РЕГИОНАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.(Утверждено приказом Главного управления образования Курганской области № 358 от 05.05.05.)
учебно-методический материал на тему

Куприна Валерия Александровна

I.                   Общие положения

1.      Логопедический пункт для детей дошкольного возраста организуется на базе дошкольного образовательного учреждения (далее по тексту – ДОУ) для оказания специальной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи различной степени тяжести.

2.      Учредителем логопедического пункта для детей дошкольного возраста является муниципальный орган управления образованием.

3.      Логопедический пункт для детей дошкольного возраста открывается при наличии соответствующих условий и квалифицированных кадров.

4.      Для осуществления логопедической работы в типовые штаты ДОУ вводится должность учителя-логопеда.

5.      В своей деятельности логопедический пункт для детей дошкольного возраста руководствуется законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, настоящим Положением, программно-методическими документами, утвержденными Министерством образования РФ и Главным управлением образования Курганской области.

II.                Основные цели и задачи логопедического пункта

1.      Основной целью логопедического пункта является оказание  своевременной коррекционной логопедической помощи детям с нарушениями речи, как посещающим дошкольные образовательные учреждения, закрепленные за логопедическим пунктом, так и не посещающим.

2.      Основными задачами логопедического пункта являются:

-          в рамках профилактической работы обследование  речи всех детей, как посещающих ДОУ, так и не посещающих, и выявление детей, имеющих нарушения речи;

-          раннее выявление детей с отклонениями в развитии; направление нуждающихся в комплексном обследовании детей на консультирование  специалистами зональной, областной ПМПК;

-          коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста с целью подготовки к обучению в школе;

-          своевременное предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

-          разъяснение и пропаганда основ логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц, их  заменяющих), воспитанников; консультирование родителей детей в возрасте до 4 лет, имеющих нарушения речевого развития по проблеме организации специального воспитания детей раннего возраста с недоразвитием речевой функции.

 

III.             Организация логопедической работы

1.      Для занятий на логопедическом пункте зачисляются дети дошкольного возраста как  посещающие ДОУ, так и не посещающие, но имеющие следующие нарушения устной речи:

–        общее недоразвитие речи;

–        фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

–        фонематическое недоразвитие речи;

–        нарушение произношения - фонетический дефект;

–        заикание,

и при наличии медицинской справки о состоянии здоровья.

2. Прием на логопедический пункт производится в течение всего учебного        года по мере освобождения мест. Одновременно на логопедическом пункте занимаются 20 детей, общее количество детей с общим недоразвитием речи не должно превышать 10 человек.

3. В период с 1 по 15 сентября учитель-логопед проводит первичное обследование состояния речи детей ДОУ и детей, родители которых обратились за консультацией к логопеду. По итогам обследования логопед устанавливает очередность зачисления детей на логопункт и оформляет контрольно-регистрирующую и планирующую документацию   (журнал регистрации детей с нарушениями речи, журнал посещения детей, речевые карты с фиксированием динамики показателей не реже 2 раз в год (Приложение 2), планы методической работы, перспективное, фронтальное, индивидуальное планирование, отчеты о проделанной работе, паспорт логопедического кабинета и расписание занятий, журнал консультаций). Планы перспективной работы учителя-логопеда, а также расписание логопедических занятий утверждаются специалистом районного МОУО или заведующей ДОУ.

 4. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи, обусловленное либо коррелирующее с различными формами клинической патологии: дизартрия, алалия, ринолалия, заикание) направляются  на обследование специалистами областной, зональной  ПМПК, которые уточняют речевое заключение и решают вопрос о дальнейшем обучении ребенка (с учетом условий оказания логопедической помощи в данном населенном пункте).

5.      Не подлежат приему на логопедический пункт

-          дети, имеющие тяжелые нарушения слуха, тяжелые нарушения зрения (с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем глазу и амблиопией, а также слепые дети) и нарушения интеллекта на уровне выраженной умственной отсталости (F 71 по МКБ – 10);

-          дети, страдающие заболеваниями, которые являются  противопоказаниями       для приема детей в ДОУ общего типа.

П р и м е ч а н и е. Дети с нарушениями слуха по заключению специалистов областной, зональных ПМПК  определяются для дальнейшего обучения и воспитания в дошкольные отделения специальных (коррекционных) школ I  и II  видов.   Дети с нарушениями зрения по заключению специалистов областной, зональных ПМПК направляются в специальные (коррекционные) группы III - IV вида при ДОУ или в группы кратковременного пребывания. Дети с умственной отсталостью – в дошкольные отделения специальных (коррекционных) школ VIII вида или в группы кратковременного пребывания при ДОУ.                      

 .         

                   

IV.             Порядок работы дошкольного логопедического пункта.

1.      Коррекционную работу на логопедическом пункте проводит учитель-логопед.

2.      Логопедический пункт комплектуется из числа детей ДОУ и детей, не посещающих ДОУ в возрасте от 4 до 7 лет.

3.      Основной формой организации коррекционно-логопедической работы являются групповые (4 – 6 человек), подгрупповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия.

4 Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные клинические нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, связной речи). Например, в группы с ОНР принимаются дети со следующими формами речевой патологии: алалия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с ФФН принимаются дети с такими формами речевой патологии как ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся – дети, страдающие заиканием. Детям, имеющим легкий дефект звукопроизношения,  оказывается консультативная помощь. Для проведения групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий учителем-логопедом составляется перспективное планирование на каждую группу, подгруппу, для индивидуальной работы с ребенком. Учитель-логопед проводит регулярные занятия с детьми по исправлению нарушений устной речи согласно рекомендациям Регионального положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста. Коррекционные (логопедические) занятия организуются для детей с ОНР, ФФН, фонетическим дефектом, заиканием не реже двух раз в неделю индивидуально с каждым ребенком (длительностью 15 – 20 минут), с микрогруппами и подгруппами (3 – 6 детей) в зависимости от коррекционных целей (длительность занятий – от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей):

·         для детей с ОНР подгрупповые занятия проводятся не менее 3 раз в неделю;

·         для детей с ФФН подгрупповые занятия проводятся не менее 2 раз в неделю.

 

      В ходе логопедических занятий осуществляется коррекционно-воспитательная работа по предупреждению вторичных дефектов, обусловленных первичным речевым дефектом.

5.      Срок коррекционного обучения ребенка на логопедическом пункте зависит от степени сложности дефекта и составляет:

-          6 месяцев– для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);

-          9 месяцев – для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии;

-          от 2 до 3 лет – для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах речевой патологии;

-          1 – 2 года – для детей с заиканием.

При необходимости срок пребывания продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни, соматической ослабленности и других объективных причин).

6.      Дети, прошедшие курс коррекционных занятий и овладевшие правильными речевыми умениями, по решению психолого-педагогического консилиума ДОУ (в ситуации фонетического дефекта, фонетико-фонематического и фонематического  недоразвития речи у ребенка) и областной, зональной ПМПК (в ситуации общего недоразвития речи у ребенка) отчисляются с логопедического пункта.

7.      На время занятий с учителем-логопедом дети освобождаются от других занятий, предусмотренных режимом детского сада. Администрация детского сада решает вопрос об организации доставки детей на коррекционные занятия с участием вспомогательного персонала ДОУ (явка детей на занятия учителя-логопеда с участка детского сада во время прогулки детей). Ответственность за обязательное посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут родители или лица, их заменяющие, учитель-логопед, воспитатели, руководители образовательного учреждения.

