ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте
методическая разработка на тему
1.1. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении, реализующем образовательную программу дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_logopunkte.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
решением Педагогического совета приказом № 188 от 03.08.2015 г
протокол № 4 от 03.06.2015г. Заведующий___________
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 5 «Звоночек»
- Общие положения
- Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5 «Звоночек» (далее Учреждение), реализующем образовательную программу дошкольного образования.
- Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014;
- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Уставом Учреждения.
1.4. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения.
1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Цели, задачи
2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее – Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими образовательной программы дошкольного образования.
2.2 Основными задачами Логопункта являются:
- обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников Учреждения;
- своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
- обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;
- профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников Учреждения;
- профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего возраста;
- обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения по преодолению речевых нарушений;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
3. Направления деятельности Логопункта
3.1. Коррекционное:
- создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:
- отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования.
3.3. Профилактическое:
- создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
3.4. Просветительское:
- создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
4. Организация комплектования Логопункта
4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи: фонетическое недоразвитие (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФН), дизартрия различной этиологии (ФН. Дизартрия м.п., ФФН. Дизартрия м.п.).
4.2. В первую очередь в Логопункт Учреждения зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования.
4.3. Обследование ребёнка осуществляется учителем – логопедом и другими специалистами ПМПк по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.
При выявлении речевых нарушений ДОУ направляет ребёнка на городскую ПМПК для комплексного диагностического обследования при условии согласия родителей или лиц их заменяющих.
4.4. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников является заключение ПМПК города.
4.5. На основании речевых заключений, выданных городской ПМПК, в соответствии со списком воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 15 сентября, приказом заведующего утверждается список зачисленных в Логопункт на текущий учебный год.
4.6. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 25 воспитанников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной речи.
4.7. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи:
- осуществляется из числа воспитанников, указанных в списке, утвержденном заведующим Учреждения;
- проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
4.9. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 – 2, 3-х лет. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет:
ФН до 6 месяцев;
ФН. Дизартрия (м.п.) до 1 года;
ФФН до 1 года;
ФФН. Дизартрия (м.п.) до 2 лет.
5. Организация коррекционной работы Логопункта
5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с речевыми заключениями.
5.2. Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные занятия.
5.5. Продолжительность занятий определяется:
- для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных 15-20 минут;
- для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут.
5.6. Периодичность проведения индивидуальных занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников.
5.7. Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
6. Участники коррекционной работы Логопункта
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей Учреждения.
6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с речевыми заключениями, выданными городской ПМПК.
6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных занятий в Логопункте.
6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи.
6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) Учреждения:
- по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт;
- по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в Логопункт.
6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.
6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта.
6.2. Воспитатель:
6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.
6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.
6.2.3. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы.
6.2.4. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.5. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.6. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
6.2.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
6.2.8. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
6.3.Заведующий Учреждения:
6.3.1. Обеспечивает условия:
- направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;
- направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
6.3.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению утверждает список детей, зачисленных в Логопункт.
6.3.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта.
6.4. Заместитель заведующего:
6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
6.4.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи.
6.4.4. Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы.
6.4.5. Контролирует:
- применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
- соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки;
- динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт.
6.5. Родители (законные представители):
6.5.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
6.5.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.
7. Документация Логопункта
7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт.
7.2. Адаптированная программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста в условиях Логопункта.
7.3. Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста в условиях Логопункта.
7.4. Циклограмма занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
7.5. Табель посещаемости индивидуальных занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
7.6. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт.
7.7.Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в Логопункт.
7.8. План индивидуальной коррекционной – развивающей работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
7.9. Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт.
7.10. Отчет о результативности коррекционной работы.
Приложение 1
Заявление родителя (законного представителя)
о зачислении ребёнка в Логопункт
Заведующему МБДОУ «Детский сад № 82 «Сказка»
Е.Н. Останиной
от__________________________
ф.и.о. родителя
Заявление
Я, (Ф.И.О.) ______________________________________________________,
с целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушения речи
прошу зачислить моего ребенка ________________________________________
ф.и.о. ребенка
в логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка» (далее – Учреждение) с _______________ 20___г.
