Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательно - речевому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме: «Богатыри Коми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_bogatyri_komi.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательно речевому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме: «Богатыри Коми»
Бойченко О. О.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 26»
Тема: «Богатыри Коми».
Цель: продолжать формировать представления детей о богатырях Коми земли.
Задачи:
Обучающие задачи: 1. Продолжать приобщать детей к наследию коми культуры.
2. Познакомить детей с основными элементами сюжетов коми легенд «Кирьян-Варьян» и «Педор Кирон».
3. Расширять представления детей о коми богатырях: Кирьян-Варьян и Педор-Кирон.
Развивающие задачи: 1. Развивать творческие способности детей.
2. Развивать зрительное внимание.
3. Развивать чувства прекрасного.
Воспитательные задачи:1. Способствовать эмоциональной отзывчивости детей.
2. Воспитывать у детей интерес и уважение к коми культуре.
3. Воспитывать аккуратность, при работе с карандашами и мелками.
Вводная часть. Форма организации: подгруппа.
Форма расположения детей: использования всего пространства группы.
Продукт деятельности детей: раскрашенные детьми картинки с изображением героев легенд.
Хронометраж занятия:
1. Орг. Момент.
2. Проблемная ситуация.
3. Новый материал.
4. Самостоятельная работа.
5. Речемыслительный тренинг.
6. Рефлексия.
7. Орг. Момент.
Расположение наглядно-дидактического материала: доска, стол, групповое помещение.
Форма перехода от одной части к другой: физ.минутка.
Предварительная работа: чтение коми легенд; знакомство детей с героями коми фольклора.
Ход НОД:
- Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята! Успокоились, стали красиво, спинки прямые. Улыбнулись и подарили улыбку рядом стоящему товарищу.
- Проблема.
- Ребята скажите, где мы с вами находимся? (Мы находимся в нашем музее.)
- Как называется наш музей? (Легенды и сказки коми.)
- Правильно! Наш музей очень интересный в нём много экспонатов, которые появились, благодаря вам и вашим родителям. О нашем музее знаем не только мы, но и много других людей. И вот сегодня заходя утром в группу, я увидела, что на адрес нашего музея пришло письмо. Давайте, проверим нам письмо или нет:
Кому: Республика Коми
Город Воркута
Детский сад № 26 «Маячок»
Группа «Северянка»
Музей «Легенды и сказки Коми».
- Это не простое письмо, а волшебное, а от кого оно вы узнаете, отгадав о ком стихотворение, которое прочтёт нам Андрей А.
Из того ли города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький добрый молодец
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев – град.
- О ком данное стихотворение? (Об Илье Муромце.)
- Кто такой Илья Муромец? (Илья Муромец – сильный русский богатырь.)
- Правильно! Вот Илья Муромец и его товарищи: Алёша Попович и Добрыня Никитич, прислали нам, в наш музей письмо. Внимательно слушайте, я его вам зачитаю.
Здравствуйте, ребята!
Пишем вам мы, русские богатыри.
Недавно мы были в историческом музее и узнали много интересного. Но и узнали, что нас богатырей не так много и что не все нас знают. Мы подумали, что мы единственные богатыри, но недавно познакомились с богатырём Перой и от него узнали, что далеко на Севере в Республике Коми люди знают других богатырей. Пера не успел сказать больше, так как приезжал ненадолго.
Пера успел рассказать, что в городе Воркута дети с воспитателями и родителями в детском саду создали музей «Легенды и сказки Коми». В этом музее нам и смогут рассказать о богатырях земли Коми. Приехать мы не можем. Кто в место нас будет охранять границы государства российского, поэтому и написали письмо.
Очень вас просим, помогите нам и расскажите, есть ли другие богатыри, где они живут, расскажите какие это богатыри и всё что знаете о них. Пожалуйста, пришлите нам ответ. Заранее вам, благодарны и спасибо.
Русские богатыри Илья Муромец,
Алёша Попович и Добрыня Никитич.
Планирование деятельности совместно с детьми.
- Ребята, поможем русским богатырям? (Да, поможем.)
- Как мы это сделаем? (Расскажем о коми богатырях.)
- В какой последовательности мы это будем делать? (Сначала вспомним, каких богатырей мы знаем. Затем попробуем узнать о других коми богатырях. В конце всё, что сможем узнать, пошлём письмом богатырям.)
- Молодцы! Правильно. Ну, что начнём? (Да!)
- Хорошо. Для начала вспомним кто такие богатыри, кого мы называем богатырями?
- Какими качествами должен обладать богатырь?
1.Сильным и смелым.
2. Добрым и справедливым.
3. Защищать людей.
4. Совершить настоящий подвиг.
- Правильно! Русских богатырей мы знаем, но есть ещё и коми богатыри.
- Давайте, вспомним каких коми богатырей вы помните и знаете? (Пера-богатырь.)