8.      Образовательная нагрузка на детей с речевыми дефектами рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту.

9.      Воспитатель возрастной группы ДОУ под руководством учителя-логопеда ведет дополнительную коррекционную работу с детьми, имеющими речевую патологию, по формированию речевой культуры, по профилактике недостатков речевого развития в рамках общеобразовательной программы детского сада и привлекает к этой работе родителей.

 

V.                Учитель-логопед.

1.      Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование и прошедшие курсы с правом ведения деятельности в области специального образования.

2.  Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для работников ДОУ, имеет право на повышение профессиональной квалификации в соответствующих образовательных структурах.

                  3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию своевременного выявления детей с первичной речевой патологией в ДОУ и в среде неорганизованного детства, ведение необходимой документации (см. раздел III, п. 3).

                 4. Учитель-логопед ведет профилактическую работу с детьми младшего возраста, направленную на предупреждение нарушений в развитии устной речи: выявление неговорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей. Учет этой работы ведется учителем-логопедом в журналах консультаций и регистрации детей с нарушениями речи.

5.      Учитель-логопед информирует педагогический совет и педагогов ДОУ о задачах, содержании и результатах работы логопедического пункта.

6.      Учитель-логопед участвует в работе городского, районного, областного методических объединений учителей-логопедов.

                  7.   Учитель-логопед осуществляет связь с логопедами других образовательных учреждений, врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических консультаций.

8.      Учитель-логопед составляет ежегодный отчет по схеме, отражающей данные о количестве детей с нарушениями устной речи в ДОУ, результатах коррекционного обучения (Приложение 1) и представляет его администрации ДОУ и областной, зональной ПМПК.

9.      На учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством РФ для учителей-логопедов.

10.  Оплата труда учителя-логопеда работающего на дошкольном логопедическом пункте производится из расчета 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на консультативную работу, выдачу рекомендаций обучающимся детям и их родителям по исправлению речевого дефекта (запись домашнего задания), оформление документации. 18 часов в неделю учитель-логопед занимается непосредственно коррекционной работой с детьми.

 

VI.             Материально-техническое и финансовое обеспечение

               1.     Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 15 кв. м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

                        Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием и дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук  (Приложение 3).

                   

VII.          Управление работой логопедического пункта для детей дошкольного возраста

 

1.      Административное и методическое руководство работой логопункта для детей дошкольного возраста осуществляет отдел образования или ведомство, в непосредственном ведении которого находится данное дошкольное образовательное учреждение.

2.      Непосредственное руководство логопунктом  для детей дошкольного возраста осуществляет заведующая данного ДОУ, права и обязанности которой определяются Уставом ДОУ, трудовым договором (контрактом), квалификационными требованиями и настоящим Положением.

3.      Наряду с обязанностями, определенными Уставом ДОУ, заведующая несет персональную ответственность за правильную организацию логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи; за материальное оснащение логопедического кабинета; обеспечивает создание необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления комплексного  коррекционного воздействия.

4.      Методист данного ДОУ оказывает методическую помощь специалистам и воспитателям, осуществляющим комплексную коррекционно-логопедическую помощь детям, занимающимся на логопункте, осуществляет контроль за деятельностью педагогов, работающих с зачисленными на логопункт детьми, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ОТЧЕТ

о работе логопеда (ФИО) в 200_/_ учебном году

на логопедическом пункте при ДОУ № _

______________района_______________области

 

Всего выявлено с нарушениями речи ________детей.

 

 

Классификация речевых нарушений

 

 

 

                     

 

 

Сведения о движении детей

Общее недоразвитие речи

Фонетические нарушения

Фонематические

нарушения

Фонетико-фонематические нарушения

Заикание

Итого

с фонетич. дефектом

без фонет.

дефекта

Принято на логопункт

 

 

 

 

 

 

 

Выпущено

 

 

 

 

 

 

 

Оставлено для продолжения коррекционной работы

 

 

 

 

 

 

 

Выбыло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

                                                                                                         

 

 

                                                                                                                            

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Структура речевой карты

для детей дошкольного возраста

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Дата рождения.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата поступления ребенка на логопедический пункт.
  5. Откуда поступил на логопедический пункт (ДОУ, семья, другое)
  6. Сведения о родителях.
  7. Жалобы родителей.
  8. Данные о ходе речевого развития.
  9. Уровень общего развития ребенка (когнитивные функции: восприятие, память, мышление).
  10. Состояние общей и мелкой моторики.
  11. Устойчивость внимания, работоспособность.
  12. Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

-          губы,

-          зубы,

-          язык,

-          прикус,

-          небо,

-          дифференцированные движения, удержание заданных артикуляционных поз.

  1. Общее звучание речи:

-          темп,

-          голос,

-          интонация,

-          разборчивость.

  1. Произношение звуков (гласных; звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих, соноров и аффрикат).
  2. Различение звуков на слух и в произношении.
  3. Произношение звуков сложного звукового состава (например, фотограф, строительство, ткачиха, телефонистка, электричка, велосипед; водопроводчик чинит водопровод).
  4. Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ).
  5. Лексический запас.
  6. Грамматический строй речи.
  7. Заключение.
  8. Индивидуальный план работы с ребенком.
  9. Динамика показателей речевых умений ребенка в результате проведения коррекционных мероприятий (2 раза в год) с корректировкой индивидуального плана.
  10. Эпикризное заключение (к моменту выпуска).

 

 

 

     В речевой карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.

 

 

                                                                                                                    

 

 

                                                                                                                          

                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Министерство здравоохранения СССР

Приказ № 245 от 30 августа 1991 года.

(Извлечение)

 

О нормативах потребления этилового спирта для учреждений

здравоохранения, образования и социального обеспечения

 

 

 

№ п\п

 

Наименование учреждения

 

Расчетные показатели

 

Норма в граммах

3.3

3.4

3.5

3.6

 

Детские сады и детские дома

Детские ясли

Детские ясли-сад

Специализированные детские учреждения (ясли, ясли-сад), вспомогательные школы-интернаты для детей с нарушением интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, для детей с последствиями полиомиелита и детских церебральных параличей.

 

 

На одно место в год

На одно место в год

На одно место в год

На одно место в год

 

20

100

35

120

 

Примерный образец списания спирта на логопедические цели

 

Дата

Приход

Расход

Цель расхода

Кол-во детей

Фамилии детей

Остаток

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК

рекомендуемого оборудования дошкольного логопедического пункта

 

  1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50 х 100) 1 шт.
  2. Зеркала для индивидуальной работы (9 х 12) 8 шт.
  3. Дополнительное освещение у зеркала.
  4. Логопедические зонды, шпатели.
  5. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
  6. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
  7. Учебно-методические пособия.
  8. Настольные игры, игрушки, конструкторы.
  9. Умывальник 1 шт.
  10. Классная доска 1 шт.
  11. Шкафы для пособий 2-3 шт.
  12. Стол канцелярский 1 шт.
  13. Столы для занятий с детьми.
  14. Стулья детские 8 шт.
  15. Песочные часы 1 шт.
  16. Метроном 1 шт.
  17. Магнитофон 1 шт.
  18. Фланелеграф.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Примерное содержание зон логопедического кабинета

 

Зона дыхания  / игры и упражнения на развитие речевого дыхания и воздушной струи/

·         схема дифференцированного ротового  и носового выдоха и речевого дыхания