Обязуюсь:
1. Информировать Учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни.
2. Создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
3. Взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.
В случае длительного отсутствия моего ребенка в Учреждении согласен (на):
- на его отчисление из Логопункта;
- последующее его зачисление в Логопункт при наличии свободных мест.
Ф.И.О.
родителя (законного представителя) _________________
роспись
«___»__________ 20___г.
Приложение 2
Список воспитанников, зачисленных в Логопункт
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
№ | Группа | Фамилия, имя, отчество воспитанника | Речевое нарушение | Заключение ПМПК (при ОНР указать № протокола, дату ПМПК ) | Срок обучения | Дата зачисления |
Приложение 3
Годовой план работы учителя-логопеда
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
(рекомендуемая форма)
месяц | Вид деятельности | Срок проведения (по декадам) |
1. Организационно-методическая деятельность | ||
Указываются: - плановые методические мероприятия Учреждения (работа психолого-медико-педагогического консилиума, участие в работе творческих и других групп, утвержденные городские мастер-классы, участие в ГМО и др.); - методические мероприятия с педагогическими работниками Учреждения направленные на решение годовых задач Учреждения и коррекционно-педагогических задач (педагогические советы, консультации, круглые столы, совещания и т.д.). | ||
2. Диагностико-профилактическая деятельность | ||
Указываются: - плановые мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи (мониторинг речевого развития детей, подбор диагностического инструментария, изучение материалов диагностики усвоения детьми содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования и т.д.); - мероприятия по обследованию детей, зачисленных в Логопункт, заполнение речевых карт и т.д. | ||
3. Контрольно-аналитическая деятельность | ||
Указываются: - мероприятия, направленные на решение годовых задач Учреждения (участие в проверках Учреждения, взаимопросмотрах занятий с детьми и др.); - мероприятия по подготовке отчетов, аналитической информации и т.д.) | ||
4. Взаимодействие с родителями | ||
Указываются: - плановые мероприятия Учреждения (родительские собрания, дни открытых дверей, заседания клубов с родителями детей Учреждения и т.д.); - мероприятия с родителями детей, зачисленных в Логопункт (собрания, групповые и индивидуальные консультации, беседы, семинары, практикумы и т.д.). |
Приложение 4
Календарный план проведения индивидуальных и подгрупповых занятий
с воспитанниками, зачисленными в Логопункт
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
(рекомендуемая форма)
В данном плане указывается планирование коррекционно-развивающей работы с детьми.
Указывается:
- дата проведения индивидуального и подгруппового занятия;
- фамилия, имя ребенка, детей подгруппы;
- содержание, формы, методы и приемы, используемые на конкретном занятии.
Приложение 5
Журнал мониторинга речевого развития воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
№ п/п | Дата обсле-дования | Ф.И. ребенка | группа | Состояние речи | Умственное развитие | Логопе дическое заключение | Рекомен дации | |||||||||
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | Словарный запас | Грамматический строй | Слоговая структура речи | Связная речь | Просодическая организация речи | Счет | Форма | Цвет | Классификация | ||||||
Приложение 6
Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82
«Детский сад комбинированного вида «Сказка»
№ п/п | Ф.И. ребенка | Возраст | Группа | Речевое заключение | № протокола ПМПК (для ОНР) | Дата ПМПК (для ОНР) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Результат коррекционной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.
Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....
Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"
Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...
Положение о логопедическом пункте
Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности логопедического пункта...
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.(Утверждено приказом Главного управления образования Курганской области № 358 от 05.05.05.)
I. Общие положения1. Логопедический пункт для детей дошкольног...
Положение о логопедическом пункте ДОУ 2017-2018 учебный год
Положение о логопедическом пункте ДОУ 2017-2018 учебный год...
ПОЛОЖЕНИЕ «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении»
Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта (далее логопункт) для детей дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения...