Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бойченко Олеся Олеговна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию 

с детьми старшего дошкольного возраста

по теме: «Богатыри Коми»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_bogatyri_komi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательно речевому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

по теме: «Богатыри Коми»

        

Бойченко  О. О.

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 26»

Тема: «Богатыри Коми».

Цель: продолжать формировать представления детей о богатырях Коми земли.

Задачи:

Обучающие задачи: 1. Продолжать приобщать детей к наследию коми культуры.

2. Познакомить детей с основными элементами сюжетов коми легенд «Кирьян-Варьян» и «Педор Кирон».

3. Расширять представления детей о коми богатырях: Кирьян-Варьян и Педор-Кирон.

Развивающие задачи: 1. Развивать творческие способности детей.

2. Развивать зрительное внимание.

3. Развивать чувства прекрасного.

 Воспитательные задачи:1. Способствовать эмоциональной отзывчивости детей.

2. Воспитывать у детей интерес и уважение к коми культуре.

3. Воспитывать аккуратность, при работе с карандашами и мелками.

Вводная часть. Форма организации: подгруппа.

Форма расположения детей: использования всего пространства группы.

Продукт деятельности детей: раскрашенные детьми картинки с изображением героев легенд.

Хронометраж занятия:

1. Орг. Момент.

2. Проблемная ситуация.

3. Новый материал.

4. Самостоятельная работа.

5. Речемыслительный тренинг.

6. Рефлексия.

7. Орг. Момент.

Расположение наглядно-дидактического материала: доска, стол, групповое помещение.

Форма перехода от одной части к другой: физ.минутка.

Предварительная работа: чтение коми легенд; знакомство детей с героями коми фольклора.

Ход НОД:

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята! Успокоились, стали красиво, спинки прямые. Улыбнулись и подарили улыбку рядом стоящему товарищу.

  1. Проблема.

- Ребята скажите, где мы с вами находимся? (Мы находимся в нашем музее.)

  • Как называется наш музей? (Легенды и сказки коми.)

- Правильно! Наш музей очень интересный в нём много экспонатов, которые появились, благодаря вам и вашим родителям. О нашем музее знаем не только мы, но и много других людей. И вот сегодня заходя утром в группу, я увидела, что на адрес нашего музея пришло письмо. Давайте, проверим нам письмо или нет:

Кому: Республика Коми

Город Воркута

Детский сад № 26 «Маячок»

Группа «Северянка»

Музей «Легенды и сказки Коми».

  • Это не простое письмо, а волшебное, а от кого оно вы узнаете, отгадав о ком стихотворение, которое прочтёт нам Андрей А.

Из того ли города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький добрый молодец

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев – град.

 

- О ком данное стихотворение? (Об Илье Муромце.)

  • Кто такой Илья Муромец? (Илья Муромец – сильный русский богатырь.)
  • Правильно!  Вот Илья Муромец и его товарищи: Алёша Попович и Добрыня Никитич, прислали нам, в наш музей письмо. Внимательно слушайте, я его вам зачитаю.

Здравствуйте, ребята!

Пишем вам мы, русские богатыри.

 Недавно мы были в историческом музее и узнали много интересного. Но и узнали, что нас богатырей не так много и что не все нас знают. Мы подумали, что мы единственные богатыри, но недавно познакомились с богатырём Перой и от него узнали, что далеко на Севере в Республике Коми люди знают  других богатырей. Пера не успел сказать больше, так как приезжал ненадолго.

Пера успел рассказать, что в городе Воркута дети с воспитателями и родителями в детском саду создали музей «Легенды и сказки Коми». В этом музее нам и смогут рассказать о богатырях земли Коми. Приехать мы не можем. Кто в место нас будет охранять границы государства российского, поэтому и написали письмо.

Очень вас просим, помогите нам и расскажите, есть ли другие богатыри, где они живут, расскажите какие это богатыри и всё что знаете о них. Пожалуйста, пришлите нам ответ. Заранее вам, благодарны и спасибо.

Русские богатыри Илья Муромец,

 Алёша Попович и Добрыня Никитич.

Планирование деятельности совместно с детьми.

  • Ребята, поможем русским богатырям? (Да, поможем.)
  • Как мы это сделаем? (Расскажем о коми богатырях.)
  • В какой последовательности мы это будем делать? (Сначала вспомним, каких богатырей мы знаем. Затем попробуем узнать о других коми богатырях. В конце всё, что сможем узнать, пошлём письмом богатырям.)
  • Молодцы! Правильно. Ну, что начнём? (Да!)
  • Хорошо. Для начала вспомним кто такие богатыри, кого мы называем богатырями?
  • Какими качествами должен обладать богатырь?

        1.Сильным и смелым.

2. Добрым и справедливым.

3. Защищать людей.

4. Совершить настоящий подвиг.

- Правильно! Русских богатырей мы знаем, но есть ещё и коми богатыри.

        - Давайте, вспомним каких коми богатырей вы помните и знаете? (Пера-богатырь.)

