Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.
проект по логопедии по теме

Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Название учреждения ЯМР

УТВЕРЖДАЮ:

Директор   _______________ Ф.И.О. руководителя

«_____»___________________2015г.

ПОЛОЖЕНИЕ

 о логопедическом пункте МОУ Название учреждения.

1.Общие положения

1.1.    Настоящее положение о логопедическом пункте МОУ Название учреждения (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10.

1.2.   Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в МОУ Название учреждения (далее – Учреждении), основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.

1.3.    Логопедический пункт открывается руководителем Учреждения при         наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-        технических, программно-методических и кадровых условий с целью         раннего         выявления  и преодоления отклонений в развитии устной         речи детей дошкольного возраста.

1.4.  Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с легкими речевыми нарушениями, в возрасте 3 – 7 лет на  одну ставку).

1.5.        Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или руководителя Учреждения.

2. Основные задачи логопедического пункта

2.1.    Основными задачами логопедического пункта являются:

- осуществление диагностики речевого развития детей 3-7 лет;

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;

- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее - ПМПК);

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

 3. Организация деятельности логопедического пункта в Учреждении

3.1.    Комплектование логопедического пункта  осуществляется по разновозрастному принципу из числа обучающихся 3-7 лет с нарушениями речи, посещающих Учреждение.

3.2.        Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется в порядке живой очереди согласно журналу регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи (Приложение № 1), преимущество при зачислении отдается детям 5-7 лет.

3.2.1.        Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе логопедического обследования, которое проводиться учителем-логопедом Учреждения ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, результаты обследования фиксируются в журнале логопедического обследования (Приложение № 2)

3.2.2. Список детей, зачисленных на логопедический пункт, разрабатывается учителем-логопедом, согласуется старшим воспитателем, утверждается руководителем Учреждения (Приложение № 3). Зачисление на логопедический пункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей) (Приложение № 4).  Родители (законные представители) имеют право отказаться от зачисления на логопедический пункт, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде (Приложение №5).

3.2.3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт,  заполняется речевая карта (Приложение № 6 и №7) и индивидуальный план коррекционной работы (Приложение №8).

3.3.          На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонетические, фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей  с не осложненной формой общего недоразвития речи (далее - ОНР) 4 уровня речевого развития (далее - ур.р.р.),  (по Р.Е. Левиной).

3.3.1. Общее количество детей зачисленных на логопункт не должно превышать 20 человек, одновременно логопедическую  помощь получают  12-15 детей.

3.3.2.        Не подлежат приему на дошкольный логопедический пункт дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключения:  ОНР (1,2 ур. р.р.);  ОНР (3 ур.р.р.); ОНР (3 ур.р.р.), дизартрия; ОНР (3 ур.р.р.), ринолалия; заикание; системное недоразвитие речи; системное нарушение речи; афазия.

3.3.3.         Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного  обследования специалистами ПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа от прохождения ПМПК необходимо получить с родителей (законных представителей)  письменный отказ (Приложение №9).

3.3.4. В случае если ПМПК рекомендует специализированное учреждение, но родители (законные представители) отказываются от перевода в специализированное учреждение, то необходимо взять с родителей (законных представителей)  письменный отказ (Приложение №10).

3.3.5. В исключительных случаях ребенок с тяжелым нарушением речи или дети с другими ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть зачислены на логопедический пункт в рамках инклюзивного образования, но в таком случае количество зачисленных на логопункт снижается из расчета 1:2 или 1:3 в зависимости от тяжести диагноза. На каждого ребенка с ОВЗ ПМПк составляет адаптированную образовательную программу (Приложение №11)

3.4.           Выпуск детей из логопедического пункта производиться в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития.

3.5.        Прием новых детей на логопедический пункт производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.

3.6.        Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей.

3.6.1.         Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, согласно циклограмме, утвержденной   руководителем Учреждения.

3.6.2.         Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и  «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1 2660-10. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

3.6.3. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе Учреждения.

3.6.4. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.

3.7.           Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель Учреждения.

3.8.          Распределение рабочего времени учителя-логопеда составляется следующим образом: 85% - работа с детьми, 15% - организационная и методическая работа.

4. Руководство работой логопедического пункта

4.1.         Контроль над работой всех логопедических пунктов при Учреждениях ЯМР осуществляет управление образования администрации ЯМР.

4.2.        Непосредственный контроль над работой  логопедического пункта осуществляет руководитель Учреждения.

4.3.        Руководитель Учреждения  обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционной         и педагогической работы; подбирает педагогов для коррекционной работы.

4.3.1.Учителем-логопедом   назначаются   лица   с   высшим   педагогическим   или дефектологическим образованием с квалификацией  учитель-логопед, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других   высших психических функций, индивидуальной и подгрупповой   коррекционной работы, теоретическими и практическими знаниями в     области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с   требованиями квалификационной характеристики.

4.3.2.                 Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

5. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса

5.1.         Участниками    коррекционно-образовательного    процесса     на           логопедическом пункте    являются: ребенок,  родители   (законные           представители),   учитель-логопед, воспитатель, администрация        Учреждения.  

5.2.        Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в  Конвенции         ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и         ФГОС ДО.

5.3.        Родители   (законные           представители) создают в семье условия         благоприятные для общего и речевого развития ребенка.         Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению         речевых нарушений ребенка.  

5.4.         Учитель-логопед проводит обследование речевого развития детей         Учреждения,  регистрирует список обучающихся, нуждающихся в         логопедической помощи.

5.4.1.Подготавливает список детей, зачисленных на         логопедический пункт         на         учебный год, в соответствии с         предельной наполняемостью,         установленной п. 3.3.1. настоящего         Положения.

5.4.2.Определяет периодичность, продолжительность проведения         индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте. 5.4.3.Планирует, проводит коррекционную работу с детьми, зачисленными         на логопедический пункт по исправлению нарушений  в развитии         устной речи.

5.4.4.Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.         Составляет индивидуально ориентированные коррекционные         мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых         образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в         развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.

5.4.5.Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых         нарушений обучающихся, зачисленных на логопедический пункт.         Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы         логопедической помощи.

5.4.7.        Взаимодействует с педагогическими работниками Учреждения,         родителями         (законными представителями):

- Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам,         родителям (законными представителями), информирует о ходе         коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

- Проводит повышение педагогической компетентности родителей         (законных представителей) детей, посещающих Учреждение в         вопросах развития и воспитания детей         дошкольного возраста,         имеющих речевые нарушения.                                              5.4.8.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,         территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 5.4.9.Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по         речевому развитию         детей,          зачисленных на Логопедический         пункт.                                                                                              5.4.10.Ведёт необходимую         документацию по планированию,         проведению         коррекционной         работы (Приложение №12).                                                              5.4.11.Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной         работы логопедического пункта руководителю Учреждения до 30 мая         по форме (Приложение №13).

5.4.12. Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов                 ЯМР.

5.4.13.Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется         согласно действующим нормативным документам.

5.4.14. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все         льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска,         порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные         законодательством РФ для учителей сельских образовательных         учреждений. 

5.5.         Воспитатель создает предметную развивающую среду для         своевременного речевого развития и профилактики нарушений в         развитии устной и письменной речи детей всей группы.

5.5.1. Проводит мониторинг усвоения содержания        образовательной         программы дошкольного образования детьми, зачисленными на         логопедический пункт.

5.5.2.         Наблюдает за ходом речевого развития  детей, диагностирует         предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих,         задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи.

5.5.3.         Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную         работу по речевому развитию детей, зачисленных на логопедический         пункт.

5.5.4.         Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных         мероприятий,  обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений         в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических         особенностей детей, зачисленных на логопедический         пункт.

5.5.5.         Осуществляет контроль над правильным произношением         скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе         автоматизации у детей, зачисленных на логопедический         пункт, во         всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

5.5.6.         Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными         представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной         программы детей, зачисленных на логопедический         пункт.

5.5.7.         Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных         представителей) детей, зачисленных на логопедический         пункт.         Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

5.6.        Администрация Учреждения обеспечивает создание условий для         проведения с детьми коррекционно-педагогической работы.

5.6.1.         Подбирает педагогов для коррекционной работы.

5.6.2.        Обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием,         учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной         работы согласно рекомендуемому списку (Приложение №14).

6. Материально-техническая база и финансовое         обеспечение логопедического пункта

6.1.            Для логопедического пункта в Учреждении выделяется кабинет,         отвечающий требованиям         СаНПиН.

6.2.            На администрацию Учреждения возлагается ответственность за         оборудование         логопедического пункта, его санитарное состояние и         ремонт.

6.3.            Логопедический пункт финансируется Учреждением, на базе которого         он создан.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

ЖУРНАЛ

РЕГИСТРАЦИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

(название Учреждения)

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

№ группы

Логопедическое заключение

Дата зачисления на логопедический пункт

Дата выпуска (вывода)

из логопедического пункта, причина.

1

2

3

4

5

6

7

Приложение № 2 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

ЖУРНАЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 (название Учреждения)

№ п/п

Фамилия, имя, дата рождения ребёнка

№ группы

Дата обследования

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие и дифференциация звуков

Слоговая структура

Лексико-грамматическая сторона

Особенности поведения.

Логопедическое заключение и рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Предварительный просмотр:

Приложение № 3 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Список детей, зачисленных на логопедический пункт

(название Учреждения)

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения ребёнка

Номер группы

Логопедическое заключение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Руководитель Учреждения                                               ______________Ф.И.О.

Ст. воспитатель Учреждения                                            ______________Ф.И.О.

Учитель-логопед Учреждения                                          ______________Ф.И.О.

Приложение № 4 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

                                                                                         

Руководителю Учреждения Ф.И.О.

Заявление

о зачислении на логопедический пункт.

Я, (Ф.И.О.) ________________________________________________________,

прошу зачислить моего ребенка (Ф.И. ребенка) _________________________

__________________________________________________________________

на логопедический  пункт (название Учреждения).

Обязуюсь выполнять следующие требования: 

  1. Создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития         ребенка.
  2. По рекомендации учителя-логопеда обращаться к невропатологу, ортодонту и др.
  3. Систематически посещать логопедические занятия.
  4. Выполнять методические рекомендации учителя-логопеда. На каждое занятие приносить рабочую тетрадь ребенка.
  5. Поставленный учителем-логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка.
  6. По приглашению учителя-логопеда посещать консультации, родительские собрания.

В случае невыполнения мною требований  претензий по результатам коррекции речи иметь не буду.

Примечание: При систематическом невыполнении требований или длительных пропусках ребенок может быть выведен из логопункта через комиссию. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест.

С условиями зачисления ознакомлен(а).

Подпись:  ________________________

Дата: «______»______________20___г.

Приложение № 5 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Руководителю Учреждения Ф.И.О.

Отказ

 от зачисления на логопедический пункт.

Я, (Ф.И.О.)  ________________________________________________________

отказываюсь от зачисления своего ребенка (Ф.И. ребенка)  ________________

__________________________________________________________________

на логопедический пункт (название Учреждения) и проведения коррекционно-развивающих занятий в связи с _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

С речевым диагнозом ребенка ознакомлен(а). Рекомендации от учителя-логопеда получены, о последствиях предупрежден(а). Претензий к логопедическому пункту (название Учреждения)  не имею.

                                                                           «____» ___________ 20____ г.

Подпись родителя (законного представителя) __________________

Приложение № 6 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Речевая карта

логопедического пункта  (название Учреждения).

(обследование ребенка 3-4 лет)

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

возраст _______________группа_________________________________________________

Слух________________________________зрение___________________________________

Состояние артикуляционного аппарата:

- Губы (норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, вывернутые) др.____________

- Зубы (норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, адентия) др.______________________

- Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой) др._______________

- Твердое небо (норма, высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое) др.___________

- Мягкое небо (норма, укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается не достаточно, не сокращается) др.__________________________________________________

- Язык (норма, массивный, маленький, укороченный, тонкий, толстый) др.______________

- Подъязычная уздечка (норма, укороченная, короткая, не эластичная) др.______________

- Саливация (нормальная, повышенная) др._________________________________________

- Состояние мимической мускулатуры (норма, лицо амимично)др._____________________

- Подвижность речевого аппарата (норма, нарушена плавность и четкость переключения движений, апраксия) др._________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ «улыбка» ___________________«рупор» ________________________

высунуть язык на нижнюю губу ____________ высунуть язык на верхнюю губу_________ «часики» ____________________________«качельки»_______________________________ «улыбка» — «трубочка» ________________________________________________________

пощелкать язычком __________________ «лопатка»_________________________________

произнести звук а при широко открытом рте _______________________________________

Звукопроизносительная сторона речи:

- Общее звучание (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное, назализованное)др.____________________________________________________________

Голос (норма, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусноватый)др.______________

Темп (норма, убыстренный, замедленный). Плавность (норма, запинки, заикание). Сила (норма, сильный, слабый, затухающий).

 Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неровное) др.___________________

Нарушения звукопроизношения ( искажения – И, пропуски = 0, замены = какой звук, смешения - /)

Гласные а, и, у, о_______________Йотированные я, ю, е, ё___________________________

С

С

З

З′

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л′

Р

Р′

Б

П

Т

Д

К

Г

Х

В

Ф

М

Н

Звукослоговая структура слов: простых ______многосложных _________со стеч.________

муха ___________ тигр ______________ пчела_________________ жираф ______________

медведь _________________панда______________ машина __________________________

обезьяна__________________  динозавр _________________верблюд__________________

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.

Покажи, где зайчик __________________ Возьми снеговика__________________________

Возьми машинку _________________Поставь снеговика в машинку ___________________

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ (шапка, рукавицы, игла, очки, ножницы, зонт)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?_______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? _______________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? _________________________________________

Чем будешь резать бумагу? _____________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?_______________________________________

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Спрячь зайчика в коробку___________Поставь зайчика на коробку_________________

Спрячь зайчика под коробку _____________Поставь зайчика за коробку_____________

4. НАЙДИ КАРТИНКУ.

Покажи, где шар и шары ___________________Покажи, где гриб и грибы ______________

Покажи, где кукла и куклы ___________Покажи, где яблоко и яблоки__________________

1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ.

Скажи, как мычит корова ______________

Скажи, как мяукает кошка ______________

Скажи, как блеет барашек ______________

2. ДАЙ КАРТИНКУ.

Покажи, где коса и коза __________________Покажи, где уточка и удочка _____________

Покажи, где ложки и рожки______________Покажи, где мышка и мишка ______________

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы ____________________________________________________________________

Части тела ____________________________________________________________________

3. РАССКАЖИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТИНКЕ.

Мальчик играет на дудочке______________________________________________________

Девочка рисует ________________________________________________________________

Девочка поливает цветы ________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей _______________________________________________________

Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр, латерализация не сформированна)др._______

Особенности общего и речевого поведения (общительный, замкнутый)др._____________

Логопедическое заключение:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала логопедических занятий (зачисления на логопункт)_______________________

Результаты коррекционных занятий, рекомендации на дальнейший период_____________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата окончания логопедических занятий, причина__________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись учителя-логопеда___________ расшифровка подписи________________________

Приложение № 7 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Речевая карта

логопедического пункта  (название Учреждения)

(обследование ребенка 5-6 лет)

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

возраст _______________группа_________________________________________________

Слух________________________________зрение___________________________________

Состояние артикуляционного аппарата:

- Губы (норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, вывернутые)др.____________

- Зубы (норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, адентия)др.______________________

- Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой)др._______________

- Твердое небо (норма, высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое)др.___________

- Мягкое небо (норма, укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается не достаточно, не сокращается)др.__________________________________________________

- Язык (норма, массивный, маленький, укороченный, тонкий, толстый)др.______________

- Подъязычная уздечка(норма, укороченная, короткая, не эластичная)др._______________

- Саливация (нормальная, повышенная)др._________________________________________

- Подвижность речевого аппарата(норма, нарушена плавность и четкость переключения движений, апраксия)др._________________________________________________________

- Состояние мимической мускулатуры (норма, лицо амимично)др._____________________

Звукопроизносительная сторона речи:

- Общее звучание (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное, назализованное)др.____________________________________________________________

