
- Добры молодцы, красны девицы, мы рады видеть вас в нашей деревенской избе! Приглашаю вас на наши посиделки!
- В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, обменивались шутками - прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти, корзины и многое другое. Такие вечера назывались посиделками (слайд № 2)
Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы, например, «От скуки бери дело в руки». А вот какие пословицы о труде знаете вы? (дети говорят по очереди)
Ответы детей и воспитателя:
1. «Умелые руки не знают скуки»
2. «Без труда нет добра»
3. «Дело мастера боится»
4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
5. «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
6. «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
7. «Без дела жить - только небо коптить»
8. «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла»
9. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!»
10.« Сделал дело – гуляй смело»
Хозяйка:
- Молодцы, ребята, хорошие пословицы вы знаете.
- Скажите, пожалуйста, ребята, а кто знает, что такое традиция? Какие бывают традиции? А какие народные традиции вы знаете? (отвечают дети)
Хозяюшка:
- На Руси всегда любили принимать гостей, а вы знаете обычаи русского гостеприимства? Давайте их вспомним:
1) Если заходил запоздалый путник, как его встречали? (его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»)
2) А если гость заходил во время ужина? (хозяин ему говорил: «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»)
3) А чем гостей угощали? (всем, что есть в доме, обычно чаем с пирогами или блинами)
4)Какое почётное место было для гостя? (самое почетное место для гостя было по правую руку хозяина под образами)
Воспитатель:
- Добрая хозяюшка, а наши ребята знают русские народные песни и частушки. Ребята, скажите, о чём поётся в русских народных песнях? (отвечают дети)
Хозяюшка:
- Да, русский народ всегда славился своими песнями. И это тоже одна из традиций – петь песни и плясать. А какие красивые песни сочиняли русские люди, как весёло плясали и пели. Красны - девицы да добры - молодцы, снаряжайтесь песни петь да пляски водить.
Ну и удаль, ну и стать,
Молодой бы снова стать.
Как певали мы частушки,
Вы их знаете, подружки?
(Дети исполняют частушки: приложение)
Хозяюшка:
- Молодцы, друзья.
Воспитатель:
- А сейчас я приглашаю вас отдохнуть и поиграть, скажите, какие русские народные игры вы знаете? Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры - это наше детство, они передаются от поколения к поколению. Я сейчас загадаю загадки о народных играх.
Вот первая загадка:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она… Ответ детей - Жмурки!
Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день… Ответ детей - Прятки!
Гори, гори ясно,чтобы не погасло.
Стой подоле, Гляди на поле
Глянь на небо, Птички летят
Колокольчики звенят… Ответ детей - Горелки!
- Сейчас давайте поиграем в игру «Колпачок»
Игра «Колпачок»
Один из участников – водящий: колпачок. Он стоит в кругу. Дети идут по кругу и запевают песню:
Колпачок – колпачок,
Тоненькие ножки, красные сапожки,
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг, хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй,сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Хозяйка:
- Ребята, вы уже знаете, чем занимались на посиделках наши предки, в какие игры они играли, а как вы думаете, чем играли наши прабабушки и прапрабабушки? Правильно, куклами, а из чего они их делали? (ответ детей) А вы бы хотели научиться делать куклу? Сейчас я научу вас делать тряпичную куклу – оберег, называется она Кувадка. Как вы понимаете – оберег? Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, в неё не могли вселиться недобрые силы, она была безвредной. Они хранились в сундуках и преподносились невесте в день свадьбы как дар семье.
Для изготовления кукол - оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток.
- Сегодня мы с вами сами сделаем такую куклу, хотите? (показ кукол детям)
Хозяйка:
- Это кукла – Кувадка. Ее делали и вывешивали в избе незадолго до рождения ребенка, чтобы отвлекать внимание злых духов от будущей мамы и младенца. Кувадки защищали младенцев и служили первыми игрушками. Ребята, а вы хотите смастерить такую же куклу? (хозяйка предлагает принять участие в изготовлении куклы)
Выполнение работы
Объяснение
Итог занятия:
Ведущая:
- Вот и подошли к концу наши посиделки. Пришла пора возвращаться домой. Ведь недаром говорится: «Делу - время, а потехе час». Скажите, ребята, а что вам больше всего понравилось в гостях? Что нового вы узнали? (ответы детей)
Времена теперь другие, как и игры, и дела,
Далеко ушла Россия, от страны, какой была,
Но приданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Хозяйка:
Приходите ко мне в гости, рада я всегда гостям,
Пришло время расставанья, до свиданья, до свиданья!
Приложение
Частушки
Дети в костюмах поют первую частушку:
Пропоем мы вам частушки замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки, затанцуют старики!
1. Говорят, что без частушки нет и жизни никакой.
Мы частушки – хохотушки пропоём со всей душой.
2. В садике на посиделках
Поплясать-то захотелось!
Ох, выйду плясать
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
3. Как у нашего Егора пузо стало, как пригорок
Целый день он на печи уплетает калачи.
4. Шире круг, шире круг, дайте круг пошире,
Не одна иду плясать, нас идёт четыре.
5. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги.
Оглянулась я назад, сапоги мои лежат
6. Если не было воды, не было б и кружки.
Если б не было девчат – кто бы пел частушки?
1. «Умелые руки не знают скуки»
2. «Без труда нет добра»
3. «Дело мастера боится»
4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
5. «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
6. «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
7. «Без дела жить - только небо коптить»
8. «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла»
9. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!»
10.« Сделал дело – гуляй смело»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по аппликации для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста " Колючий Еж"
Аппликация из нетрадиционных материалов....
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".
Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...
Конспект игрового занятия в рамках кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Веселые посиделки"
В данной методической разработке представлен опыт работы педагога по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятель...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
quot;Роспись доски городецким узором"...
Конспект занятия ООД по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деят...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»
Организационная информация1Направления развития детейСоциально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развит...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию(аппликация) детей старшего дошкольного возраста на тему "Чудо-пылесос"
Образовательные задачи: закреплять умение вырезать предметы круглой (из квадрата) и овальной (из прямоугольника)формы и наклеивать изображения знакомого предмета; составлять несложную композицию...