  • Что вы знаете о Пере–богатыре? (Пера очень сильный богатырь. Пера победил лешего Вэрса. Пера помог московскому князю остановить колесо огненное и прогнать захватчиков с земли русской.)
  • Правильно. Еще, какого богатыря вы знаете? Я вам недавно читала о нём легенду. (Педор - Кирон.)
  • А чем известен данный богатырь? (Педор-Кирон помог московскому князю победить врага.)
  • Все ли богатыри, которых вы назвали, обладали качествами настоящего богатыря?
  1. Новый материал.

- Правильно! Сегодня мы с вами узнаем ещё об одном коми богатыре. Зовут этого богатыря Кирьян-Варьян.

  • Хорошо слушайте внимательно.

Воспитатель читает легенду «Кирьян-Варьян».

Кирьян-Варьян.

Жил –был добрый молодец и звали его Кирьян-Варьян. Жил он не богато.  Всегда помогал жителям деревни, в которой жил, так как был наделён не дюжей силой. Жители деревни любили и уважали молодца за добрый нрав.

В это время вещие птицы сорока и ворон приносят Левонику-царю тревожную весть о нападении на государство вражеской, несметной рати. Левоник-царь убедившись в истинности слов вещих птиц, посылает верных слуг к Кирьяну-Варьяну. Знал Левоник-царь о силе и доброте добра молодца.

Слуги Левоника-царя прибывают к богатырю и призывают его на помощь. Кирьян-Варьян соглашается и отправляется в путь на вещем вороном коне в платье кольчужном, с саблей булатной. Приезжает Кирьян-Варьян к Левонику-царю на помощь, а битва в самом разгаре. Кирьян-Варьян побивает войско несметное. В один конец поскачет – целая улица павших, в другой конец поскачет – целая улица погибших. Так и победил Кирьян-Варьян войско несметное.

Левоник-цари устраивает пиршество в честь победы и почётный гость на пиру Кирьян-Варьян богатырь коми земли. Царь предлагает богатырю злато – серебро. Но Кирьян-Варьян не жадный от даров отказывается и возвращается к себе в коми край.

Первичный синтез.

  • Как называется легенда?
  • О ком она?
  • Кто главные герои?
  • Что сделал богатырь?   
  • Как он победил войско?
  •  Почему отказался от даров царя?
  • Кирьян-Варьяна можно назвать богатырём? Почему?

Работа с графическими листами Игнатова.

  • Что изображено на данной иллюстрации?

На этой иллюстрации показано как Кирьян-Варьян сражается с войском. На переднем плане показаны убитые им захватчики. В самом центре картины показан богатырь на своём вороном коне, с щитом и саблей на перевес. На заднем плане показан предводитель войска вражеского, который не сражается, а со стороны наблюдает. На картине также видно какое многочисленное было войско (несметное).

  • Что мы видим на второй иллюстрации?

На второй иллюстрации показано как богатыря приветствуют Левоник-царь с женой и вельможами. На иллюстрации видно какой сильный и большой Кирьян-Варьян.

  1. Самостоятельная работа.

- Богатыри ждут нашего ответа, а чтоб ответ был интересным и наглядным, мы отправим им ваши раскраски с богатырями. Пера-богатырь – есть, Педор-Кирон – тоже, осталось сделать раскраски- к легенде «Кирьян-Варьян». Этим мы сейчас и займёмся.

- Каждому я дам одну раскраску, и он её раскрасит. Но сначала внимательно посмотрите: одежда коми народа вся украшена коми орнаментом. Для раскрашивания одежды подходят не все цвета, а только основные. Коми народ украшал одежду цветами, которые его окружали в повседневной жизни.

Жёлтый – солнце.

Красный – цветы и ягоды.

Синий и голубой – небо.

Зелёный – трав и листва.

Коричневый – кора деревьев.

Чёрный – земля.

 

- Но помните! Одежда была не одного цвета, а разных.

- Приступаем.

Воспитатель контролирует детей и помогает им.

Затем дети представляют свои работы.

5. Речемыслительный тренинг.

- Вот все ваши раскраски. Теперь давайте вспомним, каким был и что сделал каждый богатырь. Помогут вам в этом раскраски. Сначала рассказываете каким был богатырь, а затем, что он сделал, какой подвиг совершил.

- Начнём.

Дети по иллюстрациям рассказывают про коми богатырей.

6. Рефлексия.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались?

- Помогли ли мы богатырям? Как?

- Каких коми богатырей вы знаете?

- Почему их называют богатырями?

- Справились мы с поставленной задачей?

Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.       ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративной росписи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Дымковская барышня ”

Технологии: Технология художественно-прикладного искусства. Роспись дымковской игрушки.Цели:    Развитие познавательных интересов в области народного творчества.Задачи:   Закр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»

       Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Форма организации: фронтальное.Вид: ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:-                 Закрепить в соз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в форме сюжетно-ролевой игры Тема: «Мы идем в пиццерию» Для детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...