·         оборудование для нижнедиафрагмального дыхания /кушетка откидная, мягкий коврик, муляж человечка/

·         игры на воздушную струю и поддувание без озвучивания и с подключением голоса /звуки, слоги, слова опредметить в виде картинок, схем, предметов…/

·         прищепки, обтянутые байкой, закрывающие нос или зажимы для носа /для плавания/

·         маленькие зеркала /лучше с ручкой/ для контроля за носовым и ротовым выдохом /нарисовано с обратной стороны/

·         памятка о различных видах гимнастик /йогов, Стрельниковой, Бутейко…/

Артикуляционная зона

·         зеркало с полочкой под ним /индивидуальные зеркала

·         макет языка и губ, меняющих свою форму под воздействием руки /для связи тактильного, зрительного контроля с артикуляционным подражанием/

·         формы артикуляционной гимнастики для губ и для языка в символах /контуры предметов:  упражнение «чашечка» - контур чашечки и т.п./

·         микро-игло-аппликаторы, прищепки рифленые /для раздражения речевых зон во время индивидуальной работы/

·         схема проекции речевых зон в ухе

·         фотоальбомы с артикуляционной гимнастикой для губ и языка

·         книжка-малышка с профилями артикуляции и схемами-опорами для характеристики звуков под ними /сундучок подсказок/

·         зонды, шпатели, вата, спирт

 

Зона фонального восприятия /интонационная зона/

·         свистки, колокольчики, погремушки, неваляшки, различные музыкальные инструменты и издающие звуки предметы – самолеты-погремушки с зерном, игрушки для звукоподражания /большой, маленькой, средней величины/

·         пластинки с мелодиями, различными шумами

·         схемы-символы

-          3 Оли, 3 Пети разного роста /громко, тихо, нормально/;

-          схема – опора «громко-тихо»;

-          непрерывно

-          низко-высоко, отрывисто;

-          медленно-быстро;

-          выразительно /изображение рук в виде . !/;

-          схемы-эмоции;

-          ударение /схема ударный молоточек и след от него/;

-          интонация законченности /голос повышается и понижается/;

-          карточки с заданиями на интонационную выразительность;

-          запись различных тональных позывных на подъем, зарядку, завтрак, обед, ужин, сон.

 

Зона тембрального восприятия /фонематический слух/       

·         звучащие слова в картинках и предметах

·         человечки – звуки гласные и согласные

·         наглядность для звуковых сюжетных игр /вагончики с колокольчиками и без…, улица звонкого и глухого голоса, домики для твердых и мягких звуков/

·         фронтальные и индивидуальные фишки для схем звукового анализа

·         схемы-характеристики звуков

·         карточки с заданиями на развитие фонематического слуха

·         картинки-паронимы, предметы-паронимы

·         словесные перепутаницы с иллюстрацией и без, стихи со словами-паронимами

·         карточки на автоматизацию звуков в словах и предложениях

·         картинки по звукопроизношению и фонематическому слуху

·         звуковой молоточек синий с одной стороны и зеленый с другой

·         игры на развитие фонематического слуха /картинные, предметные/

·         звуковые дорожки, лабиринты /статичные, динамичные/

 

Зона звуко-буквенного анализа /обучение грамоте/

·         костюмчики-квадраты для кукол /индивидуальные, фронтальные/

·         фронтальные и индивидуальные схемы разбора предложений, слов, слогов; фишки для них

·         схемы НСК, фишки /начало, середина, конец слова/

·         буквы пластмассовые фронтальные магнитные, индивидуальные /бумажные с картинками/

·         арбузные семечки, шнурки, проволока и т. д. для выкладывания букв /все это в специальных коробочках/

·         графический планшет, палочка для письма или рисования, гусиное перо…предметы для рисования и черчения букв /фломастеры, ручка, карандаш, стек…/

·         звуковые веера

·         стихотворные и картинные запоминалки для букв

·         карточки с заданиями по обучению грамоте по темам «Речецветика»: дифференциация твердых и мягких согласных, глухих и звонких, звук в звуковом ряду, в слове, в предложении, звук в начале слова, в середине, в конце, звук заблудился, паронимы, перевертыши, считалочки, скороговорки, добавь звук, убери звук, чтобы получилось новое слово, составь слово из звуков, расположенных вразброс, слово из слогов, расположенных по порядку, вразброс, придумай слово по его началу, по его концу, ударение, запомни букву, буква заблудилась, в каких картинках прячется буква, ребусы, кроссворды, звуковые схемы слов, слогов, один слог, два слога, три слога, предложение, его схема, предложение из двух слов, из трех, предложение с предлогами, подружки и друзья мягких звуков и твердых, схема «буквы – звуки»

·         графические схемы подготовки руки к письму /образцы тетрадей в клетку и в линейку/

Зона словаря /в картинках и предметах, муляжах, макетах, схемах, символах, играх, карточках, слайдах/

·         девиз группы в картинках

·         словесные темы в картинках и играх – мебель, дом и его части, инструменты, профессии, продукты, посуда, обувь, одежда, части тела, гигиена, транспорт, правила дорожного движения, школа, дикие животные и их детеныши, домашние животные и их детеныши, животные жарких стран, перелетные птицы, насекомые, животные водоемов, фрукты, овощи, грибы, ягоды, деревья и кустарники, цветы и растения поля, весна, лето, осень, зима, праздники

·         символы – сигналы /предмет, качество, действие/, «копилка новых слов»

·         перечень игр по опорным сигналам на развитие речевой памяти

Зона грамматики /карточки, игры, схемы, символы, картинки/

·         детские полные – взрослые имена

·         словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и увеличительных

·         многозначность слов

·         однокоренные слова

·         сравнения

·         слова-антонимы

·         слова-синонимы

·         одушевленные и неодушевленные слова, множественное и единственное число существительных, существительные только во множественном числе, согласование существительных и числительных, несклоняемые существительные, управление словами, падежи, образование существительных от других частей речи, согласование существительных с прилагательными, качественные прилагательные, притяжательные прилагательные, относительные прилагательные, образование прилагательных от других частей речи, образование сложных прилагательных, действия предметов, число глаголов, род глаголов, совершенный – несовершенный вид глаголов, образование глаголов с помощью приставок, образование глаголов с помощью других частей речи, наречия, местоимения

·         опорные сигналы /он, она, оно, они/

·         что пишется с большой буквы

·         дерево с корнями для однокоренных слов, картинка «ослик» для упрямых слов /несклоняемые существительные/

·         мелкие бумажные, тканевые и другие предметы /до 10 шт. каждого для порядкового счета, согласования существительных с числительными, изменения слов в единственном и множественном числе/

Зона фразы /в картинках, книгах, слайдах, карточках, диафильмах, магнитных записях, пластинках/

·         мим, мимуля – большие пластичные куклы /для обговаривания их действий при изменении положения тела/

·         динамические, механические игры и игрушки

·         символы – опоры: начало, середина, конец рассказа, дедушка «заглавие», белая полоска- предлог, союз, фишки разного цвета и формы, тесьма, стрелка, веревка, стопы – следы, матрицы с прорезями для плана рассказа

·         отдельные сюжетные картинки, предметные картинки, серии картин

·         карточки с заданиями по темам: предлоги В, НА, ИЗ, ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, СПРАВА  ОТ, СЛЕВА ОТ, С, БЕЗ, ВОЗЛЕ, У, ОКОЛО, РЯДОМ, К, ЧЕРЕЗ, ПО, НАД

·         составь предложение по картинкам, вставь слова вместо картинки, вставь слова вместо точек, составь предложение из слов, ответь на вопросы, составь рассказ по вопросам и картинкам, пересказ, опиши предметную картинку, логическое ударение, словесная перепутаница, сложные предложения с союзами, составь рассказ по сюжетной картинке, составь рассказ из отдельных предложений, вспомни сказку – что было «ДО» и «ПОСЛЕ», составь рассказ по серии картин, предложенных вразброс, верни на место пропавшую картинку, опиши спрятанную картинку

·         театральная зона /ширма, фланелеграф, магнитная доска, различные виды кукольных театров: бумажный, пластмассовый, деревянный, пальчиковый и т.д./

·         альбомы с потешками, стихами и играми по обговариванию бытовых процессов

·         библиотечный отдел /детские книги: малышки, раскладушки, театры-самоделки…/

 

Зона общей моторики  /в группе и кабинете/

·         маты или коврик, шведская стенка, спортивный комплекс

·         спортивное оборудование: скакалки, кегли, малый и большой мячи, кольцеброс, палки спортивные

·         резиновые массажные коврики с горбинкой для ног /ставить ноги без обуви во время индивидуальной работы/

·         ребристый /шероховатый, раздражающий/ шарик для кулачка

·         палка – массажер

·         аппликатор для прикладывания к разным частям тела с памяткой использования

·         памятка по пальцевому массажу различных точек общеукрепляющего значения, снимающих общую физическую усталость

Зона мелкой моторики /рабочая, доступная детям, с символами – обозначениями на каждом ящичке/

·         волчки, цепочки /разъемные/, бусы, шарики, прочие соединяющиеся предметы

·         шнурочки, застежки на крючках и петельках /шнурки подбирать по цвету шнурующегося предмета: репка – желтый/

·         обводки, штриховки, раскраски, копирка

·         материал для вырезывания, карандаш, мелки, краски…

·         различные виды мозаики /пластмассовая геометрическая, бумажная…/

·         материал для конструирования

·         семена, крупы, ранетки, гальки и прочее в миниемкостях /погремушки, мешочки, маленькие коробочки…каждый в своем «домике»/

·         шитье, вышивание, вязание

·         материал для лепки: глина, пластилин, тесто

·         проволочки /тонкие, толстые, цветные/ и другой материал для плетения /бумага, веревки, тесьма, нитки, шнурки…/

·         палочки /спички без головок/

·         карточки с заданиями /сделай аппликацию, поделку, сложи правильно, вырежи, сложи, одень, нарисуй, раскрась, обведи по контуру, по пунктиру…/

·         пальчиковая гимнастика в картинках и фотографиях

·         пальчиковый театр – теневой /фото, рисунки/, перчатки и варежки

·         карандаши для рисования на ладони, предметы из природного материала – все должно быть обыграно в виде лиц, фигурок и пр.

Зона психических процессов

·         схема точек для пальцевого массажа, влияющего на внимание, память, интеллект, дактилографическая схема «Гадалка»

·         календарь астрологических психотипов по годам, месяцам с описанием основных черт характера

·         памятка биологических психотипов /темперамент/

·         карточки с заданиями /лабиринты, узнай по поделкам, штриховкам, перевернутые изображения, пунктир, контур, спрятанные среди других, сравни, чем отличаются картинки, перепутаницы, нелепицы, что лишнее, чего не хватает, что чье, какая часть откуда, найди две одинаковых, объедини в группы, четвертый лишний, назови одним словом, в чем смысл рассказа, смысл пословиц и поговорок, отгадай загадку, логические задачки, играют цифры

Зона эмоционального контакта

·         запись колыбельных песен на дневной и ночной сон

·         подбор сказок на «-»

·         Маски – эмоции и куклы – оценки /ласка, похвала, обида, огорчение, стыд, радость/

·         Экспрессивно – мимические средства

Тоническая зона

·         магнитофон, проигрыватель

·         кукла – дразнилка/показывая ее, взрослый измененным голосом повторяет фразу или слово с той же интонацией и произношением, что и ребенок - игрушка « попугай», игрушка «локатор»/

·         тонометр

·         детский телефон /в одном и другом конце группы или в группе и логопедическом кабинете, логопед может вызывать детей на занятия с помощью контакта по телефон

·         рупор, мегафон /детский/

Оптическая зона

·         бинокль, лупа, микроскоп, подзорные трубы /игрушки/, калейдоскоп

·         «Волшебный экран» /макет телевизора в виде ширмы для разыгрывания представлений детьми и взрослым

·         фильмоскоп, диафильмы

·         слайды, слайдопроектор

·         очки с красными, синими, зелеными, желтыми и черными стеклами или разноцветные стекла для обозрения

·         схема «закрыли глаза», темная плотная лента

·         подставки для книг и картинок, указочки

 

 

Пространственная зона

·         стрелки – указатели на подставках или петушок-флюгер, кораблик-флюгер, гидроигрушки

·         муляжи, схемы, карты для пространственного ориентирования /от дома до садика, дорога в школу, магазин…/

·         муляжи игр – лабиринтов, атрибуты для сюжетных игр – лабиринтов в группе и на улице /стрелки, стопы ног, камешки, палочки…/

·         игры с фишками и кубиками, с шариками

·         схемы-игры на ориентировку /правая – левая, верх – низ, правый верхний угол и т.д. в различных вариантах/

·         картинки, предметы-муляжи для работы с предлогами /В, ЗА, НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПЕРЕД, ВОКРУГ…/

·         картинки, куклы для ориентировки в частях тела и лица /«куда садится муха»/

·         пространственные игры, картинки-перепутаницы

 

Мотивационная зона или зона регуляции речевого поведения /коммуникативная вместе с театральной и эмоциональной/

·         «Почемучка», «Незнайка» /куклы – символы

·         симворлы – оценки: мальчик-судья, опоры /громко-тихо, все или часть, с запинками или без, выразительно или нет, следил за звуками, «ВО», понравилось, заслушались / в виде схематичных рисунков для оценки пересказа

·         стрелка особого внимания и взаимопроверки

·         сюжетное зеркало, в которое вставляются сюжетные картинки на нравственные, поведенческие темы, к лицам героев сюжета ребенок должен приложить фотографию детей группы или свою

·         предметы – подарки, поощрения для стимулирования

Рабочая зона

·         стол педагога, стул, шкаф для пособий

·         полка для методической литературы

·         доска, полочка возле нее для предметов, игрушек, фланелеграф, магнитная доска

·         детские столы, стульчики

 

Требования к расположению материала в кабинете

 

·         четко выделить вербальную и невербальную зоны

·         каждую подзону расположить отдельно от других в наиболее удобном для ее применения месте

·         зоны для подготовки к постановке звуков, выработке воздушной струи, речевого дыхания /артикуляционную, тембральную, фонематический слух/ лучше расположить возле зеркала

·         рядом друг с другом должны находится зона мелкой моторики и словаря /во время упражнений с пальчиками дети могут повторять то или иное слово с опорой на картинку или предмет, «учить пуговки выговаривать слова», слоги, звуки/

·         общую театральную зону можно сделать из тональной, интонационной, эмоционального контакта и фразовой речи

·         акустическая зона продолжает зону тонального восприятия, оптическая – зону фразы

·         зона психических процессов должна быть около мотивационной зоны

·         зона общей моторики – около пространстственной

Таким образом,  четкое разграничение зон можно увязать с их взаимозависимостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Положение о работе логопункта129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено приказом