- Голос (норма, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусноватый)________________

- Темп (норма, убыстренный, замедленный)др._____________________________________

- Плавность (норма, запинки, заикание)др._________________________________________

- Сила (норма, сильный, слабый, затухающий)______________________________________

- Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неровное) др.___________________

- Состояние звукопроизношение (норма, искажения – И, пропуски = 0, замены = какой звук, смешения - /)

С

С′

З

З′

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л′

Р

Р′

Б

П

Т

Д

К

Г

К

Х

В

Ф

М

Н

Звукослоговая структура слов: простых ______многосложных _________со стеч.________

пуговицы ____________________________ карандаши_______________________________

сковорода ____________________________ матрешки _______________________________

аквариум ___________________________  фотоаппарат ______________________________

Шапка и шубка — вот и весь мишутка.____________________________________________

Оса боса и без пояса.___________________________________________________________

Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша. __________________________________

У Лары красный шар и голубой шарф _____________________________________________

Фонематическая сторона речи:

- Фонематическое восприятие (норма, нарушено незначительно, нарушено грубо) _______  - Фонематический анализ (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо) _____________

- Фонематический синтез (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)  ____________ - Фонематические представления (норма, нарушены незначительно, нарушены грубо)____

повторение серии слогов и слов:

РА-ЛА-РА ________________________ША-ША-СА ________________________________

СА-ЗА-ЗА ____________________________БА-ПА-БА ______________________________

ТА-ДА-ТА ____________________________ДЭ-ДЭ-ДЕ ______________________________

КА-ГА-КА ____________________________ТЕ-ДЭ-ТЭ ______________________________

ВЭ-ФЭ-ФЕ _________________________        ___ЛЭ-ВЭ-ЛЭ _____________________________

кот-год-кот ____________________________том-ком-гном ___________________________

том-дом-ком___________________________ мак-бак-так ___________________________

Импрессивная речь:

Пассивный словарь (соответствует возрасту, ниже возрастных норм, в пределах обихода, нулевой уровень)_______________________________________________________________

Экспрессивная речь:

Словарный запас (соответствует возрасту, ниже возрастных норм, в пределах обихода, отсутствие вербальной речи)др.__________________________________________________

Лексико-грамматический строй речи:

Сущ.

ед.ч.

Сущ.

мн. ч.

Р. п.

мн. ч.

Р. п.

ед.ч.

Употребление

предлогов

Стол

В

За

Окно

На

У

Лоб

Под

Над

Ухо

К

От

Стул

Между

Около

 Ведро

Из-за

Из-под

Словообразование

Существительные

с уменьшительно-ласкательным

значением

Антонимы

Дверь

Мягкий

Гнездо

Далекий

Река

Старый

Утюг

Острый

Палец

Узкий

Относительные

прилагательные

Притяжательные

прилагательные

Стул из дерева

Нос лисы. Чей?

Стакан из стекла

Ухо собаки. Чье?

Сумка из кожи

Лапа медведя. Чья?

Дом из кирпича

Пальто мамы. Чье?

Пакет из бумаги

Ботинки папы. Чьи?

Связная речь:

Пересказ (С, В, Н[1]) ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рассказ по серии сюжетных картин (С, В, Н) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ по картине (С, В, Н) ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр, латерализация не сформированна)др._______

Особенности общего и речевого поведения (общительный, замкнутый)др._____________

Логопедическое заключение:____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала логопедических занятий (зачисления на логопункт)_______________________

Результаты коррекционных занятий, рекомендации на дальнейший период_____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата окончания логопедических занятий, причина__________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись учителя-логопеда___________ расшифровка подписи________________________

Приложение № 8 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-логопеда

логопедического пункта (название Учреждения)

с _________________________________________________________________

(Ф.И. ребенка)

на _____________________________учебный год.

Коррекционная работа:

1. Постановка звуков ________________________________________________

2. Автоматизация звуков_____________________________________________

3.  Дифференциация звуков___________________________________________

4. Развитие фонематического слуха.

5. Развитие речевого дыхания и голоса.

6. Развитие подвижности и нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.

7. Воспитание самоконтроля за речью.

8. Развитие памяти, внимания, мышления.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

10. Развитие связной речи.

11. _______________________________________________________________

12.________________________________________________________________

13.________________________________________________________________

14.________________________________________________________________

15.________________________________________________________________

Взят(а) на индивидуальные логопедические занятия___________ раза в неделю.

Логопед _______________________________/__________

Родители ознакомлены ______________________________________________

Приложение № 9 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Руководителю Учреждения Ф.И.О.

ОТКАЗ

Я ________________________________________________________________

отказываюсь от оказания консультативной помощи для своего ребенка __________________________________________________________________

на ПМПК г. Ярославля в связи с ______________________________________

 __________________________________________________________________

С речевым диагнозом ребёнка ознакомлен(а). О последствиях предупрежден(а)

«_____» ___________20____г.     Подпись____________________

Приложение № 10 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Руководителю Учреждения Ф.И.О.

ОТКАЗ

Я ________________________________________________________________

ознакомлен(а) с заключением ПМПК своего ребенка __________________________________________________________________

и отказываюсь от перевода  своего ребенка в рекомендуемое учреждение. Преимущества специализированного образовательного учреждения в достижении максимального коррекционного эффекта мне разъяснены.

О последствиях я предупрежден(а).

«_____» ___________20____г.     Подпись____________________

Приложение № 11 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

Структура Адаптированной индивидуальной образовательной программы:

• титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной индивидуальной образовательной программы);

• пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи);

• индивидуальный учебный план;

• содержание программы, включающее в себя три основных блока:

образовательный компонент;

коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления

коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.

воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;

• заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.

Приложение № 12 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

Документация логопункта:

  • положение о логопункте;
  • должностная инструкция;
  • список детей, зачисленных на логопедический пункт;
  • журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи;
  • график работы;
  • циклограмма;
  • речевые карты  детей, зачисленных на логопедический пункт;
  • индивидуальные планы коррекционной логопедической работы на каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт;
  • годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на текущий год;
  • журнал логопедического обследования;
  • журнал учета индивидуальных консультаций;
  • индивидуальные рабочие тетради  детей зачисленных на логопедический пункт;
  • отчет учителя-логопеда о проделанной работе за прошедший учебный год;
  • паспорт логопедического кабинета.

Приложение № 13 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемая форма)

Отчет учителя-логопеда (название учреждения)

о проделанной работе за ___________учебный год.

1. Ф.И.О.

2. Логопедический пункт  (название учреждения).

3. Количество детей: обследовано __________, из них с речевой нормой________, с ФНР __________ФФНР __________, с др. речевыми нарушениями (указать)

4. Зачислено на логопедический пункт____________.

5. Результат коррекционной работы (кол-во и  %).

- выход на возрастную речевую норму___

- с улучшением____

- без изменения____

6. Количество детей, оставленных для продолжения занятий (причина)

7. Дидактический и наглядный материал, изготовленный в текущем учебном году.

8.  Логопропаганда (работа логопеда с родителями, воспитателями, др.).

9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, подготовка вопросов на педсовет, посещения МО и выступления на МО и т.д.).

Приложение № 14 к Положению о логопедическом пункте

 дошкольного образовательного учреждения ЯМР

(рекомендуемый список)

Материально-техническое        обеспечение логопедического пункта

1.  Столы и стулья  по количеству детей, занимающихся в подгруппе.

2.  Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3.  Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной  работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

4.  Зеркала 9x12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

5.  Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула - для ребенка и для учителя-логопеда.

6.  Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов. На логопедическом пункте при ДОУ учителю-логопеду должна выделяться определенная норма этилового спирта (по количеству детей) согласно  Приказа № 245 от 30 августа 1991 года Министерства здравоохранения СССР «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения».

7. Технические средства обучения.

8.  Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

9. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.

10. Учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями, альбомы для работы над звукопроизношением.

11. Различные речевые игры.

12. Методическая литература.

13. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.


[1] С — самостоятельный, В — по вопросам, Н — не справился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"

Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...

Положение о логопедическом пункте

Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности логопедического пункта...

Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте

1.1.       Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном  бюджетном дошкольно...

Проект положения для логопедического пункта

Проект положения о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ Школа № 842...