- Что вы знаете о Пере–богатыре? (Пера очень сильный богатырь. Пера победил лешего Вэрса. Пера помог московскому князю остановить колесо огненное и прогнать захватчиков с земли русской.)
- Правильно. Еще, какого богатыря вы знаете? Я вам недавно читала о нём легенду. (Педор - Кирон.)
- А чем известен данный богатырь? (Педор-Кирон помог московскому князю победить врага.)
- Все ли богатыри, которых вы назвали, обладали качествами настоящего богатыря?
- Новый материал.
- Правильно! Сегодня мы с вами узнаем ещё об одном коми богатыре. Зовут этого богатыря Кирьян-Варьян.
- Хорошо слушайте внимательно.
Воспитатель читает легенду «Кирьян-Варьян».
Кирьян-Варьян.
Жил –был добрый молодец и звали его Кирьян-Варьян. Жил он не богато. Всегда помогал жителям деревни, в которой жил, так как был наделён не дюжей силой. Жители деревни любили и уважали молодца за добрый нрав.
В это время вещие птицы сорока и ворон приносят Левонику-царю тревожную весть о нападении на государство вражеской, несметной рати. Левоник-царь убедившись в истинности слов вещих птиц, посылает верных слуг к Кирьяну-Варьяну. Знал Левоник-царь о силе и доброте добра молодца.
Слуги Левоника-царя прибывают к богатырю и призывают его на помощь. Кирьян-Варьян соглашается и отправляется в путь на вещем вороном коне в платье кольчужном, с саблей булатной. Приезжает Кирьян-Варьян к Левонику-царю на помощь, а битва в самом разгаре. Кирьян-Варьян побивает войско несметное. В один конец поскачет – целая улица павших, в другой конец поскачет – целая улица погибших. Так и победил Кирьян-Варьян войско несметное.
Левоник-цари устраивает пиршество в честь победы и почётный гость на пиру Кирьян-Варьян богатырь коми земли. Царь предлагает богатырю злато – серебро. Но Кирьян-Варьян не жадный от даров отказывается и возвращается к себе в коми край.
Первичный синтез.
- Как называется легенда?
- О ком она?
- Кто главные герои?
- Что сделал богатырь?
- Как он победил войско?
- Почему отказался от даров царя?
- Кирьян-Варьяна можно назвать богатырём? Почему?
Работа с графическими листами Игнатова.
- Что изображено на данной иллюстрации?
На этой иллюстрации показано как Кирьян-Варьян сражается с войском. На переднем плане показаны убитые им захватчики. В самом центре картины показан богатырь на своём вороном коне, с щитом и саблей на перевес. На заднем плане показан предводитель войска вражеского, который не сражается, а со стороны наблюдает. На картине также видно какое многочисленное было войско (несметное).
- Что мы видим на второй иллюстрации?
На второй иллюстрации показано как богатыря приветствуют Левоник-царь с женой и вельможами. На иллюстрации видно какой сильный и большой Кирьян-Варьян.
- Самостоятельная работа.
- Богатыри ждут нашего ответа, а чтоб ответ был интересным и наглядным, мы отправим им ваши раскраски с богатырями. Пера-богатырь – есть, Педор-Кирон – тоже, осталось сделать раскраски- к легенде «Кирьян-Варьян». Этим мы сейчас и займёмся.
- Каждому я дам одну раскраску, и он её раскрасит. Но сначала внимательно посмотрите: одежда коми народа вся украшена коми орнаментом. Для раскрашивания одежды подходят не все цвета, а только основные. Коми народ украшал одежду цветами, которые его окружали в повседневной жизни.
Жёлтый – солнце.
Красный – цветы и ягоды.
Синий и голубой – небо.
Зелёный – трав и листва.
Коричневый – кора деревьев.
Чёрный – земля.
- Но помните! Одежда была не одного цвета, а разных.
- Приступаем.
Воспитатель контролирует детей и помогает им.
Затем дети представляют свои работы.
5. Речемыслительный тренинг.
- Вот все ваши раскраски. Теперь давайте вспомним, каким был и что сделал каждый богатырь. Помогут вам в этом раскраски. Сначала рассказываете каким был богатырь, а затем, что он сделал, какой подвиг совершил.
- Начнём.
Дети по иллюстрациям рассказывают про коми богатырей.
6. Рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались?
- Помогли ли мы богатырям? Как?
- Каких коми богатырей вы знаете?
- Почему их называют богатырями?
- Справились мы с поставленной задачей?
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».
Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративной росписи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Дымковская барышня ”
Технологии: Технология художественно-прикладного искусства. Роспись дымковской игрушки.Цели: Развитие познавательных интересов в области народного творчества.Задачи: Закр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»
Тема: Рисование по замыслу «Зимние забавы»Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Форма организации: фронтальное.Вид: ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:- Закрепить в соз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в форме сюжетно-ролевой игры Тема: «Мы идем в пиццерию» Для детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...