Главного управления образования

Курганской области № 358 от 05.05.05.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  

О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ  

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Общие положения
  1. Логопедический пункт для детей дошкольного возраста организуется на базе дошкольного образовательного учреждения (далее по тексту – ДОУ) для оказания специальной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи различной степени тяжести.
  2. Учредителем логопедического пункта для детей дошкольного возраста является муниципальный орган управления образованием.
  3. Логопедический пункт для детей дошкольного возраста открывается при наличии соответствующих условий и квалифицированных кадров.
  4. Для осуществления логопедической работы в типовые штаты ДОУ вводится должность учителя-логопеда.
  5. В своей деятельности логопедический пункт для детей дошкольного возраста руководствуется законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, настоящим Положением, программно-методическими документами, утвержденными Министерством образования РФ и Главным управлением образования Курганской области.
  1. Основные цели и задачи логопедического пункта
  1. Основной целью логопедического пункта является оказание  своевременной коррекционной логопедической помощи детям с нарушениями речи, как посещающим дошкольные образовательные учреждения, закрепленные за логопедическим пунктом, так и не посещающим.
  2. Основными задачами логопедического пункта являются:
  • в рамках профилактической работы обследование  речи всех детей, как посещающих ДОУ, так и не посещающих, и выявление детей, имеющих нарушения речи;
  • раннее выявление детей с отклонениями в развитии; направление нуждающихся в комплексном обследовании детей на консультирование  специалистами зональной, областной ПМПК;
  • коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста с целью подготовки к обучению в школе;
  • своевременное предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
  • разъяснение и пропаганда основ логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц, их  заменяющих), воспитанников; консультирование родителей детей в возрасте до 4 лет, имеющих нарушения речевого развития по проблеме организации специального воспитания детей раннего возраста с недоразвитием речевой функции.

 

  1. Организация логопедической работы
  1. Для занятий на логопедическом пункте зачисляются дети дошкольного возраста как  посещающие ДОУ, так и не посещающие, но имеющие следующие нарушения устной речи:
  • общее недоразвитие речи;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • нарушение произношения - фонетический дефект;
  • заикание,

и при наличии медицинской справки о состоянии здоровья.

2. Прием на логопедический пункт производится в течение всего учебного        года по мере освобождения мест. Одновременно на логопедическом пункте занимаются 20 детей, общее количество детей с общим недоразвитием речи не должно превышать 10 человек.

3. В период с 1 по 15 сентября учитель-логопед проводит первичное обследование состояния речи детей ДОУ и детей, родители которых обратились за консультацией к логопеду. По итогам обследования логопед устанавливает очередность зачисления детей на логопункт и оформляет контрольно-регистрирующую и планирующую документацию   (журнал регистрации детей с нарушениями речи, журнал посещения детей, речевые карты с фиксированием динамики показателей не реже 2 раз в год (Приложение 2), планы методической работы, перспективное, фронтальное, индивидуальное планирование, отчеты о проделанной работе, паспорт логопедического кабинета и расписание занятий, журнал консультаций). Планы перспективной работы учителя-логопеда, а также расписание логопедических занятий утверждаются специалистом районного МОУО или заведующей ДОУ.

 4. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи, обусловленное либо коррелирующее с различными формами клинической патологии: дизартрия, алалия, ринолалия, заикание) направляются  на обследование специалистами областной, зональной  ПМПК, которые уточняют речевое заключение и решают вопрос о дальнейшем обучении ребенка (с учетом условий оказания логопедической помощи в данном населенном пункте).

  1. Не подлежат приему на логопедический пункт
  • дети, имеющие тяжелые нарушения слуха, тяжелые нарушения зрения (с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем глазу и амблиопией, а также слепые дети) и нарушения интеллекта на уровне выраженной умственной отсталости (F 71 по МКБ – 10);
  • дети, страдающие заболеваниями, которые являются  противопоказаниями       для приема детей в ДОУ общего типа.

П р и м е ч а н и е. Дети с нарушениями слуха по заключению специалистов областной, зональных ПМПК  определяются для дальнейшего обучения и воспитания в дошкольные отделения специальных (коррекционных) школ I  и II  видов.   Дети с нарушениями зрения по заключению специалистов областной, зональных ПМПК направляются в специальные (коррекционные) группы III - IV вида при ДОУ или в группы кратковременного пребывания. Дети с умственной отсталостью – в дошкольные отделения специальных (коррекционных) школ VIII вида или в группы кратковременного пребывания при ДОУ.                      

 .        

                   

  1. Порядок работы дошкольного логопедического пункта.
  1. Коррекционную работу на логопедическом пункте проводит учитель-логопед.
  2. Логопедический пункт комплектуется из числа детей ДОУ и детей, не посещающих ДОУ в возрасте от 4 до 7 лет.
  3. Основной формой организации коррекционно-логопедической работы являются групповые (4 – 6 человек), подгрупповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия.

4 Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные клинические нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, связной речи). Например, в группы с ОНР принимаются дети со следующими формами речевой патологии: алалия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с ФФН принимаются дети с такими формами речевой патологии как ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся – дети, страдающие заиканием. Детям, имеющим легкий дефект звукопроизношения,  оказывается консультативная помощь. Для проведения групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий учителем-логопедом составляется перспективное планирование на каждую группу, подгруппу, для индивидуальной работы с ребенком. Учитель-логопед проводит регулярные занятия с детьми по исправлению нарушений устной речи согласно рекомендациям Регионального положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста. Коррекционные (логопедические) занятия организуются для детей с ОНР, ФФН, фонетическим дефектом, заиканием не реже двух раз в неделю индивидуально с каждым ребенком (длительностью 15 – 20 минут), с микрогруппами и подгруппами (3 – 6 детей) в зависимости от коррекционных целей (длительность занятий – от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей):

  • для детей с ОНР подгрупповые занятия проводятся не менее 3 раз в неделю;
  • для детей с ФФН подгрупповые занятия проводятся не менее 2 раз в неделю.

        В ходе логопедических занятий осуществляется коррекционно-воспитательная работа по предупреждению вторичных дефектов, обусловленных первичным речевым дефектом.

  1. Срок коррекционного обучения ребенка на логопедическом пункте зависит от степени сложности дефекта и составляет:
  • 6 месяцев– для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);
  • 9 месяцев – для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии;
  • от 2 до 3 лет – для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах речевой патологии;
  • 1 – 2 года – для детей с заиканием.

При необходимости срок пребывания продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни, соматической ослабленности и других объективных причин).

  1. Дети, прошедшие курс коррекционных занятий и овладевшие правильными речевыми умениями, по решению психолого-педагогического консилиума ДОУ (в ситуации фонетического дефекта, фонетико-фонематического и фонематического  недоразвития речи у ребенка) и областной, зональной ПМПК (в ситуации общего недоразвития речи у ребенка) отчисляются с логопедического пункта.
  2. На время занятий с учителем-логопедом дети освобождаются от других занятий, предусмотренных режимом детского сада. Администрация детского сада решает вопрос об организации доставки детей на коррекционные занятия с участием вспомогательного персонала ДОУ (явка детей на занятия учителя-логопеда с участка детского сада во время прогулки детей). Ответственность за обязательное посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут родители или лица, их заменяющие, учитель-логопед, воспитатели, руководители образовательного учреждения.
  3. Образовательная нагрузка на детей с речевыми дефектами рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту.
  4. Воспитатель возрастной группы ДОУ под руководством учителя-логопеда ведет дополнительную коррекционную работу с детьми, имеющими речевую патологию, по формированию речевой культуры, по профилактике недостатков речевого развития в рамках общеобразовательной программы детского сада и привлекает к этой работе родителей.

  1. Учитель-логопед.
  1. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование и прошедшие курсы с правом ведения деятельности в области специального образования.

2.  Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для работников ДОУ, имеет право на повышение профессиональной квалификации в соответствующих образовательных структурах.

                  3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию своевременного выявления детей с первичной речевой патологией в ДОУ и в среде неорганизованного детства, ведение необходимой документации (см. раздел III, п. 3).

                 4. Учитель-логопед ведет профилактическую работу с детьми младшего возраста, направленную на предупреждение нарушений в развитии устной речи: выявление неговорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей. Учет этой работы ведется учителем-логопедом в журналах консультаций и регистрации детей с нарушениями речи.

  1. Учитель-логопед информирует педагогический совет и педагогов ДОУ о задачах, содержании и результатах работы логопедического пункта.
  2. Учитель-логопед участвует в работе городского, районного, областного методических объединений учителей-логопедов.

          7.   Учитель-логопед осуществляет связь с логопедами других образовательных учреждений, врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических консультаций.

  1. Учитель-логопед составляет ежегодный отчет по схеме, отражающей данные о количестве детей с нарушениями устной речи в ДОУ, результатах коррекционного обучения (Приложение 1) и представляет его администрации ДОУ и областной, зональной ПМПК.
  2. На учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством РФ для учителей-логопедов.
  3. Оплата труда учителя-логопеда работающего на дошкольном логопедическом пункте производится из расчета 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на консультативную работу, выдачу рекомендаций обучающимся детям и их родителям по исправлению речевого дефекта (запись домашнего задания), оформление документации. 18 часов в неделю учитель-логопед занимается непосредственно коррекционной работой с детьми.

 

  1. Материально-техническое и финансовое обеспечение

        1.     Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 15 кв. м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

                 Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием и дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук  (Приложение 3).

             

  1. Управление работой логопедического пункта для детей дошкольного возраста

  1. Административное и методическое руководство работой логопункта для детей дошкольного возраста осуществляет отдел образования или ведомство, в непосредственном ведении которого находится данное дошкольное образовательное учреждение.
  2. Непосредственное руководство логопунктом  для детей дошкольного возраста осуществляет заведующая данного ДОУ, права и обязанности которой определяются Уставом ДОУ, трудовым договором (контрактом), квалификационными требованиями и настоящим Положением.
  3. Наряду с обязанностями, определенными Уставом ДОУ, заведующая несет персональную ответственность за правильную организацию логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи; за материальное оснащение логопедического кабинета; обеспечивает создание необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления комплексного  коррекционного воздействия.
  4. Методист данного ДОУ оказывает методическую помощь специалистам и воспитателям, осуществляющим комплексную коррекционно-логопедическую помощь детям, занимающимся на логопункте, осуществляет контроль за деятельностью педагогов, работающих с зачисленными на логопункт детьми, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

                                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОТЧЕТ

о работе логопеда (ФИО) в 200_/_ учебном году

на логопедическом пункте при ДОУ № _

______________района_______________области

Всего выявлено с нарушениями речи ________детей.

Классификация речевых нарушений

        

Сведения о движении детей

Общее недоразвитие речи

Фонетические нарушения

Фонематические

нарушения

Фонетико-фонематические нарушения

Заикание

Итого

с фонетич. дефектом

без фонет.

дефекта

Принято на логопункт

Выпущено

Оставлено для продолжения коррекционной работы

Выбыло

                     

                                                                        

                                                                                                                           

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Структура речевой карты

для детей дошкольного возраста

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Дата рождения.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата поступления ребенка на логопедический пункт.
  5. Откуда поступил на логопедический пункт (ДОУ, семья, другое)
  6. Сведения о родителях.
  7. Жалобы родителей.
  8. Данные о ходе речевого развития.
  9. Уровень общего развития ребенка (когнитивные функции: восприятие, память, мышление).
  10. Состояние общей и мелкой моторики.
  11. Устойчивость внимания, работоспособность.
  12. Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • прикус,
  • небо,
  • дифференцированные движения, удержание заданных артикуляционных поз.
  1. Общее звучание речи:
  • темп,
  • голос,
  • интонация,
  • разборчивость.
  1. Произношение звуков (гласных; звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих, соноров и аффрикат).
  2. Различение звуков на слух и в произношении.
  3. Произношение звуков сложного звукового состава (например, фотограф, строительство, ткачиха, телефонистка, электричка, велосипед; водопроводчик чинит водопровод).
  4. Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ).
  5. Лексический запас.
  6. Грамматический строй речи.
  7. Заключение.
  8. Индивидуальный план работы с ребенком.
  9. Динамика показателей речевых умений ребенка в результате проведения коррекционных мероприятий (2 раза в год) с корректировкой индивидуального плана.
  10. Эпикризное заключение (к моменту выпуска).

     В речевой карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.

                                                       

                                                                                                                           

                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Министерство здравоохранения СССР

Приказ № 245 от 30 августа 1991 года.

(Извлечение)

О нормативах потребления этилового спирта для учреждений

здравоохранения, образования и социального обеспечения

№ п\п

Наименование учреждения

Расчетные показатели

Норма в граммах

3.3

3.4

3.5

3.6

Детские сады и детские дома

Детские ясли

Детские ясли-сад

Специализированные детские учреждения (ясли, ясли-сад), вспомогательные школы-интернаты для детей с нарушением интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, для детей с последствиями полиомиелита и детских церебральных параличей.

На одно место в год

На одно место в год

На одно место в год

На одно место в год

20

100

35

120

Примерный образец списания спирта на логопедические цели

Дата

Приход

Расход

Цель расхода

Кол-во детей

Фамилии детей

Остаток

СПИСОК

рекомендуемого оборудования дошкольного логопедического пункта

  1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50 х 100) 1 шт.
  2. Зеркала для индивидуальной работы (9 х 12) 8 шт.
  3. Дополнительное освещение у зеркала.
  4. Логопедические зонды, шпатели.
  5. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
  6. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
  7. Учебно-методические пособия.
  8. Настольные игры, игрушки, конструкторы.
  9. Умывальник 1 шт.
  10. Классная доска 1 шт.
  11. Шкафы для пособий 2-3 шт.
  12. Стол канцелярский 1 шт.
  13. Столы для занятий с детьми.
  14. Стулья детские 8 шт.
  15. Песочные часы 1 шт.
  16. Метроном 1 шт.
  17. Магнитофон 1 шт.
  18. Фланелеграф.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерное содержание зон логопедического кабинета

Зона дыхания  / игры и упражнения на развитие речевого дыхания и воздушной струи/

  • схема дифференцированного ротового  и носового выдоха и речевого дыхания
  • оборудование для нижнедиафрагмального дыхания /кушетка откидная, мягкий коврик, муляж человечка/
  • игры на воздушную струю и поддувание без озвучивания и с подключением голоса /звуки, слоги, слова опредметить в виде картинок, схем, предметов…/
  • прищепки, обтянутые байкой, закрывающие нос или зажимы для носа /для плавания/
  • маленькие зеркала /лучше с ручкой/ для контроля за носовым и ротовым выдохом /нарисовано с обратной стороны/
  • памятка о различных видах гимнастик /йогов, Стрельниковой, Бутейко…/

Артикуляционная зона

  • зеркало с полочкой под ним /индивидуальные зеркала
  • макет языка и губ, меняющих свою форму под воздействием руки /для связи тактильного, зрительного контроля с артикуляционным подражанием/
  • формы артикуляционной гимнастики для губ и для языка в символах /контуры предметов:  упражнение «чашечка» - контур чашечки и т.п./
  • микро-игло-аппликаторы, прищепки рифленые /для раздражения речевых зон во время индивидуальной работы/
  • схема проекции речевых зон в ухе
  • фотоальбомы с артикуляционной гимнастикой для губ и языка
  • книжка-малышка с профилями артикуляции и схемами-опорами для характеристики звуков под ними /сундучок подсказок/
  • зонды, шпатели, вата, спирт

Зона фонального восприятия /интонационная зона/

  • свистки, колокольчики, погремушки, неваляшки, различные музыкальные инструменты и издающие звуки предметы – самолеты-погремушки с зерном, игрушки для звукоподражания /большой, маленькой, средней величины/
  • пластинки с мелодиями, различными шумами
  • схемы-символы
  • 3 Оли, 3 Пети разного роста /громко, тихо, нормально/;
  • схема – опора «громко-тихо»;
  • непрерывно
  • низко-высоко, отрывисто;
  • медленно-быстро;
  • выразительно /изображение рук в виде . !/;
  • схемы-эмоции;
  • ударение /схема ударный молоточек и след от него/;
  • интонация законченности /голос повышается и понижается/;
  • карточки с заданиями на интонационную выразительность;
  • запись различных тональных позывных на подъем, зарядку, завтрак, обед, ужин, сон.

Зона тембрального восприятия /фонематический слух/        

  • звучащие слова в картинках и предметах
  • человечки – звуки гласные и согласные
  • наглядность для звуковых сюжетных игр /вагончики с колокольчиками и без…, улица звонкого и глухого голоса, домики для твердых и мягких звуков/
  • фронтальные и индивидуальные фишки для схем звукового анализа
  • схемы-характеристики звуков
  • карточки с заданиями на развитие фонематического слуха
  • картинки-паронимы, предметы-паронимы
  • словесные перепутаницы с иллюстрацией и без, стихи со словами-паронимами
  • карточки на автоматизацию звуков в словах и предложениях
  • картинки по звукопроизношению и фонематическому слуху
  • звуковой молоточек синий с одной стороны и зеленый с другой
  • игры на развитие фонематического слуха /картинные, предметные/
  • звуковые дорожки, лабиринты /статичные, динамичные/

Зона звуко-буквенного анализа /обучение грамоте/

  • костюмчики-квадраты для кукол /индивидуальные, фронтальные/
  • фронтальные и индивидуальные схемы разбора предложений, слов, слогов; фишки для них
  • схемы НСК, фишки /начало, середина, конец слова/
  • буквы пластмассовые фронтальные магнитные, индивидуальные /бумажные с картинками/
  • арбузные семечки, шнурки, проволока и т. д. для выкладывания букв /все это в специальных коробочках/
  • графический планшет, палочка для письма или рисования, гусиное перо…предметы для рисования и черчения букв /фломастеры, ручка, карандаш, стек…/
  • звуковые веера
  • стихотворные и картинные запоминалки для букв
  • карточки с заданиями по обучению грамоте по темам «Речецветика»: дифференциация твердых и мягких согласных, глухих и звонких, звук в звуковом ряду, в слове, в предложении, звук в начале слова, в середине, в конце, звук заблудился, паронимы, перевертыши, считалочки, скороговорки, добавь звук, убери звук, чтобы получилось новое слово, составь слово из звуков, расположенных вразброс, слово из слогов, расположенных по порядку, вразброс, придумай слово по его началу, по его концу, ударение, запомни букву, буква заблудилась, в каких картинках прячется буква, ребусы, кроссворды, звуковые схемы слов, слогов, один слог, два слога, три слога, предложение, его схема, предложение из двух слов, из трех, предложение с предлогами, подружки и друзья мягких звуков и твердых, схема «буквы – звуки»
  • графические схемы подготовки руки к письму /образцы тетрадей в клетку и в линейку/

Зона словаря /в картинках и предметах, муляжах, макетах, схемах, символах, играх, карточках, слайдах/

  • девиз группы в картинках
  • словесные темы в картинках и играх – мебель, дом и его части, инструменты, профессии, продукты, посуда, обувь, одежда, части тела, гигиена, транспорт, правила дорожного движения, школа, дикие животные и их детеныши, домашние животные и их детеныши, животные жарких стран, перелетные птицы, насекомые, животные водоемов, фрукты, овощи, грибы, ягоды, деревья и кустарники, цветы и растения поля, весна, лето, осень, зима, праздники
  • символы – сигналы /предмет, качество, действие/, «копилка новых слов»
  • перечень игр по опорным сигналам на развитие речевой памяти

Зона грамматики /карточки, игры, схемы, символы, картинки/

  • детские полные – взрослые имена
  • словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и увеличительных
  • многозначность слов
  • однокоренные слова
  • сравнения
  • слова-антонимы
  • слова-синонимы
  • одушевленные и неодушевленные слова, множественное и единственное число существительных, существительные только во множественном числе, согласование существительных и числительных, несклоняемые существительные, управление словами, падежи, образование существительных от других частей речи, согласование существительных с прилагательными, качественные прилагательные, притяжательные прилагательные, относительные прилагательные, образование прилагательных от других частей речи, образование сложных прилагательных, действия предметов, число глаголов, род глаголов, совершенный – несовершенный вид глаголов, образование глаголов с помощью приставок, образование глаголов с помощью других частей речи, наречия, местоимения
  • опорные сигналы /он, она, оно, они/
  • что пишется с большой буквы
  • дерево с корнями для однокоренных слов, картинка «ослик» для упрямых слов /несклоняемые существительные/
  • мелкие бумажные, тканевые и другие предметы /до 10 шт. каждого для порядкового счета, согласования существительных с числительными, изменения слов в единственном и множественном числе/

Зона фразы /в картинках, книгах, слайдах, карточках, диафильмах, магнитных записях, пластинках/

  • мим, мимуля – большие пластичные куклы /для обговаривания их действий при изменении положения тела/
  • динамические, механические игры и игрушки
  • символы – опоры: начало, середина, конец рассказа, дедушка «заглавие», белая полоска- предлог, союз, фишки разного цвета и формы, тесьма, стрелка, веревка, стопы – следы, матрицы с прорезями для плана рассказа
  • отдельные сюжетные картинки, предметные картинки, серии картин
  • карточки с заданиями по темам: предлоги В, НА, ИЗ, ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, СПРАВА  ОТ, СЛЕВА ОТ, С, БЕЗ, ВОЗЛЕ, У, ОКОЛО, РЯДОМ, К, ЧЕРЕЗ, ПО, НАД
  • составь предложение по картинкам, вставь слова вместо картинки, вставь слова вместо точек, составь предложение из слов, ответь на вопросы, составь рассказ по вопросам и картинкам, пересказ, опиши предметную картинку, логическое ударение, словесная перепутаница, сложные предложения с союзами, составь рассказ по сюжетной картинке, составь рассказ из отдельных предложений, вспомни сказку – что было «ДО» и «ПОСЛЕ», составь рассказ по серии картин, предложенных вразброс, верни на место пропавшую картинку, опиши спрятанную картинку
  • театральная зона /ширма, фланелеграф, магнитная доска, различные виды кукольных театров: бумажный, пластмассовый, деревянный, пальчиковый и т.д./
  • альбомы с потешками, стихами и играми по обговариванию бытовых процессов
  • библиотечный отдел /детские книги: малышки, раскладушки, театры-самоделки…/

Зона общей моторики  /в группе и кабинете/

  • маты или коврик, шведская стенка, спортивный комплекс
  • спортивное оборудование: скакалки, кегли, малый и большой мячи, кольцеброс, палки спортивные
  • резиновые массажные коврики с горбинкой для ног /ставить ноги без обуви во время индивидуальной работы/
  • ребристый /шероховатый, раздражающий/ шарик для кулачка
  • палка – массажер
  • аппликатор для прикладывания к разным частям тела с памяткой использования
  • памятка по пальцевому массажу различных точек общеукрепляющего значения, снимающих общую физическую усталость

Зона мелкой моторики /рабочая, доступная детям, с символами – обозначениями на каждом ящичке/

  • волчки, цепочки /разъемные/, бусы, шарики, прочие соединяющиеся предметы
  • шнурочки, застежки на крючках и петельках /шнурки подбирать по цвету шнурующегося предмета: репка – желтый/
  • обводки, штриховки, раскраски, копирка
  • материал для вырезывания, карандаш, мелки, краски…
  • различные виды мозаики /пластмассовая геометрическая, бумажная…/
  • материал для конструирования
  • семена, крупы, ранетки, гальки и прочее в миниемкостях /погремушки, мешочки, маленькие коробочки…каждый в своем «домике»/
  • шитье, вышивание, вязание
  • материал для лепки: глина, пластилин, тесто
  • проволочки /тонкие, толстые, цветные/ и другой материал для плетения /бумага, веревки, тесьма, нитки, шнурки…/
  • палочки /спички без головок/
  • карточки с заданиями /сделай аппликацию, поделку, сложи правильно, вырежи, сложи, одень, нарисуй, раскрась, обведи по контуру, по пунктиру…/
  • пальчиковая гимнастика в картинках и фотографиях
  • пальчиковый театр – теневой /фото, рисунки/, перчатки и варежки
  • карандаши для рисования на ладони, предметы из природного материала – все должно быть обыграно в виде лиц, фигурок и пр.

Зона психических процессов

  • схема точек для пальцевого массажа, влияющего на внимание, память, интеллект, дактилографическая схема «Гадалка»
  • календарь астрологических психотипов по годам, месяцам с описанием основных черт характера
  • памятка биологических психотипов /темперамент/
  • карточки с заданиями /лабиринты, узнай по поделкам, штриховкам, перевернутые изображения, пунктир, контур, спрятанные среди других, сравни, чем отличаются картинки, перепутаницы, нелепицы, что лишнее, чего не хватает, что чье, какая часть откуда, найди две одинаковых, объедини в группы, четвертый лишний, назови одним словом, в чем смысл рассказа, смысл пословиц и поговорок, отгадай загадку, логические задачки, играют цифры

Зона эмоционального контакта

  • запись колыбельных песен на дневной и ночной сон
  • подбор сказок на «-»
  • Маски – эмоции и куклы – оценки /ласка, похвала, обида, огорчение, стыд, радость/
  • Экспрессивно – мимические средства

Тоническая зона

  • магнитофон, проигрыватель
  • кукла – дразнилка/показывая ее, взрослый измененным голосом повторяет фразу или слово с той же интонацией и произношением, что и ребенок - игрушка « попугай», игрушка «локатор»/
  • тонометр
  • детский телефон /в одном и другом конце группы или в группе и логопедическом кабинете, логопед может вызывать детей на занятия с помощью контакта по телефон
  • рупор, мегафон /детский/

Оптическая зона

  • бинокль, лупа, микроскоп, подзорные трубы /игрушки/, калейдоскоп
  • «Волшебный экран» /макет телевизора в виде ширмы для разыгрывания представлений детьми и взрослым
  • фильмоскоп, диафильмы
  • слайды, слайдопроектор
  • очки с красными, синими, зелеными, желтыми и черными стеклами или разноцветные стекла для обозрения
  • схема «закрыли глаза», темная плотная лента
  • подставки для книг и картинок, указочки

Пространственная зона

  • стрелки – указатели на подставках или петушок-флюгер, кораблик-флюгер, гидроигрушки
  • муляжи, схемы, карты для пространственного ориентирования /от дома до садика, дорога в школу, магазин…/
  • муляжи игр – лабиринтов, атрибуты для сюжетных игр – лабиринтов в группе и на улице /стрелки, стопы ног, камешки, палочки…/
  • игры с фишками и кубиками, с шариками
  • схемы-игры на ориентировку /правая – левая, верх – низ, правый верхний угол и т.д. в различных вариантах/
  • картинки, предметы-муляжи для работы с предлогами /В, ЗА, НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПЕРЕД, ВОКРУГ…/
  • картинки, куклы для ориентировки в частях тела и лица /«куда садится муха»/
  • пространственные игры, картинки-перепутаницы

Мотивационная зона или зона регуляции речевого поведения /коммуникативная вместе с театральной и эмоциональной/

  • «Почемучка», «Незнайка» /куклы – символы
  • симворлы – оценки: мальчик-судья, опоры /громко-тихо, все или часть, с запинками или без, выразительно или нет, следил за звуками, «ВО», понравилось, заслушались / в виде схематичных рисунков для оценки пересказа
  • стрелка особого внимания и взаимопроверки
  • сюжетное зеркало, в которое вставляются сюжетные картинки на нравственные, поведенческие темы, к лицам героев сюжета ребенок должен приложить фотографию детей группы или свою
  • предметы – подарки, поощрения для стимулирования

Рабочая зона

  • стол педагога, стул, шкаф для пособий
  • полка для методической литературы
  • доска, полочка возле нее для предметов, игрушек, фланелеграф, магнитная доска
  • детские столы, стульчики

Требования к расположению материала в кабинете

  • четко выделить вербальную и невербальную зоны
  • каждую подзону расположить отдельно от других в наиболее удобном для ее применения месте
  • зоны для подготовки к постановке звуков, выработке воздушной струи, речевого дыхания /артикуляционную, тембральную, фонематический слух/ лучше расположить возле зеркала
  • рядом друг с другом должны находится зона мелкой моторики и словаря /во время упражнений с пальчиками дети могут повторять то или иное слово с опорой на картинку или предмет, «учить пуговки выговаривать слова», слоги, звуки/
  • общую театральную зону можно сделать из тональной, интонационной, эмоционального контакта и фразовой речи
  • акустическая зона продолжает зону тонального восприятия, оптическая – зону фразы
  • зона психических процессов должна быть около мотивационной зоны
  • зона общей моторики – около пространственной

Таким образом,  четкое разграничение зон можно увязать с их взаимозависимостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.

Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....

Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"

Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...

Положение о логопедическом пункте

Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности логопедического пункта...

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте

1.1.       Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном  бюджетном дошкольно...

Положение о логопедическом пункте ДОУ 2017-2018 учебный год

Положение о логопедическом пункте ДОУ  2017-2018 учебный год...

ПОЛОЖЕНИЕ «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении»

   Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта (далее логопункт) для детей дошкольного возраста муниципального  дошкольного образовательного учреждения...